KORG Legacy Collection виртуальный, но настоящий…
22 августа 2005
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .
pic

Классическое звучание Корговской серии MS почти через 30 лет обрело вторую жизнь. В начале прошлого года KORG выпустил набор виртуальных инструментов Legacy Collection, чем привлек внимание многих музыкантов, желающих получить классику MS20 у себя на Mac. Модное звучание теперь доступно практически каждому способному выложить пару сотен зеленых бумажек и добавить в свой инструментарий, кроме MS 20 еще и Polysix, а также монстра морфного звука WaveStation.

Но… Все по порядку. Для начала обзор «железной» серии MS.
Первые синтезаторы были модульными, то есть их основные элементы (генераторы, фильтры, LFO) были выполнены в виде отдельных блоков, которые можно было свободно соединять друг с другом кабелями, организуя таким образом процесс создания и изменения звука. Модульные синтезаторы всегда стоили недешево, а сейчас, когда они стали предметом коллекционного интереса, их цены выглядят особенно цинично. Впрочем, есть инструменты, которые представляют близкую к модульным синтезаторам степень свободы коммутации, но за гораздо меньшую цену.
Когда в 1978 году на выставке Musikmesse появились несколько странные, непрограммируемые, монофонические синтезаторы серии MS фирмы Korg, именно они привлекли наибольшее внимание, хотя на этой выставке были также впервые представлены такие заметные инструменты, как Prophet 5 и Oberheim OB 1. Отличительная особенность аналоговых синтезаторов серии MS (являющихся упрощенным вариантом полифонических синтезаторов серии PS) — наличие коммутационной панели, обычно встречающейся только в модульных синтезаторах.

pic

MS 20
Клавиатура в 37 клавиш. Два генератора: первый может производить треугольную, пилообразную, импульсную (с изменяемой шириной) формы волны и белый шум; второй — пилообразную, прямоугольную, импульсную формы волны и кольцевую модуляцию. Пропускающие фильтры высокой и низкой частоты с резонансом, применив оба, можно получить пропускающий фильтр полосы частот. Два генератора огибающих: типа D.A.R. (Delay Time, Attack Time, Release Time) и типа H.A.D.S.R. (Hold Time, Attack Time, Decay Time, Sustain Level, Release Time). Генератор низкой частоты (в MS 20 он называется генератором модуляции) позволяет производить модуляцию высоты тона или фильтра. Формы волны LFO: треугольная, импульсная, их сочетание.

Исполнительские контроллеры: колесо и кнопка.
Внутренние соединения в MS 20 формируют стандартный путь звука, модулируемого с генераторов огибающей и LFO. Тем не менее есть также большая коммутационная панель с 35 разъемами (джеки), которые можно использовать для соединения различных частей синтезатора, что отменяет внутренние соединения. Таким образом, можно получать как простые звуки с помощью внутренних соединений, так и сложные, чаще встречающиеся в модульных системах. Возможна обработка фильтрами внешнего источника звука, отслеживание высоты тона и запуск с внешнего источника, случайное управление фильтром или высотой тона.
Большую роль в формировании специфического звука MS 20 играют его фильтры. Пропускающий фильтр низкой частоты довольно обычный, двухполюсный (12 дБ/окт), но вместе с пропускающим фильтром высокой частоты и возможностью резонанса обоих фильтров, а также модулирования практически чем угодно, это действительно уникальное устройство.

pic

Процессор внешнего сигнала позволяет управлять синтезатором при помощи внешнего источника звука, например голоса или другого синтезатора. Процессор включает в себя входной усилитель, пропускающий фильтр полосы частот, преобразователь частота-напряжение для отслеживания высоты тона и т. д. Например, MS 20 можно управлять с MIDI-синтезатора или гитары, или его собственный генератор шума можно использовать для создания случайных импульсов, которые могут запускать огибающие очень специальным образом.
Столь интересные возможности, а также невысокая цена (в два раза дешевле, чем Minimoog) предопределили успех MS 20 на момент его появления в 1978 году. Однако инструмент никогда не считался особенно классным: звучание его несколько металлическое, а странная форма не способствовала появлению с ним на сцене. При увеличении уровня резонанса фильтра громкость звука снижается до тех пор, пока фильтр не начнет самовозбуждаться, тогда громкость резко увеличивается. Модуляция вводится кнопкой, что звучит не так естественно, как введение ее колесом.

Впрочем, инструмент неплохо держит строй, способен производить хорошие басовые звуки и имеет встроенный преобразователь высоты тона в напряжение.
Современная цена: около $350.

pic

MS 20 имеет несколько родственников: монофонические синтезаторы MS 10 и MS 50, вокодер VC 10 и аналоговый секвенсор SQ 10, которые были созданы в визуальном и электронном соответствии друг другу; сюда же можно отнести полифонических монстров PS 3100, PS 3200 and PS 3300. Эта машина в настоящее время используется очень многими весьма именитыми музыкантами, среди которых есть и Стиви Вандер, и новые романтики электроники Royksopp.

MS 10
Облегченный вариант MS 20. Клавиатура в 32 клавиши, один генератор, одна огибающая, один усилитель, нет пропускающего фильтра высоких частот, нет процессора внешнего сигнала, нет преобразователя высоты тона в напряжение. В остальном те же возможности. Современная цена: около $250. В недавнем прошлом замечен на сцене у Telepopmusic.

MS 50
Модуль расширения предназначен для MS 20, но может работать совместно с любыми инструментами. Внутренних соединений в нем нет, все делается коммутационными кабелями. Клавиатуры тоже нет, зато есть генератор (треугольная, пилообразная и прямоугольная формы волны), фильтр с резонансом, два усилителя (один только для звука, другой можно использовать как для звука, так и для управляющих сигналов), два генератора огибающей — один типа ADSR, другой типа HDAR (Hold/Decay/Attack/Release), генератор модуляции (по-нашему — LFO) с треугольной, двумя типами пилообразной и прямоугольной формами волны. MS 50 содержит также и другие, иногда довольно необычные части: генератор портаменто, инвертор, кольцевой модулятор, S&H, генератор шума, делитель и вольтметр. Звук генератора и фильтра не такой грубый, как у младших братьев. Вместе с MS 20 составляет отличный басовый синтезатор.
Не часто встречается, поэтому стоит от $400 и выше.

pic

SQ 10
Аналоговый секвенсор. Имеет три канала по 12 шагов каждый, может контролировать высоту тона, фильтр или другой параметр, управляемый напряжением. Работает в разных режимах: переключения между каналами 1 и 2, перехода к следующему шагу при получении сигнала триггера, воспроизведения канала (при получении сигнала триггера) с повторением или без повторения. Секвенции длиной до 24 нот. Современная цена около $250.

Дополнения
Для синтезаторов серии MS было выпущено несколько дополнений. Небольшая черная коробочка MS 02 преобразует стандарт интерфейса Korg герц/октава в стандарт Roland и Moog вольт/октава. Столь же небольшая и столь же черная коробочка MS 03 добавляет к MS 10 возможности запуска при помощи внешнего звука и отслеживания его высоты тона, как в MS 20. Педаль MS 04 использует внутренний генератор низкой частоты для создания двух напряжений на выходе, которые можно применять для модуляции, глиссандо и в заключение добавлю, что сейчас, когда обострился интерес к аналоговым инструментам вообще и модульным системам в частности, синтезаторы

pic

Korg серии MS входят в моду.
Набор Legacy Collection ($599) для Windows и MacOS X состоит из виртуальных инструментов, имитирующих классические синтезаторы компании Korg, программных эффектов, а также аппаратного MIDI-контроллера MS-20iC. Инструменты можно использовать автономно или в виде плагинов формата VST и Audio Unit. Все программы оптимизированы под процессоры Apple G4 и Intel Pentium 4. Поддерживаются частоты дискретизации от 44,1 до 192 кГц.

Виртуальный инструмент MS-20 имитирует двухосцилляторный монофонический аналоговый синтезатор MS 20, появившийся в 1978 году. Его отличительной особенностью, сразу привлекшей внимание, является наличие коммутационной панели, обычно встречающейся только в модульных синтезаторах. Поддерживается кольцевая модуляция осцилляторов, есть пропускающие фильтры высоких и низких частот с функциями самовозбуждения и перегрузки. К возможностям оригинальной модели программный имитатор добавляет полифонию (до 32 голосов), режим унисона (до 16 голосов), свободное назначение внешних источников модуляции, синхронизацию с MIDI-Clock.

pic

Контроллер MS-20iC, предназначенный для использования с виртуальным инструментом MS-20, подключается к компьютеру по USB. Внешне он воспроизводит оригинальный синтезатор в масштабе 4:5. Есть динамическая мини-клавиатура в 37 клавиш, 32 вращаемых регулятора (один с переключателем), четыре вращаемых селектора, 35 коммутационных гнезд (монофонические мини-джеки), одно колесо, один переключатель. Питание осуществляется по USB. Габариты контроллера 478 x 229 x 200 мм, масса 3,9 кг.

Виртуальный инструмент Polysix имитирует одноименный шестиголосный аналоговый синтезатор, выпускавшийся с 1981 года и отличавшийся наличием эффектов (хорус, фейзер, ансамбль), аккордовой памяти и арпеджиатора. В программном варианте те же добавления, что и у MS-20.

Обе имитации аналоговых синтезаторов используют разработанную компанией технологию CMT (Component Modeling Technology), моделирующую отдельные электронные компоненты (транзисторы, конденсаторы, резисторы и т. д.) и их взаимодействие в оригинальных инструментах.

Программа Legacy Cell (также может использоваться автономно или в виде плагина) позволяет создавать комбинации из двух инструментов (MS-20 и/или Polysix), двух инсертных эффектов и двух мастер-эффектов (всего 19 алгоритмов: компрессор, лимитер, овердрайв, эквалайзер, фленджер, фейзер, хорус, дилей, ревербератор и др.). Возможно наложение звуков (с динамическим переключением слоев) и создание клавиатурных зон, назначение контроллеров на управление параметрами инструментов и эффектов. Есть 256 готовых перфомансов. Поддерживается MIDI-контроллер microCONTROL.

pic

Виртуальный инструмент Wavestation имитирует одноименный цифровой векторный синтезатор, появившийся в 1990 году. Wavestation позволяет микшировать сигналы с четырех осцилляторов, а также воспроизводить последовательности волн. Программный вариант имеет максимальную полифонию 32 голоса, содержит все 484 оригинальные формы волны (в том числе с модели Wavestation SR) и 55 эффектов, а также осцилляторы (32), фильтры (32), генераторы огибающей (64), LFO (64). Прилагаются все пресеты: 550 перфомансов и 385 пэтчей. Возможен импорт SysEx-данных инструментов серии Wavestation.

Плагин MS-20FX позволяет использовать инструмент MS-20 в качестве процессора эффектов, обрабатывая сигнал фильтрами и модуляционными функциями. Плагин MDE-X делает доступными 19 эффектов из программы Legacy Cell.
Системные требования: Windows XP, процессор Intel Pentium 4 1,5 ГГц, Pentium M (Centrino) 1,3 ГГц, Celeron 1,8 ГГц или AMD Athlon XP/2000+, 256 Мб RAM (512 Мб рекомендуется), экранное разрешение 1024 x 768, для работы в автономном режиме аудиоинтерфейс с драйверами ASIO, DirectSound или MME; MacOS X 10.2.6 или выше, G4 800 МГц (рекомендуется G4 1,25 ГГц), 256 Мб RAM (512 Мб рекомендуется), экранное разрешение 1024 x 768, для работы в автономном режиме аудиоинтерфейс с драйверами Core Audio. Для авторизации необходим доступ в Интернет.
В свою очередь, могу сказать, что сейчас я просто не мыслю работы по саунд-дизайну в своих трэках без этой штуковины. Последняя работа на 80% сделана на Legacy. Всем, кто ищет настоящее аналоговое звучание и никак не может позволить себе «железного» аналога, могу порекомендовать KORG. И последнее.… Если кому без надобности железный аналоговый синтезатор любой модели, любого года выпуска, даже советский, то с радостью рассмотрю предложение о покупке…

lipsticker@yandex.ru

pic
Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте