IP-телефония-новая услуга филиала ТШТТ АК «Узбектелеком»
25 августа 2005
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Б. Алиев.
pic

IP-телефония — технология, которая используется в Интернете для передачи телефонных разговоров. Услуга IP-телефонии — это возможность совершать междугородные и международные звонки в любое удобное время с любого телефонного аппарата, имеющего возможность переключения в тональный режим, причем по ценам ниже обычных.

Как работает IP-телефония?
При традиционном телефонном разговоре между абонентами создается соединение с постоянной скоростью передачи 64 Кбит/сек. независимо от того, идет ли разговор или образовалась пауза. В технологии IP-телефонии поток пакетов в моменты молчания отсутствует, а речь сжимается по одному из выбранных алгоритмов кодирования (вплоть до соотношения 10:1), что значительно уменьшает требуемую для разговора полосу пропускания.

В традиционном варианте человеческий голос в виде аналогового сигнала передается по телефонным проводам через выделенное подключение. Поэтому количество одновременных соединений, осуществляемых через одну телефонную ветвь, ограничено.

IP-телефония, осуществляющая телефонные переговоры при помощи сети Интернет, снимает подобные ограничения. В IP-телефонии голосовой сигнал преобразовывается в цифровую форму, шифруется, разбивается на так называемые пакеты и посредством Интернета доставляется получателю. На другом конце цифровые пакеты декодируются, преобразуются в понятный человеку голосовой сигнал.
Качество связи в IP-телефонии можно оценить следующими основными характеристиками:

• уровень искажения голоса
• частота «пропадания» голосовых пакетов
• время задержки.

По первым двум характеристикам качество связи значительно улучшилось в сравнении с начальными версиями решений IP-телефонии, которые допускали искажение и прерывание речи. Улучшение кодирования голоса и восстановление потерянных пакетов позволило достичь уровня, когда речь понимается абонентами достаточно легко. Существующие на сегодняшний день решения IP-телефонии позволяют достичь такого же качества связи, как связь по обычной телефонной сети через спутник, которую обычно оценивают как связь удовлетворительного качества.

Время задержки можно уменьшить благодаря следующим трем факторам:

1. Во-первых, совершенствуются телефонные серверы. Их разработчики борются с задержками, улучшая алгоритмы работы.
2. Во-вторых, развиваются частные (корпоративные) сети. Их владельцы могут контролировать ширину полосы пропускания и, следовательно, величину задержки.
3. В-третьих, развивается сама сеть Интернет. The Internet Engineering Task Force (IETF) вместе с операторами сетей Интернет предлагают новые технологии — такие, как Reservation Protocol (RSVP), которые позволяют резервировать полосу пропускания.

Платформа IP-телефонии филиала ТШТТ АК «Узбектелеком» отвечает всем техническим требованиям, предъявляемым к сетям IP-телефонии.

pic

Узел IP-телефонии ТШТТ согласно рекомендациям ITU-T H.323 представляет собой набор следующих устройств, соединенных по IP-сети:

1. Шлюз (gateway) — устройство, подключенное к IP-сети и к телефонной сети. Его функции:

• ответ на вызов вызывающего абонента
• установление соединения с удаленным шлюзом
• установление соединения с вызываемым абонентом
• сжатие, пакетирование и восстановление голоса.

Таким образом, шлюз — это основная и неотъемлемая часть архитектуры IP-телефонии, непосредственно соединяющая телефонную сеть с сетью IP.

2. Диспетчер (gatekeeper) — это дополнительное устройство, подключенное только к IP-сети и несущее в себе всю логику работы сети IP-телефонии. Его основные функции:

• аутентификация и авторизация абонента
• распределение вызовов между шлюзами
• биллинг.

В первых шлюзах функции диспетчера в их примитивном виде выполнялись самим шлюзом. С развитием технологии и ростом сетей IP-телефонии функции диспетчера были вынесены в отдельный модуль.
Управлением и контролем работы диспетчера занимаются специалисты филиала ТашТТС АК «Узбектелеком».

Добавление IР-телефонии в список услуг ТШТТ потребовало некоторой модернизации применяемой биллинговой системы. Система биллинга выполняет функцию определения персонального номера абонента и проверку его пароля, занимается ведением баз данных всех переговоров различных абонентов (учитывает продолжительность каждого разговора, остаток средств на счете, автоматически исключает из счета абонента стоимость состоявшегося разговора). Она же управляет системой взаиморасчетов с клиентами.

pic

ТШТТ выступает на рынке телекоммуникационных услуг Узбекистана как провайдер IP-телефонии 2-го уровня (региональный провайдер) и как местный оператор услуг IP-телефонии.

Таким образом, архитектура платформы IP-телефонии ТШТТ представляет собой подключение в телефонную сеть шлюза, который предоставляет непосредственный интерфейс абоненту и осуществляет кодировку, сжатие и пакетизацию голоса и его восстановление. Весь механизм взаимодействия и учет производится диспетчером. Эти два компонента у разных производителей могут называться по-разному, но все они выполняют функции, описанные выше.

Общий принцип действия телефонных серверов IP-телефонии таков: с одной стороны, сервер связан с телефонными линиями и может соединиться с любым телефоном мира. С другой стороны, сервер связан с провайдером 1-го уровня. Сервер принимает стандартный телефонный сигнал, оцифровывает его, значительно сжимает, разбивает на пакеты и отправляет на верхнего провайдера по назначению с использованием протокола TCP/IP. Для пакетов, приходящих из сети на телефонный сервер и уходящих в телефонную линию, операция происходит в обратном порядке. Обе составляющие операции (вход сигнала в телефонную сеть и его выход из телефонной сети) происходят практически одновременно, что позволяет обеспечить полнодуплексный разговор.

Для получения высокого качества услуги IP-телефонии на ТШТТ используются высокоскоростные каналы Ethernet, выделенная IP-сеть и высокотехнологичное оборудование производства Cisco Systems. Надо сказать, что компания Cicso является безусловным лидером в производстве оборудования для сетей IP-телефонии. Эта технология остается одним из приоритетных направлений инвестиций Cisco Systems. Ежегодно компанией в ее развитие вкладывается около 1,5 млрд. долларов.
Как и во всем мире, ТШТТ в настоящее время оказывает услуги IP-телефонии по предоплаченным картам. Покупая карточку, абонент вперед оплачивает нужное количество времени переговоров и потом, по мере надобности, его использует. Карточки содержат специальную информацию — своеобразный пароль (номер счета, PIN-код), по которому IP-телефонная система узнает своего законного пользователя. Купив такую карточку, абонент может разговаривать с другими городами и странами с обычного городского телефона, переключив его в тональный режим.

Низкая цена на звонки по IP-телефонии объясняется тем, что голосовой трафик (поток данных) направляется по каналам IP, а не по дорогостоящим междугородным телефонным линиям. Для примера приведем некоторые тарифы ТШТТ за оказание услуг IP-телефонии по странам мира.

pic

Как видно из таблицы, стоимость звонков по IP-телефонии по некоторым направлениям в два и более раз ниже, чем при традиционной связи. Доступ к услугам IP- телефонии из любого уголка нашей страны до сервера, расположенного в городе Ташкенте, осуществляется бесплатно, поэтому наше предприятие ищет дилеров для распространений карточек IP-телефонии по всей республике.

Услуги IP-телефонии, оказываемые ТШТТ, позволяют жителям нашей страны совершать телефонные звонки в другие города и страны по низким тарифам. И самое главное, что для осуществления этого вида связи не нужно устанавливать дополнительного оборудования и даже не обязательно быть пользователем сети Интернет. Нужно просто купить пластиковую карточку ТШТТ, на которой указаны телефоны и код доступа, и говорить в режиме IP-телефонии с другими городами и странами с обычного городского телефона. К тому же карточки ТШТТ являются универсальными и обеспечивают возможность как пользования IP-телефонией, так и доступом в Интернет.

Статистика исходящих звонков из Республики Узбекистан в другие государства мира свидетельствует, что более 80% звонков выполняется в страны СНГ. Кроме того, довольно большой процент составляют звонки в страны Ближнего Востока (Арабские Эмираты, Израиль), Турцию, Южную Корею, США и другие. Нетрудно подсчитать, какие суммы сэкономят абоненты, пользуясь услугами IP-телефонии от ТШТТ.
Интернет фундаментально изменяет наши представления и о телефонии, и о способах коммуникации. Хотя телефонные сети и сети передачи данных сосуществуют в течение десятилетий, они развивались независимо друг от друга. IP-телефония объединила их в единую коммуникационную сеть, которая предлагает мощное и экономичное средство связи.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте