ALCATEL предлагает, COSCOM располагает
20 сентября 2005
Рубрика: Мобильная связь.
Автор: Алексей Минин.
pic

В прошлом месяце сначала в Интернете, а следом и в печати прошла небольшая информация о подписании контракта между двумя структурами. Компания Аlcatel объявила о подписании документа на расширение мобильной сети GSM/GPRS, принадлежащей сотовой компании COSCOM, одному из ведущих операторов мобильной связи Узбекистана на основе своего нового оборудования. Дальше следовали перечисления определенных технологических стандартов. Но так как это было, не совсем понятно основной массе жителей страны, я решил объяснить преимущества, которые получат обычные абоненты, решившие пользоваться уже новой для себя связью. Причем еще в этом году.

Заинтересовала меня не стоимость контракта. А она, к слову, «потянула» на 16 миллионов евро (что немало для компании, работающей в нашей стране!), а то, что «мобильные решения Alcatel NGN позволят узбекско-американской компании COSCOM внедрить все лучшее в отрасли, ориентированное на пользователя, и предложить привлекательные и полезные услуги». Из опубликованного пресс-релиза меня заинтересовала именно эта фраза. Что же в ней необычного? Дело в том, что сегодня все компании сотовой связи, работающие в Узбекистане, предлагают все новые и новые виды услуг. Подключиться и пользоваться обычной мобильной связью уже недостаточно. Конкуренция между компаниями диктует необходимость не только предлагать качество в своей основе, но и различные сервис-услуги.

В настоящий момент на этот сектор приходится порядка 30% всех доходов телекоммуникационного рынка, но 2006 год аналитики называют последним годом бурного экстенсивного развития за счет роста абонентской базы. Хотя с этим утверждением можно и поспорить. Особенности мобильной связи Узбекистана и России и далее Европы в некотором смысле различны. Что же касается нашей республики, то, как утверждают компетентные в этом вопросе люди, период после 2006 года может стать для нас новым подъемом интереса к беспроводным технологиям. Подтверждением может быть то, что повышающийся уровень экономики страны тут же отражается интересом потребителей к дополнительным услугам. Пример Казахстана, соседа по региону, как нельзя лучше иллюстрирует эту картину. Но, тем не менее, диалектика такова, что далее все равно должен начаться новый виток конкуренции на основе качества и разнообразия услуг, что обычно сопровождается снижением тарифов на базовые услуги связи. Впрочем, все это мы наблюдаем у нас уже сегодня. Узбекистан — одно из первых государств, где реально создавалась конкуренция в мобильном секторе услуг. Сейчас можно сказать определенно, что конкуренция начала набирать новые обороты. И во многом все это благодаря новейшим технологиям, предлагаемым партнером компании в лице Alcatel, их оборудованию, способному продвигать новейшие услуги.

pic

Для того чтобы обеспечить требуемое рынком разнообразие, операторам придется вкладывать существенные инвестиции в создание новой или модернизацию существующей сетевой инфраструктуры, способной поддерживать технологии 2,5G, 2,75G, 3G и т. д., а также соответствующие мультимедийные сервисы.

Правда, стоимость телекоммуникационного оборудования постоянно снижается, особенно в области мобильной связи – в этом секторе ежегодное снижение цен на оборудование операторского класса достигает десятков процентов.
Такая ситуация устраивает производителей лишь до определенной поры – пока темпы роста доходов от продаж оборудования для обслуживания быстро растущей абонентской базы превышают темпы падения цен на оборудование. Как только потенциал роста абонентской базы будет исчерпан, наступит время пересмотра вендорами своей ценовой политики, иными словами, период ценовой конкуренции завершится. А задача внедрения новых сервисов операторами связи, наоборот, перейдет из сферы теоретических предположений в плоскость обязательных практических действий. В выигрыше окажется тот оператор, который сможет адекватно оценить вызовы новой эпохи конвергенции и правильно использовать новинки технологий и бизнес-стратегий, предлагаемых поставщиками технических решений.

pic

Но все же что нас ждет впереди? Основные тенденции развития рынка телекоммуникаций сегодня связаны с различными проявлениями конвергенции: объединение трафика различной природы (голос, видео, данные) в рамках единой услуги, предлагаемой пользователю; появление на рынке, помимо традиционных операторов мобильной связи, виртуальных операторов (MVNO), а также других поставщиков мобильных услуг. Помимо тенденции интеграции мобильной и фиксированной связи в последнее время становится актуальным новый вариант конвергенции голоса и данных, получивший название Voice-Over-Wireless LAN. В его основе лежит идея поддержки сервисов передачи голоса по широкополосным каналам Wi-Fi, которая представляется привлекательной операторам как мобильной, так и фиксированной связи.

Конвергентное решение Wi-Fi/сотовая связь для сетей GSM/GPRS в виде архитектуры UMA (Unlicensed Mobile Access) уже прошло этап стандартизации и получило поддержку со стороны производителей инфраструктурного оборудования и абонентских терминалов, провайдеров услуг и отраслевых аналитиков. Последние видят несомненную перспективность такой интеграции в возможности избежать фрагментации технологического решения и тем самым снизить общую стоимость внедрения и эксплуатации.

Весь процесс такой «унаследованной» эволюции растягивается на несколько лет и требует постоянной инвестиционной подпитки: внедрение новых разработок вендоров связано с переходом на новые процессоры, заменой системных плат, обновлением операционной системы и прикладного ПО. Поскольку традиционные поставщики коммутаторов обычно занимаются разработкой ПО самостоятельно, то сервис-провайдеры вынуждены ожидать появления новой функциональности, теряя время и упуская возможный доход.

Конкурентоспособные операторы не могут просто ожидать появления новых решений у какого-либо вендора, наблюдая, как его абоненты уходят к более предприимчивым конкурентам. Для того чтобы не оставить себе единственное поле для конкуренции – стоимость услуги и не стать жертвой демпинга, операторы сами должны быть «инноваторами». Нужно держать в поле зрения все риски и перепрыгнуть на новую ступень технологического развития, которой соответствует концепция сети следующего поколения (NGN, Next Generation Network).

Напомню, что если совсем недавно было достаточно быть впереди благодаря предоставлению услуги международного автоматического роуминга, то сегодня на повестке стоят уже новые задачи. Чем же они интересны? Можно сказать, что критерием компании за последние годы стала гарантия за качество всех своих услуг. Иначе — качество и еще раз качество. Но конкуренция привела компанию к диверсификации услуг. То есть еще начиная с 2003 года, когда был впервые проведен тендер и компания начала работать только на новых условиях, возникло определение: качество, равноценное цене. И ныне СOSCOM опирается не только на принцип качества, но и возможность выбора. Alcatel и Motorola как нельзя лучше отражают все эти запросы. Именно с помощью их оборудования компания планирует провести как само техническое перевооружение, так и расширение самой сети в рамках программы «Фаза II». Что же планируется сделать в этом и следующем годах? СOSCOM первым пришел в те области или географическую местность, куда конкуренты не хотели идти из-за больших экономических издержек. Именно по этому принципу была расширена сеть не только в центре, но и по тем магистралям, что связывают наши малые города республики. И это может быть не менее важно в вопросе организации связи с любым уголком страны. Другая важная перспектива – это полное внедрение связи на тех участках трасс Шелкового пути, где дороги вплотную примыкают и связаны с другими республиканскими центрами. Иначе говоря, задача компании с помощью самого современного оборудования сделать прозрачной любую трассу. Находиться на связи в любой части страны порой очень важно, и компания должна гарантировать эту возможность. Проект этот очень дорогой, но и важный в масштабах республики. К примеру, только в этом году монтажные бригады должны установить около 150 новых базовых станций по всему Узбекистану.
У узбекских операторов мобильной связи есть время для подготовки к такому прыжку. Расчеты аналитиков показывают, что традиционное инфраструктурное оборудование будет соответствовать потребностям операторов еще лет пять, однако и оно будет постепенно изменяться в направлении главного вектора технологического развития.

pic

История как анализ
Примерно лет пятнадцать назад, когда мобильная связь носила нечто не определенное и фантастическое, я впервые увидел сотовый телефон. Впечатление было потрясающее! Могу сказать, что и сегодня тот телефон, напоминающий больше какое-то военное снаряжение — не то дистанционный пульт по запуску ракет, не то что-то еще, вызывает у меня в памяти противоречивое чувство и вопросы: зачем, почему и как всем этим управлять? А между тем игрушка эта была отнюдь не дешевая, а ее обладатели вызывали некое тихое восхищение у окружающих. Ведь такая «штука» была в среднем одна на миллион у целого населения нашей страны! Как все изменилось…

Самое же смешное, что та громоздкая трубка и сотовый телефон, что носят сегодня девушки, как пудреницу, или школьники у себя в кармане – это одно и то же. Все это сотовый телефон. Разница лишь в том, что время не только повлияло на размер предмета, но и на всю технологию в целом. Более того, те первые аппараты или, как их чаще называли, терминалы носили те же люди, что и сегодня. И одними из многих был целый набор различных телефонов фирмы Alcatel. Но, как известно, телефоны сами по себе не работают. Более того, нормальные люди просто даже и не задумываются, что оборудование, которое нужно для функциональной деятельности сотовой компании – это сложный технологический процесс. И Alcatel за все эти годы зарекомендовала себя как отличный поставщик подобной техники.

С первого дня работы СП COSCOM в республике европейские технологии внедрились как норма и стандарт цифровой связи GSM. Сначала это были базовые станции, а затем и первое «интеллектуальное» оборудование в виде коммутатора «Аlcate1000S12», на базе которого и стало возможным расширение сервисных возможностей всех ее абонентов. Напомню, что все это происходило поэтапно. С другой же стороны, изменения помогли компании COSCOM вовремя продвигать все свои новинки. Именно уже на базе новейшего коммутатора были расширены сервисные услуги компании, что «вылилось» в появление платформы PPS скрейдж-карт Real.

Установленная более чем в 80 компаниях по всему миру, она работает в разных сетевых средах и взаимодействует с коммутаторами всех производителей и интегрирована с множеством систем поддержки операций. Главное же, что любое решение является масштабируемым и может поддерживать от тысячи до миллионов активных предложений абонентов. Именно это позволило сделать новейшую услугу столь популярной. В числе возможностей у обладателей карт Real появилась не только возможность контроля за предоплатными звонками в режиме реального времени, но различные начисления, в том числе биллинг, в зависимости от места нахождения и применения нескольких тарифов к одному вызову, поддержка нескольких пакетов услуг и многое другое. Что же будет завтра?
Как я уже упоминал, завтрашний день ассоциируется только с новейшими предложениями и услугами. Без них ни одна компания не мыслит своего будущего. С другой же стороны, можно сказать, что современные услуги связи не менее важны не только в самом центре Узбекистана, но и во всех областных центрах. Именно поэтому еще в этом году компания намерена запустить абсолютно новый коммутатор Аlcatel, новейшую его версию Lm-9, но не в столице страны, … а в Самарканде, расширив тем самым абонентскую базу до 100.000. В самом же Ташкенте планируется создать еще более современный технологический узел.

В компании СOSCOM уже сегодня не только изучают потенциальный рынок, но и на базе приобретаемой техники рассматривают целую серию новых предложений. Технические инновации плюс расширение коммутационных мощностей и увеличение радиоемкости существенно увеличили возможности оператора. Еще в августе компания кардинально поменяла свою рыночную стратегию. Маркетинговый отдел предложил качественно новую политику в области тарифов, ориентированных на еще большие слои населения. И это не замедлило сказаться. Тарифный план «Мои друзья» вывел COSCOM в число лидеров по подключению абонентов в республике, переориентировав тем самым оператора на массовый рынок. Что же позволит сделать новое оборудование?

Прямо со своего мобильника его хозяин сможет перечислять деньги на оплату как своего телефона, так и любого по выбору, менять тарифный план, включать ту или иную новую функцию. С сентября нынешнего года появятся такие услуги, как курс валют, объявления, гороскопы и многое другое. Начнет действовать услуга, о которой многие долго мечтали: в режиме on-line пользоваться популярными и интересными играми. Для тех, кто не мыслит себя без своего любимого мобильника и не менее обожаемого компьютера, можно добавить, что их ожидает приход эры GPRS, WAP и популярных ныне ММS-услуг. И это еще не конец. Одним словом, техника! Включайтесь…

pic
Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте