Компьютерный рынок Узбекистана
Всегда в открытом доступе
21 сентября 2005
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .
pic

Любой быстрый рост практически всегда бывает неравномерным. Так и в активно растущем сегодня Узнете время от времени возникают свои «узкие» места или пустующие ниши, которые, впрочем, недолго остаются свободными.

Например, еще пару лет назад основное внимание интернет-сообщества было направлено на дизайн и уровень программной реализации сайтов. Сегодня же редкая встреча интернетчиков, будь то официальное мероприятие либо неформальный «круглый стол», обходятся без обсуждения проблемы контента, то есть содержания Узнета. В широком смысле под ним подразумевается как наполнение существующих, так и создание новых, интересных и, главное, полезных для пользователя сайтов.

Неудивительно, что, следуя известному закону спроса и предложения, таких ресурсов в узбекском секторе Интернета появляется все больше. Здесь и сетевые журналы самой разнообразной тематики (от секретов женской красоты до секретов информационной безопасности), и так называемые электронные доски объявлений, и различные сетевые сервисы и каталоги. Последние, кстати, считаются одним из самых перспективных направлений. Известно ведь, что значительная доля товаров в развитых странах мира выбирается с помощью Интернета.

Следуя этой логике, и возникла идея создания ресурса PC.uz — «Компьютерный рынок Узбекистана». Действительно, потребителю, будь то корпоративный пользователь или частное лицо, намного легче подобрать технику, если все предложения или, во всяком случае, большинство из них, представлены в одном месте. Это удобнее, чем поочередно открывать сайты отдельных поставщиков, разыскивая именно то, что нужно. Если организовать данные в виде каталога, потенциальный покупатель будет иметь возможность сравнить цены, условия поставки и выбрать самый выгодный для себя вариант.

pic

С другой стороны, присутствие на таком сайте-каталоге должно быть выгодно и продавцам, особенно если учесть бесплатное размещение. Это хорошая возможность заявить о себе и о своей продукции, причем в расчете на целевую аудиторию. Понятно ведь, что на сайт, который называется «Компьютерный рынок Узбекистана», зайдет только тот, кого этот рынок интересует.

Теоретически все выглядело безупречно, тем более что в Узбекистане на тот момент не было подобного ресурса — во всяком случае, активно действующего. Но, как обычно, жизнь внесла свои коррективы. На момент открытия сайта (май 2005 года) в его базе данных было всего… 7 компаний. И это при том, что в процессе подготовки к открытию, который шел более двух месяцев, предложения о сотрудничестве были разосланы более чем 100 адресатам. В их число вошли практически все операторы местного компьютерного рынка — продавцы компьютерной и оргтехники, разработчики программного обеспечения, интернет-провайдеры, фирмы по ремонту и обслуживанию.

Анализ причин такого явления выходит за рамки данной статьи, тем более что их, скорее всего, несколько. Здесь и инерция мышления: самая распространенная причина отказа от участия в проекте: «У нас уже есть свой сайт» (при ближайшем рассмотрении выяснялось, что посещаемость такого сайта в лучшем случае 5 человек в день). И вполне понятная осторожность: «А наши конкуренты (упоминается другая фирма) уже дали вам свой прайс-лист? Вот когда они дадут, тогда и мы дадим!». Возможно, к данной ситуации применимы и результаты исследования ПРООН: «Рынок ИКТ Узбекистана все еще не имеет четко устоявшейся инфраструктуры и в какой-то мере хаотичен»; «рынок по продажам на 70% находится в тени…».

Как бы там ни было, каталог, содержащий целых семь (!) компаний, открылся. Теперь сайт можно было увидеть в Интернете своими глазами, и число участников стало расти. Но со временем, как и положено проблемам, одну сменила другая: возросший объем информации. Ручной ввод прайс-листов занимал слишком много времени. Было решено создать программу, которая могла бы автоматически осуществлять экспорт данных из «любимого» формата sales-менеджеров Excel в базу сайта. Эта работа заняла 1,5 месяца, еще две недели потребовались для отладки и тестирования. Но сегодня такая программа есть, и она работает, помогая регулярно обновлять базу из более чем 4-х тысяч наименований товаров и услуг.

pic

Кроме размещения в каталоге (на середину августа число партнеров проекта достигло 50), фирмы имеют возможность сообщить о новых поступлениях или, наоборот, распродажах, тендерах, конкурсах и так далее. Руководители, офис-менеджеры, маркетологи могут провести экспресс-анализ цен и предложений на технику или оборудование или обзор интересующего их сектора рынка.

Учитывая, что достаточно большое число людей предпочитает покупать компьютер у частных лиц (собранный на заказ), на сайте есть «Частные объявления». Подобрать специалиста-«айтишника» поможет раздел «Работа», где бесплатно размещаются резюме и сообщения о вакансиях. Ну и, конечно, предусмотрены (вернее, уже задействованы) рекламные места для банеров и фотографий предлагаемой продукции.

Очень хочется, чтобы «Компьютерный рынок Узбекистана» со временем стали называть (и считать) порталом. Но в демократичной сфере IT-технологий это вряд ли возможно без привлечения «широких масс общественности». Первый шаг уже сделан — на сайте наконец-то появились авторские статьи, причем довольно спорные, чему мы очень рады. В ближайшее время откроется форум для их (и не только их) обсуждения. Мы готовы к любым формам сотрудничества, любому диалогу, в том числе в виде критики. Особенно если она пойдет на пользу общего дела содействия развитию IT-бизнеса в Узбекистане.
А вместо заключения хотелось бы поблагодарить тех «семерых смелых» руководителей, которые поверили в проект PC.uz еще до его открытия.

Agata Impex Ltd
BCC
GlobalNet
LG
Kvanta System
Nuron
UCD Micros

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте