Непонятное слово «юзабилити»
20 октября 2005
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .
pic

Сам же Данилов был опечален оттого, что взволновался
и не смог сдержать себя. И само по себе это было
нехорошо, но главное — даже мелкий жест его должен
был принести теперь беды ни в чем не повинным
существам, а приостановить что-либо Данилов
был уже не в силах

Владимир Орлов. Альтист Данилов

Так уж получилось, что в течение краткого промежутка времени пришлось работать в жюри двух интернет-конкурсов — «Звезды ТатНета» и «Award.kz». Занятие это хлопотное, требующее свободного времени и хорошего доступа к Сети. Приходилось работать в экстремальном режиме, надо было зайти на сайт, попытаться быстро составить о нем мнение. Для справки напомню, что в конкурсе Татарстана участвовали 82 сайта (с учетом повторов в разных номинациях — 100), в казахстанской премии было заявлено 611 претендентов, но допущено к участию 537 сайтов. Кроме того, сравнивать сайты надо быстро, в течение одного-двух дней, ибо трудно сравнивать открытый сейчас сайт с просмотренным неделю назад конкурентом.

Так вот, работа в стрессовом режиме выявила некоторые закономерности из области веб-дизайна или, как модно говорить, юзабилити. Причем надо добавить, что я ранее относился к дизайну как к третьестепенной категории, выдвигая вперед интересность и уникальность содержания. Рассуждения мои на эту тему в разных форумах вызывали у специалистов желание предложить мне послушать умных людей, а мои проекты часто критикуются за неудобное расположение материала. То есть я не специалист в этой области, но, тем не менее, хочу озвучить требования к сайтам, выполнив которые, их авторы сильно облегчили бы работу жюри, а значит, и повысили бы свое (дурацкое не понятное пока слово) юзабилити. При некоторой совокупности приведенных ошибок, едва открыв сайт, я сразу же говорил ему: «До свидания». Итак, по порядку.

Самое главное неудобство — попав на сайт, невозможно понять, о чем он! Напрягает и раздражает довольно чувствительно (особенно при просмотре третьей сотни сайтов). Вчитываешься несколько раз во фразы на главной странице, не найдя ответа, переходишь на страницу «О проекте» или «О нас» но, как говорит Жванецкий, «без того же результата». И жалко плюнуть и уйти, все думаешь, вдруг это шедевр вселенского масштаба, а я по скудоумию его пропущу, такие мысли еще больше утомляют, и приходится прощаться с претендентом. Так и не поняв — то ли это организация, то ли хобби, то ли склад идей… остается осадок из раздражения и некоторого чувства вины перед хозяином. Разработчики, прошу — большими буквами на самом верху: «Сайт посвящен тому-то и тому-то», хуже не будет! Хотя бы для таких тормозов, как я.

Высказал наболевшее, стало легче, однако движемся дальше. Черный или синий шрифт на фиолетовом фоне… Ну, что с ним поделаешь — и хочется прочесть, честно, но при всем желании не получается. Сожалею, но — до свидания.

Специально смотрел в Internet Explorer`e, чтобы не заморачиваться с проблемой совместимости браузеров, хотя, конечно, претенденты на победу должны красиво открываться во всех операх-мозиллах. Размер шрифта поставил максимальный, имею право. Многие сайты при этом разваливались самым несуразным образом, видно, что разработчики не задумывались о таком жестоком испытании для их гениальной верстки. Не то, чтобы сразу «До свидания», но приходилось непроизвольно морщиться-хмуриться. Не меньшим испытанием для психики был фиксированный микроскопический текст. (Поясню – если размер шрифта задан конкретно, через стили, то в интернет-эксплорере его нельзя уменьшить или увеличить, что очень неудобно. В Опере, Нетскейпе и Фаерфоксе проблема решается элементарно: Ctrl + — увеличить шрифт, Ctrl — — уменьшить.)

Очень не люблю, когда текст примыкает к границе блока без полей. Сразу портится настроение и, соответственно, впечатление от посещения. И если в тексте картинка — то тоже, текст не должен к ней прикасаться. Это не сложно — просто аккуратность верстки, но на восприятие влияет значительно.

Очень утомляет ступенчатый вход. Это когда открывается приглашение для захода на нашу страничку нажатием кнопочки «Вход». Никакими разумными доводами объяснить сей выверт невозможно, а встречается довольно часто. Мешало работать — открыв двадцать или тридцать (предположим) сайтов в разных окнах и обходя их, вдруг видишь, что треть из них еще ждет заветного клика, вспоминаешь разработчиков прохладными словами.

Это же справедливо и для предварительного выбора языка. Относится и к обоим конкурсам, и к Узнету. Открывайте сразу на одном из языков, предоставив возможность его выбора, тогда хоть часть посетителей, язык которых будет угадан, избавится от лишнего клика мышкой. Тем более что хороший разработчик знает посещаемость каждого «из языков» и может автоматом открывать самый популярный. При обсуждении проблемы в моем живом журнале один из специалистов Узнета предложил обрабатывать специальную переменную браузера, в которой записан язык, установленный в браузере по умолчанию – в зависимости от ее значения открывать страницу сразу на нужном языке. Такой вариант решения имеет свои плюсы и минусы, как-нибудь рассмотрим их подробнее.

Флэшка была отключена. И так я съел трафик у организации, приютившей меня на своей выделенной линии «пожюрить», загружать еще шедевры мультипликации в таком количестве не было ни желания, ни возможности. К чести разработчиков, почти у всех была версия без флэшки, оценка сайта от этого не пострадала, меню на флэше, кажется, не встретилось ни разу. Идеальный вариант использования флэшки — маленькая вставочка, оживляющая сайт, это высший пилотаж, до этого надо дорасти.

Еще, возможно придираюсь, но предложение большими буквами «Сделать домашней страничкой» и «Занести в избранное» сразу переносит нас в 1998 год. За несколько лет путешествий по Сети я ни разу не пользовался этими кнопками-ссылками, так как для этого есть более удобные возможности. Пусть будут, если так уж хочется, но малюсенькие и в уголочке.

В этот самый момент, если бы я обсуждал это в форуме, начинаются выкрики: «А ты кто такой?», «Пусть покажет свои работы» и так далее. Я не мастер, никаких высот не достиг, можете меня не слушать и делать по-своему. Мало того, многие из перечисленных грехов есть на моих сайтах. Но если хотите участвовать в конкурсах и побеждать в них, то стоит прислушаться.
Все сказанное до этого было лишь личными впечатлениями. Теперь предлагаю более основательное знакомство с затронутой проблемой.

С понятием «юзабилити» пользователи Интернета познакомились сравнительно недавно – в 1998 году, когда ведущий инженер компании Sun Microsystems Якоб Нильсен создал вместе с бывшим вице-президентом компании Apple Дональдом Норманом компанию Nielsen Norman Group, занимающуюся разработками в области веб-юзабилити. Само по себе английское слово usability обозначает «практичность», «легкость и простоту использования», а есть и более близкое по смыслу слово «эргономика». За это время был получен 31 патент на разработки, которые и легли в основу всех работ, посвященные этой теме. Сейчас он ведет рубрику «Users First!» на Ziff-Davis Network, «Deconstrusting» в журнале Internet World и «Alertbox» на своем сайте www.useit.com

pic

Если говорить сухим языком, то юзабилити — это мера качества пользовательского опыта, приобретенного при взаимодействии с продуктом или системой, например, веб-сайтом, программным приложением и т.п.

Если сказать проще, то юзабилити — это мера «дружелюбности» сайта, интерфейса программы и.т.п. Эта наука помогает сделать систему более понятной и естественной для пользователя. Если рассматривать это относительно сайта, то это значит, что пользователь, зайдя на сайт, не должен испытывать затруднений при работе: все должно быть понятно с первого взгляда, логично, продуманно, функционально. То есть юзабилити — комбинация факторов, оказывающих влияние на восприятие пользователем системы.

Юзабилити рассматривает такие факторы, как:

  • Простота обучения:
  • насколько быстро пользователь сможет освоить выполнение простых задач, если до этого он никогда не видел интерфейс системы?

  • Эффективность использования:
  • после того, как пользователь научился пользоваться системой, насколько быстро он сможет выполнять задачи?

  • Запоминаемость:
  • если пользователь работал ранее с системой, сколько он смог запомнить и не придется ли ему изучать систему снова?

  • Количество и серьезность ошибок:
  • как часто пользователь ошибается при работе с системой, насколько серьезны эти ошибки и как их исправить?

  • Субъективное удовлетворение:
  • в какой мере пользователю нравится работать с системой?

Якоб Нильсен говорит: «Изучение поведения пользователей в вебе показывает, что они плохо воспринимают медленные сайты и сайты со сложным дизайном. Люди не хотят ждать. Также они не хотят изучать, как пользоваться домашней страницей. Не существует таких вещей, как обучение веб-сайту или инструкция по веб-сайту. Люди хотят ухватить функциональность сайта сразу же после беглого сканирования страницы, то есть за несколько секунд».

Вообще известны два величайших авторитета в веб-дизайне – это Дмитрий Кирсанов и известный уже нам Якоб Нильсен. И если Кирсанов, автор настольной книги разработчиков, личность таинственная и скрытая от последователей, то Нильсен, наоборот, персона публичная, часто о себе напоминающая. Самым известным его творением, привлекающим периодически всеобщее внимание, служит хит-парад ошибок. То есть список самых распространенных ошибок сайтостроителей. Впервые такой хит-парад был составлен еще в 1996 году. Второй топ-лист ошибок появился лишь спустя три года, в 1999. Выдержав такой же трехлетний интервал, Нильсен опубликовал и третий хит-парад ошибок веб-дизайна. Среди основных недостатков веб-ресурсов в 2002 году Нильсен называет плохую реализацию поискового механизма, использование шрифтов фиксированного размера, использование больших блоков текста, не разделенных на фрагменты, использование в ссылках javascript, использование URL, превышающих по длине 75 символов, и так далее. Особо Нильсен выделяет отсутствие цен на коммерческих сайтах класса business-to-business, а также в обычных электронных магазинах на страницах товарных категорий и результатов поиска. Заклеймен как ошибка и горизонтальный скроллинг.

Зато следующий список Top10 ошибок web-дизайна за 2003 год вышел всего лишь через год – сказались, наверное, бурный рост и концептуальное изменение подходов к дизайну. Старожилы Неформального Форума Узнета помнят обсуждение этих ошибок http://forum.const.uz/index.php?showtopic=1377 Кратко – невнятное указание целей сайта, выделение архивов в отдельную область, необходимость указания даты документа, перегруженность альт-тега картинок и так далее.
И вот совсем недавно, 3 октября, на сайте Нильсена появилась десятка главных ошибок за 2005 год. На русском языке полностью они опубликованы на http://www.webmascon.com/topics/designdetails/33a.asp, разработчики уже их обсуждают. Опять знакомые слова – читаемость шрифтов, нежелательность флэши, подчеркивание ссылок и неподчеркивание не ссылок, выделение цветом посещенных ссылок и так далее. Мне приходится участвовать в разных сообществах, многие разработчики считают, что Якоб Нильсен немного не успевает за процессом и иногда явно не в теме новых тенденций. Опять же он рассматривает каждый сайт с точки зрения Интернет-магазина, у которого единственная цель – побольше продать. Но мы знаем, что этим не исчерпывается многообразие целей и тем сайтов. И совсем недавно, 17 октября, учитывая повальное увлечение блогами, Нильсен опубликовал топ-10 ошибок для блогов. (Первое, что смог перевести – отсутствие биографии автора, его фотографии, отсутствие заголовков тем, использование календаря для навигации – все верно.) Будем изучать и примерять. С поправкой на эффект «свадебного генерала» — авторитет его высок, его слушают, но делают по-своему. Во всяком случае, ему благодарны за введение в обиход этого понятия «юзабилити» и многолетнюю его разработку.

Для тех, кто хочет дополнительно поглубже познакомиться с темой.

1.Александр Феоктистов. «Юзабилити» – новое полезное слово в веб-разработке http://www.hostinfo.ru/tree/hosting/web/site/building/usability/intro
2.Поликарпов Роман. Что такое юзабилити? http://webstudent.net.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=48
3.Рациональное использование экранного пространства — http://nishtan.com.ru/modules.php?name=Articles&pa=showarticle&artid=30
4.www.useit.com – сайт Якоба Нильсена
5.http://www.webmascon.com – проект полностью посвящен юзабилити.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте