Познавательное прикосновение к информации…
или Знакомство с сенсорными киосками и технологиями
31 октября 2005
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Андрей Андрющенко, Сергей Литвак.
pic
Чудес не бывает», — сказал лектор
Дома знаний и исчез в облачке

История создания и развития сенсорных киосков
Новое время выдвигает новые требования к информационно-коммуникационным технологиям. Поэтому в настоящий момент очень актуальной областью приложения интеллектуальной энергии являются так называемые сенсорные киоски. И это несмотря на то, что разработки в этой области, которые привели, собственно, к созданию самих киосков, велись уже с середины 70-х годов.

Сенсорный киоск представляет собой многофункциональное и многоцелевое устройство, созданное на базе компьютера, предназначенное для автономной работы в общедоступных местах, что накладывает особые требования к надежности и вандалоустойчивости. В зависимости от дизайна они могут содержать то или иное оборудование, однако основной отличительной чертой их являются сенсорные экраны (Touch screen). Корпус сенсорного киоска может быть выполнен в напольном, настенном и прочем исполнении.

Развитие такой области, как сенсорные киоски, проходило «рука об руку» с остальной электронной и компьютерной техникой, являясь порождением последней и ее неотъемлемым элементом, непрерывно включая в себя все новейшие достижения в микроэлектронике, технологии производства, средствах коммуникации.
В начале 70-х годов были начаты исследования по созданию устройств ввода, посредством которых могла бы считываться с различных носителей, преимущественно бумажных, нанесенная графическим способом информация (например, гистограммы, кардиограммы и т.п.). Результатом явилась разработка первого «контактного сенсора» инструктором университета штата Кентукки доктором Сэмом Херстом (Sam Hurst).

pic

Данное устройство было запатентовано и названо ѕlograph» (электронные графики, или координатная измерительная система). Оно в отличие от современных сенсорных экранов было непрозрачным, однако явилось значимым событием в развитии сенсорных технологий. В 1974 году был разработан первый настоящий сенсорный экран с прозрачной поверхностью. А уже в 1977 году разработана и запатентована пятипроводная резистивная технология, наиболее популярная и по сей день.
Для большинства людей первая возможность посмотреть и попробовать в применении новую прозрачную панель, чувствительную к прикосновению (сенсорный экран), представилась в 1982 году на мировой выставке (Knoxville, Tennessee).
Уже в 1986 году была разработана и представлена на широкое обозрение технология емкостного сенсорного экрана. Начинается применение сенсорных экранов в прикладных проектах разнообразных компьютерных компаний, и параллельно идет расширение круга фирм, занятых производством в этой новой области электроники.

pic

В начале 1988 года началось массовое производство сенсорных экранов по двум новым для того времени технологиям. Это были четырехпроводная резистивная технология и технология, использующая принцип распространения акустической волны по поверхности стекла. В этом же году фирмой MicroTouch был выпущен драйвер (программа управления устройством ввода) сенсорного экрана для операционной системы Windows.

Развитие современных высокотехнологичных производств дает дополнительный импульс развитию данной области. На базе сенсорных экранов в 1993 году разрабатываются сенсорные интерактивные киоски, которые пока используются в узких информативно-справочных целях. С годами идет расширение сферы применения данных сенсорных киосков в области торговли, предоставления услуг, в том числе выхода в Интернет. В 1997 году начинается бум распространения киосков. Идет бурное развитие сайтов, ориентированных на электронную коммерцию (торговлю) с помощью киосков.

pic

В 1999 году начинаются публикации специализированного журнала «Киоск», который посвящен данной области и обращен к широкой публике.
В начале XXI века получает дальнейшее расширение география распространения и применения сенсорных киосков. Их нет, пожалуй, только в Антарктиде. Киоски располагаются в местах массового нахождения людей — вокзалы, аэропорты, магазины, официальные учреждения, — предоставляя весь диапазон возможностей по использованию справочной и прочей интересующей информации, в коммерческих целях и для игр.

2004 год ознаменовался массовым использованием киосков в области цифровых фотографических услуг, причем в такой степени, что некоторые аналитики предрекают, что фотокиоски станут убийцами традиционного бизнеса по обработке фотографий.

В 2005 году фирмой BISoft multimedia впервые в Узбекистане был разработан и выпущен первый многопрофильный сенсорный киоск с использованием сенсорного экрана, произведенного по технологии поверхностно-акустической волны, с новым программно-аппаратным комплексом восстановления.
И так день за днем сенсорные киоски вторгаются во все сферы человеческого бытия, становясь надежным спутником и опытным гидом в бескрайнем море информации и коммуникаций.

pic

Назначение сенсорных киосков
Сенсорные киоски широко распространены во всем мире и служат для выполнения разнообразных функций. Самой простой и наиболее часто используемой функцией сенсорного киоска является предоставление информации. Создание на их основе информационно-справочных и платежных систем позволяет клиентам компаний получать оперативный доступ к информации, используя самые передовые достижения в области информационных технологий, а также предоставлять клиентам такой уровень сервиса, о котором еще вчера приходилось только мечтать.
В таком качестве они могут использоваться в выставочных информационных системах и на стендах экспонентов, в музейных экспозициях, в транспортных системах. Информационные киоски обычно снабжены принтерами, позволяющими пользователю распечатать найденную с помощью терминала информацию.
Киоски могут широко использоваться в банковской сфере. И несмотря на то, что грани постепенно стираются, они имеют главную отличительную особенность, которая разделяет киоски и банкоматы. Киоски ориентированы на предоставление информации, услуг, в том числе и платных. А основным назначением банкомата является выдача наличных денежных средств.

pic

Часто сенсорные киоски совмещают в себе несколько разных функций и, кроме предоставления информации, дают пользователю возможность воспользоваться такими услугами, как оплата счетов, денежные переводы, заказ товаров с доставкой.
Сенсорные киоски позволяют сделать услуги и товары компании доступными широкому кругу потребителей, «перенести» их туда, где потенциальные клиенты бывают чаще всего, — в магазины, кинотеатры, торговые центры, общественный транспорт. Они предоставляют все услуги, предоставляемые компаниями для своих клиентов, исключая необходимость непосредственного участия персонала.
Использование такого киоска не требует от человека специальной подготовки и навыков работы с компьютером, так как взаимодействие пользователя с киоском осуществляется простым прикосновением пальца к сенсорному экрану. Кроме того, отсутствие клавиатуры, мыши, трек-бола или любого другого внешнего оборудования исключает возможность его поломки.

Из вышесказанного становится ясно, что киоски могут использоваться практически везде, где необходимы современный надежный способ подачи информации и интерактивное взаимодействие с клиентом.

Сферы применения сенсорных киосков
Все многообразие данного вида устройств, в последнее время получивших массовое применение, можно условно разделить по функциональному назначению и областям применения. Основными являются следующие:

• информационно-справочные киоски
• интернет-киоски
• сервисные киоски (платежные терминалы)
• рекламные киоски
• торговые киоски
• мультимедийные музыкальные киоски.

Информационными называют киоски, используемые для предоставления разного рода справочной информации. Они дают возможность получить ответ на интересующие и наиболее часто задаваемые вопросы, радикально снижая потребность в квалифицированном персонале для работы с клиентами и уменьшая количество обращений по телефону. Установленный в доступном месте, информационный киоск дает возможность клиенту обращаться за информацией в любое время — семь дней в неделю и 24 часа в сутки. Они устанавливаются обычно в выставочных павильонах, торговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах, правительственных учреждениях.

pic

Информационный киоск может также использоваться не только как изолированное независимое средство предоставления пользователю информации, но и как часть информационной сети любого уровня сложности. Именно это, а также совместимость с практически любой компьютерной периферией (принтеры, модемы, видеокамеры и пр.), делает его незаменимой частью сложных информационно-справочных систем (автоматизированные системы продажи билетов, справочные системы по крупным объектам — таким, как супермаркеты, музеи, администрации и т.п.) При установке таких устройств, как считыватели магнитных карт и монетоприемники, сенсорный киоск становится универсальным средством для оказания платных информационно-справочных услуг и приема платежей.

Наиболее распространенные места установки информационных киосков:

• финансовые и правительственные учреждения
• выставочные и гостиничные комплексы
• торговые центры
• исторические достопримечательности
• медицинские учреждения.

В правительственных учреждениях информационные киоски предоставляют информацию о заседаниях, конференциях, мероприятиях, режиме работы и приеме посетителей.

На предприятиях и в офисах с помощью информационных киосков может быть предоставлена информация о вакансиях, различного рода графики и новости. В приемных информационные киоски знакомят гостей с информацией о компании и показывают схему расположения залов заседаний, комнат отдыха и других помещений делового комплекса. Такие информационные киоски обычно связаны с единым информационным узлом компании.

pic

В банковских учреждениях информационные киоски служат для отображения изменения котировок, индексов, цен на бирже и других финансовых показателей, а также общую информацию об услугах банковской системы.
Установка информационных киосков на выставках, в выставочных залах и музеях позволяет обеспечить разные варианты информационно-справочного обслуживания посетителей.

При входе на выставку киоск предоставляет информацию о самой выставке, участниках, выставляемых объектах-экспонатах, об их местонахождении и времени работы, о текущих и будущих выставках, отвечает на самые распространенные вопросы и позволяет приобрести билеты. А также дает возможность посетителям зарегистрироваться, распечатать план расположения выставки.
Информационный киоск, установленный непосредственно вблизи экспозиции, показывает изображения экспонатов, дает подробную информацию о каждом из них, а также информацию об экспонатах, не представленных в экспозиции, но имеющих отношение к тематике выставки.

Размещение киоска в крупных торговых домах, магазинах, складах, оптовых базах создает условия для удобного применения его в качестве электронного взамен бумажного каталога товаров и услуг, а также электронного помощника продавцов, облегчающего поиск товара.
В медицинских учреждениях информационные киоски предоставляют информацию о режиме работы и приеме специалистов, об оздоровительных программах, симптомах заболеваний, средствах лечения и профилактики, а также показывают карты и схемы отделений и корпусов медицинского комплекса.

pic

Интернет-киоск предоставляет пользователю доступ в Интернет, возможность написать и сформировать письмо с помощью встроенной или всплывающей (экранной) клавиатуры, отправить и получить электронную почту, сделать заказ в интернет-магазине. Интернет-киоски могут быть снабжены видеокамерами и специальным программным обеспечением, позволяющим делать фотоснимки, записывать звук и видеоизображение, а затем послать все это по электронной почте.
В последнее время появилась тенденция совмещать интернет-киоски с обычными таксофонами. Предполагается, что причиной появления такого типа устройств стало желание коммуникационных компаний, владеющих сетью таксофонов, расширить спектр своих услуг, что не в последнюю очередь положительно сказывается на имидже и престиже компании, а также на ее доходах.

Интернет-киоск представляет собой компьютерную установку, оснащенную
сенсорным монитором, мощным процессором и подключением по выделенной линии к сети Интернет. Это простое и удобное средство доступа к любым информационным ресурсам, которое не требует наличия у пользователя специальных знаний. По опыту западных стран сеть из интернет-киосков может в перспективе охватить гостиницы, крупные торговые центры, вокзалы, ночные клубы и развлекательные центры.
Доступ в Интернет через интернет-киоск может оплачиваться пластиковыми картами или за наличный расчет. В первом случае в интернет-киоск должен быть встроен считыватель пластиковых карт — картридер, а во втором — купюроприемник.
Зарубежные специалисты предсказывают рост общего числа интернет-киосков только в США с двухсот до четырехсот тысяч в ближайшие три года. На практике многие интернет-киоски имеют достаточный или даже высокий уровень окупаемости, который делает данную область использования киосков инвестиционно привлекательной.

Места наиболее частого размещения интернет-киосков:

• государственные интернет-киоски со справочной информацией
• интернет-киоски коммуникационных компаний (интернет-таксофоны)
• интернет-киоски транспортных компаний для бронирования и продажи авиабилетов
• интернет-киоски туристических компаний для заказа экскурсий, туров.

Сервисные киоски помимо справочной информации предоставляют пользователю платные или бесплатные услуги. В число таких услуг чаще всего входят оплата счетов, денежные переводы, заказ товаров с доставкой. Необходимость использования сервисных киосков продиктована нуждами простых людей. В государственных учреждениях, например, применение сервисных киосков облегчает труд чиновников, ускоряет процессы делопроизводства и сокращает время ожидания. В коммерческих структурах применение сервисных киосков экономит время клиента и сокращает расходы компании на содержание сотрудников, выполняющих подобного рода работы.

pic

Сервисные киоски устанавливают обычно в государственных учреждениях для быстрого и качественного предоставления гражданам информационных услуг, компаниях, предоставляющих услуги мобильной связи. А также в банках и учреждениях банковской системы для авторизации клиентов и осуществления электронных платежей через локальную сеть или сеть Интернет.
Одним из направлений использования сервисных киосков является сфера оказания фотографических услуг. Фотокиоски позволяют клиенту перекачать файл из внешнего клиентского устройства (сотового телефона, фотоаппарата и т.д.) в киоск, отредактировать, добавить какие-то элементы в оформление, распечатать фотографию, записать на компакт-диск.

Сервисные киоски сокращают расходы по обслуживанию граждан и упрощают взаимодействие между служащими и гражданами. С другой стороны, киоск защищен от неправильного обращения и от различных случайностей (пролитые жидкости, грязь), что гарантирует его безотказную и долговременную работу.
Рекламные киоски рекламируют товары и услуги компании. Они являются беспроигрышным вложением средств. Потенциальные клиенты, интересуясь продуктами, которые представляет киоск, могут воспользоваться электронной системой платежей и получают всевозможные скидки при заказе товара или услуги с помощью такого киоска. Кроме того, рекламный киоск позволяет пользователю получить гораздо более детальную и точную информацию о товаре, нежели представленную торговым персоналом.

Рекламный киоск для продвижения торговой марки может помочь сократить затраты на обучение и содержание подготовленного персонала. Подобные киоски часто называют внутренними, автономными системами поддержки и стимулирования продаж в торговой точке. Все пожелания и отзывы потребителей благодаря использованию рекламных киосков аккумулируются и попадают к производителю рекламируемого продукта, который на основе полученной информации может проводить системный анализ и делать соответствующие выводы об усовершенствовании следующей партии своего товара или создании более адаптированного потребительскому спросу продукта.

Рекламные киоски обычно оснащаются электронными платежными и дисконтными системами. Привлекая потребителей возможностью получения скидки, они помогают производителю собрать необходимые ему отзывы о его товаре. Заполняя анкеты для получения скидки, потребитель снабжает компании ценной маркетинговой информацией.

Рекламный киоск часто представляет собой гибрид справочной и рекламной системы. Например, киоск в гостиничном вестибюле может включать описания хозяйственно-бытового обслуживания наряду с объявлениями внутренних магазинов, ресторанов, театров и прочих заинтересованных в рекламе организаций.
Рекламные киоски стараются размещать в точках розничной торговли, крупных торговых центрах, гостиничных холлах. Для специалистов очевидно удобство их использования в выставочных павильонах. С помощью такого киоска можно наглядно представить широкой аудитории всю необходимую информацию.
Возможность рекламных киосков проигрывать видеоролики и мини-презентации привлекает внимание рекламных агентств, заинтересованных в широком распространении разного рода информации.

Наиболее распространенные места установки и функции рекламных киосков:

•i-283• магазины и склады. Здесь рекламные киоски могут быть использованы для продвижения торговой марки. Магазин устанавливает рекламные киоски для стимулирования работы некоторых служб, например, служб упаковки и отправки подарков и букетов или доставки свежих праздничных тортов
• гостиничные холлы и парадные. Рекламные киоски снабжают туристов информацией и рекламируют услуги местных организаций ночных клубов, ресторанов, транспортных агентств.
• банковские учреждения. Рекламные киоски освещают перед потенциальными клиентами возможности и выгоды, которые они могут извлечь из банковского обслуживания, какие банковские услуги отвечают их интересам.

Торговые киоски, отпускающие товар, — это одновременно склад, магазин и электронный каталог товаров. Киоск выполняет все необходимые операции: показ и описание товаров, прием платежей и выдачу товара покупателю.
Некоторые виды торговых киосков обеспечивают весь процесс от производства до продажи продукта, параметры которого задает покупатель (например, поздравительные открытки или фотографии).

Торговые киоски позволяют оптимально использовать графику и элементы проектирования для реализации возможности индивидуального изготовления продукта. Многие компании с помощью киосков собирают информацию о предпочтениях и мнениях клиентов относительно своих товаров и услуг, не используя персонал. Поскольку сенсорные киоски рассчитаны на интерактивное общение, информационная система должна быть красочной, интересной, быстро реагирующей. Графические интерфейсы сенсорных киосков в сочетании со средствами мультимедиа позволяют добиться потрясающих результатов.

Торговые киоски являются конструктивно более сложными, чем все остальные разновидности киосков, но приносят большую прибыль и быстро окупаются. Их установка позволяет компаниям увеличить охват потребительского рынка при значительной экономии на аренде торговых площадей (например, автоматы для продажи билетов в театр, кино, на самолет).

pic

Распространенные места установки и функции торговых киосков:

• театры, музеи, транспортные агентства, вокзалы. Применение торговых киосков для продажи билетов
• магазины — продажа поздравительных открыток, компакт-дисков, видеокассет, расходных материалов для офисной техники и прочих сопутствующих товаров
• туристические бюро, аэропорты — продажа карт, журналов и газет.

Мультимедийные (музыкальные) киоски представляют собой аппаратно-программный комплекс, позволяющий получить посетителям учреждений развлекательного характера, бара, кафе или ресторана новую и приятную услугу. Это может быть воспроизведение мелодии, песни, музыкального клипа, караоке и тому подобное, что позволяет предприятию привлечь и развлечь большее число клиентов и положительно сказывается на доходности предприятия.

Сенсорный музыкальный киоск возрождает давно и незаслуженно забытые музыкальные автоматы 30-х — 70-х годов и предлагает совершенно новый вид развлечений. Сенсорный музыкальный киоск может содержать 10000 песен с возможностью увеличения их числа. Посетители сами оплачивают музыкальный заказ с помощью монетоприемника киоска. После получения оплаты киоск разблокируется и позволяет клиенту выбрать и воспроизвести ту или иную песню или мелодию.
В состав сенсорного музыкального киоска входит специальная программа для выбора и проигрывания композиций. Очень простой и продуманный интерфейс, понятный любому человеку, и наличие голосовых и текстовых подсказок позволяет даже ребенку воспользоваться киоском и заказать любимую песню.

Сенсорный экран киоска полностью решает вопрос управления всеми возможностями киоска путем прикосновения к нужной области экрана, а специально разработанный набор функций, выполненных в виде красивых кнопок и элементов, делает процесс выбора песни удивительно интересным и дружелюбным.

pic

Места установки музыкальных киосков:

• бары и рестораны
• развлекательные центры
• кафе
• клубы.

В заключение обзора надо признать, что значительное развитие компьютерных технологий создает благоприятные предпосылки для создания и внедрения в повседневную жизнь современного человека электронных помощников, упрощающих реализацию задуманного и облегчающих достижение поставленной цели.

Продолжение темы в следующих номерах.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте