Чем померяться – спросите у Гугля

pic
— Ага! — воскликнул Зигмунд, и господин, повернувшись,
смерил его заинтересованным взглядом.
Виктор Пелевин. «Зигмунд в кафе»
http://www.dream.mipt.ru/text/pelevin-1.html

Что бы не говорили, уходящий год прошел при лидерстве Гугля. Был взлет Firefox’a, новые версии продуктов Adobe, новая Windows от Microsoft, но именно Гугль чуть ли не еженедельно удивлял новинками, покупками, инвестициями, светскими сплетнями о вхождении его хозяев в круг богатейших людей планеты. Да и без новостей общеизвестно, что поиск от Гугля дает самые «интеллектуальные» результаты. И вся деятельность безусловного лидера опирается именно на использование интеллектуальных служб и сервисов, обволакивая нас исподволь столь долгожданным Искусственным Интеллектом.

Сейчас мы рассмотрим самую модную и самую малопонятную гуглевскую «примочку» — счетчик PageRank. Счетчик взрывообразно набирает популярность, появляясь все чаще на веб-страницах, появляются статьи с попыткой расшифровать его магические цифры, оптимизаторы пытаются найти способы увеличения этих самых цифр, чтобы обойти конкурентов. Популярность счетчика объясняется также тягой рунетчиков и всех экс-СССР-нетчиков к обвешиванию страниц кнопочками всех возможных рейтингов, счетчиков и сервисов статистики, хотя известно, что для серьезного анализа посещаемости страниц сайта вполне достаточно одного «Хотлога».

Дело все в том, что ушли в прошлое соревнования в посещаемости, этого для удачного размещения рекламы мало, нужна действенная целевая аудитория. И тут на смену простым счетчикам посещаемости приходят сложные интеллектуальные системы. О «Тематическом индексе цитирования» от Яндекса мы уже писали, теперь рассмотрим PageRank от Гугля. Именно он популярен в зарубежном (вне экс-СССР-нетов) Интернете. Проще всего увидеть приведенное (нормированное на единицу) значение PageRank можно используя Google ToolBar http://toolbar.google.com/ (панель инструментов браузера), там он показывается в виде зеленой полоски. Но вряд ли кто-то захочет устанавливать лишние тулбары, тем более, что в последних версиях браузеров поиск Гуглем запускается одним кликом мышки. Существуют возможности установки индикатора PageRank без тулбара, их мы сейчас и рассмотрим. Есть мнения обозревателей, что значения PageRank (PR) из тулбара и из отдельных индикаторов не совпадают, но более точных данных нет, можете провести собственное исследование.

Итак, для получения кнопочки стандартных (88*31) размеров заходим на http://www.google-pagerank.net/. На этой странице можно проверить PR любого сайта, введя его адрес в окошечко, и тут же можно получить код кнопки для главной страницы сайта и для неглавных страниц – их значения PR считаются по-разному. При установке кода на страницу я бы рекомендовал добавить габариты картинки, а то до загрузки кнопочки сначала появляется альт-надпись, которая, возможно, сломает ваш дизайн. И второй вариант индикатора – в виде зеленой полоски (трех типов на выбор – с рамкой, с надписью или только полоска) можно получить в виде кода на странице http://www.getrank.net. Рекомендую установить, если хотите выглядеть круто и быть готовыми к предстоящим приходам в Узнет бизнес-процессов.

pic
pic

Теперь остался самый главный вопрос – что же показывает этот самый индикатор? Вряд ли из тысяч поставивших его владельцев сайтов сможет вразумительно ответить на этот вопрос. Дело в том, что абсолютно полного ответа на него не знает никто кроме разработчиков, но они не разглашают алгоритм. Постараемся приблизиться к нему как можно ближе и приоткрыть мистическую тайну цифр индикатора.

PageRank придумали создатели Гугля, имена которых суперпопулярны – Larry Page (по имени, которого PageRank и получил своё название) и Sergey Brin в Стэндфордском университете. Одна из его функций – показывать авторитет сайта для поисковой системы Google. Точнее – ту самую магическую «релевантность», согласно которой ранжируются результаты поиска. (Подробнее об этом смотрите http://www.google.ru/technology/). Так вот – релевантность считается не только по содержанию страницы (частота использования ключевых слов в заголовках и тексте), но и по ссылкам на страницу. Причем PR конкретной страницы зависит от весов и количества ссылающихся страниц, а количество и наличие исходящих ссылок на этот индикатор не влияет. Более того, вес данной страницы обратно пропорционален количеству ссылок с нее. Рассуждения следующие – если страница А ссылается на страницу В, значит рейтинг страницы В выше, чем рейтинг страницы А. И тогда, другими словами, PR косвенно показывает авторитет данной страницы среди связанной с ней ссылками страниц.

Не запутались? Еще важный фактор – как только стали учитываться при ранжировании сайтов ссылки – оптимизаторы стали находить пути влияния на ранжирование, манипулируя ссылками. Так вот, по мнению некоторых исследователей, именно PR наименее поддается манипуляциям, ибо «накрутчикам» придется ломать всю систему ссылок расходящихся веерообразно связанных сайтов.
И еще два замечания.

  • Повторю — PR главной страницы и всех последующих в общем случае не совпадает.

  • Значение индикатора всегда выводится в приведенном виде числом от 0 до 10, что, иногда, очень удобно, легче сравнивать ресурсы, надо лишь привыкнуть к такой форме подачи результатов.

Вот и все. «Предупрежден – значит вооружен», а уж если информирован – то стыдно быть аутсайдером. Работу обоих индикаторов можно посмотреть на моем полигоне http://people.uzsci.net – рядом с другими счетчиками пока не стал ставить, еще буду экспериментировать.

pic

Orphus system