Семинар «Внедрение систем менеджмента качества на основе международных стандартов ISO серии 9000 на предприятиях сферы связи и информатизац

pic

13 января 2006 года в УзАСИ прошел семинар «Внедрение систем менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ISO серии 9000 на предприятиях сферы связи и информатизации, который был организован научно-технических и маркетинговых исследований УзАСИ.

pic

Со вступительным словом к собравшимся обратился Ходжаев Асаджон Азатбекович , заместитель генерального директора УзАСИ, который выразил надежду что семинар позволит представителям ведущих предприятий сферы связи и информатизации получить рекомендации по оптимальному распределению ресурсов при разработке и внедрении СМК, наиболее часто возникающих при этом проблемах и путях их решения, а также обменяться накопленным опытом.

Программа семинара содержала шесть докладов и две презентации.

pic

С докладом “Внедрение систем менеджмента качества на основе МС ИСО серии 9000 в сфере связи и информатизации” выступила Гатаулина Альмира Рафаиловна, начальник отдела лицензирования и стандартизации УзАСИ. Она рассказала о том какими темпами идем внедрение СМК на предприятиях отрасли Узбекистана и с какими проблемами они сталкиваются. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 349 от 22 июля 2004 года «О мерах по внедрению на предприятиях систем управления качеством, соответствующих международным стандартам» установлено, что все сотовые операторы Узбекистана должны внедрить системы менеджмента качества на своих предприятиях.

12 мая 2004 года компания COSCOM первой в Узбекистане и второй в СНГ, среди компаний телекоммуникационного сектора, получила Сертификат на соответствие системы менеджмента качества предприятия международному стандарту ISO 9001-2000. Данный сертификат был выдан Международным органом по сертификации – TUV Rheinland Berlin-Brandenburg Group (Германия).

В 2005 году сертификат на соответствие системы менеджмента качества предприятия международному стандарту ISO 9001-2000 получило СП BUZTON, причем сделано это было по добровольному желанию самого предприятия. Именно поэтому на семинаре были доклады компаний, которые уже прошли этап сертификации и могли поделиться опытом.

pic

С докладом “Плановый подход к разработке и внедрению в ЦНТМИ СМК на основе МС ИСО серии 9000” выступил Дурель Александр Викторович, начальник службы качества ЦНТМИ.

pic

С презентацией ДП «Menejment Tizimlari Konsaltingi» выступила Немтинова Ирина Анатольевна, начальник отдела внедрения СМК ДП «МТК», аудитор НСС Республики Узбекистан. Дочернее «Menejment Tizimlari Konsaltingi» располагается в здании ЦНТМИ (ул.Дж.Абидовой, 7а) и оказывает полный перечень услуг для предприятий внедряющих СМК.

Наиболее интересными и даже увлекательными были доклады СП BUZTON и СП COSCOM.

С докладом “Внедрение СМК на основе МС ИСО 9000 в СП BUZTON” выступила Ушанкова Марина Владимировна, PR директор компании BUZTON.

pic

Она не только рассказала, как происходил процесс внедрения СМК на ее предприятии, но также дала рекомендации о том чего не нужно делать. Чувствовалось, что процесс внедрения СМК на СП BUZTON происходил динамично и осознано.

pic

По мнению Марины Владимировны, главное не получить сертификат, а реально ему соответствовать и постоянно поддерживать все бизнес процессы на предприятии в соответствии со стандартом ISO 9000-2000.

pic

Не менее интересным и даже увлекательным был доклад “Автоматизация бизнес-процессов – принципиально новый этап развития Системы менеджмента качества
СП COSCOM”, который представил Сангилов Мирсабит Мирзаильевич, руководитель отдела стандартизации и качества, менеджер по качеству СП COSCOM. Он в частности рассказал, что 12 мая 2004 года компания COSCOM первой в Узбекистане и второй в СНГ, среди компаний телекоммуникационного сектора, получила Сертификат на соответствие системы менеджмента качества предприятия международному стандарту ISO 9001-2000 . Данный сертификат был выдан Международным органом по сертификации – TUV Rheinland Berlin-Brandenburg Group (Германия). В своем докладе Мирсабит Мирзаильевич подробно рассказал о том, какие этапы были пройдены СП COSCOM по внедрению СМК во всех подразделения компании, а также дал рекомендации с чего нужно начинать предприятию внедрение СМК. По мнению докладчика СП COSCOM уже через полгода после внедрения СМК почувствовало отдачу от проведенной процедуры внедрения СМК.

В заключение своего доклада Сангилов Мирсабит Мирзаильевич сказал, что им подготовлена к публикации книга “СМК — через тернии к совершенству, или как одно предприятие спаслось от банкротства” (речь, конечно же, не идет об СП COSCOM. Автор в преамбуле так и пишет, что все персонажи вымышлены, и что все совпадения с реальными людьми случайны). Эта книга по задумке автора позволит в доступной форме понять: что дает предприятию сертификат соответствия СМК? Для чего проводятся те или иные мероприятия, а главное, правильно понимают ли сотрудники предприятия, которое решило внедрить СМК — что это такое и зачем это нужно?

table cellpadding=»1″ cellspacing=»0″ border=»0″>
pic

Об особенностях внедрения СМК на основе МС ИСО серии 9000 в компании «Unitel» рассказал Суванов Абдуфарид Раджабович, отвечающий за работу службы качества компании «Unitel».
Были также заслушаны доклады “Внедрение СМК в филиале «TshTT» АК «Узбектелеком» и “Вопросы внедрения СМК в ИП «Бузтел».

О технологиях регулярного менеджмента рассказали представители Российской компании «КОРУС консалтинг».

В ходе семинара-совещания участники обсудили вопросы внедрения СМК на предприятиях сферы связи и информатизации, перспективы развития, новые тенденции менеджмента качества.

Принимая во внимание результаты обсуждения, Семинар рекомендует:
УзАСИ:
— обратиться в Кабинет Министров Республики Узбекистан, Агентство «Узстандарт» с предложением о разработке условий по стимулированию внедрения СМК на основе МС ИСО серии 9000 на предприятиях сферы связи и информатизации на основе учреждения премий по качеству и других способов оценки качественных показателей деятельности предприятий;

— оказывать содействие по внедрению различных форм обмена опытом между предприятиями сферы связи и телекоммуникаций, вопросам повышения квалификации персонала предприятий по вопросам СМК на основе МС ИСО серии 9000;

— содействовать освещению информации о результатах и опыте внедрения СМК на предприятиях сферы связи и информатизации в средствах массовой информации, в том числе сети Интернет, стендах и т.д.

Предприятиям сферы связи и информатизации:
— ускорить выполнение мероприятий по внедрению в 2006 г. СМК на основе МС ИСО серии 9000;

— уделить особое внимание вопросам повышения квалификации персонала по вопросам СМК на основе МС ИСО серии 9000;

— активизировать внедрение системы электронного документооборота и другие средства автоматизации процессов менеджмента;

Для тех, кто мало знаком со стандартами ИСО серии 9000, публикуем краткую информацию.

Что такое “ИСО серии 9000”?
ISO — это аббревиатура названия “Международная организация по стандартизации”, организация основана в 1947 г. с целью содействия развитию стандартизации в мире для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи.

Можно заметить некоторое несоответствие между полным официальным названием — International Organization for Standartization, и сокращенным — ISO. Получается, что аббревиатурой организации должен быть IOS. Но ISO — это не аббревиатура.
На самом деле, слово ISO образовано от греческого слова isos, что значит «равный», которое служит приставкой iso- и встречается в совокупности терминов, таких как «изометрия» (равное измерение или размеры) и «изономия» (равенство закона или людей перед законом).

Название «ISO» употребляется во всем мире для обозначения организации, во избежание многочисленных вариаций аббревиатуры, получающихся от перевода «International Organization for Standartization» на различные языки членов организации, например IOS на английском, OIN на французском (от Organisation internationale de normalisation). Таким образом, ISO — сокращенная форма обозначения международной организации в любой стране.

9000 – это обозначение семейства стандартов на системы менеджмента качества.

ИСО серии 9000 — серия международных стандартов по обеспечению качества, в которых изложены требования к системам менеджмента качества организаций, основные положения и термины, рекомендации по улучшению деятельности организации, требования к проведению аудитов систем менеджмента качества и системы экологического менеджмента.

Что такое система менеджмента качества?
В стандартах ИСО серии 9000 версии 1994 года существовало понятие «система качества», в новой версии оно трансформировалось в понятие «система менеджмента качества». В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 система менеджмента качества — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству; а система менеджмента — система для разработки политики и целей и достижения этих целей. По сути, система менеджмента качества — это управление всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия с ориентацией на качество конечного результата; это, прежде всего, глубоко продуманные правила работы и взаимодействия работников внутри предприятия, которые документируются в необходимом объеме (в виде стандартов предприятия, методик и т.п.).

Является ли внедрение стандартов ИСО серии 9000 обязательным?
Разработка систем менеджмента качества (далее — СМК) на основе требований ИСО серии 9000 и их сертификация во всем мире является делом добровольным. Стандарты разработаны для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрить и обеспечить функционирование эффективных СМК. «Заставить» организацию внедрять СМК могут сложившиеся рыночные условия (требование потребителя продукции/ услуги, условие для получения лицензии и др.).

Насколько широко внедряются стандарты на системы менеджмента качества за рубежом
В мире сертифицировано более 400 000 систем качества организаций различных видов деятельности, среди них такие известные фирмы, как “Фольксваген”, “Рэнк ксерокс”, “Рено”, “Мобил”, “Оливетти”. Однако, есть и “экзотические” примеры: Центральный секретариат ИСО, министерство торговли Турции, транспортные компании Великобритании, информационная компьютерная система полиции Новой Зеландии, Королевский госпиталь в Австралии, британский дом для престарелых, цветочный магазин в Голландии.

Стандарты широко внедряются в промышленности, строительстве, здравоохранении, в образовательной сфере, на транспорте, в административных учреждениях, в сфере услуг и др.

Что заставляет предприятия сертифицировать системы качества?
Мотивами для сертификации СМК у предприятий являются:

  • требования потребителей при заключении контрактов (например, в автомобилестроении);

  • условие для участия в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и являться рекламой предприятия;
  • повышение конкурентоспособности продукции/или услуги;
  • осознанное желание высшего руководства предприятия быть уверенным в соответствии условий производства продукции/или услуги международным требованиям, чтобы в любой момент быть готовым к возможным выгодным предложениям.

    К важным внешним причинам следует отнести также и тот факт, что многие зарубежные органы и системы сертификации включают сертификацию или оценку СМК предприятий в процедуры оценки соответствия продукции/или услуги, т.е. без сертификата на СМК предприятие не может поставлять продукцию на зарубежные рынки.

    Дает ли наличие сертификата на систему менеджмента качества какие-то гарантии и преимущества предприятию при выходе на зарубежные рынки?
    По существу единственным мерилом доверия, признанным мировым сообществом, является организация работы на предприятии на основе норм международных стандартов ИСО серии 9000 и представление соответствующего сертификата на СМК. Однако, никаких гарантий в отношении приоритетного заключения с предприятием контрактов на поставку продукции сертификация СМК не дает. Наличие сертификата на СМК характеризует предприятие как достойного партнера, с которым можно вести переговоры о поставке продукции. СМК обеспечивает организации стабильность и минимум возможностей для выживания, поскольку только самое высокое качество и наиболее низкая цена производителя представляют собой защиту на современном рынке.

Orphus system

Семинар «Внедрение систем менеджмента качества на основе международных стандартов ISO серии 9000 на предприятиях сферы связи и информатизац

pic

13 января 2006 года в УзАСИ прошел семинар «Внедрение систем менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ISO серии 9000 на предприятиях сферы связи и информатизации, который был организован Центром научно-технических и маркетинговых исследований УзАСИ.

pic

Со вступительным словом к собравшимся обратился Ходжаев Асаджон Азатбекович , заместитель генерального директора УзАСИ, который выразил надежду что семинар позволит представителям ведущих предприятий сферы связи и информатизации получить рекомендации по оптимальному распределению ресурсов при разработке и внедрении СМК, наиболее часто возникающих при этом проблемах и путях их решения, а также обменяться накопленным опытом.

Программа семинара содержала шесть докладов и две презентации.

pic

С докладом “Внедрение систем менеджмента качества на основе МС ИСО серии 9000 в сфере связи и информатизации” выступила Гатаулина Альмира Рафаиловна, начальник отдела лицензирования и стандартизации УзАСИ. Она рассказала о том какими темпами идет внедрение СМК на предприятиях отрасли Узбекистана и с какими проблемами они сталкиваются. Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 349 от 22 июля 2004 года «О мерах по внедрению на предприятиях систем управления качеством, соответствующих международным стандартам» установлено, что все сотовые операторы Узбекистана должны внедрить системы менеджмента качества на своих предприятиях.

12 мая 2004 года компания COSCOM первой в Узбекистане и второй в СНГ, среди компаний телекоммуникационного сектора, получила Сертификат на соответствие системы менеджмента качества предприятия международному стандарту ISO 9001-2000. Данный сертификат был выдан Международным органом по сертификации – TUV Rheinland Berlin-Brandenburg Group (Германия). При этом сертификация была проведена по собственному желанию предприятия.

В 2005 году сертификат на соответствие системы менеджмента качества предприятия международному стандарту ISO 9001-2000 получило СП BUZTON, причем сделано это было так же по добровольному желанию самого предприятия. Именно поэтому на семинаре были доклады компаний, которые уже прошли этап сертификации и могли поделиться опытом.

pic

С докладом “Плановый подход к разработке и внедрению в ЦНТМИ СМК на основе МС ИСО серии 9000” выступил Дурель Александр Викторович, начальник службы качества ЦНТМИ.

pic

С презентацией ДП «Menejment Tizimlari Konsaltingi» выступила Немтинова Ирина Анатольевна, начальник отдела внедрения СМК ДП «МТК», аудитор НСС Республики Узбекистан. Дочернее «Menejment Tizimlari Konsaltingi» располагается в здании ЦНТМИ (ул.Дж.Абидовой, 7а) и оказывает полный перечень услуг для предприятий внедряющих СМК.

Наиболее интересными и даже увлекательными были доклады СП BUZTON и СП COSCOM.

С докладом “Внедрение СМК на основе МС ИСО 9000 в СП BUZTON” выступила Ушанкова Марина Владимировна, PR директор компании BUZTON.

pic

Она не только рассказала, как происходил процесс внедрения СМК на ее предприятии, но также дала рекомендации о том чего не нужно делать. Чувствовалось, что процесс внедрения СМК на СП BUZTON происходил динамично и осознано.

pic

По мнению Марины Владимировны, главное не получить сертификат, а реально ему соответствовать и постоянно поддерживать все бизнес процессы на предприятии в соответствии со стандартом ISO 9000-2000.

pic

Не менее интересным, подробным и основательным был доклад “Автоматизация бизнес-процессов – принципиально новый этап развития Системы менеджмента качества СП COSCOM”, который представил Сангилов Мирсабит Мирзаильевич, руководитель отдела стандартизации и качества, менеджер по качеству СП COSCOM. Он в частности рассказал, что 12 мая 2004 года компания COSCOM первой в Узбекистане и второй в СНГ, среди компаний телекоммуникационного сектора, получила Сертификат на соответствие системы менеджмента качества предприятия международному стандарту ISO 9001-2000 . Данный сертификат был выдан Международным органом по сертификации – TUV Rheinland Berlin-Brandenburg Group (Германия). В своем докладе Мирсабит Мирзаильевич подробно рассказал о том, какие этапы были пройдены СП COSCOM по внедрению СМК во всех подразделения компании, а также дал рекомендации с чего нужно начинать предприятию внедрение СМК. По мнению докладчика СП COSCOM уже через полгода после внедрения СМК почувствовало отдачу от проведенной процедуры внедрения СМК.

В заключение своего доклада Сангилов Мирсабит Мирзаильевич сказал, что им подготовлена к публикации книга “СМК — через тернии к совершенству, или как одно предприятие спаслось от банкротства” (речь, конечно же, не идет об СП COSCOM. Автор в преамбуле так и пишет, что все персонажи вымышлены, и что все совпадения с реальными людьми случайны). Эта книга по задумке автора позволит в доступной форме понять: что дает предприятию сертификат соответствия СМК? Для чего проводятся те или иные мероприятия, а главное, правильно понимают ли сотрудники предприятия, которое решило внедрить СМК — что это такое и зачем это нужно?

pic

Об особенностях внедрения СМК на основе МС ИСО серии 9000 в компании «Unitel» рассказал Суванов Абдуфарид Раджабович, отвечающий за работу службы качества компании «Unitel».
Были также заслушаны доклады “Внедрение СМК в филиале «TshTT» АК «Узбектелеком» и “Вопросы внедрения СМК в ИП «Бузтел».

О технологиях регулярного менеджмента рассказали представители Российской компании «КОРУС консалтинг».

В ходе семинара участники обсудили вопросы внедрения СМК на предприятиях сферы связи и информатизации, перспективы развития, новые тенденции менеджмента качества.

Принимая во внимание результаты обсуждения, Семинар рекомендует:
УзАСИ:
— обратиться в Кабинет Министров Республики Узбекистан, Агентство «Узстандарт» с предложением о разработке условий по стимулированию внедрения СМК на основе МС ИСО серии 9000 на предприятиях сферы связи и информатизации на основе учреждения премий по качеству и других способов оценки качественных показателей деятельности предприятий;

— оказывать содействие по внедрению различных форм обмена опытом между предприятиями сферы связи и телекоммуникаций, вопросам повышения квалификации персонала предприятий по вопросам СМК на основе МС ИСО серии 9000;

— содействовать освещению информации о результатах и опыте внедрения СМК на предприятиях сферы связи и информатизации в средствах массовой информации, в том числе сети Интернет, стендах и т.д.

Предприятиям сферы связи и информатизации:
— ускорить выполнение мероприятий по внедрению в 2006 г. СМК на основе МС ИСО серии 9000;

— уделить особое внимание вопросам повышения квалификации персонала по вопросам СМК на основе МС ИСО серии 9000;

— активизировать внедрение системы электронного документооборота и другие средства автоматизации процессов менеджмента;

Для тех, кто мало знаком со стандартами ИСО серии 9000, публикуем краткую информацию.

Что такое “ИСО серии 9000”?
ISO — это аббревиатура названия “Международная организация по стандартизации”, организация основана в 1947 г. с целью содействия развитию стандартизации в мире для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи.

Можно заметить некоторое несоответствие между полным официальным названием — International Organization for Standartization, и сокращенным — ISO. Получается, что аббревиатурой организации должен быть IOS. Но ISO — это не аббревиатура.
На самом деле, слово ISO образовано от греческого слова isos, что значит «равный», которое служит приставкой iso- и встречается в совокупности терминов, таких как «изометрия» (равное измерение или размеры) и «изономия» (равенство закона или людей перед законом).

Название «ISO» употребляется во всем мире для обозначения организации, во избежание многочисленных вариаций аббревиатуры, получающихся от перевода «International Organization for Standartization» на различные языки членов организации, например IOS на английском, OIN на французском (от Organisation internationale de normalisation). Таким образом, ISO — сокращенная форма обозначения международной организации в любой стране.

9000 – это обозначение семейства стандартов на системы менеджмента качества.

ИСО серии 9000 — серия международных стандартов по обеспечению качества, в которых изложены требования к системам менеджмента качества организаций, основные положения и термины, рекомендации по улучшению деятельности организации, требования к проведению аудитов систем менеджмента качества и системы экологического менеджмента.

Что такое система менеджмента качества?
В стандартах ИСО серии 9000 версии 1994 года существовало понятие «система качества», в новой версии оно трансформировалось в понятие «система менеджмента качества». В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 система менеджмента качества — это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству; а система менеджмента — система для разработки политики и целей и достижения этих целей. По сути, система менеджмента качества — это управление всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия с ориентацией на качество конечного результата; это, прежде всего, глубоко продуманные правила работы и взаимодействия работников внутри предприятия, которые документируются в необходимом объеме (в виде стандартов предприятия, методик и т.п.).

Является ли внедрение стандартов ИСО серии 9000 обязательным?
Разработка систем менеджмента качества (далее — СМК) на основе требований ИСО серии 9000 и их сертификация во всем мире является делом добровольным. Стандарты разработаны для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрить и обеспечить функционирование эффективных СМК. «Заставить» организацию внедрять СМК могут сложившиеся рыночные условия (требование потребителя продукции/ услуги, условие для получения лицензии и др.).

Насколько широко внедряются стандарты на системы менеджмента качества за рубежом
В мире сертифицировано более 400 000 систем качества организаций различных видов деятельности, среди них такие известные фирмы, как “Фольксваген”, “Рэнк ксерокс”, “Рено”, “Мобил”, “Оливетти”. Однако, есть и “экзотические” примеры: Центральный секретариат ИСО, министерство торговли Турции, транспортные компании Великобритании, информационная компьютерная система полиции Новой Зеландии, Королевский госпиталь в Австралии, британский дом для престарелых, цветочный магазин в Голландии.

Стандарты широко внедряются в промышленности, строительстве, здравоохранении, в образовательной сфере, на транспорте, в административных учреждениях, в сфере услуг и др.

Что заставляет предприятия сертифицировать системы качества?
Мотивами для сертификации СМК у предприятий являются:

  • требования потребителей при заключении контрактов (например, в автомобилестроении);

  • условие для участия в тендерах, конкурсах и прочих подобных мероприятиях, которые могут закончиться контрактом и являться рекламой предприятия;
  • повышение конкурентоспособности продукции/или услуги;
  • осознанное желание высшего руководства предприятия быть уверенным в соответствии условий производства продукции/или услуги международным требованиям, чтобы в любой момент быть готовым к возможным выгодным предложениям.

К важным внешним причинам следует отнести также и тот факт, что многие зарубежные органы и системы сертификации включают сертификацию или оценку СМК предприятий в процедуры оценки соответствия продукции/или услуги, т.е. без сертификата на СМК предприятие не может поставлять продукцию на зарубежные рынки.

Дает ли наличие сертификата на систему менеджмента качества какие-то гарантии и преимущества предприятию при выходе на зарубежные рынки?
По существу единственным мерилом доверия, признанным мировым сообществом, является организация работы на предприятии на основе норм международных стандартов ИСО серии 9000 и представление соответствующего сертификата на СМК. Однако, никаких гарантий в отношении приоритетного заключения с предприятием контрактов на поставку продукции сертификация СМК не дает. Наличие сертификата на СМК характеризует предприятие как достойного партнера, с которым можно вести переговоры о поставке продукции. СМК обеспечивает организации стабильность и минимум возможностей для выживания, поскольку только самое высокое качество и наиболее низкая цена производителя представляют собой защиту на современном рынке.

Orphus system