Мировая Сеть, действие второе
1 марта 2006
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .
pic

Сказать, что означает символ – все равно, что объяснить, каким воздействием на человека обладает та или иная песня. Ведь каждый воспринимает одну и ту же песню по-своему.
Дэн Браун. Код да Винчи

В последнее время специалисты часто говорят о Web 2.0. Это модное название пошло после конференции по новинкам Сети «Вторая версия Веб», придумал его в 2004 году вице-президент издательского дома O’Reilly Media Дэйл Догерти. За год название стало необычайно популярным, теоретики, технологи, исследователи Интернета стали дружно искать, что же входит в понятие Web 2.0. Точного определения так и не появилось, как сказал один из авторов, это не концепция, а скорее гравитационное поле притяжения новых взглядов, новых веяний в Сети.

Сразу надо предупредить, не надо путать web 2.0 с понятием Internet 2, о котором проходили новости пару лет назад. Создатели Internet 2 намеревались вернуться к истокам – соединили ведущие университеты, ибо Сеть когда-то для этого и создавалась, до прихода коммерции, превратившей Сеть в балаган. Web 2.0 же, наоборот, проявляется разными штрихами именно на фоне привычных традиционных подходов к технологии и к взаимоотношению сайт-посетитель.

Массовое увлечение публицистов рассуждениями о Web 2.0 привело к тому, что это понятие стали пародировать, издеваться над фанатиками, что, возможно, пошло лишь на пользу. Опять же понятие Web 2.0 сравнивают с модным когда-то словом «дотком», с которым связываются эйфория роста 97-99 годов и крах большинства проектов в 2001 году.

Попытаемся рассмотреть основные черты явления web 2.0.

Вот что пишет журналист издания «Эксперт» Юрий Аммосов.

Идеология Веб 2.0 не нова: лозунг «Веб как платформа» принадлежит уже легендарной компании Netscape, с которой начался интернет-бум. Некоторые компании, которые сейчас приводятся в качестве примеров «Веб 2.0», были созданы еще в 1998-2000 года, в период интернет-бума, успешно дожив до наших дней. Резкий скачок в популярности веб-сервисов в последние годы во многом связан с тем, что технологический прогресс, наконец, догнал возможности, предоставляемые сетью. Среди конечных пользователей нормой стали не модемные, а широкополосные соединения – за счет этого сервисы могут наращивать мультимедийные возможности. Еще несколько лет назад подкастинг (голосовые блоги) и тем более видеоблог были на грани технических возможностей, сейчас они распространяются все шире. Влиятельный технологический аналитик Ом Малик даже описал Веб 2.0. как «собрание технологий, использующее силу постоянных высокоскоростных соединений и распределенную природу сети».
Технологически Веб 2.0 чаще всего ассоциируется с комплексом технологий, известных как AJAX (произносится «Аякс»), сокращение от «асинхронный яваскрипт и XML». (подробнее смотрите в журнале Аммосова http://ammosov.livejournal.com/122862.html)

Как пример технологии можно привести тот же сервис Живых журналов – окошко добавления комментария или запрос на подтверждения удаления открываются без обновления всей загруженной страницы – это работают встроенные в страницу джава-скритпы.

Далее перечислю основные положения, очерчивающие концепцию web 2.0.

Самое первое положение – «Веб как платформа», иллюстрацию его главный идеолог web 2.0 Тим О’Рейли предлагает рассмотреть сравнением двух лидеров – прошлого и нынешнего.

Netscape и Google

Если Netscape был флагманом Веба 1.0, то Google, конечно, — общепризнанный флагман Веба 2.0.
Так что давайте сравним сами компании и их позиционирование. Netscape твердил о «вебе как платформе» в терминах старой софтверной парадигмы: главным продуктом компании был веб-браузер (настольное приложение), и стратегия Netscape заключалась в использовании своего доминирующего положения на рынке браузеров для продвижения дорогостоящих серверных продуктов. Контроль над стандартами отображения контента и браузерных приложений мог в теории обеспечить Netscape такое же место, какое Microsoft завоевала на рынке ПК. Автомобили когда-то рекламировали как «безлошадные экипажи». Точно так же, отталкиваясь от знакомых концепций, Netscape продвигал «вебтоп» на место «десктопу», предполагая подпитывать вебтоп данными и приложениями от провайдеров контента (которые купят у Netscape серверы).

В итоге и веб-браузеры, и веб-серверы превратились в нечто обыденное, а акцент переместился «к вершине стека», к веб-сервисам.

Google, напротив, был веб-приложением от рождения. Это сервис, за доступ к которому прямо или косвенно платили пользователи. Ни одна из привычных ловушек старой софтверной индустрии ему была не страшна. Вместо запланированных релизов — постоянное улучшение продукта. Вместо лицензирования или продаж — просто использование. Нет нужды заботиться о портировании ПО на другие платформы — все, что нужно для запуска Google, — это расширяемый массив из обыкновенных ПК с запущенной открытой ОС да собственные приложения и утилиты, которых никто за пределами компании не увидит. Фактически стоимость ПО была пропорциональна масштабу и динамичности данных, с которыми оно помогало управляться.

Сервис Google это не сервер, хотя доставка сервиса обеспечивается массивом интернет-серверов, — и не браузер, хотя пользователь получает доступ к сервису именно через него. И это не прославленный поисковик, хранящий контент, позволяющий пользователю осуществлять поиск. Как и телефонный звонок, который случается не на концах телефонной линии, а в сети между ними, сервис Google осуществляется в пространстве между браузером, поисковиком и целевым сервером, на котором содержится искомое. Google — это посредник между пользователем и его/ее онлайновым опытом.

И хотя Google и Netscape — софтверные компании, очевидно, что Netscape принадлежит к миру Lotus, Microsoft, Oracle, SAP и прочих фирм, чьи истоки — в софтверной революции 80-х, тогда как Google и иже с ним — это интернет-приложения (как eBay, Napster и, чего уж там, DoubleClick и Akamai).
Конец цитаты.

Следующая черта «второго веба» — Использование коллективного разума. Здесь каждый приведет самый характерный пример, это, конечно же, Всемирная энциклопедия Википедия, создаваемая коллективным трудом всех пользователей Сети. За прошлый год русскоязычная часть Вики увеличилась в три раза, с 17000 статей до 55000. Еще пример, лежащий на поверхности, – взрывное увлечение блогами, когда центр публицистики переходит от официальных изданий в колонки блоггеров с комментариями читателей. И еще важнейшая составляющая коллективного разума – это, конечно, опенсорсные проекты, объединяющие сотни разработчиков со всего мира. Сюда же относятся и файлообменные сети – такие, как почивший Napster и популярный BitTorrent, как другие пионеры P2P-движения, сделавшие следующий шаг к децентрализации Интернета. Каждый клиент является и сервером, файлы разбиваются на фрагменты, которые могут быть загружены из разных источников, незаметно принуждая пользователей предоставлять друг другу каналы и данные. Чем популярнее файл, тем быстрее он может быть доставлен, так как больше пользователей обеспечивает суммарную пропускную способность и больше фрагментов целого файла доступно в Сети.

Социальные черты Сети тесно переплетены с технологическими. Успех блогов и новостных сайтов во многом обязан RSS — самому значительному нововведению в фундаментальную архитектуру веба с тех пор, как первые хакеры поняли, что CGI можно использовать для создания веб-интерфейсов к БД. RSS позволяет не просто ссылаться на страницу, но подписываться на нее, получая оповещение каждый раз, когда страница изменяется. Скрента называет это «прирастающим вебом», другие — «живым вебом».

Динамические сайты пришли на смену статическим страничкам еще десять лет назад. Но в случае живого веба динамическими стали не страницы, а ссылки на них. Ссылаясь на веблог, вы ссылаетесь на страницу с постоянно меняющимся контентом, которая содержит пермалинки (постоянные ссылки) для каждой индивидуальной записи и напоминает о каждом изменении. И RSS-фид — это намного более цепкая привязка к сайту, чем, скажем, закладка или ссылка на конкретную страничку.

RSS также означает, что браузер перестал быть единственным средством для просмотра страницы. Хотя некоторые RSS-аггрегаторы (такие, как Bloglines) являются веб-приложениями, есть и настольные клиенты, и мобильные.

RSS сейчас начинают использовать не только для оповещений о новых записях в блоге, но и для всех видов информационных апдейтов, включая изменения курсов акций и прогнозы погоды.

Данные — это следующий Intel Inside

Все современные интернет-приложения завязаны на базы данных: поисковик от Google, каталог (и поисковик) от Yahoo!, склад товаров на Amazon, картотека товаров и продавцов на eBay, карты MapQuest, каталоги Napster… Хэл Вэриан в прошлом году даже сказал, что «SQL — это новый HTML». Компаниям эпохи Веба 2.0 важно уметь работать с БД. Так важно, что порой мы называем новые приложения не software, а infoware.

Все это подводит нас к главному вопросу: кто владеет данными?

Тут Тим О’Рейли приводит интересный пример – разные проекты берут спутниковые карты от Гугля и «навешивают» на них свою информацию. Это могут быть магазины, станции техобслуживания или места проживания посетителей сайта, как в сервисе, который мы недавно рассматривали.

Следующая особенность web 2.0 — Конец цикла разработки ПО.

Одной из главных характеристик современных интернет-приложений является то, что они распространяются в виде сервиса, а не товара. Это, в свою очередь, ведет к фундаментальным изменениям в бизнес-моделях компаний-разработчиков. Самый характерный пример – поисковик Гугля – это не программа, которую однажды запустили, и все основные усилия уходят на поддержание базы, проверку индексов, отсечения спама и прочих атак, балансирование нагрузки и прочие хлопоты. То есть нынешние продукты – это, говоря словами Жванецкого, «не результат, а процесс». У многих продуктов новые сборки появляются чуть ли не ежедневно, почти все крупные проекты не успевают выбраться из бета-версии, так как до окончательного релиза появляются новые версии.

Софт работает поверх устройств – под этим, вероятно, Тим О’Рейли имеет в виду кроссплатформенность, когда язык не привязан к определенной операционной системе (например, JAVA) и, конечно, возможность комфортного посещения сайта не только с десктопа/ноутбука, но и смартфона/КПК/мобильного телефона. Естественно, что эти известныt требования «взяты» в web 2.0.

Главное, почему все компании напряженно отслеживают новости, касающиеся web 2.0, – это страх прозевать какие-то новые ориентиры и «отстать от поезда». Специально для них и для всех нас Тим О’Рейли обобщает закономерности второго веба для бизнеса.

Что должны уметь компании в Вебе 2.0

Мы отметили некоторые принципиальные особенности Веба 2.0, но каждый приведенный пример иллюстрировал лишь одни положения, тогда как другие при этом упускались. Давайте попробуем суммировать самые важные моменты для компаний Веб 2.0:

  • недорого масштабируемые сервисы, а не коробочное ПО;
  • контроль над уникальными, сложными для воссоздания источниками данных, которые могут быть обогащены за счет пользователей;
  • отношение к пользователям как к соразработчикам;
  • привлечение коллективного разума;
  • охват «длинного хвоста» за счет самообслуживания пользователей;
  • софт должен работать поверх устройств;
  • упрощенные модели разработки пользовательских интерфейсов и упрощенные бизнес-модели.

И когда вы в следующий раз услышите про Веб 2.0 — сверьтесь с этим списком. Чем больше пунктов выполнено, тем больше компания соответствует концепции Веба 2.0. Впрочем, не стоит забывать, что истинное мастерство в одной из областей может оказаться выгоднее, чем небольшое умение в каждой из семи. Конец цитаты.

Уверен, что бизнесмены и веб-разработчики в недоумении от таких рекомендаций, ибо они декларативны и расплывчаты, а хотелось бы конкретики. Слово снова Юрию Аммосову.

Из сотен создаваемых сейчас компаний «второй волны» в бизнесе останутся единицы. И организаторы, и инвесторы отчетливо это понимают. Дотком-бум привел к такому же итогу: из нескольких тысяч созданных тогда компаний в бизнесе остались Google, Yahoo, Amazon и eBay, да еще несколько компаний поскромнее. Остальные исчезли. То же продолжается и сейчас: на днях прошли слухи, что Friendster получил предложение о покупке от Google всего за 3 миллиона, сумма символическая – но больше за него никто не предлагает. Многие другие бизнесы, и с ними инвестиции также пойдут по ветру. Но некоторые компании найдут в результате проб и ошибок свой собственный многомиллионный рынок, а вложенные в них деньги отобьются в десятки и сотни раз. Собственно, Силиконовая долина всегда именно так и работала.
А вот где именно найдется этот рынок… Знал бы, сам бы создал такую компанию.

Надеюсь, читатели получили хоть небольшое подспорье, чтобы сориентироваться в новых веяниях. Заинтересовавшихся отсылаю к статье «самого» Тим О’Рейли http://www.computerra.ru/think/234100/. Есть также специальный блог, посвященный web 2.0 http://www.web20.ru/. Есть еще блог на эту тему http://blogs.mail.ru/community/web2.0/, в котором приводится интересный список, немного не совпадающий с тем, что мы рассмотрели.

Итак, господа. Для тех, кто не желает мусолить и вчитываться в длинющие и занудные статьи, написанные как на английском, так и на русском, а понять принципы web2.0-приложения, то, надеюсь, нижеприведенное вам пригодится.
Чертова дюжина:

  1. Главная страница вашего сайта не должна быть длиннее, чем все остальные ключевые страницы.
  2. Каждая новая функция приложения должна быть проста и доступна всем.
  3. Фолксономия — это дело пользователей, а не ваше.
  4. Слова — это валюта web’а. Тратьте ваше время на слова.
  5. Никаких рекомендаций и требований к системе пользователя.
  6. Пользователи хотят контролировать все, что с ними связано.
  7. Пользователи будут вам благодарны за вспомогательные приложения, которые будут информировать их об их достижениях.
  8. «Модель ссылок» — это лишь стартовая модель.
  9. Иногда простой дизайн лучше…
  10. «Быстрый» интерфейс — больше инноваций.
  11. Большинство людей, дающих сведения о себе, требуют хорошего обслуживания.
  12. Частые редизайны — это смерть.
  13. Плохая доступность — гибель и убийство проекта.

Конец цитаты.

Для любителей курьезов можно рассказать, что (не поняв до конца web 2.0) обсуждается концепция web 3.0, фантасты утверждают, что веб будет встроен не только в холодильники-кофеварки, но и в пальто, в кресла и авторучки. Юмористы же пишут, что скоро речь будет идти о web 2.1, потом о web 2.47, пока все окончательно не запутаются в версиях. Это, конечно, шутки, но, если серьезно, в блоге eHub http://www.emilychang.com/go/ehub/ ежедневно обновляется список проектов, попадающих под концепцию web 2.0, на сегодня в нем 588 позиций. Главная задача – не опоздать, разглядеть и использовать самые перспективные черты второго веба.

pic
Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте