По итогам 1-квартала 2006 года в Узбекистане количество абонентов сотовой связи составило 1 миллион 300 тысяч, а пользователей Интернет 1 милли
10 апреля 2006
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

5 апреля 2006 года состоялось заседание комплекса Кабинета Министров Республики Узбекистан по вопросам информационных систем и телекоммуникаций, посвященное итогам социально-экономического развития в первом квартале 2006 года. На этом заседании было сказано, что по итогам I квартала число абонентов мобильной связи достигло 1 миллиона 300 тысяч человек, а число пользователей сети Интернета — 1 миллион 80 тысяч.

Динамика роста числа абонентов мобильной связи и пользователей Интернета в последние годы являются главными критериями по определению динамики развития страны на пути вхождения в мировое информационное общество.

Именно поэтому интересно, как определяется количество абонентов сотовой связи и особенно пользователей Интернета. Что касается абонентов сотовой связи, то тут все понятно. Есть две методики определения. Одна более точная, другая — более оптимистичная. При этом обе методики имеют право на существование и при ближайшем рассмотрении никого не введут в заблуждение. Попытаемся разобраться в данном вопросе.

Как определяют число сотовых абонентов в Узбекистане?

Как сообщает Узбекское агентство связи и информатизации, на официальном сайте www.aci.uz: «при подсчете абонентов мобильной связи в Узбекистане принято за основу количество подключенных и функционирующих аппаратов (терминалов) сотовой связи, задекларированных операторами сотовой связи в радиочастотных органах, что позволяет определять реальное количество пользователей сотовой связи.

В результате проведенной операторами сотовой связи инвентаризации подключенных и функционирующих аппаратов в феврале 2006 года (произошел отсев 44 тысяч неактивных пользователей) выявлено замедление темпа роста абонентов сотовой связи. Общее их количество на 1 января составляло 1149 тыс. пользователей, а на 1 февраля — 1144 тыс. пользователей.

В других странах СНГ при подсчете количества пользователей сотовой связи за основу берется общее количество заключенных с пользователями договоров и проданных сим-карт. Данная методика не учитывает количества приостановленных договоров или временно неактивных пользователей сотовой связи. При использовании данной методики количество пользователей сотовой связи в Узбекистане уже давно перевалило бы за второй миллион.

Из этого заявления следует, что в Узбекистане учитывают только реальное количество пользователей сотовой связи по подключенным и функционирующим терминалам. По этой методике абонентов сотовой связи в Узбекистане в цифрах меньше, но реальное количество более точное.

pic
На данной диаграмме указано реальное количество абонентов мобильной связи Узбекистана в разрезе операторов по состоянию на 1 января 2006 года с точностью до одного абонента!

Что касается методики подсчета пользователей Интернета, то во всем мире используются различные методики с разной степенью точности.
Количество пользователей при использовании различных методик может варьироваться в пределах нескольких миллионов пользователей и отличаться для одной и той же страны в разы (не говоря уже о процентах).

Нет ни одной методики, которая могла бы подсчитать реальное количество интернет-пользователей в той или иной стране. В большинстве своем это либо опросы, либо статистка различных рейтингов, либо эмпирические вычисления. Всегда остро стоит вопрос: кого считать интернет-пользователем, если нет ни персонального договора или сим-карты, как в случае с сотовой связью, когда можно даже узнать, когда и куда звонил тот или иной абонент. Как часто должен пользоваться Интернетом пользователь, чтобы его считали таковым?

В России данный вопрос остро стоял в 2001-2002 годах. Так, например, РОЦИТ (Региональный общественный центр интернет-технологий – www.rocit.ru) еще 30 августа 2001 года проводил семинар на тему «Сколько же пользователей в Рунете?».

Другая авторитетная российская организация — фонд «Общественное мнение» регулярно проводит опросы с целью определить количество пользователей Всемирной сети в России. Так вот, фонд «Общественное мнение» считает пользователем Интернета любого жителя России от 18 лет, который за последние шесть месяцев хотя бы раз выходил в онлайн. При этом данная методика является принятой на Западе для подсчета количества пользователей Сети (Nielsen/NetRatings).

Авторитетная исследовательская компания IDC регулярно публикует данные изучения рынка интернет-доступа на основе собственной методики. В общем, методик много, и каждая из них имеет право на существование.

Как определяется количество интернет-пользователей в Узбекистане?

Как сообщает Узбекское агентство связи и информатизации (www.aci.uz): «Количество пользователей Интернета рассчитывается на основе данных операторов и провайдеров сетей передачи данных и оценочных данных, согласно методике, утвержденной Узбекским агентством связи и информатизации в 2002 году.

Данная методика учитывает количество заключенных договоров операторов (провайдеров) с клиентами, по физическим лицам, хозяйствующим субъектам, государственным органам и учебным заведениям с применением весовых коэффициентов в зависимости от типа пользователя. Также при расчете учитывается количество пользователей в пунктах коллективного доступа в Интернет. В среднем посещение одного пункта коллективного доступа в Интернет берется на уровне 4-5 пользователей в день, однако на практике данный показатель в несколько раз больше.

Как показывает практика, расчет пользователей Интернета, проводимый Узбекским агентством связи и информатизации, примерно соответствует оценочным данным, приводимым другими независимыми экспертами, в том числе зарубежными, и даже немного ниже. Например: по данным Международного статистического агентства, количество пользователей Интернета в Узбекистане на сентябрь 2005 года составляло 880 тысяч (http://www.internetworldstats.com/asia.htm#uz), по данным, приведенным в обзоре развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан за 2005 год, подготовленном проектом «ICTP» ПРООН (http://ru.ictp.uz/downloads/annual_review_2005.pdf) — более 1,6 млн., а по данным Узбекского агентства связи и информатизации за 2005 год – 855 тысяч».

Как видите, данные о количестве интернет-пользователей в Узбекистане существенно различаются при применении различных методик оценок. При этом УзАСИ принята более жесткая методика, поэтому количество пользователей существенно ниже.

pic

На данных диаграммах, которые опубликованы в обзоре развития информационно-коммуникационных технологий в Республике Узбекистан за 2005 год, подготовленном проектом «ICTP» ПРООН показаны структура активности интернет-пользователей в Узбекистане и структура доступа в Интернет в зависимости от места доступа (работа, дом, общественные центры доступа).

Очень и очень рекомендую внимательно ознакомиться с данным обзором, потому что более детального и точного анализа по развитию ИКТ в Узбекистане пока не делал никто! Обзор можно скачать здесь http://ru.ictp.uz/downloads/annual_review_2005.pdf

Остается добавить, что подсчеты точного числа интернет-пользователей в стране не имеют коммерческой составляющей, как, например, для сотовой связи.

Для сотовых компаний число абонентов напрямую связано с рыночной стоимостью компании. Количество же интернет-пользователей больше статистика, нежели коммерция. Правда, отдельные интернет-ресурсы, участвуя в различных рейтингах, зависят от количества посетителей, индекса цитирования и прочих оценок, так как размещают рекламу на своих сайтах. Стоимость рекламы напрямую зависит от популярности ресурса. Но это частные случаи отдельных ресурсов.

Тем не менее считается (опять-таки эмпирическое правило), что если число интернет- пользователей составляет более 10% от населения, то развитие национального сегмента Сети начинает развиваться в полном объеме и более стремительно.

Что делается в Узбекистане для развития Узнета?

Не будем говорить о том, что правительство Узбекистана делает многое, чтобы ИКТ развивались динамично. Об этом говорят новые законы, указы и постановления Президента страны, постановления Кабинета Министров Узбекистана. Что касается законодательной базы, то она развивается даже с некоторым опережением потребностей сегмента ИКТ.

Самым ярким примером может служить тот факт, что сегодня каждый из нас может иметь электронную цифровую подпись.

Что касается Узнета, то его развитие идет тем же путем, как и во всем мире. Нет никаких ограничений на получение лицензии на право осуществлять деятельность по оказанию интернет-услуг для населения.

Количество интернет-провайдеров давно перевалило за 100, количество пунктов коллективного пользования исчисляется сотнями.

Повсеместно получили распространение интернет-карты, что облегчает населению доступ к Сети. За последний год получили развитие новые услуги по предоставлению ADSL-соединения для населения. Практически все крупные провайдеры Узбекистана предоставляют ADSL для физических лиц, не говоря уже о выделенных линиях для корпоративных абонентов.

Успешно функционирует точка обмена местным трафиком TAS-IX. Во многих интернет-кафе Ташкента и общественных местах появляются точки беспроводного широкополосного доступа по технологии Wi-Fi (более подробно читайте на www.wi-fi.uz)

Сегодня регистраторов доменных имен в национальной зоне .uz уже шесть, а стоимость регистрации домена снизилась до $19 (у отдельных регистраторов).

Стремительно набирает силу и мобильный Интернет. В ближайшее время последний из крупных сотовых операторов Узбекистана, компания COSCOM внедряет услугу GPRS.

Главным препятствием в развитии Узнета (как на определенном этапе развития у всех других стран мира) является дороговизна и низкоскоростной доступ в Интернет.

Для Узбекистана дороговизна трафика заключается в том, что более 90% приходится на международный и только около 10% — на местный трафик. Понятно, что в развитых странах мира (к ним я однозначно отношу и Россию) соотношение международного трафика к местному практически обратное. В России около 80% — местный трафик.

В этой связи все (и правительство, и частный сектор) стремятся создать национальные информационные ресурсы с тем, чтобы увеличить местный трафик. Все крупные интернет-провайдеры заняты созданием собственных трафико — генерирующих ресурсов. Это и различные библиотеки для скачивания MP3-файлов, и игровые серверы для геймеров, и различные порталы, форумы и чаты. Появились первые интернет-магазины Узнета и даже интернет-аукцион. Появляются интересные ресурсы на узбекском языке. Развитие веб-ресурсов на узбекском языке приведет к росту популярности сети Интернет среди населения регионов.

Только несведущий не заметит, насколько преобразился Узнет за последние полтора-два года.

Тем не менее переоценивать достигнутые результаты тоже не стоит. В том же обзоре (http://ru.ictp.uz/downloads/annual_review_2005.pdf) в «Заключение» говорится: «При отсутствии мер государственной поддержки вопросы внедрения ИКТ в обществе и частном секторе при сравнении с другими социальными и экономическими вопросами могут отойти на задний план».

В общем, государство должно помогать развиваться частному сектору, и тогда количество интернет-пользователей в Узбекистане при любой методике подсчета будет исчисляться миллионами.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте