Тенденции развития инновационной деятельности отрасли телекоммуникаций
19 апреля 2006
Рубрика: Связь и телекоммуникации.
Автор: Александр Безбородов, Мирнодим Раджапов.

pic
В последнее время новейшие технологические достижения привели к формированию принципиально новых отраслей экономики, коренным образом изменив экономический и социальный уклад общества. В первую очередь это касается современной отрасли телекоммуникаций. Возникновение и формирование отрасли телекоммуникаций явилось результатом активной научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности международных компаний, представивших на рынок совершенно новые услуги — сотовая, спутниковая, широкополосная связь и Интернет. Для поддержания конкурентоспособности телекоммуникационные компании проводят активную инновационную политику и планомерно выводят на рынок новые товары и услуги. Это объясняется высокой наукоемкостью отраслевой продукции и значительно более коротким по сравнению с другими отраслями жизненным циклом товара, а также относительно ограниченными возможностями по дифференциации уже существующих продуктов в силу их высокой стандартизации.

Инновационная деятельность телекоммуникационных компаний оказывает большое влияние на традиционные отрасли мировой экономики, выдвигая новые технологические требования к продукции, организации производства, внутриотраслевой коммуникации и управлению персоналом. Для успешного функционирования в условиях нового информационного общества всем рыночным субъектам необходимо своевременно адаптироваться к последним достижениям телекоммуникационных компаний. В этой связи представляется актуальным определение тенденций развития данной отрасли, исследование и анализ инновационной деятельности телекоммуникационных компаний, выявление основных путей повышения эффективности их конкурентных стратегий, основанных на постоянных и комплексных нововведениях.

Процесс глобализации и конвергенции экономик различных стран требует от Узбекистана перехода к качественно новому уровню развития, без которого невозможно занять достойное место в мировой экономической системе. Современная телекоммуникационная отрасль занимает особое положение в экономике страны, поскольку наиболее приближена к мировым стандартам по таким критериям, как темпы роста, конкурентоспособность представляемых услуг, уровень развития научно-технической базы, профессионализм менеджмента. Все это дает возможность предположить, что отрасль телекоммуникаций вполне могла бы стать стратегическим фактором повышения в целом конкурентоспособности экономики на мировом рынке.
На современном этапе развития научно-технического прогресса, усиления нестабильности внешней предпринимательской среды и углубления процесса глобализации кардинально меняется подход к сущности и содержанию инновационных внутрикорпоративных процессов. Четко прослеживается два принципиально новых подхода и принципа осуществления инновационной деятельности компании — комплексность и непрерывность данных процессов.

Принцип комплексности отражается в определении инноваций, как нововведений во всех сферах хозяйственной деятельности компании с целью достижения долгосрочной эффективности, путем прогнозирования и адаптации к любым изменениям во внешней среде. Таким образом, инновационная деятельность компаний не сводится лишь к осуществлению научно-технической политики, основанной на разработке и внедрении нового продукта, а охватывает и такие важнейшие сферы управления компании, как маркетинг, организационное построение, управление персоналом.

В связи с этим классификация современных инновационных процессов характеризуется по типам:

по степени рыночной новизны;

по обоснованиям;

по объекту, на который направлены инновации. Такая методология позволяет наиболее комплексно проанализировать особенности инновационной деятельности компаний и предложить меры по ее оптимизации.

Наибольшая отдача в плане повышения конкурентоспособности отдельной компании достигается при одновременном внедрении целого комплекса взаимодополняющих нововведений в различных областях функционирования компании. Анализ практической деятельности корпораций по осуществлению инновационной политики позволяет утверждать, что наиболее устойчивые конкурентные преимущества получают те компании, которые наряду с выводом на рынок нового продукта активно используют новые маркетинговые стратегии, применяют новые гибкие организационные формы, совершенствуют условия и методы стимулирования служащих. Комплекс данных нововведений позволяет построить организацию, способную получать долгосрочные стратегические преимущества перед конкурентами за счет фактора новизны.

Очевидно, что при данном подходе инновации становятся не одноразовыми мерами по повышению доходности компании или увеличению ее рыночной доли, а превращаются в норму функционирования, основу конкурентной стратегии. Именно тогда возникает необходимость осуществления долгосрочного планирования процесса нововведений и разработки комплекса инновационной стратегии.

В современных условиях наиболее четко прослеживаются два основных направления стратегического инновационного присутствия компаний на рынке. Многие корпорации избирают одну или несколько «активных» инновационных конкурентных стратегий, основанных на использовании новой для компании (а часто и для всего рынка) технологической идеи. Это может выражаться в избрании стратегии «технологического лидера», «следования за лидером» и стратегии диверсификации. Повышение конкурентоспособности таких компаний, как IBM, Xerox, Microsoft, GE, Dell Computer и многих других телекоммуникационных корпораций, связано именно с постоянными технологическими нововведениями.

Принципиально отличным подходом к инновационной деятельности является выбор стратегий, основанных на постоянных маркетинговых нововведениях в виде усовершенствования старой продукции, расширения модификационного ряда, представления новых дополнительных услуг по обслуживанию клиента, использования новых принципов и методов формирования ценовой политики, изменения имиджа компании, создания новых целевых сегментов.

Анализ современных форм стратегического планирования инновационной деятельности позволяет сделать вывод о том, что наиболее эффективным направлением является сочетание вышеназванных технологических и маркетинговых инновационных стратегий. Успех реализации данных инновационных стратегий зависит во многом от профессионализма руководства компаний в плане создания необходимой организационной структуры, способной стимулировать творческую инициативу персонала, генерировать множество новых идей и оптимизировать процесс реализации инновационных проектов. К тенденциям современной реструктуризации инновационных процессов можно отнести:

• усиление децентрализации управления инновациями. Высшее руководство оставляет за собой функцию долгосрочного планирования инновационной деятельности компании, а оперативное управление нововведениями делегируется низовому звену управления. Например, компания Nokia имеет 52 центра НИОКР в своих производственных отделениях; компания NEC создала отделы управления инновациями в каждой из 88 производственных дочерних компаний и в 154 маркетинговых филиалах и дочерних компаниях. Компании Motorola, IBM, Microsoft создали на низовом уровне управления специализированные дочерние компании, ответственные за разработку долгосрочных инновационных преимуществ для всех подразделений корпорации

• активное сотрудничество предпринимательских структур с университетами и НИИ, цель которого — оптимизация использования результатов фундаментальных исследований и создание базы для результативных исследований прикладного характера; создание венчурных фондов и стимулирование венчурного предпринимательства внутри компаний. Многочисленные венчурные подразделения часто выступают локомотивом глобальных инноваций и оправдывают высокий риск и капиталоемкость; интеграция отделов НИОКР, маркетинга и планирования в единые стратегические центры по управлению нововведениями; переход к организационным структурам с использованием матричных систем организации работ по разработке и внедрению инновационных проектов. Создание проектных целевых групп позволяет сократить сроки реализации проектов, дает возможность оперативного реагирования на изменения во внешней среде, упрощает систему контроля, обеспечивает полную интеграцию инновационной деятельности в организационную структуру компании, снижает число корректировок на заключительных стадиях реализации проекта.

Конкурентоспособность современных компаний представляется более комплексным и многомерным качественным показателем их деятельности, чем 10-15 лет назад. Можно выделить четыре составляющие конкурентоспособности компаний — это качественная, маркетинговая, коммерческая составляющие, а также репутация компании, ее гудвилл. В каждой из предложенных групп факторов конкурентоспособности особую роль играет инновационный аспект деятельности компании. Так, например, показатель качества неразрывно связан с наукоемкостью продукции и внедрением новейших технологий. Транснационализация деятельности корпораций требует постоянного использования новых маркетинговых подходов к присутствию на различных национальных рынках и адаптации к ним. Основой коммерческой составляющей является гибкая ценовая политика, предполагающая персонификацию конечного потребителя и разработку новых ценовых стратегий для проникновения на новые целевые рынки.

Компании телекоммуникационной отрасли характеризуются высокими показателями по темпам роста и постоянным усилением своих рыночных позиций. С 2000 года эти компании заняли лидирующие позиции по темпам роста прибылей, доходности капитала и рыночной капитализации. Последний показатель является особенно важным, так как предполагает оценку потенциала телекоммуникационных компаний и их инвестиционную привлекательность. «Большая тройка» автомобильной промышленности США, которая обеспечивает занятость полутора миллионам человек и имеет заводы по всему миру, оценивается финансовым рынком страны в три раза ниже, чем три не самые крупные интернет-компании (AOL, Yahoo, Cisco) со значительно меньшими необоротными активами и численностью занятых около 34 тысяч человек.

Комплексное исследование возникновения и функционирования телекоммуникационных компаний приводит к выводу о том, что в основе их конкурентоспособности лежат постоянные инновации.

Для поддержания своей конкурентоспособности телекоммуникационные компании активно используют современные формы межфирменного сотрудничества. Наиболее эффективной является кооперация компаний в целях осуществления определенного проекта на самых ранних стадиях его разработки и апробации. Это позволяет минимизировать издержки на общих прикладных исследованиях, ускорить процесс воплощения замысла в конечную продукцию и облегчить процесс вывода новинки на рынок за счет совместных маркетинговых мероприятий. Таким образом, телекоммуникационные компании используют мощные рычаги саморегулирования: ограничение конкуренции в отрасли между крупнейшими корпорациями, с одной стороны, и создание препятствий мелким фирмам-аутсайдерам при попытке проникновения на рынок, с другой стороны.

Возникновение отрасли телекоммуникаций в современном ее понимании связано с коммерциализацией такой первичной технологической инновации, как Интернет. Являясь новейшим результатом НТП, Интернет способствовал не только возникновению новых интернет-компаний и переориентации старых компаний связи и производителей электротехнического оборудования, но и превратился в источник очередной волны инноваций в области передачи информации. Сеть Интернет стала неотъемлемой частью современной деловой инфраструктуры и активно влияет на экономический и социальный уклад общества. Компании традиционных отраслей вынуждены адаптироваться к новым условиям телекоммуникационной революции, превращаясь в емкий потенциальный целевой рынок для телекоммуникационных компаний. Высочайшие темпы роста интернет-торговли обеспечиваются именно за счет межфирменных отношений в области материально-технического снабжения и сбыта. Например, в 1998 году в системе Интернета было продано товаров и услуг на сумму более 300 млрд. долларов. Данные тенденции, с одной стороны, предопределяют активную инновационную политику телекоммуникационных компаний, а с другой, являются ее прямым следствием.

Телекоммуникационная отрасль характеризуется унифицированными стандартами услуг связи, едиными технологическими требованиями к телекоммуникационному оборудованию, высокой степенью зависимости от государства, максимизацией эффекта экономии на масштабах. Все эти факторы предопределяют общность основных направлений инновационной политики телекоммуникационных компаний. При этом предопределяется следующая трактовка телекоммуникационной отрасли, отражающая широкое разнообразие входящих в нее субъектов: к телекоммуникационной отрасли относятся компании, предоставляющие услуги и технологии по передаче информации, а также фирмы, производящие и обслуживающие оборудование для данного процесса.

В списке 500 крупнейших компаний мира, публикуемом журналом Fortune, в 2005 году телекоммуникационные корпорации занимают более 60 мест. Данный показатель для относительно новой отрасли экономики является достаточно высоким. Обширное региональное распределение телекоммуникационных компаний свидетельствует о бесспорном лидерстве США в данной области. Прослеживается также тенденция к усилению позиций европейских стран и ускоренному развитию региона Юго-Восточной Азии в сфере телекоммуникаций. За последнее десятилетие новые индустриальные страны увеличили наукоемкость ВВП более чем в полтора раза, при этом молодые телекоммуникационные компании Сингапура, Южной Кореи и Китая с успехом вышли на международный рынок с достаточно конкурентоспособной продукцией и услугами.

На основе отраслевого анализа можно сделать вывод о том, что направления инновационной политики телекоммуникационных компаний определяются следующими особенностями телекоммуникационной отрасли:

• телекоммуникационная отрасль представляет на рынок уникальный продукт, который совмещает в себе материальное производство (оборудование), сферу услуг (провайдеры связи) и know-how (технологии). Таким образом, телекоммуникационные компании функционируют сразу в нескольких сферах экономики; инновационный процесс в телекоммуникационной отрасли носит непрерывный характер в силу высокой наукоемкости продукции, когда появление очередного нововведения требует перехода всей отрасли к новой технологии, что, в свою очередь, порождает новый виток инноваций

• потенциальным целевым рынком телекоммуникационной продукции является большая часть населения, а степень его охвата зависит лишь от фактора времени и новых технических возможностей (то есть обеспечения фактического доступа к рынкам)

• в силу технических характеристик продукции телекоммуникационных компаний практически невозможно и нерентабельно действовать только в национальных рамках. Обзор западных компаний данного профиля показывает, что все они являются по сфере своей деятельности международными, исключение составляют лишь компании некоторых развивающихся стран. Телекоммуникационные компании имеют значительно большие финансовые возможности для осуществления своей инновационной политики благодаря стремительно растущему притоку инвесторов в данный сектор экономики.

Анализ инновационной деятельности компаний NTT, Alcatel, Deutsche Telecom, Nortel, Intel, British Telecom, Vodafone позволил выявить и обобщить основные направления инновационной политики телекоммуникационных компаний. В качестве основной стратегической цели они выдвигают необходимость завоевания технологического первенства путем интенсивного финансирования сферы НИОКР. В среднем внутрифирменные расходы на развитие научно-технической базы составляют 10-15% от доходов телекоммуникационных компаний.

Другим направлением инновационной политики является ориентация не только на продуктовые нововведения, но и на активное использование маркетинговых инноваций. Причем, если первые носят стратегический характер, предупреждая изменения во внешней среде, то маркетинговые инновации направлены на поиск новых форм и методов ценовой, коммуникационной, сбытовой, ассортиментной политики для пролонгирования эффекта от технологических нововведений.
Характерно также, что за последние несколько лет изменился основной акцент конкурентной борьбы в рамках телекоммуникационной отрасли: он переместился в сферу оказания дополнительных услуг и стимулирования сбыта для привлечения новых сегментов рынка. Одним из самых распространенных способов оптимизации инновационной деятельности в современных условиях является конкурентная политика компаний, направленная на сотрудничество и кооперацию с конкурентами. Слияния становятся глобальным фактором повышения результативности инновационных проектов, требуя от компаний проведения нововведений в управленческой деятельности и маркетинговой стратегии.

Анализ одного из самых дорогостоящих неудачных проектов в телекоммуникационной отрасли «Iridium» корпорации Motorola позволяет сделать вывод о важности планирования и глубокого маркетингового анализа при внедрении любого даже самого совершенного с технологической точки зрения нововведения.
Особенности инновационной деятельности телекоммуникационных компаний Юго-Восточной Азии состоят в том, что такие быстрорастущие компании, как SingTel, China Telecom, Pacific Century Ceber Works, адаптировали накопленный западными компаниями опыт к условиям местных рынков, где телекоммуникационная отрасль активно субсидируется государством и интегрируется с традиционными отраслями экономики.

Рассмотрение и оценка состояния отечественного рынка телекоммуникаций представляет практический интерес, поскольку телекоммуникационная отрасль обладает значительным потенциалом. Стабильные высокие темпы роста, высокая наукоемкость, профессиональный менеджмент, цивилизованная конкуренция, реальная инновативность компаний, высокая емкость рынка — все эти факторы способствуют росту инвестиционной привлекательности данной сферы отечественной экономики для зарубежных телекоммуникационных компаний.

Однако в силу ряда объективных факторов (специфика государственного регулирования телекоммуникационной отрасли, практически отсутствие производителей телекоммуникационного оборудования, неравномерность уровней развития различных регионов нашей страны) выход на рынок требует от зарубежных компаний коренного пересмотра их конкурентных стратегий и, в частности, инновационной политики. Прежде всего они наиболее активно используют маркетинговые и управленческие инновации, что объясняется высокой нестабильностью рынка и необходимостью постоянной адаптации к новым условиям.

Например, активные меры по стимулированию сбыта как услуг связи, так и телекоммуникационного оборудования имеют на рынке значительный успех в силу особенностей покупательского поведения потребителей. Кроме того, зарубежные компании вынуждены использовать стратегию кооперации и сотрудничества с отечественными компаниями. И, наконец, зарубежные производители телекоммуникационного оборудования активно диверсифицируют свою деятельность в область оказания услуг связи путем участия в акционерном капитале отечественных компаний. Выходя на рынок с относительно устаревшей продукцией, международные телекоммуникационные компании успешно продлевают ее жизненный цикл, что объясняет их нежелание выводить на местный рынок последние результаты корпоративных НИОКР.

Анализ инновационной деятельности международных телекоммуникационных компаний позволяет предположить, что отечественная телекоммуникационная отрасль может стать реальным стратегическим фактором повышения конкурентоспособности экономики на мировом рынке. Для достижения данной цели было бы целесообразно:

• использовать инструменты государственного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности отрасли со стороны зарубежных и отечественных инвесторов

• предоставить определенные льготы для развития производства телекоммуникационного оборудования на территории нашей страны. На первом этапе это могут быть предприятия прогрессивной сборки

• в целях повышения конкурентоспособности отечественных телекоммуникационных компаний максимально эффективно использовать накопленный зарубежный опыт в данной области, а именно: применение комплексного подхода к инновационной деятельности, создание гибких адаптивных организационных структур, ориентация на самые современные технологические решения, внедрение маркетинговых концепций управления компаниями

• для успешного выхода на международный рынок отечественным операторам связи следует использовать современные формы кооперации и сотрудничества с возможными конкурентами в целях укрупнения бизнеса и противостояния зарубежным альянсам.

Таким образом, при адекватной государственной поддержке, активной внутрифирменной инновационной политике и использовании временного фактора отечественные телекоммуникационные компании могут повысить свою конкурентоспособность в мировом масштабе и способствовать экономическому развитию страны в целом.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте