Операция “антиспам” набирает обороты.
28 июня 2006
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

pic
Каждый раз принимая почту, большинство из нас получает отрицательный заряд эмоций в виде огромного числа писем со спамом , которые надоело удалять также как бороться с кариесом, тараканами и мухами . В этой связи очень радует набирающая силу международная коалиция против спама , в виде “Лондонского плана действий по международному сотрудничеству в области применения законодательства против спама ”.

Как сообщила нашей редакции Пресс-служба МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» , Россия присоединилась к международной коалиции против спама . Точнее МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» присоединилась к «Лондонскому плану действий по международному сотрудничеству в области применения законодательства против спама» (London Action Plan on International Spam Enforcement Cooperation).

Таким образом, Россия стала 25-й страной, чьи представители присоединились к этой международной инициативе по борьбе со спамом. Что это за План?

Лондонский план действий стал практическим развитием положений, заложенных в Memorandum of Understanding on Mutual Enforcement Assistance in Commercial Email Matters, подписанном американской Федеральной торговой комиссией (Federal Trade Commission), британскими Офисом по законной торговле (Office of Fair Trading), Уполномоченным по информации (Information Commissioner) и Государственным секретарем по торговле и промышленности (Secretary of State for Trade and Industry), австралийскими Комиссией по конкуренции и потребителям (Competition and Consumer Commission) и Управлением по коммуникациям (Communications Authority) в июле 2004 года.

В настоящий момент к Лондонскому плану действий присоединилось 45 организаций, представляющих регулирующие органы, профессиональные объединения и компании телекоммуникационной индустрии из 25 стран, включая Австралию, Великобританию, Германию, Китай, Литву, США, Чили, Южную Корею и Японию.

«Лондонский план действий является первой международной инициативой подобного уровня и со столь высоким уровнем участников», — считает координатор Проекта «АнтиСпам» Евгений Альтовский, — «В перспективе, именно в его рамках может сформироваться «критическая масса» стран, принявших эффективные меры технологического, юридического и этического характера против спама, которая будет определять международную политику в этой области».

Присоединение российских заинтересованных организаций к Лондонскому плану действий позволит, во-первых, принять активное участие в формировании указанной политики, во-вторых, эффективно использовать опыт других ее участников, в-третьих, будет способствовать вовлечению России в процесс формирования глобального информационного общества.

«Так как российские официальные органы пока не присоединились к Лондонскому плану действий, мы решили ограничиться статусом наблюдателя. Впрочем, при низкой формализованности этой структуры, статус не помешает нам активно участвовать в ее работе, в частности, содействовать присоединению к Лондонскому плану действий профильных государственных органов из России и стран СНГ», — добавил Альтовский.

На специальном сайте Лондонский план действий по международному сотрудничеству в области применения законодательства против спама можно узнать какие страны и организации присоединились к этому документу.

Пока организаций из Узбекистана там нет. Однако, как сообщил нашей редакции Джалолатдин Рахимов, директор центра UzInfoCom , вопросы по международному сотрудничеству в области применения законодательства против спама Центром активно изучаются , и конечно же будут вырабатываться решения по противодействию распространению спама и нашем сегменте Сети .

Он также сказал, что трудно говорить на весь Узбекистан, но центр UzInfoCom рассматривает борьбу со спамом как одно из наиболее важных условий эффективного развития Узбекского сегмента сети Интернет. Поэтому нужно разрабатывать, применять и дополнять законодательство нашей страны против распространения спама.

На сайте МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» нам удалось скачать очень полезную брошюру “Осторожно, спам !” в которой рассказывается о том , что такое спам , история спама , юридические и этические аспекты спама.

Предлагаем вашему вниманию некоторые выдержки из этой прекрасной брошюры.

Так , например, в разделе “История спама” я узнал , что термин «спам» происходит от торговой марки SPAM, под которой одна американская компания выпускала мясные консервы. Компания пыталась сбыть залежалый товар с помощью назойливой рекламной кампании. Таким образом, уже в самом названии «спам» дана характеристика этому явлению – агрессивной, навязчивой рекламе сомнительных товаров или услуг.

Днем рождения спама принято считать 3 мая 1978 года, когда сотрудник отдела маркетинга американской компании DEC разослал приглашение на организованную компанией презентацию новых моделей компьютеров. В то время не существовало глобальной информационной сети Интернет, поэтому приглашение получили лишь несколько тысяч абонентов сети ArpaNet, к которой был подключен сам родоначальник спама.

За прошедшее с тех пор годы информационные и коммуникационные технологии
шагнули далеко вперед. Сегодня спам, рассылаемый из одной точки сети Интернет, может получить любой из десятков миллионов пользователей электронной почты. Неудивительно, что у нечистоплотных дельцов появился соблазн использовать современные средства коммуникаций в своих целях.

На заре возникновения спама к услугам его распространителей – спамеров – прибегали даже всемирно известные компании.

Что же входит в понятие спам ? В разделе “Что такое спам?” брошюры сказано, что спамом принято называть нежелательные сообщения, приходящие по электронной почте, по факсу, через службы и сервисы мгновенного обмена сообщениями – ICQ, SMS, пейджинговую связь – и т. п. Впрочем, стопка рекламных листков и брошюрок в обычном почтовом ящике – это тоже спам.

Обычно, в виде спама распространяется реклама, но иногда и агитационные материалы, коммерческие предложения, предложения аферистов, так называемые «письма счастья» и даже просто ругательства.Известны случаи использования спама в целях так называемого «черного пиара» и рекламы интернет.сайтов экстремистских организаций.

По сути спам – это «информационный мусор», рассылаемый по каналам связи, предназначенным для личного общения, а не распространения информации методом «на кого бог пошлет».

Технологический аспект спама

Технологическая сторона деятельности спамеров состоит из двух основных этапов:

• сбор адресов электронной почты будущих жертв – получателей спама;
• рассылка спама по собранным адресам.

Для сбора адресов спамеры используют специальные программы, действующие по тому же принципу, что и системы для поиска информации в Интернет . Yandex, Rambler, Google и др.

Цель этих программ – найти в известных им ресурсах сети Интернет символ @.

Особый интерес у спамеров вызывают ресурсы, предназначенные для общения между
пользователями Интернет, – форумы, виртуальные клубы по интересам, электронные доски объявлений и т. п., – все те места, где посетители часто оставляют свои адреса электронной почты.

По заданному алгоритму программа определяет, входит ли найденный символ @ в состав адреса электронной почты. Если программа решит, что нашла адрес, то он заносится в базу данных, которая затем будет использована для рассылки спама.
Рассылка спама технически отличается от обычной переписки по электронной почте. Обычное сообщение электронной почты отправляется его автором в адрес одного или нескольких получателей, количество которых редко превышает десяток. Время, необходимое для отправки такого сообщения, измеряется секундами.

Спамеры рассылают свои сообщения в адрес сотен тысяч или даже миллионов получателей. Соответственно рассылка каждого сообщения спамеров занимает несколько часов. За это время поставщик услуг по доступу к Интернет – Интернет-провайдер, – услугами которого воспользовались спамеры, может обнаружить факт рассылки и прервать ее. Даже если рассылка не будет замечена провайдером вовремя, плата за отправку такого большого объема информации сделает спам экономически невыгодным.

Понимая это, а также желая сохранить анонимность, спамеры производят рассылку с чужих компьютеров, подключенных к Интернет по скоростному каналу. Для этого не обязательно иметь доступ к самому компьютеру – контроль над ним можно получить с помощью специальных вредоносных программ – компьютерных вирусов.

Средства массовой информации регулярно информируют общественность о новых эпидемиях компьютерных вирусов, поражая воображение количеством зараженных компьютеров по всему миру и последствиями сбоев в их работе. Меньше внимания уделяется причинам, по которым создаются все новые и новые вирусы.

Времена, когда компьютерные вирусы создавались из чистого хулиганства, прошли. Современные вирусы имеет явную цель – предоставить заинтересованному лицу доступ к зараженным компьютерам через сеть Интернет. Все ресурсы зараженного компьютера становится доступными создателю вируса или тому, по чьему заказу был создан вирус.

Значительную долю заказчиков компьютерных вирусов составляют спамеры. Не покидая места своего нахождения, они могут посылать зараженному вирусом компьютеру любые команды. В результате рассылка спама, заказчик которого находится в России, может происходить из любой страны – США, Китая или Германии.

При этом владелец зараженного компьютера даже не заметит, что его компьютер используется для рассылки спама или в иных неблаговидных целях. Прозрение наступит лишь после того, как Интернет-провайдер отключит владельца зараженного компьютера от Интернета за рассылку спама и выставит соответствующий счет за услуги связи.

Этический аспект спама

Спам наносит прямой материальный урон его получателям, не говоря уже о косвенном – времени, потраченном на его удаление. Одно это говорит о том, что спам, безусловно, неэтичен. Согласно результатам исследования, проведенного Digital Millennium Foundation, ущерб, который спамеры ежегодно наносят российскимпользователям Интернета, составляет не менее 60 млн. долларов.

Еще больший ущерб спам наносит поставщикам услуг по доступу к Интернет – Интернет-провайдерам. Провайдеры вынуждены постоянно расширять свои каналы передачи данных, закупать новое коммуникационное оборудование и нести иные расходы, связанные с передачей через их сети сверхпланового потока данных, которые никому не нужны. Картина ущерба от спама была бы неполной без учета ущерба, наносимого компьютерными вирусами, используемыми для захвата компьютеров с целью дальнейшей рассылки через них спама. По оценкам экспертов,ущерб только от одной «эпидемии» компьютерного вируса LoveSan составил десятки миллионов долларов.

Спам наносит и моральный ущерб. Обнаруживая в своем почтовом ящике гору «информационногомусора» вместо писем от друзей и коллег, вряд ли можно испытать
Какие-либо чувства, кроме раздражения. Фактически спамеры вторгаются в личное жизненное пространство получателей «информационного мусора», так как электронная почта, так же как и обычная почта или телефонная предназначены для личного общения между людьми. Для обезличенного общения и обращений предназначены средства массовой информации и митинги.

Неудивительно, что в странах, которые у нас принято называть «развитыми» –
США и Западной Европе, ни одна уважающая себя компания – начиная с
транснациональных корпораций и заканчивая китайской закусочной – не
пользуется услугами спамеров. Спам на Западе – удел аферистов, сутенеров и распространителей чудо-снадобий.

О Проекте «АнтиСпам»

В мае 2003 года Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
выступил с инициативой разработки антиспамовых поправок к российскому
законодательству. В состав рабочей группы Проекта «АнтиСпам» вошли
представители органов власти, эксперты в области информационных технологий,
юристы и правозащитники. Целью Проекта стала разработка этических и
юридических мер противодействия распространению спама.

В рамках Проекта был проведен анализ российского законодательства с целью
выявления возможности противодействия распространению спама в рамках
существующих нормативно.правовых актов. В 2004 году прошли расширенные
заседания Рабочей группы Проекта, в которых приняли участие ряд независимых
экспертов в области права и информационных технологий.

В результате реализации Проекта был сделан вывод о необходимости квалификации
деятельности спамеров как административных правонарушений и внесении
соответствующих дополнений в российское законодательство.

В настоящий момент Рабочая группа Проекта подготовила дополнения к
Федеральному закону Российской Федерации «О связи» и ряду других
законодательных актов, согласно которой распространение спама будет признано
незаконным.

Предполагается, что основная юридическая норма, касающаяся противодействия
распространению спама, должна выглядеть следующим образом: «формирование
или передача сообщений электросвязи или почтовых отправлений пользователями
услугами связи в адрес неопределенного круга лиц не допускается».

Все время существования Проекта к нему было привлечено пристальное внимание
СМИ. Члены Рабочей группы Проекта участвовали в подготовке ряда статей,
телевизионных и радиосюжетов, посвященных проблеме спама, целью которых
было формирование негативного отношения к спаму в обществе.

Более подробная информация о Проекте «АнтиСпам»: www.ifap.ru/as/

Полный текст брошюры “Осторожно, спам !” можно скачать здесь

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте