Проблема «последней мили» и выбор решений
19 июля 2006
Рубрика: Связь и телекоммуникации.
Автор: С. Агзамов.

pic
«Последняя миля» — это участок от провайдера телекоммуникационных услуг до конечного пользователя. В технической литературе данное понятие используется для описания проблем и решений в этом, фактически самом трудном, отрезке телекоммуникационных сетей.

В последнее время в странах с низким качеством телекоммуникационных услуг по вопросам «последней мили» было разработано множество современных технологических решений. С помощью самых современных разработок, которые прекрасно себя зарекомендовали в других странах, в Узбекистане также вопрос «последней мили» может быть решен в скором будущем.

Практически до конца 80-х годов прошлого века в экономически развитых странах население пользовалось только услугами аналоговой телефонной связи. Развитие новых информационных технологий привело к тому, что возможности аналоговой телефонии перестали удовлетворять потребности пользователей. Модернизация сетей передачи данных и коммутационных станций путем перевода аналогового способа передачи информации в цифровой позволила предложить населению новые услуги, например ISDN, после чего «последняя миля» стала тем «узким» местом, которое тормозило развитие средств телекоммуникаций.
Спрос на новые услуги цифровых станций стал неуклонно расти. Многие компании, предлагающие услуги «последней мили», пошли по пути использования обычных абонентских линий. Была разработана технология цифровых абонентских линий (Digital Subscriber Loop — xDSL). Этот способ связи позволял организовать высокоскоростную передачу данных, не прибегая к замене старых абонентских линий и прокладке новых выделенных каналов. Производители коммуникационного оборудования создали целый ряд устройств для уплотнения передаваемой информации. Эффективность их использования неоспорима — некоторые устройства позволяют увеличить количество передаваемой информации в единицу времени в 30-60 раз.

Появление технологии цифровых абонентских линий дало толчок развитию решений для организации «последней мили», основанных на DSL-принципах передачи данных. В последние годы появилось огромное множество разновидностей этой технологии. Наибольшее распространение получили следующие способы передачи информации:

HDSL — высокоскоростные цифровые абонентские линии;
ADSL — асимметричные цифровые абонентские линии;
ISDL — ISDN — цифровые абонентские линии;
SDSL — симметричные высокоскоростные цифровые абонентские линии;
VDSL — Very HDSL;
RADSL — цифровые абонентские линии с подстройкой скорости передачи данных;
UADSL — универсальные асимметричные цифровые абонентские линии.

Стандарт IDSL был разработан фирмой Ascend. С его помощью возможна передача данных по каналам ISDN в сети с коммутацией пакетов. При этом телефонные коммутаторы остаются незадействованными. Одним из основных преимуществ этого способа передачи данных является возможность плавного перехода к более скоростным вариантам связи.

pic

При необходимости передавать информацию на длительные расстояния рекомендуется использовать HDSL-оборудование. С его помощью возможна передача информации на расстояние до шести километров. При этом качество связи остается на довольно-таки высоком уровне, который сравним с качеством связи при использовании волоконно-оптических линий. HDSL-оборудование нашло широкое применение при построении корпоративных сетей. Но век этого стандарта тоже оказался недолог. На смену ему уверенно приходят асимметричные цифровые абонентские линии (ADSL), которые позволяют передавать данные на скоростях до 8 Мбит в секунду. С этим способом передачи информации многие связывают большие надежды на будущее. Ожидается, что ADSL скоро найдет широкое применение при предоставлении услуг конечному пользователю.

Позже появились различные оптические технологии. Наибольшее распространение получили концепции Fiber to the Building (FTTB) и Fiber to the Zone (FTTZ). Эта технология не нашла широкого применения в районах с уже сложившейся инфраструктурой. Причина кроется в нежелании нести дополнительные расходы по организации «последней мили». А зачастую прокладку оптических сетей делает невозможной архитектура построенных несколько лет назад зданий. В таких случаях гораздо дешевле использовать проверенный xDSL. При строительстве же новых зданий оптические технологии «последней мили» могут быть весьма эффективным универсальным решением.

В США и странах Западной Европы операторов телекоммуникационных услуг заинтересовали обширные возможности цифровых сетей передачи данных. Для удовлетворения растущих запросов пользователей была модернизирована сеть доступа к этим услугам. В Узбекистане запросы и потребности операторов связи несколько отличаются от общемировых. Нельзя сказать, что отсутствует спрос на новые виды услуг. Он есть. И даже растет! Но в отношении к существующим аналоговым способам связи цифровые услуги составляют всего лишь несколько процентов. И то — за счет столицы! Основной задачей операторов связи в настоящее время все же является обычная телефонизация населения.

В мировой практике операторы связи при строительстве новых зданий изначально закладывают в архитектурный проект возможность прокладки широкополосных линий связи. Эта норма повсеместно применяется в странах Юго-Восточной Азии и континентальной Америки. Изначально эти сети используются для предоставления обычной телефонной связи. По мере возникновения потребности у абонентов производится их переключение на цифровые стандарты передачи данных.

Обычно подключение к Интернету осуществляется с помощью телефонной линии или через выделенное соединение. Для использования выделенного соединения необходимо проложить кабель, что является довольно-таки дорогостоящим и трудоемким мероприятием. Также во многих случаях отсутствует возможность постоянного использования телефонной линии для доступа в Интернет. Сейчас многие компании реализуют оборудование, позволяющее подключаться к всемирной Сети через обыкновенную бытовую электрическую розетку.

Кроме подключения к Интернету, это оборудование позволяет создавать домашние локальные сети, в которые можно подключать компьютеры, принтеры и различную бытовую технику, поддерживающую протокол передачи данных по электрической сети. Для организации этой сети не потребуется никаких дополнительных устройств, кроме обычной домашней электрической розетки.
Проведенные маркетинговые исследования показали, что в регионах, где недостаточно развита телефонная связь, спрос на подключение к Интернету через электрическую сеть будет огромным. Не так уж и много мест на земле осталось, где отсутствует электричество. А при использовании этой технологии для подключения к Интернету больше ничего и не надо.

Последнее время некоторые провайдеры предлагают асимметричный спутниковый доступ к информации. Это решение задачи «последней мили» в первую очередь ориентировано на небольшие компании и частных пользователей. Для организации асимметричного доступа пользователю предоставляется два канала: спутниковый и обыкновенный наземный. Спутниковый канал позволяет производить прием информации на скоростях в сотни килобит в секунду. Наземный канал позволяет передавать данные со скоростью в несколько десятков килобит в секунду. Таким образом, со спутника пользователь получает входящий трафик, а наземными линиями связи передается исходящий.

Кроме упомянутых способов решения проблемы «последней мили», имеется еще фиксированный радиодоступ (Wireless Local Loop — WLL), который не так распространен, как другие способы. Последнее время этот способ все чаще и чаще используется для предоставления услуг аналоговой связи. Преимущества фиксированного радиодоступа неоспоримы в труднодоступных и малонаселенных уголках Земли и в странах со слабым развитием телекоммуникационных сетей. Введение повременной оплаты телефонных переговоров заставляет многих пользователей заняться поиском других способов доступа во Всемирную паутину. Также не у всех есть возможность постоянно занимать телефон. Здесь на помощь также приходит фиксированный радиодоступ.

pic

Эффективное решение задачи «последней мили» для различных компаний может существенно снизить организационные расходы по содержанию офиса. Этот офис может просто отсутствовать. Использование высокоскоростных цифровых каналов позволит сотрудникам не менее эффективно выполнять работу, находясь у себя дома. Организация каналов связи между центральным офисом и удаленными филиалами позволит более оперативно получать всю необходимую информацию, что в конечном итоге способствует более быстрому принятию жизненно важных для компании управленческих решений.

Современные технологические решения, основанные на цифровых способах обработки и передачи информации, участок от провайдера до конечного пользователя теперь уже не позволяют называть «узким» местом. Вот только повсеместное применение новых высокотехнологичных решений «последней мили» невозможно без значительных финансовых и организационных затрат. Производители телекоммуникационного оборудования сейчас предлагают разнообразные устройства для соединения пользователя с провайдером. Перед потребителем стоит вопрос выбора способа решения «последней мили» по соотношению скорость/стоимость.

Так что же предлагает современный рынок широкополосного доступа в столице республики?
Рассмотрим предложения основного оператора телекоммуникаций филиала ТШТТ АК «Узбектелеком».
Компания предлагает HDSL-, ADSL-, SDSL- и ISDN-услуги, а также ряд услуг по таким протоколам передачи данных, как FR, ATM, фактически на всех АТС города. Кроме того, компания предлагает выделенные или транзитные каналы ПД по магистральным сетям.

Конечный пользователь, имеющий телефонную линию, может воспользоваться услугами ADSL или ISDN. При наличии выделенной линии можно воспользоваться услугами HDSL или SDSL.

pic

Заключив договор, конечный пользователь получит возможность организации высокоскоростных каналов в Интернет или к другой точке подключения в пределах города.

Услугой ADSL предусматривается бесплатная передача ADSL-модема в аренду на время действия заключенного договора. Учитывая доступные цены на услуги и то, что компания берет все телекоммуникационные вопросы, что называется, «на себя», можно сказать, что проблема «последней мили» для конечного потребителя уже решена.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте