Экономические аспекты IP-телефонии

pic
Сегодняшняя экономика IP-телефонии подразумевает дешевую телефонную связь, низкую «цену вхождения» на рынок, высокую скорость развертывания и обусловленную этим конкурентоспособность (да, собственно, и рефайлинг). Завтрашний день готовит нам такие возможности, как новые голосовые и неголосовые услуги (видео, чат и пр.), любое (дифференцированное по цене) качество связи, интеграцию с информационными технологиями и мультимедиа.

Американскую компанию MCI (ранее WorldCom) недавно обвинили в том, что много лет она маскировала междугородные звонки под местные (такую процедуру на Западе называют рефайлингом) и таким образом недоплатила другим операторам сотни миллионов долларов.

Сегодня более половины мирового международного трафика передается через IP.
Все шире используется IP-телефония и в корпоративном секторе. Преимуществ у IP-телефонии хватает. Наиболее очевидным из них считается цена. Стоимость передачи данных в IP-сетях в настоящее время невысока и продолжает снижаться тогда, как тарифы традиционных операторов имеют тенденцию к росту. В итоге IP-телефония часто оказывается в разы дешевле обычных переговоров. Основным преимуществом данной технологии является эффективное использование каналов связи по сравнению с технологией сетей с коммутацией каналов. Здесь отсутствует необходимость жесткого закрепления канала за пользователем. Таким образом, осуществляется возможность организации каналов связи с наилучшим соотношением цена/качество и цена/функциональность. Кроме того, обеспечивается простота пользования услугами связи. Междугородный или международный телефонный вызов осуществляется через местные телефонные сети абонентов и глобальную сеть Internet. Благодаря значительному уплотнению речевой передачи удельная стоимость разговора оказывается гораздо ниже, чем при традиционной междугородной и международной связи.

Наверняка многие, если не все, читатели видели или даже пользовались телефонными картами для недорогих междугородных и международных переговоров. Это и есть IP-телефония, точнее, ее потребительская грань.

В отличие от традиционной телефонии, в которой абонент крепко-накрепко «привязан» абонентской линей к единственному поставщику услуг, Internet-связь больше напоминает услуги сотовых сетей, абонент которых может запросто перейти от одного оператора к другому.

Экономия и эффективность, которые дает IP-телефония. Джон Эрнандес, директор по продуктам для Call-центров компании Cisco System, считает, что наибольшую денежную экономию IP-телефония дает на эксплуатационных расходах. Свести в единую сеть несколько узлов с помощью IP-технологий значительно легче, чем при использовании систем с коммутацией каналов. При повышении емкости IP-телефонных коммутаторов они обеспечат обслуживание новых операторов вне зависимости от местоположения последних, поэтому в итоге вы сможете обойтись меньшим числом коммутаторов.

Можно привести интересные примеры, демонстрирующие явные плюсы использования IР-телефонии. Так, сразу после трагедии в США, вызванной ураганом «Катрина», мэр Нового Орлеана связался с президентом Бушем с ноутбука своего сотрудника через сеть IP-телефонии компании Vonage, в то время как ТфОП и сотовая связь не работали. В том же Новом Орлеане на стадионе Superdome, где был организован лагерь временного размещения пострадавших, была развернута сеть Wi-Fi, посредством которой люди могли связаться с внешним миром. Эти примеры говорят о том, что IP-телефония в отличие от традиционной более устойчива к разным катаклизмам.

Еще один американский сотовый оператор предлагает абонентам такой сервис: абоненту сотового оператора продается или выдается некая коробочка (cradle) для установки сотового телефона. Приходя на работу, абонент ставит свой сотовый телефон в cradle, и все звонки, приходящие на него, автоматически переправляются на IP-телефон в компьютере, номер которого заранее сообщен оператору. Таким образом, за сотовый телефон платить не надо, а сам сервис очень дешевый.
В Великобритании компания British Telecom осуществляет «Проект XXI века». Для абонентов компании разработан гибридный телефон, он одновременно и сотовый, и Wi-Fi. Дома у абонента телефон работает с Wi-Fi-точкой доступа, на улице, вне зоны Wi-Fi, он становится сотовым, в офисе работает, как Wi-Fi. Очевидно, стоимость услуги меняется. В результате у пользователя появляется единый телефонный номер для любого местонахождения.

Для финансовых учреждений интеллектуальная комбинация в единых системах IP и телекоммуникационных технологий означает получение нового реального конкурентного преимущества. Также очевидно, что широко распространенное использование единой инфраструктуры телекоммуникаций для всех может радикально изменить и породить новые варианты коммерции для компаний и, следовательно, новые способы получения прибыли.

Финансовые структуры сегодня уже расценивают технологию VoIP с точки зрения реальной и материальной выгоды, а не как бесполезный набор «модных игрушек», продвигаемых поставщиками технологии. Если чуть раньше VoIP была экзотикой, то сейчас без преувеличения можно сказать, что это господствущая технология в своем сегменте. Кстати, о «модных игрушках». Новые IP-телефоны Cisco, например, поддерживают интеграцию и настройку на потребности индивидуального пользователя. Они предоставляют бизнес-процессам и индивидуальным сотрудникам критически важную информацию и доступ к множеству сервисов и приложений.

Пользователь IP-телефона может легко получать информацию и выполнять следующие задачи:

• розничная торговля — проверка заказов и инвентарных запасов по базам данных с помощью IP-телефона непосредственно во время разговора с заказчиком; получение данных о номерах заказов, подтверждениях, условиях и датах поставки
• гостиничный бизнес — установка IP-телефонов в гостиничных номерах для бронирования мест в ресторанах, настройки телефонного «будильника», покупки билетов, получения советов и проверки расписаний авиаполетов
• образование — ведение журналов посещаемости, размещение студентов, выдача и мониторинг пропусков и публикации ежедневных бюллетеней
• государственное управление — эффективная связь с сотрудниками с помощью текстовых сообщений и аудиопотоков между всеми пользователями или отдельными пользователями IP-телефонов
• офисная деятельность — доступ к визуальным корпоративным директориям с фотографиями; автоматическое определение входящего и исходящего номера; получение доступа к данным простым нажатием на чувствительные точки экрана.

Для организаций и предприятий, имеющих географически удаленные офисы, IP-телефония предоставляет прекрасную возможность сэкономить средства, пустив внутрикорпоративный трафик в обход дорогостоящих каналов дальней связи ТфОП. Причем связь на межофисных соединениях с использованием сетей передачи данных может быть реализована безотносительно к телефонной сети общего пользования (ТфОП). Это самое простое и беспроигрышное приложение IР-телефонии. Более претенциозные компании, возможно, решатся на установку систем учрежденческой связи, обеспечивающих доступ к прелестям IP-телефонии с обычных аналоговых аппаратов.

Действительно, операционные издержки сокращаются благодаря единой точке доступа для клиентов компании и для оформления заказов, сокращению численности обслуживающего персонала, поскольку вместо двух сетей появляется одна, сокращению количества поставщиков оборудования для корпоративной сети, а также сокращению так называемых MAC — расходов (move, add and change), связанных с реорганизацией бизнеса и переоснащением рабочих мест. Важным преимуществом технологии является принадлежность сетевого адреса оконечному устройству, а не порту, куда подключается данное устройство. В отличие от телефонов сети с коммутацией каналов IP-терминал сохраняет за абонентом все функции по мере того, как он перемещается между этажами офиса и офисами в разных городах и странах.

На очереди серьезные изменения рынка средств массовой информации и контента. Все в курсе, какие проблемы у продавцов и владельцев контента (музыки, фильмов) возникли за последние несколько лет и как неважно чувствуют себя многие газеты и журналы из-за конкуренции с интернет-сайтами. Буквально в последние год-два всерьез зазвучала тема Video-over-IP — предоставления видеоуслуг (телевидение, видео по запросу и т. д.) через широкополосное IP-подключение.

Будущее телекоммуникаций вообще связывается с аббревиатурой IMS — IP Multimedia Subsystem, IP-телефонией, с IP-коммуникациями, появившись в качестве архитектуры 3G-сетей (сетей мобильной связи), быстро распространилось и на проводные сети.
IP-телефония уже превратилась в самостоятельную индустрию. В последнее время изменилась аргументация производителей IP-телефонов. Если раньше они старались делать их «не хуже, чем обычные», то сегодня — «хоть и дороже, но намного лучше и функциональнее, чем обычные». В пользу дальнейшего развития концепции «Everything over IP & IP over Everything» (все по IP и IP по всему) говорит то, что IP-телефония лишь «пробный камень». Там, где «голос поверх IP» со временем получится «все поверх IP» (или поверх еще чего-нибудь, но именно ВСЕ).

pic

Orphus system