ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОЗАТРАТ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ЦИФРОВОГО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
4 августа 2006
Рубрика: Связь и телекоммуникации.
Автор: Е. Синяшина, К. Артыкова.

pic
Переход к рыночной экономике и усиление конкуренции требуют от компаний повышения качества предоставляемых услуг.
Повышение качества услуг невозможно без внедрения новых технологий, повышения квалификации персонала, что соответственно требует больших финансовых вложений.

При этом встает вопрос: за счет чего повышать эффективность производства? Применение дорогостоящей техники автоматически ведет к росту расходов на амортизацию; кроме того, растут тарифы на электроэнергию, все дороже обходится приобретение материалов и запасных частей и т.п. Напрашивается вывод — сокращать численность работников. Но до какого предела? Для ответа на этот вопрос необходимо проводить работу по нормированию труда, то есть обосновать численность штата с учетом применяемых технологий, условий труда и других факторов.

Все вышесказанное касается и отрасли телекоммуникаций. Современный уровень развития общества, развитие международных связей Республики Узбекистан, рост деловой активности населения увеличивают потребность в качественных услугах. В этом плане в отрасли телекоммуникаций, в том числе на ГТС г. Ташкента, проводится большая работа по модернизации и расширению телефонной сети на базе современного цифрового оборудования. Цифровые АТС имеют ряд преимуществ по сравнению с аналоговыми: высокая надежность оборудования; высокое качество передачи; возможность предоставления комплекса дополнительных услуг; меньшая занимаемая площадь; сокращение обслуживающего персонала за счет автоматизации процессов контроля работы станций и др.

Бесспорно одно: численность персонала цифровых станций должна быть меньше, чем аналоговых той же емкости. Однако нельзя считать, что автоматический самоконтроль цифровых АТС позволит сократить штат АТС до одного-двух человек:

во-первых, несмотря на автоматический самоконтроль и диагностику неисправностей станции, персоналу цифровых АТС предписано (руководствами по эксплуатации, инструкциями) выполнение определенных функций;

во-вторых, персонал АТС обязан периодически выполнять профилактические работы в соответствии с утвержденными планами;

в-третьих, необходим сменный персонал в автозале, поскольку АТС работают круглосуточно.

Вышесказанное свидетельствует об актуальности вопросов нормирования труда. До настоящего времени в Республике Узбекистан не проводилось специальных исследований с целью определения нормативной численности персонала цифровых АТС.

Считаем, что нормативы численности производственного штата не должны оставаться неизменными в течение длительного времени, а должны снижаться по мере совершенствования технологических процессов, организации труда. На наш взгляд, в современных условиях нецелесообразно устанавливать единые нормативы численности штата для всех цифровых АТС; важнее разработать методику нормирования численности штата, по которой каждая компания могла бы рассчитать необходимую численность штата. Это связано с тем, что в настоящее время трудозатраты по обслуживанию цифровых АТС не могут быть стабильными во времени (происходят изменения на городской телефонной сети, меняется демографическая ситуация в городе и т.д.).

Исследование показало, что на изменение трудозатрат персонала цифровых АТС влияют следующие факторы:

а) уровень цифровизации телефонной сети. С увеличением на сети количества цифровых АТС уменьшаются сбои и повреждения на межстанционных линиях, уменьшается перекос трафика (вызванного большим количеством входящих вызовов к цифровым АТС от аналоговых, нежели исходящих), что отразится на улучшении качества работы цифровых АТС;

b) демографические факторы влияют на трудозатраты цифровых АТС даже одинаковой емкости. Так, в настоящее время усилился процесс купли-продажи и обмена квартир, появляются и исчезают малые предприятия, что увеличивает работу АТС с абонентами (переоформление номеров, снятие, установка телефонов);

c) емкость АТС, количество и емкость выносных концентраторов;

d) условия труда и отдыха на разных АТС и другие факторы.

В связи с вышеизложенным считаем необходимым создавать на каждой цифровой АТС банк данных по трудозатратам на выполнение отдельных операций по техобслуживанию оборудования. Это позволило бы:

1) проводить специальные совещания представителей филиала АК «Узбектелеком» ТШТТ и станционных инженеров АТС с целью обсуждения минимальных и максимальных значений трудозатрат на выполнение операций по техобслуживанию по однотипным цифровым станциям сети, изучать причины расхождений, делиться опытом выполнения операций и совместно устанавливать оптимальные значения трудозатрат по каждой операции;

2) внедрять организационные и технические мероприятия по совершенствованию условий труда и отдыха на тех АТС, где трудозатраты на аналогичные операции выше;

3) легко корректировать величину трудозатрат при организационно-технических изменениях на сети, приводящих к упрощению каких-либо операций по техобслуживанию цифровых АТС, путем пересчета трудозатрат лишь по отдельным меняющимся операциям по техобслуживанию (либо исключением трудозатрат на отдельные операции в случае их ненадобности).

Таким образом, в первую очередь необходимо было разработать методику исследования трудозатрат по обслуживанию цифрового оборудования, которая является основой для нормирования численности.

На основе изучения специфики обслуживания оборудования телекоммуникаций для исследования трудозатрат на цифровых АТС использовался метод самофотографирования.

Определение основных функций и операций по обслуживанию цифрового оборудования

В качестве объектов для проведения исследований трудозатрат были определены цифровые АТС филиала АК «Узбектелеком» ТШТТ: S12 (Alcatel), EWSD (Siemens), C&C08 (Huawei), UT-100 (Italtel).
В соответствии с графиком на АТС проводились как натурные исследования, так и с помощью «Листа самофотографирования рабочего дня (смены)», заполняемого персоналом АТС. Предварительно был проведен инструктаж персонала по заполнению листов самофотографирования, а со стороны специалистов исследуемых АТС оказаны консультации по вопросам техобслуживания АТС. Для сбора необходимой информации были изучены также рабочие журналы и собраны статистические данные за три года, рассмотрены планы проведения профилактических работ.

Таким образом, исследование трудозатрат необходимо начинать с установления комплекса операций, сгруппированных в укрупненные функции, выполняемые персоналом.

Для этого предлагаем использовать эксплуатационно-техническую и нормативную документацию по эксплуатации цифровых АТС. В ней изложены требования как фирм-поставщиков оборудования, так и ТШТТ для обеспечения бесперебойной и качественной работы АТС. Эти документы определяют, что техобслуживание цифровых АТС осуществляется контрольно-корректирующими и профилактическими методами обслуживания.

pic

Однако в связи с тем, что указанная документация не предназначена для целей нормирования труда, предлагаем работу персонала по техобслуживанию цифровых АТС представить в виде схем для наглядности и удобства разработки перечня функций и операций (рис. 1, 2). На основе этих схем разработаны таблицы функций и операций (табл. 1-5). В таблицах приведен перечень основных операций, который может быть дополнен либо изменен при проведении исследований на конкретных АТС. Так, например, из пункта 2.4 таблицы 1 могут быть исключены трудозатраты по профилактическому обслуживанию компьютеров и принтеров, если это осуществляется не персоналом АТС, а специальной службой ТШТТ.

pic

Научный подход к нормированию труда предполагает учет и психофизиологических факторов в ходе трудового процесса (напряжение зрения, напряжение внимания, интеллектуальные нагрузки, монотонность труда, большой объем информации, обрабатываемой в единицу времени).

pic

Техобслуживание станции осуществляется персоналом посредством терминалов «человек-машина». Сообщения системы автоматического контроля станций выводятся на монитор и принтер. Как известно, отраженная блесткость на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура), яркость экрана, блики и освещенность экрана приводят к утомлению зрения, могут приводить к головным болям и др. Кроме того, персоналу цифровых АТС приходится работать с распечатками принтера, труд носит больше интеллектуальный характер. Поэтому в трудозатраты персонала должны быть включены дополнительные затраты времени на регламентированные перерывы в работе. Для этого рекомендуем руководствоваться требованиями нормативного документа Q 055:2004 «Безопасность труда, гигиенические требования и организация работы при использовании персональных компьютеров в сфере связи и информатизации».

Следующим важным моментом является определение источников получения исходных данных для расчета трудозатрат по операциям, выполняемым персоналом в процессе техобслуживания:

1. На всех цифровых АТС ведутся рабочие журналы (учета, контроля и т.д.), позволяющие собрать статистические данные по выполняемым операциям. Перечень журналов установлен ТШТТ, кроме того, имеются рекомендации фирм-поставщиков оборудования.

2. Однако не по всем журналам можно определить время выполненных работ. Поэтому в отдельных случаях при проведении исследований на АТС предлагается использовать метод экспертных оценок, данные листов самофотографирования рабочего дня (смены). При этом листы самофотографирования надо разрабатывать таким образом, чтобы персонал указывал не только выполняемые операции и время их начала и окончания, но и их количество.

3. По плановым работам по техобслуживанию время рекомендуется определять по планам профилактических работ.

4. По большинству операций, указанных в таблице «Прочие виды работ на АТСЭ» (табл. 5), время нигде не фиксируется. Поэтому рекомендуем пользоваться данными листов самофотографирования и экспертными оценками. В качестве экспертов могут выступать станционные инженеры.

Целью определения трудозатрат по указанным источникам является расчет трудозатрат на единицу операции каждого вида для дальнейшего использования при нормировании численности персонала.

В результате предварительной обработки данных, полученных в процессе проведенных исследований на АТС, рассчитана структура трудозатрат на обслуживание цифрового оборудовании АТС емкостью 10 тыс. номеров (без выносных концентраторов), представленная на диаграмме (рис. 3).

pic

Как видно из диаграммы, основную долю трудозатрат (47,6%) составляют трудозатраты по функции «Работа, связанная с абонентами». Согласно расчетам, 24,5% этих трудозатрат связаны с устранением повреждений (в основном на абонентских линиях), а 75,5% — трудозатраты на прочие виды работ.
В свою очередь, в трудозатратах на прочие виды работ, связанных с абонентами, большая часть приходится на операции по отключению номера за неуплату и включению номера после оплаты (76,1%) (эти трудозатраты будут снижаться по мере увеличения платежеспособности абонентов, что приведет к снижению трудозатрат в целом).

Следующей составляющей трудозатрат с большим удельным весом являются трудозатраты на техобслуживание станционного оборудования (27,4%), а также каналов и линий (17,2%). Это объясняется необходимостью проведения плановых мероприятий по техобслуживанию как станционного оборудования (табл. 1), так и каналов и линий (табл. 2).

pic

В заключение приводим укрупненную схему исследования трудозатрат персонала цифровых АТС, отражающую предложенную методику исследования трудозатрат на цифровых АТС (рис. 4).

pic

В рамках проводимой научно-исследовательской работы на основе предложенной методики исследования трудозатрат будет разработана методика определения численности производственного штата, эксплуатирующего цифровое оборудование.

Выводы

Анализ результатов исследований позволил выявить факторы, влияющие на трудозатраты. При этом основным фактором, определяющим трудозатраты по обслуживанию цифрового оборудования, является комплекс операций (функций), выполняемых производственным персоналом, для обеспечения качественной работы ЭАТС.

Исследования показали, что затраты труда зависят также от следующих факторов:

• задействованной емкости ЭАТС
• обеспеченности современными компьютерами, поскольку персонал взаимодействует с оборудованием ЭАТС посредством системы «человек-машина»
• уровня цифровизации телефонной сети города в целом
• квалификации персонала
• системы учета и отчетности, поскольку ведение рабочих журналов требует определенных затрат времени.

Для снижения трудозатрат персонала цифровых АТС и улучшения условий их труда проведенные исследования на цифровых АТС позволяют рекомендовать следующее:
Учитывая, что компьютеры, предназначенные для связи «человек-машина», имеют срок амортизации гораздо меньший, чем оборудование АТС, необходима своевременная их замена на новые.

Целесообразно, как автозал, так и кросс оснащать специально выделенными компьютерами для выполнения работ по составлению отчетов, делопроизводству и т.п. Кроме того, это позволит автоматизировать процесс ведения журналов на АТС, а также облегчит учетную и аналитическую работу, поскольку для этого можно применять простые в пользовании программы.

Необходимо принять меры по улучшению условий труда и отдыха персонала, учитывая специфику их труда.

В целях нормирования труда предлагается ввести единообразие в формы журналов цифровых АТС и указывать в них начало и окончание любой фиксируемой работы либо ее длительность.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте