Внутренний интернет- трафик станет дороже.
11 августа 2006
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

pic
Сегодня каждый крупный интернет-провайдер Узбекистана стремится создать собственные трафикогенерирующие ресурсы. Это связано с тем, что чем больше абонентов провайдера пользуются местными ресурсами, тем меньше они используют дорогостоящий международный канал. Понятно, что генерацию трафика в большом объеме легче всего осуществить создав сайты с которых можно скачивать музыку, фильмы, программное обеспечение, организовав игровые серверы. Представьте сколько нужно закачать на сайт контента, что он был сопоставим с объемом одного фильма (около 1 Гбайта и более)?

Практически все крупные провайдеры Узбекистана создали собственные трафикогенерирующие сайты и для своих клиентов предоставляют доступ к ним либо бесплатно, либо за счет увеличения доли местного (почти бесплатного ) трафика могут значительно снизить стоимость своих услуг.

Для эффективного обмена местным трафиком крупнейшие провайдеры Узбекистана создали точку обмена трафиком, и в январе 2004 г. Министерством Юстиции РУз была зарегистрирована ННО «Центр Взаимодействия Сетей Передачи Данных TAS-IX». В высший орган управления «TAS-IX» — Собрание учредителей – вошли представители ООО «Amaliy Aloqalqr Biznesi Ahborot Markazi» (BBC), СП «Buzton», ООО «Sarkor-Telecom», ЗАО «Sharq-Telekom», ООО «Texnoprosistem». Сайт организации – www.tas-ix.uz.

Сегодня практически все крупные провайдеры входят в TAS-IX, а рост трафика составляет более 70% по сравнению с прошлым годом. Так, например, в марте 2006 года местный трафик составил 1,5 Тбайта. Понятно, что и это капля в море, потому что международный трафик в общем объеме составляет около 90%.

10 августа на сайте pc.uz была опубликована статья “ Интернет-провайдеров в Узбекистане призвали к соблюдению авторских прав” в которой содержится интервью с Алишером Хафизовым, заместителем руководителя Узбекского агентства по авторским правам (УзРААП).

В нем, в частности, говорится:

Новая редакция Закона РУз «Об авторском праве и смежных правах» вступила в действие 20 июля, а уже в конце июля, как сообщает сайт Security.uz некоторые интернет-провайдеры Узбекистана закрыли свои бесплатные онлайн-коллекции музыки и видео.

Случайно ли это?

— Конечно, нет, — прокомментировал данную ситуацию Алишер Хафизов. — Это сделано в результате переговоров Агентства по авторским правам с Интернет-провайдерами. Вновь принятый Закон содержит такой термин как «доведение до всеобщего сведения». Это действие представляет собой исключительное право авторов, и размещение в Сети фильмов и музыки без заключения договоров с ними является безусловным нарушением законодательства.

А как насчет предупреждения: «Все права на исходные аудиоматериалы принадлежат соответствующим организациям и частным лицам. Эти файлы выложены только для частного использования…», которыми часто предваряются подобные архивы?

— Пункт 2 статьи 9 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (Республика Узбекистан стала членом Бернской конвенции 19 апреля 2005 года) обязывает участвующие в ней страны не допускать воспроизведения произведений в личных целях, если такое исключение из права на воспроизведение не будет соответствовать определенным условиям. В частности, причиняемый авторам ущерб должен быть устранен или, по крайней мере, смягчен путем выплаты соответствующей компенсации.

Значит, все местные «хранилища» фильмов и музыки будут закрыты?

— Не совсем так. По мнению провайдеров, полное закрытие файловых архивов в Узнете привело бы к резкому увеличению внешнего трафика, в основном из России и стран СНГ, перегрузке каналов, необходимости их расширения и, соответственно увеличению стоимости услуг доступа в Интернет.

Однако требования закона таковы что архивы должны быть либо закрыты либо их владельцы должны заключить договора с авторами. Однако понятно что провайдеры Узбекистана не в состоянии самостоятельно заключить договора с огромным числом зарубежных авторов, произведения которых они используют. Поэтому было принято компромиссное решение. Поскольку контроль за воспроизведением в личных целях аудиовизуальных произведений неосуществим, а запрет такого воспроизведения нецелесообразен, законодательство большинства стран, в том числе и Узбекистана, предусматривает, что такое воспроизведение возможно без согласия правообладателей, однако им должно выплачиваться соразмерное вознаграждение.

Сбор и распределение данного вознаграждения осуществляется одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов, изготовителей фонограмм и исполнителей на коллективной основе. Сейчас в качестве такой организации выступает Узбекское республиканское агентство по авторским правам, которое в настоящее время ведет работу по заключению договоров с Интернет-провайдерами.

Кто и как определяет размер авторского вознаграждения? Каков механизм его сбора?

— Существуют методики, принятые на основе международной практики. Сумма авторского вознаграждения определена нами исходя из количества музыкальных произведений (около10 тыс. наименований) и фильмов (около 500 наименований), используемых в местных файловых хранилищах. На фильмы приходится около 70% суммы авторских, причем наши провайдеры обязуются после 1 августа в любом случае не использовать фильмы-новинки, вышедшие в течение последнего года. Размер отчислений одинаков для всех, кто имеет архивы музыки или фильмов, так как на практике очень сложно отследить количество скачанных произведений у разных владельцев.

Отчисления должны будут делаться ежемесячно, а распределение их между авторами является задачей органа по коллективному управлению авторскими правами, в данном случае – УзРААП.

Меньше месяца, как вступила в действие новая редакция Закона, а Агентство по авторским правам уже развернуло бурную деятельность по охране прав авторов. С чем связана такая активность?

— А зачем дожидаться международных санкций? Приведу пример Украины. В марте 2001 года эта страна была внесена список “Special 301”, в который Торговым представителем США (USTR) вносятся страны, которые не предоставляют достаточной защиты прав интеллектуальной собственности. Причем Украина попала туда со статусом «приоритетной», то есть требующей наиболее пристального внимания страны (пиратское производство компакт-дисков и видеокассет наносило США ущерб в размере до USD 250 млн в год). В июне 2001 года американским правительством было принято решение о снятии с Украины льгот Общей системе преференций, а 23 января 2002 года были наложены санкции на импорт товаров из Украины. Действие санкций продолжалось более 3-х лет, и только в январе 2006 года были восстановлены преимущества Украины в рамках системы преференций.

Узбекистан также находится под пристальным вниманием зарубежных правообладателей в сфере соблюдения авторского права и смежных прав, поэтому , чем раньше мы добьемся эффективной охраны интеллектуальной собственности тем лучше.”

Что ж, с этим нельзя не согласится. Авторские права необходимо соблюдать.

Как нам стало известно на встрече провайдеров с руководством УзРААП, участвовали представители компаний Sharq Telekom, Sarkor Telecom, Globalnet, TPS, ARS-inform и BUZTON. Тон встречи был в целом конструктивным. При обсуждении вопроса платежей за авторские права возникла проблема подсчета отчислений. Как считать: за размещенный аудио или видео материал , или по фактически скаченным файлам? Если по размещенным, то не корректно, так как некоторые фильмы могут не скачать не разу, а самые популярные могут скачать сотни раз.

Если считать по количеству скаченных файлов, то как проконтролировать счетчики провайдеров. В общем, не так все просто. Решили пока просто отчислять УзРААП некоторую сумму (в эквиваленте около $1000), а агентство само уже будет разбираться с правообладателями.

Данный порядок тоже далек от совершенства. Если есть мировая практика, то ее нужно применять, если нет, то правообладатели могут и не согласиться с доморощенной практикой.

И все-таки, права начали защищать, а главное, трафикогенерирующие ресурсы не будут закрываться. Вполне возможно, что больше и не будут развиваться. Но это уже другой вопрос.

Понятно, что если провайдеры будут платить авторские отчисления УзРААП, то бесплатные ресурсы перестанут быть бесплатными, а стоимость этих отчислений будет оплачена из кармана абонентов компаний.

По большому счету соблюдение авторских прав и выплата отчислений никак не должна отразиться на провайдерах. Но только при условии, что авторские права соблюдаются всеми участниками рынка.

Проехав сегодня по Ташкенту, я насчитал около 50 торговых точек, в которых продают, дают на прокат любую аудио, видео и другую продукцию. НИГДЕ я не встретил ничего лицензионного. ВСЕ пиратское. Единственно, что на мой вопрос о “лицензионности” продукции, все продавцы в один голос говорили, что, конечно же, лицензионная. Но это не так.

На торговых рядах по улице Навои можно записать любой фильм на болванку за 700 сум (вместе с диском). Понятно, что об авторских правах там не знает никто.

Смешно затыкать щели на форточке, когда двери и окна открыты на распашку.

Необходимо также знать, что сегодня каждый узбекский пользователь может через зарубежные ресурсы (например, http://nnm.ru/, http://kpnemo.ru/, http://www.mp3real.ru/, http://delit.net/ ) или “хостинги” (например, http://rapidshare.de/ , http://www.filefactory.com/ , http://depositfiles.com/) скачать самое свежее абсолютно бесплатно.

В этой связи очень важно не переусердствовать с соблюдением прав в отношении отдельно взятых законопослушных провайдеров. Пока компромисс найден. И это радует.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте