Специальный выпуск приложения “Деловой Узбекистан” газеты “ Правда Востока” посвящен рынку сотовой связи Узбекистана.

pic
23 августа 2006 года вышел в печать очередной информационно-аналитический выпуск “Деловой Узбекистан” в газете “ Правда Востока”, который посвящен рынку сотовой связи Узбекистана . Материалы этого выпуска подготовлены отделом экономики газеты “Правда Востока” при информационной и спонсорской поддержке Узбекского агентства связи и информатизации , компаний МТС-Узбекистан (Уздунробита) , ООО Unitel и СП Coscom .

pic

На сайте газеты “Правда Востока” выложены материалы данного выпуска.
Можем поздравить наших коллег с великолепным материалом по рынку сотовой связи Узбекистана . Предлагаем нашим читателям материалы данного специального выпуска .

МОБИЛЬНЫЙ ПУЛЬС СОТОВОГО РЫНКА

История развития сотовой связи в Узбекистане неразрывно связана с провозглашением независимости Республики Узбекистан. В августе 1991 года при непосредственном учредительстве Министерства связи и поддержке правительства страны было создано совместное предприятие по предоставлению услуг сотовой связи — компания «Уздунробита». Это было первое предприятие сотовой связи не только в Узбекистане, но и в Центральной Азии. С этого и началось зарождение нового рынка.

Тогда, в начале 90-х годов прошлого столетия мобильная связь была доступна лишь узкому кругу потребителей в крупных городах. Сегодня у многих вызывает улыбку цифра 3804. Именно столько абонентов в 1996 году насчитывала первая сотовая компания — «Уздунробита», перешедшая недавно под новый бренд «МТС — Узбекистан».

В настоящее время стоимость услуг сотовых операторов снизилась до такого уровня, когда они стали доступными широким слоям населения. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры, представленные Узбекским агентством связи и информатизации. Если в 1997 году сотовые компании насчитывали 21555 абонентов, то на 1 августа нынешнего года — 1774113. 82-кратный рост за неполное десятилетие говорит сам за себя. Сотовая же связь продолжает относиться к наиболее динамично развивающемуся сегменту рынка телекоммуникаций.

Основными двигателями прогресса, по утверждению начальника отдела телекоммуникационных технологий и услуг Узбекского агентства связи и информатизации Жамола Махсудова, является совершенствование технологий и развитие конкуренции.

— Жамол Тиллаевич, на первое место, наверное, стоит поставить конкуренцию, не так ли?

— Пожалуй. В начале 1996 года на рынке Узбекистана присутствовал только один оператор. И несмотря на то, что сеть компании «Уздунробита» была развернута не только в Ташкенте, но и в Ургенче, Самарканде, Бухаре и Карши, только либерализация данного сегмента рынка телекоммуникаций и появление на рынке новых конкурентов значительно снизило тарифы и для привлечения большего числа абонентов вынудило всех участников рынка внедрять новые виды услуг.

Начиная с 1996 года правительством Узбекистана и тогда еще Министерством связи был максимально упрощен вход на рынок сотовой связи новых инвесторов. Были созданы благоприятные инвестиционные условия для входящих на рынок иностранных инвесторов, налоговые льготы, предоставляемые операторам в течение первых пяти лет их деятельности, а также очень доступная стоимость лицензирования. Согласно правительственному постановлению от 19 апреля 1994 года размер государственной пошлины составлял всего четыре минимальных заработных платы. Лицензия выдавалась на пять лет, что позволило сотовым операторам практически бесплатно работать на столь привлекательном рынке.

В течение 1996 года на рынке сотовой связи Узбекистана появилось сразу пять новых операторов, которые с 1997 года приступили к коммерческой эксплуатации своих сотовых сетей. Рост числа операторов не замедлил сказаться и на росте абонентов, и на снижении тарифов. Если в 1995 году стоимость 100 минут входящих и исходящих разговоров составляла в среднем 105 долларов, то к концу 2000 года она снизилась в среднем до 20, то есть более чем в 5 раз, а к сегодняшнему дню — более чем в 20 раз.

— Сегодня можно признать одну из явных заслуг мобильной связи — получить номер на установку стационарной телефонной связи стало проще во многих регионах, в частности, в крупных городах и областных центрах, не так ли?

— Вопрос обеспечения стационарной телефонной связью во всех регионах и населенных пунктах до конца еще не решен. Но мобильная связь имеет возможность обеспечить связь в этих пунктах в пределах досягаемости радиоволн.

— Более того, благодаря ценовым показателям, новым тарифам сотовая связь перешла в конкуренцию с обычной. Увеличивается количество людей, которые могут потратить на нее порядка десяти и менее долларов в месяц. Практически все сотовые операторы предлагают своим абонентам услуги не ниже уровня 2,5G, а обилие тарифных планов и гибкая ценовая политика могут удовлетворить любую социальную категорию. Уже сегодня количество абонентов сотовой связи в Узбекистане превысило количество абонентов фиксированной связи.

— Но для этого, по-видимому, нужно было в свое время создать основу — построить сети в крупных городах и населенных пунктах, основных транспортных магистралях, обеспечить возможность международного роуминга…

— Рынок сотовой связи Узбекистана убедительно показывает все преимущества конкуренции — цены снижаются, качество повышается, инвестиции поступают. 2000-2001 годы ознаменовались тем, что наиболее крупные сотовые операторы вслед за СП «Уздунробита» приступили к разворачиванию собственных сетей в регионах Узбекистана. Уже к концу 2002 года большая часть населенного Узбекистана была покрыта сетями трех операторов сотовой связи — нынешних МТС-Узбекистан (СП «Уздунробита»), «Unitel» и «Coscom». Эта тенденция сохранилась до сих пор и, наряду с внедрением новых видов услуг, является ключевым фактором в конкурентной борьбе за новых абонентов. Добавлю к этому, что все компании, оперирующие на местном рынке, объявили о намерении значительно расширить свои сети в течение 2005-2007 годов. Что касается стандартов, по которым работают узбекские операторы, с 1997 года они использовали два наиболее популярных в мире стандарта Digital AMPS (IS-136) и GSM.В сентябре 2001 года была запущена в эксплуатацию сотовая сеть СП «Rubicon Wireless Communication» стандарта CDMA-800 под торговой маркой «Perfectum Mobile». В 2004 году был создан филиал «Uzbektelecom Mobile» акционерной компании «Узбектелеком», который с 2005 года приступил к оказанию услуг беспроводного радиодоступа в стандарте СDMA-450. С марта 2005 началась опытная эксплуатация сети в Республике Каракалпакстан, Хорезмской, Бухарской, Навоийской, Джизакской, Самаркандской и Кашкадарьинской областях. Таким образом, на сегодняшний день рынок сотовой связи в Узбекистане является не только рынком с наиболее развитой конкуренцией, но и весьма разнообразным по представленным на нем стандартам сотовой связи.

— Жамол Тиллаевич, несколько слов о планах и перспективах мобильного бизнеса в Узбекистане.

— Исходя из существующих темпов роста можно ожидать, что к концу нынешнего года количество пользователей сотовой связи превысит два миллиона, что составит около восьми процентов населения Узбекистана. Пока большинство абонентов сосредоточено в Ташкенте и Ташкентской области, но немалый потенциал по уровню проникновения имеют регионы. Учитывая тенденцию к увеличению числа абонентов в областях, можно предположить, что сотовая связь в Узбекистане будет увеличиваться в первую очередь за счет регионов. Впрочем, по опыту многих стран мира, следует ожидать как минимум удвоения числа абонентов и в столице.
Основная ставка делается на то, что у нас молодая нация, где доля молодежи до 30 лет составляет 65 процентов населения. Иными словами, страна генерирует определенные трудовые ресурсы, обучению которых в настоящее время уделяется особое внимание. Образованность же предполагает, что через некоторое время эти молодые люди станут потенциальными пользователями мобильной связи, информационных технологий.

Добавлю к сказанному, что мобильная связь — это прибыльный бизнес. Операторы сотовой связи — исправные налогоплательщики, которые также оплачивают и использование радиочастотного спектра, и лицензии. Кроме этого, они активно спонсируют проекты развития местной телекоммуникационной сети, принимают участие в подготовке и переподготовке специалистов, в первую очередь в Ташкентском университете информационных технологий, поддерживают развитие детского спорта в стране, участвуют в других аспектах социальной жизни страны.

Беседовала Вера Рудакова.

Uzbektelecom mobile» — социальная миссия

pic

В соответствии с Программой реконструкции и развития сети телекоммуникаций Республики Узбекистан для обеспечения услугами телекоммуникаций удаленных и труднодоступных населенных пунктов, а также телефонизации расположенных там объектов социальной сферы АК «Узбектелеком» начала освоение нового вида деятельности — оказание услуг беспроводного абонентского радиодоступа в стандарте СDMA-450. Для строительства и эксплуатации этой сети был создан филиал «Uzbektelecom mobile», занявший достойное место на рынке.

В 2004 году запущена в эксплуатацию сеть в Джизакской и Самаркандской областях, в городе Самарканде установлена коммутационная станция C&08 емкостью на 10 000 номеров.

Согласно кредитному соглашению между правительством Республики Узбекистан и Японским банком международного сотрудничества JBIC для развития сети телекоммуникаций Республики Узбекистан банком JBIC выделен льготный кредит. На основании данного кредита между Японской компанией “Марубени Корпорэйшн” и акционерной компанией «Узбектелеком» был подписан договор по созданию сети беспроводного радиодоступа АК «Узбектелеком».

На основании данного договора в Бухаре установлена коммутационная станция 5ESS производства «Lucent Technologies» емкостью на 20 000 номеров, также в Республике Каракалпакстан, Хорезмской, Бухарской и Навоийской областях установлены 30 базовых станций.

Реализация проекта по созданию сети беспроводного радиодоступа АК «Узбектелеком» дала возможность предоставлять услуги телефонной связи, передачи данных и Интернета на территории Республики Каракалпакстан, Хорезмской, Бухарской, Навоийской, Джизакской областей с охватом большей части территорий данных регионов.

Для привлечения абонентов филиалом были разработаны тарифы «Оптимальный», «Межрегиональный», «Комфорт», «Delux», «Стандарт» на мобильные и стационарные терминалы, которыми пользуются 6472 абонента.
Филиал «Uzbektelecom mobile» выполняет задачи по обеспечению связью и передачи данных социально значимых объектов. В настоящее время телефонизировано 206 мини-банков и 90 почтовых отделений.

Организован роуминг между коммутационными станциями городов Бухара и Самарканд, в результате чего создана единая тарифная зона для абонентов «Uzbektelecom mobile» .

Абоненты сети обеспечены мобильными и стационарными терминалами. Разработан и внедрен в эксплуатацию автомобильный вариант терминала, посредством которого абонент может пользоваться услугами телефонии и доступа к Интернету в автомобиле.

Филиал «Uzbektelecom mobile» планирует расширение сети по всей республике. Проект включает в себя установку 2 коммутационных станции в Ферганской долине, Ташкентской области и расширение емкости станции до 30000 номеров в городе Самарканд, а также установку 70 базовых станций по всей республике.

Отдел маркетинга филиала «Uzbektelecom mobile».

Подвижная связь шагает в глубинку

По данным аналитиков Узбекского агентства связи и информатизации, в Узбекистане наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли абонентской базы и доходов операторов, получаемых от эксплуатации сетей в областях республики. При этом большая доля пользователей услуг отечественных операторов сотовой связи остается сконцентрированной в г. Ташкенте и столичной области.

Основная причина, по утверждению специалистов, заключается в том, что до 2001 года сеть сотовой связи Узбекистана охватывала в основном г. Ташкент. Но усовершенствование условий лицензирования в 2001 году стимулировало операторов расширять сети в областях. В 2001 г. свыше 70 процентов абонентов и 68 процентов базовых станций были сосредоточены в г. Ташкенте и Ташкентской области. Сети и абонентов в ряде областей имели «Daewoo Unitel» и «Coscom» и во всех областях — только «Uzdunrobita».

За пятилетний период происходило бурное развитие сетей сотовой связи в регионах. Это привело к тому, что в настоящее время доля абонентов г. Ташкента и Ташкентской области сократилась до 46 процентов, а доля базовых станций — до 31 процента.

Аналитики отмечают относительно высокую концентрацию абонентов в областях Ферганской долины — до 20,6 процента, Самаркандской, Бухарской, Навоийской областях — до 15,1 процента, Сурхандарьинской и Кашкадарьинской областях — до 7,2 процента, Хорезмской области и в Республике Каракалпакстан — до 6,8 процента.
Прогнозируется дальнейшее углубление данной тенденции в последующие годы.

КОРОТКО

Стремительный рост абонентской базы потребовал новых подходов к обслуживанию клиентов. Элементарное, казалось бы, получение платы за услуги у не одного миллиона абонентов превращается в ощутимую проблему сотовых операторов. Для ее решения изобретен и внедрен новый вид услуги — оплата посредством prepaid-карточек, известных у населения как карточки экспресс-оплаты. Все крупные сотовые операторы во всем мире и в Узбекистане внедрили этот вид обслуживания.

В этом году на факультет «Мобильные системы связи» Ташкентского университета информационных технологий сдали документы более 170 юношей и девушек, при конкурсе 7 человек на 1 место. Его выпускники — хорошо образованные специалисты, освоившие самые передовые технологии.

Появление сотовой связи создало для многих людей — специалистов и неспециалистов — рабочие места. Они получают возможность трудозанятости в качестве продавцов и ремонтников сотовых телефонных аппаратов и аксессуаров, распространителями карточек экспресс-оплаты, дилерами сотовых операторов и т.д.

В июле нынешнего года компания МТС-Узбекистан запустила единый общереспубликанский Call-центр или справочную службу (0890), сообщает ее пресс-служба.

Центр базируется в столице. Преимуществом новой службы является то, что абонент может в любое время позвонить и узнать практически любую информацию о компании, предоставляемых услугах, тарифных планах, способах оплаты и др. Справочной службой уже могут воспользоваться абоненты города Ташкента, Ташкентской, Джизакской и Сырдарьинской областей. В ближайшем будущем данная услуга будет доступна абонентам МТС-Узбекистан по всей республике.

Центр поддержки клиентов (ЦПК) создает и сотовая компания «Unitel». Новая структура позволит качественно и оперативно решать любые вопросы абонентов. В ее функции входит также быстрое и четкое предоставление любой информации по телефону.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

Август 1991 года. При непосредственном учредительстве Министерства связи и поддержке правительства страны было создано совместное предприятие по предоставлению услуг сотовой связи — компания «Уздунробита». Это было первое предприятие сотовой связи не только в Узбекистане, но и в Центральной Азии.
* * *
Август 1992 года. Первый звонок с использованием сотовой связи в нашей стране сделал Президент Узбекистана Ислам Абдуганиевич Каримов при открытии коммерческой эксплуатации сети сотовой связи СП «Уздунробита».
* * *
Ноябрь 1995 года.
Осуществлен полный переход на обслуживание абонентов СП «Уздунробита» в новом стандарте AMPS/DAMPS. Использование более совершенного стандарта значительно улучшило качество предоставляемых услуг и позволило увеличить количество обслуживаемых абонентов. На начало 1996 года в Узбекистане насчитывалось 3804 абонента.
* * *
1996 год. Правительство Узбекистана и тогда еще Министерство связи максимально упрощают вход на рынок сотовой связи новых инвесторов. В течение года их число увеличилось до шести — Uzdunrobita, Daewoo-Unitel, Coscom, Uzmacom, Buztel, Rubicon Wireless Communications.
* * *
1997 год. Если на 1 января 1997 года количество абонентов сотовой связи в Узбекистане составляло 9543, то к 1 января 1998 года их число возросло до 21555. Годовой прирост составил 225 процентов. Тарифы на предоставление услуг были снижены в несколько раз.

15 лет лидерства

pic

Вот уже 15 лет ведущий оператор сотовой связи Узбекистана — компания «Уздунробита» неустанно вносит свой вклад в развитие рынка сотовой связи. Сегодня философия компании вбирает в себя такие понятия, как легкость, доступность, удобство и ясность. В сложном мире телекоммуникаций очень важно предлагать услуги в понятной и доступной для клиентов форме. Именно эти характеристики вкупе с инновационностью и стремлением к новым технологиям делают компанию лидером на рынке сотовой связи Узбекистана.

С июня 2006 года «Уздунробита» предлагает свои услуги под брендом «МТС». На начало августа 2006 г. компания обслуживает более 900 тыс. абонентов. В первом полугодии текущего года прирост абонентской базы составил более 40 процентов, увеличившись более чем на 240 тысяч абонентов.

На сегодняшний день GSM сеть МТС-Узбекистан имеет самый широкий охват на территории республики. Это все крупные населенные пункты, большая часть главных автомагистралей и автострад. Но расширение сети продолжается. Компания развивает свою сеть поэтапно, по заранее определенным программам. В конце 2005 года успешно завершился второй этап расширения сети GSM. На этом этапе были установлены 400 базовых станций по всей республике. В настоящее время продолжается третий этап расширения, в рамках которого запланировано доведение до конца 2006 года количества установленных базовых станций до 1000 шт. С начала этого года уже установлено свыше 130 базовых станций.

Помимо традиционных услуг телефонии компания также предлагает широкий спектр дополнительных услуг, среди которых MMS, GPRS, WAP и т.д. Уже сегодня услуга GPRS и MMS доступна абонентам по всей территории республики. Кроме этого, в планах компании предусмотрена разработка нескольких полезных и интересных услуг.
Придается особое значение и корпоративным клиентам. С этой целью специально для них разработаны льготные тарифные планы. Они идеально подойдут как для небольших компаний, так и для крупных корпораций и позволят повысить эффективность взаимодействия сотрудников компании при оптимальной стоимости услуг связи.

На сегодняшний день компания предоставляет услуги международного роуминга в 108 странах мира и имеет роуминговые соглашения со 178 операторами. А список партнеров по GPRS-роумингу составляет 44 оператора в 30 странах мира.
Подробную информацию о компании можно найти на сайте www.mts.uz, который, кстати, также значительно обновился.

Отдел маркетинга «МТС-Узбекистан».

UNITEL: ПЕРЕД ЗАПУСКОМ НОВОГО БРЕНДА

pic

Компания «Unitel» была основана в 1996 году и начала коммерческую деятельность 25 сентября 1997 года. В то время компания называлась «Daewoo Central Paging Company» и была третьим сотовым оператором, вошедшим на рынок Узбекистана.

В мае 2001 года состоялось открытие нового головного офиса компании в центре Ташкента, и «Daewoo Central Paging Company» была преобразована в «Daewoo Unitel».

Сейчас компания «Unitel» занимает одно из лидирующих мест по охвату и количеству абонентов. К августу 2006 года количество абонентов компании превысило 466000.
В 2005 году было инвестировано около 30 млн долларов США для развития сети и внедрения дополнительных услуг.

Компания «Unitel» предоставляет услуги международного роуминга в более чем 65 странах и сотрудничает с более чем 120 сотовыми операторами в мире.
Широкая сеть сбыта — более 50 пунктов обслуживания, включая головной офис и агентские офисы в Ташкенте и Ташкентской области, предоставляют качественный сервис для абонентов компании. Кроме этого, функционируют 98 пунктов обслуживания в областных центрах и крупных городах республики. Компания постоянно работает над развитием сети пунктов обслуживания.

9 февраля 2006 года ООО «Unitel» вошло в состав ОАО «ВымпелКом» — международного оператора сотовой связи, оказывающего услуги под торговой маркой «Билайн». Это, безусловно, ключевое событие как для «ВымпелКома», так и для рынка сотовой связи Узбекистана.

Помимо компании «Unitel», в ОАО «ВымпелКом» входят операторы сотовой связи, предоставляющие свои услуги в России, Казахстане, Украине, Таджикистане и Грузии, где проживают более 236 миллионов человек.

В начале лета этого года был запущен отдел по работе с корпоративными клиентами. Для того чтобы отвечать требованиям современного бизнеса, был разработан ряд корпоративных тарифов для различных организаций, всех уровней сотрудников.

Компания ведет активную работу по замене существующей биллинговой системы на Real time биллинг, которая будет позволять расходовать средства в реальном времени до нулевого баланса абонента.

pic

Ну и, конечно же, основным событием будет планируемый осенью нынешнего года запуск бренда «Билайн».

СОВРЕМЕННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ — НОВЫЕ УСЛУГИ

Уровень инвестиций учредителей третьего ключевого игрока на рынке мобильной связи — СП «Coscom», за прошедшие десять лет составил около 100 миллионов долл. США. Реинвестируется в расширение компании и часть полученной прибыли.

pic

Учредитель — компания MCT Telecom Corp, по утверждению генерального директора сотовой компании «Coscom» Алексея Степанова, намерен и дальше вкладывать в ее развитие немалые суммы, о чем свидетельствуют контракты с такими поставщиками оборудования, как Motorola и Alcatel. Благодаря этому компания меняется полностью в технологическом плане. На смену одному поколению оборудования приходит более современное и передовое. А это, прежде всего, новые услуги.

pic

Он уточнил, что в августе нынешнего года завершается поставка оборудования компании Alcatel на базе технологий NGN в рамках контракта стоимостью 16 млн евро. По этому контракту в Узбекистане будет установлено около 100 базовых станций, а также оборудование на базе решения Alcatel Spatial Atrium.
Осенью вводится в эксплуатацию программный коммутатор Soft switch китайской компании Huawei стоимостью около 1,5 млн долларов. Сегодня работает в тестовом режиме оборудование еще одной китайской компании — ZTE. С его вводом услуги ООО «Coscom» получит население Сурхандарьинской области. Реализация этих инвестиционных проектов только в текущем году позволяет заявить, что все важнейшие объекты страны обеспечены мобильной связью и могут приступить к активной работе по увеличению емкости сети и предоставлению новых услуг на основе передовых стандартов. Это позволит компании, имеющей свыше 320 тысяч абонентов, активнее бороться за рынок.

— Алексей Борисович, по какой, на ваш взгляд, формуле идет развитие мобильной связи в Узбекистане?

— По той же самой, что и в России. Мобильная связь в России пришла не только в центральные города и узловые точки, но и в сельскую местность. Сначала крупные города и промышленные центры, а следом удаленные и малые поселки.

— Как известно, мобильная связь — это прежде всего связь на дороге. И чем дальше от дома, тем значимость и важность этой связи возрастает. Какова стратегия вашей компании в этом плане?

— Сегодня у нас в планах освоить не только основные населенные пункты страны, но и магистрали, по которым передвигаются транзитные грузы. Часто такие автопоезда лишь на время находятся на территории Узбекистана, совершая рейсы по Великому шелковому пути. Иметь связь с водителем и экспедитором груза подчас не менее важно, для того чтобы помочь организовать быструю помощь в случае аварии и поломки техники. Это очень важно. Именно с этой целью компания «Coscom» первой пришла на перевал Камчик, во многие приграничные участки республики. И как показывает опыт, наличие связи в труднодоступных географических точках оправдывает те средства, которые вкладывают сотовые операторы.

pic

Часто задаваемые вопросы

Как узнать, у которого оператора обслуживается звонящий мне на сотовый абонент?

При приеме звонка на экране сотового телефона высвечивается номер звонящего с кодами, к примеру, в следующем формате:
+998 ВС ххххххх или +998 АВ 2 хххххх
Здесь:
998 — международный код Узбекистана, значит, звонит местный абонент (звонок не из-за рубежа);
ВС — код оператора. При звонке из других областей — код области (города);
Ххххххх — абонентский номер звонящего.

Какие используются коды идентификации сетей операторов сетей сотовой подвижной связи Узбекистана?

Используемые коды идентификации сетей операторов сетей сотовой подвижной связи Узбекистана (коды ВС) следующие:
90, 91 — «Unitel»
93 — «Coscom»
95 — Филиал «Узбектелеком Мобайл»
97, 92 — «Уздунробита» (торговая марка «МТС-Узбекистан».)
98 — «Rubicon Wireless Communications» (торговая марка «Perfectum Mobile»)

Как выбрать сеть для обслуживания по роумингу, находясь в зарубежной стране ?

— В принципе, регистрация в «гостевой» сети может произойти автоматически, но зачастую это может оказаться не лучшим вариантом. Как правило, к выбору будет представлено несколько сетей, причем зоны их действия и тарифы на услуги могут очень сильно различаться. Если в стране есть несколько операторов, то там, где отсутствует покрытие одного из них, может работать другой, и вы останетесь на связи.

Существует два основных режима регистрации телефона в сети: ручной и автоматический. При автоматическом режиме выбирается сеть с максимальным в данный момент времени измеренным уровнем сигнала, но только из тех, которые разрешают вам доступ. При ручном режиме сначала будет произведен поиск и выведен список сетей, с предложением выбрать одну из них. Существует (например, в телефонах Motorola и Siemens) так называемый список предпочтения (Preferred Networks List). В него можно занести несколько кодов сетей и расставить приоритеты (например, оператора с самыми выгодными тарифами поставить на первое место), и тогда при регистрации именно положение в списке, а не уровень сигнала, будет играть роль (разумеется, выбор будет происходить только среди найденных сетей). Однако следует помнить, что после успешной регистрации аппарат прекратит поиски, и даже если вновь появится сигнал сети с более высоким приоритетом, автоматической перерегистрации не произойдет.

Что такое биллинговая система?

Биллинговая система (англ. bill — счет) — это система тарификации и выставление счетов за оказанные услуги связи.

МЕЖДУ ПРОЧИМ …

1876 год — изобретение телефона

Телефон, запатентованный Александром Беллом в 1876 году, назывался «говорящий телеграф». Первый аппарат состоял из деревянного цилиндра с помещенными внутрь магнитом и мембраной. Трубка тогда еще не была изобретена. Приходилось прикладывать небольшой рожок ко рту и к уху. Это стало прототипом современной трубки. Люди часто путали рожки, и для рассеянных граждан в общественных местах вывешивали объявление: «Не слушайте ртом. Не говорите ухом».

1950 год — изобретение радиотелефона

3 декабря 1950 года в шведском городе Лидинге в автомобиль был установлен первый радиотелефон. Первый звонок из него сделали в службу точного времени. Конечно, этот аппарат был далек от совершенства. Базовая часть радиотелефона занимала два задних сиденья, а между передними сидениями находилась телефонная трубка.

1983 год — изобретение мобильного телефона

6 марта 1983 года был выпущен первый в мире коммерческий портативный сотовый телефон — компания Motorola представила аппарат DynaTAC 8000X — результат 15 лет разработок. На исследования было потрачено более 100 млн долларов. Телефон весил почти килограмм и достигал в длину 33 сантиметра. Заряда аккумуляторов первого мобильника со светодиодным дисплеем хватало на восемь часов работы в режиме ожидания, или на один час разговоров. В рознице новинка стоила баснословных денег — 3995 долларов.

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

2000 год. Узбекистан преодолел рубеж в 100 тысяч абонентов.
* * *
2000-2001 годы. Наиболее крупные сотовые операторы — Daewoo-Unitel, Coscom вслед за СП «Uzdunrobita» активно приступили к разворачиванию собственных сетей в регионах Узбекистана. Уже к концу 2002 года большая часть населенной территории Узбекистана была покрыта сетями этих операторов сотовой связи.
* * *
2003 — 2005 год. С 2003 года среднегодовой рост числа абонентов составлял от 50 (в 2003 году) до 70 процентов (в 2004 году). Это стало возможным благодаря созданию резервированной Национальной цифровой транспортной телекоммуникационной сети АК «Узбектелеком» на основе ВОЛС и самых современных цифровых систем передач.
* * *
2004 год. Российская компания «Мобильные ТелеСистемы» приобрела 74 процента акций компании «Уздунробита».
* * *
2005 год. Филиал «Uzbektelecom Mobile» акционерной компании «Узбектелеком» приступил к оказанию услуг беспроводного радиодоступа в стандарте СDMA-450. С марта 2005 началась опытная эксплуатация сети в Республике Каракалпакстан, Хорезмской, Бухарской, Навоийской, Джизакской, Самаркандской и Кашкадарьинской областях.
* * *
В том же году приступила к расширению сети сотовой связи стандарта CDMA-800 СП «Rubicon Wireless Communication» под торговой маркой «Perfectum Mobile».
* * *
Август 2005 года. Компания Uzmacom объявила о приостановлении деятельности в сфере мобильной связи по решению учредителей.
* * *
Ноябрь 2005 года. Число абонентов сотовых телефонов в Узбекистане превысил один миллион.
* * *
Начало 2006 года. ООО «Unitel» и ООО ИП «Бакри Узбекистан Телеком» («Buztel») вошли в состав ОАО «ВымпелКом» — международного оператора сотовой связи, оказывающего услуги под торговой маркой «Билайн».
* * *
Июнь 2006 года.
Компания «Уздунробита» начала предоставлять услуги мобильной связи под новым брендом «МТС-Узбекистан».
* * *
Июль 2006 года.
ООО «Unitel» и ООО ИП «Бакри Узбекистан Телеком» (ИП «Buztel») официально объявили о соединении в форме ООО «Unitel».
* * *
Сегодня количество абонентов сотовой связи в Узбекистане превысило 1,77 миллиона. Это означает, что каждый 13-й житель республики говорит по мобильному телефону, или, другими словами, мобильный телефон имеется в 37 семьях из ста.
* * *
Конец 2006 года. Ожидаемое количество абонентов сотовой связи — свыше двух миллионов.

Прим. Фотографии и иллюстрации журнала Infocom.uz

Orphus system