Поход на узбеков. Сотовые операторы спешат освоить последний крупный рынок СНГ
10 сентября 2006
Рубрика: Связь и телекоммуникации.
Автор: АНАСТАСИЯ ГОЛИЦЫНА, ВЕДОМОСТИ.

Компании сотовой «большой тройки» осваивают Узбекистан — последний крупный сотовый рынок СНГ, где низкий уровень проникновения позволяет быстро расти. «Мегафон» ведет переговоры о покупке третьего узбекского оператора — Coscom, а «Вымпелком» инвестирует в приобретенную компанию Unitel $150 млн и спешно запускает бренд «Билайн».

По численности населения Узбекистан — один из трех крупнейших рынков СНГ, не считая России. Два других — Украина (47,1 млн человек) и Казахстан (15,3 млн). Но на Украине сотовой связью пользуются, по оценкам ACM-Consulting, 78% жителей, а в Казахстане, по данным iKS-Consulting, — 44%. Узбекистан — едва ли не последний крупный рынок в СНГ, за место на котором российские компании еще могут побороться.

В 2004 г. МТС отдала $121 млн за 74% Uzdunrobita. Тогда же «Альфа-групп» (владеет 32,9% голосующих акций «Вымпелкома») за $10 млн купила узбекский Buztel, а в январе 2006 г. продала его «Вымпелкому» за $60 млн. Месяц спустя «Вымпелком» приобрел еще одного оператора — Unitel, заплатив за него $200 млн. На продажу выставлен и третий участник узбекского рынка, Coscom, — его владельцем может стать «Мегафон». По словам пресс-секретаря «Мегафона» Марины Белашевой, компания ведет переговоры о покупке узбекского оператора с его крупнейшим акционером — американской корпорацией MCT (владеет более 90% Coscom). Представитель MCT от комментариев отказался. А пресс-секретарь Coscom Алексей Минин рассказал, что на днях руководство компании общалось с представителями MCT, но о продаже компании «Мегафону» ничего не узнало. Аналитик ИК «Финам» Игорь Веретенников оценивает Coscom в $350-370 млн.

Тем временем МТС и «Вымпелком» спешат занять место на узбекском рынке. В июне Uzdunrobita сменила прежний бренд на «МТС-Узбекистан» и запустила логотип МТС. «В июле и августе в Узбекистане был поставлен рекорд по подключениям — 118 000 и 140 000 абонентов соответственно», — рассказывает пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин. По его словам, в этом году капвложения МТС в развитие сети в Узбекистане приблизятся к $100 млн, а в сентябре в стране будет запущена новая биллинговая платформа Foris, на которой уже работают российские подразделения МТС.

В сентябре замену бренда (на «Билайн») и биллинга проведет и Unitel. Если прогнозы компании по росту абонентской базы оправдаются, до конца 2008 г. «Вымпелком» вложит в узбекскую сеть $150 млн, говорит гендиректор Unitel Евгений Рубан. Одним из самых сложных процессов после выхода в Узбекистан для «Вымпелкома» стало слияние Unitel и Buztel — ускорить его помогло содействие Узбекского агентства связи и информатизации, отмечает Рубан.

Узбекистан активно привлекает инвесторов, уровень жизни там растет, так что для российских операторов это очень привлекательный регион, уверен Веретенников. Средний месячный счет на абонента у Uzdunrobita сейчас составляет $12,4 (у МТС в России — $7,5), а Unitel — $11 (у «Вымпелкома» в России — $7,4). Правда, по мере роста уровня проникновения сотовой связи в Узбекистане этот показатель будет снижаться, уверены представители МТС и «Вымпелкома». По оценке аналитика J’son & Partners Ирины Астафьевой, в 2007 г. уровень проникновения в стране вырастет почти втрое до 17%.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте