Телеработа – панацея для трудоголиков

pic
Ритм жизни в современном мире глобальных коммуникаций и постоянно усиливающейся конкуренции на рынке труда сводит с ума. Большинство людей пытаются совместить в повседневной жизни самые разные и иногда противоречащие друг другу интересы и обязанности. В последнее время широко обсуждается проблема баланса между работой и персональной активностью, личной жизнью, имеющая для все возрастающей армии трудоголиков особенно большое значение. В частности, острейшим образом данная тема касается работающих родителей, которые постоянно пытаются сохранить тонкое равновесие между продвижением по карьерной лестнице и заботой о себе и своих близких…

С окончанием каникул и поры отпусков проблема согласования семейной жизни и напряженных графиков работы снова приобретает повышенную остроту. Если в семье и отец, и мать работают вне дома, в и без того непростое уравнение «работа + личная жизнь = ?» приходится вносить дополнительные переменные.

В конечном итоге расстановка приоритетов сводится к корректному управлению личным и рабочим временем – т.е. составлению графика работы, отвечающего и требованиям сотрудника, и требованиям компании. Одним из возможных решений этой проблемы является телеработа.

Телеработа

Методика телеработы позволяет работать дома, в транспорте в момент передвижения, в разных общественных учреждениях, а не в каком-то одном конкретном месте, которым чаще всего является офис. Философия телеработы весьма точно и лаконично отражена в лозунге: «Работа – это задачи, которые Вы решаете, а не место, куда Вы приходите» («Work is something you do but not a place to go»). Телеработа может сократить общее время, которое приходится тратить на длительные поездки на работу и домой, но для этого необходимы адекватные технологии. При должном уровне технологической поддержки концепция телеработы позволяет использовать выделенное на работу время максимально эффективно. А, значит, ключевую роль в концепции телеработы играют мобильные технологии и средства повсеместного доступа.

Пять факторов повышения качества жизни благодаря мобильным технологиям

• Уменьшение числа поездок на работу и домой позволяет больше времени уделять продуктивному труду и отдыху.
• Сокращение вероятности попадания в дорожные «пробки» помогает сохранять душевное спокойствие и продлевает эффективное рабочее и личное время.
• Гибкий график работы позволяет уделять больше внимания семье без влияния на продуктивность труда.
• Благодаря мобильным технологиям можно сократить расходы на оплату услуг дошкольных учреждений и проводить больше времени с семьей.
• Мобильные технологии позволяют работать в комфортной домашней обстановке и оправдывают расходы на обустройство дома.

Что нужно, чтобы разорвать цепи

Прежде всего, для реализации по-настоящему гибких методик работы нужны мобильные ПК, или ноутбуки со средствами беспроводного доступа. За время, прошедшее со дня представления технологии Intel® Centrino® для мобильных ПК в 2003 году, такие устройства стали чрезвычайно популярными, чему способствовали и такие факторы, как повсеместное распространение широкополосного доступа в Интернет в большинстве европейских стран и постепенная стандартизация сетевых технологий.

Согласно недавнему отчету, подготовленному Международным союзом телекоммуникаций (International Telecommunications Union)1, доля населения, имеющего доступ в Интернет, составляет в Швеции 75%, а еще в семи странах Евросоюза превышает 50% (см. табл. 1).

Распространенность технологий широкополосного доступа в Интернет также значительно выросла. В Швеции их используют более 40% людей, подписавшихся на услуги доступа в Интернет. В Бельгии этот показатель составляет почти 80%, а еще в семи странах Евросоюза, в том числе в Венгрии, Латвии и Эстонии, которые вступили в Евросоюз позже других стран, превышает 50%.

Одним из перспективных способов популяризации широкополосного доступа в Интернет является развитие беспроводной технологии WiMAX, которая позволяет значительно расширить зону покрытия в сравнении с нынешней сетевой технологией беспроводной связи Wi-Fi. Телекоммуникационные компании уже приступили к созданию необходимой инфраструктуры, а корпорация Intel в ближайшие два года предоставит производителям ноутбуков интегрированную мобильную платформу следующего поколения, поддерживающую технологию WiMAX.

Корпоративная политика и преимущества для бизнеса

Безусловно, передовые технологии необходимы для реализации методик телеработы, однако для того, чтобы они обеспечили максимальную выгоду сотрудникам и работодателям, их также нужно дополнить адекватной корпоративной политикой. Примером гибкого подхода к организации возможностей удаленного режима работы для сотрудников может служить сама корпорация Intel, которая предоставила большинству своих работников ноутбуки, создав тем самым благоприятные условия для телеработы и увеличив продуктивность их труда.

На сегодняшний день в 124 офисах Intel, обеспечивающих деятельность корпорации в 57 странах и регионах, установлено около 4700 точек беспроводного доступа. Сотрудники корпорации используют около 80 тыс. ноутбуков, имеющих возможность подключения к любому из 210 тыс. узлов корпоративной сети не только напрямую в офисах, но и посредством VPN-технологий – через публичные точки беспроводного доступа (хот-споты). Трафик данных, генерируемый как офисными сотрудниками Intel, так и мобильными, составляет в среднем 100 терабайт в месяц.

Исследование мнений сотрудников Intel по поводу мобильной работы, проведенное корпорацией в 2005 году2, показало, что в большинстве регионов, в которых корпорация ведет бизнес, число сотрудников, которые приняли на вооружение методику теледоступа (т.е. работают дома один или два дня в неделю) и телеработы (работают дома от трех до пяти дней в неделю), за прошедший год удвоилось. В ходе этого же исследования было обнаружено, что более молодые сотрудники гораздо легче соглашаются бывать в командировках, чем сотрудники, родившиеся до 1964 года. Это частично объясняется адаптивностью молодого поколения к современным мобильным технологиям и более высоким «КПД» использования ими беспроводного доступа.

Кроме того, около 11% сотрудников Intel сообщили, что они каждый день тратят впустую не менее получаса рабочего времени только на то, чтобы переместиться из одного конференц-зала в другой, а примерно 40% сотрудников корпорации заявили, что индивидуальную работу они эффективнее всего выполняют дома. В США этот показатель составил 50%, а в регионе EMEA (исключая Ирландию и Израиль) — 53%.

Экономические факторы популяризации телеработы и других гибких методик работы

С точки зрения работодателя, телеработа имеет несколько преимуществ. В их число входят:

• Мотивация для привлечения и удержания сотрудников.
• Повышение продуктивности работы и сокращение времени реагирования на проблемы, запросы клиентов и т. п.
• Повышение эффективности сотрудничества групп, работающих в разных часовых поясах.
• Соблюдение трудового законодательства.

Исследование, выполненное сотрудниками Технологического института Джорджии в 2002 году3, позволило сделать вывод, что «достижение баланса между работой и личной жизнью обеспечивает конкурентное преимущество компаниям из США, позволяя нанимать на работу лучших специалистов и укрепляя их лояльность компании». Кроме того, это исследование показало, что люди, нуждающиеся в работе, часто выбирают компании, имеющие репутацию «хороших» работодателей, чему в немалой степени способствует открытая политика гибкого составления рабочего графика, и что такая репутация может положительно влиять на стоимость акций компании-работодателя на открытом рынке.

Повышение продуктивности труда благодаря телеработе уже получило и фактические подтверждения. Например, исследование, проведенное META Group в 2004 году4, показало, что компании, «предоставившие своим сотрудникам ноутбуки, увеличивают время полезной работы в расчете на одного сотрудника в среднем на 6 часов в неделю по сравнению с работниками, использующими настольные ПК».

Возможность работать дома один или более дней в неделю может значительно повысить качество жизни высококвалифицированных специалистов, особенно если они проживают далеко от работы или ухаживают за маленькими детьми.

Неудивительно, что телеработа быстро набирает популярность во многих странах, и, по всей видимости, в ближайшие годы эта тенденция сохранится.

По прогнозам компании Gartner5, число людей в Западной Европе, которые хотя бы один день в месяц работают дома, вырастет к 2008 году до 24,28 млн, в то время как в 1998 году этот показатель составлял 5,1 млн. Что касается сотрудников, работающих дома хотя бы один день в неделю, то их число увеличится за тот же период с 1,63 млн до 10,17 млн.

Иначе говоря, по данным специалистов Gartner, число сотрудников, работающих дома как минимум один день в месяц или даже неделю, увеличивается в Западной Европе на 6 и 9% в год соответственно. Как считают аналитики Gartner, помимо естественного стремления людей тратить меньше времени на поездки и уделять больше внимания семьям, популяризации телеработы будут способствовать и такие факторы, как введение платы за въезд в определенные зоны городов (примером может служить сбор Congestion Charge в Великобритании) и принятие в странах Евросоюза законов о гибкой работе.

По мере распространения более быстрого и дешевого доступа в Интернет, а также мобильных вычислительных технологий, уравнивающих возможности домашних и офисных систем, телеработа становится реальным способом достижения оптимального баланса между работой и личной жизнью. Главной задачей в подобных условиях становится коррекция корпоративной политики, способной направить эту тенденцию в нужное русло на благо сотрудников и работодателей. Но это – «головная боль» корпоративного менеджмента, поскольку все технологии, необходимые для гибкой телеработы, у нас уже есть.

pic

_______________________________________________________
1 «The Internet of Things 2005 (Интернет вещей — 2005 год)» (отчет союза ITU) http://www.itu.int/wsis/tunis/newsroom/stats/The-Internet-of-Things-2005.pdf .
2 Всемирное исследование предпочтений в отношении работы (Worldwide Work Habits Study), корпорация Intel, 2005 год.
3 «Work Life Balance: A case of Social Responsibility or Competitive Advantage (Баланс между работой и досугом: социальная ответственность или конкурентное преимущество)», Технологический институт Джорджии.
4 «Taking Business Mobile: The Impact of Wireless and Mobile Technology («Мобилизация» бизнеса: влияние беспроводных и мобильных технологий), статья META Group, апрель 2004 года.
5 «Teleworking: The Quiet Revolution (Телеработа: тихая революция)», исследование компании Gartner Research, сентябрь 2005 года.
Корпорация Intel © 2006 г. Все права защищены. Centrino, Intel и логотип Intel являются товарными знаками или зарегистрированными товарными знаками корпорации Intel и ее подразделений в США и других странах.

Orphus system