Школа без границ

pic
Мобильные и беспроводные технологии преобразуют процесс школьного обучения, делая его более творческим, интерактивным и ярким. «Долой скуку на уроках!», — таков девиз современной школы, использующей самые передовые цифровые инновации.

Обучение как развлечение

Почти все мы помним, как после окончания летних каникул и всплеска эмоций от встречи с друзьями, обретения новых учебников, возможности похвастаться летними достижениями и поразить всех наповал своей, как нам казалось, обретенной за лето «взрослостью» быстро наступали монотонные школьные будни. Безуспешно пытаясь сосредоточить свой взгляд на классной доске, а слух – на изрекаемых учителем формулах, мы, признаться, на многих уроках куда больше внимания уделяли происходящему на улице, поглядывая в окно и тоскуя в ожидании звонка.

Наверное, нынешние ученики мало чем отличаются от нас той поры, но вот в школах кое-что сильно изменилось… Все чаще самые передовые цифровые технологии используются при изучении биологии, литературы, истории, географии и других предметов для «оживления» уроков увлекательными мультимедийными материалами и веселыми интерактивными играми. Инновационные технологии открывают совершенно новые возможности для обучения, позволяя увлечь воображение детей в сколь угодно далекое путешествие во времени и пространстве. Целью современного обучения становится развитие воображения, своего рода вдохновление и воодушевление учеников на творчество, а также подготовка детей к плодотворной жизни в нынешнем технологическом мире.

Технологии расширяют границы классных комнат, делая процесс обучения более интерактивным и обеспечивая детям гораздо более яркие впечатления. Времена мела и вечно пачкающихся тряпок ушли. Наступает новая эпоха образования — эпоха электронных досок, широкополосных технологий доступа в Интернет и ноутбуков1, эпоха, в которой образование приобретает ярко выраженный творческо-развлекательный характер. В зарубежном лексиконе даже появилось новое слово – edutainment, произошедшее от слияния английских слов education («образование») и entertainment («развлечение»).

Интерактивные электронные доски можно применять для стимуляции обсуждения и анализа материала в классе. Доступ в Интернет позволяет учителям использовать в ходе обучения гораздо более широкий диапазон ресурсов. Ноутбуки обеспечивают преподавателям мобильность, помогая делать уроки максимально увлекательными, вызывать у детей интерес и развивать их творческие навыки. Устраняя физические ограничения классной комнаты, ноутбуки позволяют сделать обучение менее абстрактным и приблизить его к реальным условиям.

Идеальные условия для творческого обучения

Какой настоящий учитель не мечтает сделать свои уроки более насыщенными и яркими? Использовать свои творческие способности для воодушевления детей, помогая им раскрыть свой потенциал? Все, что для этого нужно с технической стороны, у нас уже есть. Всего лишь один ноутбук в классе, и дети получат доступ к совершенно новым учебным ресурсам. А несколько ноутбуков позволят осуществлять групповые проекты, развивающие навыки сотрудничества и организации труда — неплохая подготовка к рабочей жизни!

С появлением технологии Intel® Centrino® для мобильных ПК ноутбуки стали настоящими мультимедийными и коммуникационными центрами, благодаря которым можно путешествовать в Интернете с помощью общественных точек беспроводного доступа, записывать видео- и аудиофайлы, обрабатывать фотографии и общаться с людьми, живущими в других странах и на других континентах. Никогда еще географические барьеры между странами и народами не были столь формальными.
Планы уроков больше не нужно привязывать к материалам в учебнике. Достаточно выйти из класса с ноутбуком, и сухие факты можно будет проверить на практике, будь то классификация насекомых или знакомство с местными архитектурными или историческими достопримечательностями. Личные впечатления, полученные в реальных условиях, оставят в памяти учеников куда более глубокий (и приятный) след, не говоря уже о том, насколько проще им будет понять информацию, представленную таким образом.

Жизненные навыки

Возможность использовать компьютеры — бесценное подспорье в образовании, профессиональном, социальном и культурном развитии. Технологические навыки стали уже практически необходимы для жизни в современном обществе. В Европе осталось совсем немного профессий, для освоения которых не нужно уметь работать с теми или иными технологиями. Проектируется ли новое здание, создается ли новая коллекция модной одежды, проводятся ли рыночные исследования или обновляется информация о пациентах в больничной базе данных — едва ли при выполнении всех этих задач можно обойтись без цифровых технологий.

В университетах информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Мобильные телефоны, КПК, ноутбуки и другие беспроводные устройства коренным образом изменяют способы взаимодействия студентов с преподавателями. Времена, когда студенты отчаянно пытались поспеть за лектором и не расставались с ручкой и бумагой, почти канули в лету. С каждым днем в очередных студенческих городках организуются беспроводные сети, позволяющие студентам записывать лекции на цифровые диктофоны и ноутбуки, участвовать в видеоконференциях и подключаться к учебным сетевым сервисам. И это только начало! Студенты и учителя могут загружать аудио- и видеофайлы на серверы института, а после воспроизводить их на своих ПК во время презентаций или лекций, получая информацию по беспроводной сети. Это совершенно новый способ обучения, полный динамики и жизни. Каким же будет будущее высшего образования? Почти наверняка студенты смогут одновременно записывать лекции, искать нужную информацию в Интернете, обсуждать научные проблемы с однокурсниками и делать многое другое — все это благодаря ноутбукам с интегрированными средствами беспроводного доступа.

Устраняя конфликт поколений

Конечно, родители нынешних учеников и студентов были в свое время лишены таких возможностей. Признавая это, правительства многих европейских стран инвестируют значительные средства в популяризацию технологий среди родителей и учителей, чтобы они помогли подрастающему поколению научиться использовать все преимущества технологий.

Одним из достоинств цифровых технологий, которое часто остается незамеченным, является возможность объединения поколений. Родители часто жалуются на недостаток общения со своими детьми, которые, начиная с подросткового возраста, зачастую удаляются в мир, в котором родители воспринимаются как нежелательные пришельцы, — какое уж тут общение! Однако если родители используют какие-либо новейшие технологические устройства, будь то ноутбук, КПК или мобильный телефон, они становятся в глазах своих детей куда более «продвинутыми».

Символизируя единство интересов и позволяя представителям разных поколений говорить на одном языке, новые технологии делают общение родителей с детьми куда более свободным и непринужденным.

Примеры европейских сайтов, посвященных развлекательному обучению

Испания

http://ares.cnice.mec.es/mcs/index.html
http://concurso.cnice.mec.es/cnice2006/material100/index.htm

Франция

http://education.france5.fr/espace_ludoeducatif/ludo/index.htm?gclid=CLW3soiL0IYCFQ3-Vgod2SLy5g
http://www.nicoland.fr/

Германия

http://www.kinderministerium.de/index.php?id=228
http://www.kindernetz.de/

Великобритания

http://www.topmarks.co.uk/
http://www.kented.org.uk/ngfl/earlyict/giraffe_v5.html

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ В ОБРАЗОВАНИИ

В последнее время быстро набирают популярность государственные и общественные инициативы, помогающие учителям использовать преимущества новых технологий.

Одной из инициатив, в основе которой лежат усилия корпорации Intel, является технология skoool™2, предоставляющая учителям и ученикам доступ к инновационным интерактивным ресурсам с помощью передовых технологий и устройств.

Сутью технологии skoool, разработанной специально для учителей математики и смежных наук, является распространение опыта лучших учителей. В ее основе лежит библиотека мультимедийных ресурсов, легко адаптируемых к разным регионам, языкам, платформам и устройствам. Довольно давно Центры инноваций Intel, ведущие деятельность в Великобритании, Ирландии и Швеции, разрабатывают основанные на технологии skoool программы для Турции, Венгрии, Саудовской Аравии, стран Африки, Юго-Восточной Азии и ряда стран испаноязычного мира. Еще в 2006 году в этих регионах будут представлены новые образовательные сервисы.

Очевидно, что начальное и среднее образование нуждается в технологической модернизации, и корпорация Intel принимает в этом самое активное участие, разрабатывая и внедряя в образовательных учреждениях передовые информационные и коммуникационные технологии. Способствуя распространению инновационных методик обучения, корпорация Intel инвестирует в образовательные программы, реализуемые в 50 странах мира, более 100 миллионов долларов в год. В число этих программ входят:

• Инициатива Intel® «Инновации в образовании», которая предоставляет в распоряжение учителей начальных и средних школ целый ряд бесплатных ресурсов, повышающих эффективность обучения.
• Программа Intel® «Обучение для будущего» — всемирная программа профессионального развития, помогающая учителям использовать технологии для повышения качества образования. В ходе базового курса Intel® «Обучение для будущего» учителя перенимают опыт своих коллег, узнавая, как и когда лучше всего интегрировать технологические инструменты и ресурсы в планы уроков. Реализуемой с 2000 года программой Intel® «Обучение для будущего» воспользовались уже более 3 миллионов учителей из 36 стран. В России в программе Intel® «Обучение для будущего» приняли участие около 300 тыс. учителей, около 45 тыс. украинских преподавателей познакомились с инновационным подходом к процессу обучения. Старт программе дан также в Азербайджане.
• Образовательная программа «Учимся с Intel®», направленная на развитие навыков, необходимых школьникам во взрослой жизни (работа в команде, удалённая работа, совместная деятельность с использованием компьютеров и Интернета), реализуется в мире с 2004 года. На сегодняшний день в ней приняли участие уже более 150 тыс. детей из Бразилии, Египта, Израиля, Индии, Китая, Мексики, России и Турции. Что касается России, то к настоящему моменту около 200 учителей Воронежской, Новосибирской, Омской и Томской областей прошли подготовку по этой программе и начали применять полученные знания в своей ежедневной работе. Более 3 тысяч учеников были вовлечены в новый творческий процесс обучения. В ближайшее время программа «Учимся с Intel®» охватит 10 российских регионов, включая Нижегородскую, Оренбургскую, Самарскую, Псковскую области, Республики Чувашия и Карелия.

Примеры внедрения технологий в образовании

• Технологии Intel лежат в основе реализованного в ОАЭ проекта Notebooks for Books («Ноутбуки вместо книг») по замене традиционных учебников цифровыми. Реализованный в дубайской школе Al Mawakeb, этот проект интеграции технологий в образование является первым в своем роде не только в ОАЭ, но и в мире. Администрация школы полностью преобразовала классные комнаты в беспроводные мультимедийные учебные центры. Используя ноутбуки на базе технологии Intel® Centrino® для мобильных ПК, ученики занимаются в современной образовательной среде, которая помогает им быстрее приобретать новые знания и готовит к активной жизни в информационной экономике будущего.
• Португальская программа технологической трансформации образования началась в 1997 году с подключения к Интернету всех средних школ (с пятого класса по двенадцатый). В 2001 году к Интернету были подключены все начальные классы, а в 2005 году во всех школах были внедрены технологии широкополосного доступа. Кроме того, в 2005 году при поддержке корпорации Intel в Португалии был реализован проект Navigating School («Управляя школой»), благодаря которому все учителя и ученики нескольких школ получили по планшетному ПК на базе технологии Intel® Centrino® для мобильных ПК. В университетах и политехнических колледжах Португалии в 2005 году была развернута полностью интегрированная беспроводная сеть Virtual Campus, которая является крупнейшей в мире академической интегрированной беспроводной сетью.
• Технология Intel® Centrino® Duo для мобильных ПК используется в 27 школах Джона Бауэра в Швеции и двух школах в Норвегии, благодаря чему 8700 учеников могут без проводов подключаться к инновационным сервисам. «Простота технологии Intel Centrino Duo для мобильных ПК сделала ее неотъемлемым компонентом учебного процесса в школах Джона Бауэра, — сказал Петер Андерссон (Peter Andersson), директор школ Джона Бауэра в Швеции. — Это решение очень привлекательно с экономической точки зрения, к тому же мы смогли без каких-либо проблем установить его во всех наших школах в Швеции и Норвегии. Когда в Испании и Индии откроются наши новые школы, мы и в них планируем использовать технологию Intel Centrino Duo для мобильных ПК».
• В России компания Intel при активном участии местных органов власти и компьютерных фирм выступила инициатором реализации программы содействия распространению современных компьютерных технологий в сфере образования в трех городах — пилотные проекты уже реализуются в Санкт-Петербурге, Новосибирске и Перми. Так, студенты санкт-петербургских вузов получили возможность приобрести современные ноутбуки со скидкой, а сами вузы — установить у себя точки беспроводного доступа (хот-споты). В Новосибирске и Новосибирской области специальная программа по льготному приобретению ПК была распространена на работников бюджетной сферы – медицинский персонал и преподавателей. В Перми специальные условия покупки ПК были предоставлены школьным учителям.

Корпорация Intel более 35 лет сохраняет лидерство в области разработки инновационных вычислительных и коммуникационных технологий. Кроме того, корпорация Intel принимает активное участие в деятельности целого ряда глобальных сообществ, реализуя образовательные инициативы и программы помощи неимущим или нуждающимся. Дополнительную информацию об этих и других программах можно найти по адресу www.intel.com/education .

_________________________________________

1Исследование Impact 2, проведенное Британским агентством по коммуникациям и технологиям в образовании (British Educational Communications and Technology Agency, Becta), показало, что технологии могут улучшить качество и повысить стандарты обучения детей. В то же время они могут обеспечить поддержку учителям как в ходе повседневной работы (например, за счет сокращения времени, нужного на организацию работы), так и в процессе профессионального развития.

Orphus system