Эффективная работа с продукцией Microsoft – опыт Центра UZINFOCOM
15 ноября 2006
Рубрика: Конференции, семинары и презентации.
Автор: .

pic

14 ноября в одном из залов гостиницы «Dedeman Silkroad Tashkent» прошел семинар на тему «Технологии Microsoft для Вашего бизнеса», который проводили Центр развития и внедрения компьютерных и информационных технологий UZINFOCOM совместно с компанией Microsoft. Семинар был на редкость интересны, все доклады обсуждались слушателями, было много вопросов к докладчикам, обсуждения продолжались и на перерывах.

Еще надо отметить хорошую организацию семинара, не только с технической стороны, но и с продуманным чередованием тем докладов. Также, пока не начал отчет, приятная штучка – в зале были два компьютера с установленной Вистой, 2007-м офисом и, соответственно, седьмым Internet Explorer’ом.

pic

Причем, один компьютер был «навороченным» в большой оперативкой и крутой видеокартой, второй – «скромный» с 512 Мб оперативки и слабой видеокартой. Все желающие могли «пощупать» новинки, первые впечатления самые приятные от необычного оформления Word 2007 и, конечно, от нового IE 7. Как-нибудь расскажем об этом подробнее.

Первый докладчик – Андрей Григорьев из казахского представительства Microsoft рассказал о концепции оптимизации IT-структуры предприятия. Были приведены примеры повышения отдачи бизнеса за счет внедрения оптимальной модели IT-структуры предприятий. Вот два самых характерных аргумента. Стоимость владения и трудозатраты.

pic

Как видно из диаграммы, 50% стоимости владения IT-комплексом состоит из трудозатрат пользователя, 15% — из трудозатрат IT-персонала, 30% — затрат на оборудование и ПО, и 5% — потери на простои из-за аварий и ошибок. То есть, ясно, что сделав правильные вложения в оборудование и ПО, незначительные в общей массе затрат, можно поучить экономию, снижая основные затраты – на трудозатраты пользователя и трудозатраты IT-персонала.

Еще один показательный аргумент. Довольно неожиданно было узнать о распределении факторов, влияющих на трудозатраты.

pic

54% от всех факторов – уровень оптимизации трудозатрат, 34% — специфика отрасли и 12% — размер предприятия. То есть возможные опасения руководителей, что для их специфичной отрасли отдачи от внедрения оптимизированных под их бизнес IT-технологий отдачи не будет безосновательны, так как специфика отрасли влияет лишь на треть трудозатрат, а львиную долю трудозатрат как раз таки можно сократить.

pic

Один из выводов доклада – повышая степень управляемости IT-инфраструктуры, можно уменьшить время, которое тратится пользователем на самообслуживание. Сделать это можно по-разному – от предоставления пользователю простых и понятных инструментов (например возможность самостоятельного сброса паролей), до уменьшения потребности в подобных действиях (корпоративные политики безопасности, стандартное ПО).

Следующим пунктом работы семинара был рассказ представителей Центра Uzinfocom о внедрении разработок Microsoft. Сначала Равшан Алимухамедов, начальник отдела Маркетинга и аналитики, кратко познакомил участников с Центром Uzinfocom.

pic

Центр развития и внедрения компьютерных и информационных технологий UZINFOCOM был образован в 2002 году Указом Президента Республики Узбекистан и является структурным подразделением Узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ).

На Центр UZINFOCOM возложены задачи по содействию разработке и реализации стратегических приоритетов национальной программы развития компьютеризации и внедрения ИКТ для всех отраслей экономики, управления и социальной сферы, а также для удовлетворения информационных потребностей Узбекистана и его вхождения в мировое информационное сообщество.

Центр оказывает широкий спектр информационных, сервисных и консалтинговых услуг органам управления, бюджетным организациям и частному бизнесу по вопросам компьютеризации и внедрения информационных технологий. Это разработка нормативных документов и стандартов, предоставление услуг сетей передачи данных, экспертиза проектов в области ИКТ, обучение и переподготовка специалистов и многое другое.

Для выполнения поставленных задач Центр UZINFOCOM обладает необходимой материально-технической базой и большим интеллектуальным потенциалом в лице молодых и прогрессивных специалистов по всем направлениям развития и внедрения компьютерных и информационных технологий.

UZINFOCOM оказывает широкий спектр информационных, сервисных и консалтинговых услуг органам управления, бюджетным организациям и частному бизнесу по вопросам компьютеризации и внедрения информационных технологий.

Информационные услуги
Услуги сетей передачи данных
Обучение и сертификация
Локально-вычислительные сети
Веб-дизайн и презентации
Экспертиза веб-сайтов

Подразделения

ZiyoNET
Национальная информационно-образовательная сеть

UzSciNet
Научная и образовательная сеть Узбекистана

UZ-CERT
Служба реагирования на компьютерные инциденты

ccTLD UZ
Администрирование домена второго уровня UZ

Проекты

WWW.UZ
Национальная информационно-поисковая система

GOV.UZ
Портал государственной власти Республики Узбекистан

Далее выступила сотрудница Центра Елена Кaлачева и рассказала подробно о внедрении в Центре Uzinfocom новой технологии взаимодействия сотрудников и документооборота на базе Microsoft SharePoint Portal Server

pic

Немного общей информации о продукте. Использование SharePoint Portal Server позволяет предприятиям разворачивать информационные порталы для обеспечения эффективного взаимодействия пользователей и рабочих групп и для обмена данными. Благодаря оперативному обмену нужными сведениями между участниками различных бизнес-процессов повышается производительность работы. SharePoint Portal Server представляет собой корпоративную систему, позволяющую объединять данные из различных систем в общее решение за счет использования единого входа в систему и возможностей интеграции корпоративных приложений. Сервер обладает широкими возможностями по развертыванию и мощными средствами управления. Портал облегчает совместную работу с помощью средств объединения, организации и поиска данных, сотрудников и рабочих групп. Использование индивидуальной настройки содержимого и оформления портала, а также выделение целевой аудитории дает возможность пользователям быстро находить нужные данные. Выделение целевой аудитории предусматривает распределение данных и обновлений в соответствии с положением, занимаемым сотрудником в организации, его участием в рабочих группах, интересами, принадлежностью к той или иной группе безопасности или в соответствии с другими условиями, которые могут быть заданы отдельно.

pic

Оперативное использование данных
SharePoint Portal Server позволяет использовать единый вход для работы со множеством систем, таких как приложения Microsoft Office System, системы бизнес-анализа и управления проектами, а также существующие отраслевые приложения, в том числе специализированное ПО и ПО сторонних производителей. Масштабируемая распределенная архитектура портала содержит гибкие средства для развертывания, развития и управления. Все это позволяет порталу расти вместе с растущими запросами организации. Средства интеграции позволяют работать с информацией наилучшим образом. Пользователи имеют возможность извлекать и использовать актуальную и соответствующую теме информацию из разных систем и отчетов, быстро находить и получать документы, проекты и готовые решения. Портал применяет технологию поиска, разработанную в подразделении Microsoft Research, которая позволяет вести поиск по общим файловым ресурсам, веб-серверам, общим папкам Microsoft Exchange Server, Lotus Notes и узлам Windows SharePoint Services. В дополнение к этому есть возможность тематической сортировки документов для поиска требуемых сведений. При добавлении новых данных или изменении существующих высылаются соответствующие оповещения, что делает работу с системой более удобной.

Объединение сотрудников и групп для совместной работы
SharePoint Portal Server предоставляет мощную среду для совместной работы, позволяющую объединять, упорядочивать, искать и создавать узлы SharePoint в пределах предприятия. Узлы SharePoint для рабочих групп, документов и собраний могут быть доступны для клиентов и партнеров, что позволит расширить область действия и эффективность существующих способов сотрудничества. Портал облегчает совместную работу как отдельных сотрудников, так и рабочих групп, подразделений и предприятий. Управление версиями и утверждением документов, контроль за извлечением и возвратом документов, разделение документов на категории и возможность публикации облегчают совместную работу над документами, проектами и задачами. Кроме того, благодаря порталу специалисты имеют возможность с легкостью находить и использовать навыки нужных людей и рабочих групп, отыскивать готовые решения, не изобретая велосипед для каждого нового проекта.

Упорядочение информации для повышения производительности
Использование SharePoint Portal Server позволяет ИТ-подразделениям и пользователям настраивать портал для индивидуальной работы. Веб-части связывают портал с необходимыми сведениями, например с данными, поступающими от отраслевых приложений, приложений Office и сетевых служб, с новостями, сводками о продажах и другими сведениями. ИТ-подразделения предприятий могут загрузить веб-части с веб-узла корпорации Майкрософт или своих партнеров или разработать их самостоятельно с помощью Microsoft Visual Studio .NET. Полномочные пользователи могут пользоваться галереями веб-частей, чтобы добавлять нужные веб-части в порталы организации или отдела. Для этого не нужно обладать опытом разработки веб-приложений. Кроме того, отделы ИТ могут принудительно включать в портал нужные веб-части и страницы, что позволяет предприятиям доставлять через портал важные сведения своим сотрудникам. Всем пользователям портала предоставляются личные страницы в разделе «Мой узел», где они могут упорядочить сведения, программы и узлы SharePoint, с которыми работали в течение дня.

Основные функции SharePoint Portal
MS SPP Server рассчитан в первую очередь на крупные корпорации. Этот сервер представляет собой универсальное решение, которое призвано решать большинство поставленных задач по управлению знаниями. Коротко охарактеризуем его основные функции.

Средства поиска. Извлечение текста проводится с применением новейших приемов вероятностного ранжирования. Средства поиска обеспечивают предоставление наиболее подходящих документов (best bets), поиск по свойствам и автоматическое распределение просматриваемых информационных ресурсов по категориям.

Доступ к данным и функции индексирования. Поиск и сбор данных для индексирования на файловых и Web-серверах, серверах Lotus Notes, удаленных серверах и в общих папках Microsoft Exchange для SharePoint Portal Server.

Подписки. Возможность подписки на документ, папку, категорию или запрос поиска позволяет получать оповещения о происшедших изменениях по электронной почте или непосредственно через портал.

Категории. Информационные ресурсы классифицируются в соответствии с набором категорий, определяемых заказчиком. Благодаря этому упрощается переход к необходимой информации.

Индексирование с низкой задержкой. Возможность вручную или по расписанию запускать процесс сбора информации для индексирования, а также поддержка системы адаптивного и добавочного сбора данных для индексирования обеспечивают получение самой свежей информации при выполнении поиска.

Интеграция с Windows и Office. Все функции управления документами доступны непосредственно из панели инструментов Microsoft Office 2000 и из Windows Explorer. Благодаря этому пользователи могут применять знакомые средства для управления документами.

Расширяемость системы поиска. Интерфейсы обработчика протоколов поиска позволяют подключаться к пользовательским источникам данных. Поддержка пользовательских типов источников данных обеспечивается через интерфейс IFilter.

Извлечение и возврат документов. Расширяет возможности Web-папок, давая пользователям возможность резервировать документы для обновления.

Создание версий документов. Возможность отслеживания изменений в документах, в том числе в метаданных (например, в ключевых словах), и присвоения версиям различных номеров для последующего аудита и выполнения отката.

Профили документов. Профили содержат обязательные и дополнительные метаданные о пользовательских типах документов.

Совместная работа над документами. Возможность выполнять совместную проверку и просмотр материалов с помощью имеющихся в Office средств организации обсуждений, а также документов в формате HTML.

Безопасность. Применение ролей, основанных на системе безопасности Microsoft Windows NT, гарантирует, что доступ к документу получат только пользователи, имеющие соответствующие полномочия.

Управление жизненным циклом. Сначала создаются наброски, они проходят проверку и редактирование и затем публикуются (возможно, с включением маршрута для утверждения).

Портал на базе электронной инструментальной панели. Гибкие порталы на основе Web-компонентов создаются с применением электронной инструментальной панели и интерфейсов информационных ресурсов, а также Web-компонентов, разработанных независимыми поставщиками или самой компанией.

Web-хранилище (Web Storage System) . Наличие встроенных служб создания Web-приложений для совместной работы.

Создание Web-узла с помощью MS SPP Server не требует специальных знаний, и решения на его базе можно достаточно быстро реализовать без специальных навыков программирования . Хотя при этом имеются возможности разработки специальных модулей с помощью разнообразного инструментария.
Данная система внедрена и работает с августа и уже, по словам сотрудников Центра, есть ощутимая отдача в удобстве, оперативности, защищенности. Очень удобно стало работать совместно над документом, отслеживать корректировки, согласования и утверждение документов.

Елена Кaлачева и подключившиеся к беседе Ильхам Шакиров (специалист UZ-CERT), Равшан Алимухамедов, Андрей Григорьев и представитель Microsoft в Узбекистане Адхам Далимов ответили на многочисленные вопросы участников семинара. Большинство вопросов касалось защиты информации, особенно при доступе «извне» — из Интернета. Также всех интересовала «цена вопроса» — общая стоимость от внедрения. Здесь Адхам Далимов предложил не считать затраты отвлеченно (Windows Server 2003 – 1000$, SharePoint Portal – 1500$, SQL – 2500$, клиентская лицензия на Windows XP – 2500$ — цифры примерные, в зависимости от масштаба предполагаемого использования) – а обратиться к нему с целью установления партнерских соглашений, по которым предусмотрены многократные скидки. И была озвучена удивительная цифра – Центру Uzinfocom, как давнему партнеру Microsoft, внедрение системы SharePoint будет обходиться в 295$ в год!

pic

Был задан вопрос (мною) и о конкуренции опенсорсных продуктов. На что последовал обстоятельный разговор о том, что кажущаяся бесплатность Линукса на самом деле выливается в увеличение «общей стоимости владения» за счет косвенных затрат – обучения пользователей, более высокая квалификация IT-специалистов с соответствующей более высокой оплатой их труда, нарушение возможности коллективной работы с другими подразделениями из-за несовпадения форматов документов. Да и сама «бесплатность» Линукса мнимая – работоспособные сборки не бесплатны, а с учетом обучения, обновления, справочных данных весьма недешевы, то же относится и к опенсорсным приложениям. Хотя, с другой стороны, все новые продукты Microsoft открыты для опенсорсных приложений, например, все веб-приложения поддерживают (или, точнее, поддерживаются) Firefox.

И еще один доклад «Общение в реальном времени». Сергей Савостин из казахского подразделения Microsoft рассказал о Live Communications Server 2005

Вот рассказ об этом «устройстве» с сайта Microsoft. Сервер Live Communications Server 2005 включает возможность обмена мгновенными сообщениями и определения присутствия, как часть масштабируемого корпоративного решения, предоставляя усиленные механизмы безопасности, удобную интеграцию с другими продуктами Microsoft и расширяемую платформу для разработки, удовлетворяющую индустриальным стандартам. С этим легко управляемым и доступным решением ваша организация ощутит эффект сокращения затрат, усовершенствует эффективность бизнеса, повысит личную производительность сотрудников и усилит защиту интеллектуальной собственности.

Повышайте продуктивность с помощью мгновенного поиска и общения с людьми
Повышайте продуктивность с помощью определения присутствия и взаимодействия в режиме реального времени, чтобы находить нужных людей и быстро осуществлять обмен информацией.

— Мгновенно находите и взаимодействуйте с локальными и удаленными пользователями для обмена важной и срочной информацией. Использование информации о присутствии в настольных и корпоративных приложениях устранит задержки в поиске и общении с ключевыми партнерами.

— Предоставьте сотрудникам доступ к информации из дома или во время командировок. Сделайте возможным доступ для удаленных сотрудников без необходимости использования Virtual Private Networking (VPN).

— С легкостью взаимодействуйте с партнерами по бизнесу и клиентами так же, как и с коллегами по работе, будучи уверенными в защищенности важной деловой информации. Используя зашифрованные, с возможностью ведения журнала событий, транзакции между общедоступными центрами обмена мгновенными сообщениями и внутренними пользователями Live Communications Server, компании и организации могут более эффективно и безопасно подключать сотрудников к наиболее популярным службам обмена мгновенными сообщениями (MSN, AOL и Yahoo!)1.
Воспользуйтесь преимуществом интеграции с продуктами Microsoft Office System
Корпорация Microsoft работает, чтобы предоставить клиентам возможность получить дополнительную пользу от инвестиций в существующую инфраструктуру, а также интегрировать новые технологии в существующие компьютерные среды. Сервер Live Communications Server 2005 является частью системы Microsoft Windows Server System и соответствует общепринятым критериям разработки.

— Улучшайте безопасность вашей инфраструктуры взаимодействия в организации. Сервер Live Communications Server 2005 предоставляет пользователям совместно использовать приложения Microsoft Office и другие приложения с рабочего места или дома с зашифрованными сессиями взаимодействия в режиме реального времени с поддержкой голосовой и видео связи.

— Предоставьте сотрудникам возможность находить и взаимодействовать с коллегами, не прерывая рабочего процесса. Возможности взаимодействия в режиме реального времени в Microsoft Office Excel, Microsoft Office Word и других знакомых приложениях семейства Office предоставляют информацию о присутствии, значительно ускоряя взаимодействие внутри команды.

Устраните задержки в общении с коллегами и партнерами
С наличием тщательно разработанной технологии определения присутствия сервер Live Communications Server 2005 предоставляет постоянный доступ для взаимодействия с членами команды, партнерами, поставщиками, расположенными в разных организациях, городах, странах и временных зонах.

— Повышайте эффективность бизнеса, предоставляя сотрудникам возможность находить людей и взаимодействовать с ними в режиме реального времени в безопасной среде корпоративного масштаба. Сервер Live Communications Server предоставляет информацию о присутствии напрямую из знакомых вам приложений Microsoft Office и бизнес-приложений, устраняя задержки в поиске, общении и взаимодействии с коллегами и деловыми партнерами.

— Получите управляемое и масштабируемое решение с удобной интеграцией между Live Communications Server 2005, приложениями Microsoft Office System и инфраструктурой Windows Server System.

Разработайте решения взаимодействия в режиме реального времени в масштабе предприятия

Разрабатывайте решения, интегрированные с существующей у вас инфраструктурой Microsoft, обеспечивая безопасность, масштаб и управляемость корпоративного уровня.

— Производите аутентификацию пользователей и используйте возможности Kerberos и NT LAN Manager (NTLM) для единого входа. Интеграция с Microsoft Windows Active Directory объединяет ресурсы вашей сети, серверов и пользователей с возможностью взаимодействия в режиме реального времени, что обеспечит больший контроль и безопасность в масштабах корпоративной сети.

— Предоставьте вашей компании решение взаимодействия в режиме реального времени с возможностью его расширения с ростом самой компании. Расширяйте это решение и взаимодействуйте также с клиентами, партнерами и поставщиками, с поддержкой более 100000 пользователей с выпуском Enterprise Edition и около 15 000 пользователей с выпуском Standard Edition.

— Упрочьте устойчивость вашей платформы взаимодействия. Мощная архитектура с использованием сервера Microsoft SQL Server обеспечит рост в будущем и возможности восстановления данных, что позволяет противостоять незапланированным простоям и потере важной информации.

— Будьте уверены в совместимости с существующими инструментами управления и внутреннего контроля. Используйте возможность ведения журнала и поиска на основе SQL в Live Communications Server, чтобы проводить внутренний контроль транзакций в режиме реального времени.

Используйте знакомые и мощные инструменты управления на основе Windows
Упрощайте задачи установки, управления и администрирования с помощью новых инструментов развертывания и знакомого, простого в использовании, интерфейса.

— Поднимите скорость работы в вашей организации на новый уровень. Воспользуйтесь преимуществами новых инструментов развертывания, упрощающих интеграцию средств взаимодействия в режиме реального времени в существующую среду на основе Windows.

— Сэкономьте время и затраты на обучение, используя инструменты администрирования со знакомым графическим пользовательским интерфейсом Windows для управления пользователями, серверами и общими настройками. Сервер Live Communications Server интегрируется с существующими инструментами управления на основе Windows, включая Windows Management Instrumentation (WMI), Microsoft Management Console (MMC) и Microsoft Operations Manager (MOM), что сокращает время на управление сервером и уменьшает требования к обучению.

Упростите создание приложений взаимодействия в режиме реального времени
Интегрируйте поддержку отображения присутствия в существующие приложения и разрабатывайте программные решения следующего поколения.

— Наделите ваши решения для сбора информации возможностями взаимодействия в режиме реального времени. Разделите клиентские и серверные интерфейсы программирования приложения (API) для создания революционно новых приложений.

— Создавайте новые способы использования взаимодействия в режиме реального времени с поддержкой определения присутствия. Воспользуйтесь преимуществом эффективной партнерской экосистемы для усиления вашего решения на основе Live Communications Server.

Используйте for Microsoft Office Communicator 2005
Внедрите мощные средства взаимодействия, чтобы предоставить возможность командам и сотрудникам легкого и эффективного взаимодействия в режиме реального времени при работе с информацией1.

— Осуществляйте поиск и легко находите контакты благодаря интеграции с корпоративными каталогами.

— Общайтесь с помощью новых, разнообразных способов с использованием возможностей ведения видео и голосовых разговоров в режиме 1:1.

— Поднимите уровень распространения современных средств сотрудничества в режиме реального времени, используя интеграцию в систему телефонии предприятия.

— Отображайте расширенную информацию о присутствии, включая возможность установки «пользовательских заметок» и отображения сообщений при отсутствии на рабочем месте из Microsoft Exchange Server напрямую в Microsoft Office Communicator 2005.

Главный вопрос из зала – а как с поддержкой ICQ, Skype и Jabber? Сергей ответил, что над этим работают, что эти протоколы тоже будут включены, причем, сначала Skype и Jabber и чуть позже «Аська» так как ее стандарты наиболее «далекие» от используемых.

pic

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте