Портрет СМИ Рунета
30 ноября 2006
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

pic
Яндекс опубликовал данные об онлайновых СМИ Рунета в разных разрезах. Так как мы, узнетчики, тоже пользуемся новостными СМИ Рунета, нам будет полезно ознакомиться с их статистикой. И вообще – просто интересно, из чего же складывается понятие «онлайновые СМИ»?

Информационная активность изданий Рунета

По данным опросов на октябрь 2006 года, новости в Интернете читает около 13% населения России (по данным ВЦИОМ). Как и вся аудитория Рунета, это число постоянно растет, еще год назад новости в Интернете читали около 10% россиян.

Новости в Интернете распространяют интернет-СМИ — регулярно обновляемые информационные сайты, имеющие постоянную аудиторию и зачастую — официальную лицензию СМИ (в этом исследовании термином «интернет-СМИ» мы называли как изначально онлайновые ресурсы, так и интернет-сайты традиционных медиа).

По данным службы Яндекс.Новости, каждый будний день в российском Интернете появляется около 27 тыс. новостей, в выходной — около 6 тыс. Число новостей русскоязычных интернет-СМИ растет так же быстро, как и дневная аудитория Рунета. За год количество новостей на одного пользователя русскоязычного Интернета не изменилось — и суточная аудитория и суточное предложение новостей в Рунете выросли на 50%.

Часть предлагаемого пользователю контента интернет-СМИ создают не сами, а копируют у своих коллег по медиа-бизнесу. По данным Яндекс.Новостей, объем «копипейста» в новостном Рунете уже несколько лет составляет 20% от общего объема информационных сообщений.

Одно среднестатистическое интернет-СМИ создает 18 новостей в день. При этом у наиболее активных СМИ информационный поток намного более плотный: в среднем первая сотня самых «пишущих» изданий предлагает читателям 161 новость в будний день (год назад — 102 новости).

Каждый год в Интернете появляются сотни интернет-изданий. В Рунете все более заметную долю занимают специализированные издания, предоставляющие информацию в той или иной отрасли. В среднем одно такое отраслевое издание создает четыре информационных сообщения в сутки, а самые активные —44 новости (то есть, примерно в 4 раза меньше, чем в среднем по медиасфере для активных СМИ).

География русскоязычных Интернет-СМИ

География русскоязычных Интернет-СМИ достаточно широка. Более 75% всех русскоязычных сообщений – от изданий, работающих в России, оставшаяся часть преимущественно из ближнего зарубежья. В порядке убывания доли – Украина, Беларусь, Азербайджан, Израиль, Латвия, Эстония, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия, Китай.

Из российских городов больше всего новостей, естественно, из Москвы, на втором месте с объемом, в 11 раз меньшим чем из столицы, находится Екатеринбург, на третьем Санкт-Петербург, далее Владивосток, Краснодар, Нижний Новгород, Тюмень…

Трафик. Поставщики аудитории для интернет-изданий

Читатели попадают на страницы новостных сайтов различными путями Если говорить о самых посещаемых интернет-СМИ. то в среднем только треть их аудитории «помнит», где именно они привыкли читать новости (то есть, вводит в строке браузера адрес издания или переходит на сайт издания из закладок браузера). Таких посетителей можно условно назвать «подписчиками», или постоянной аудиторией издания. Другие источники трафика (потока пользователей) для типичного интернет-СМИ — сети обмена баннерами (в том числе и между самими изданиями), каталоги сайтов (например, Рамблер Тор-100), новостные агрегаторы (сайты, которые не создают собственного контента, но транслируют ссылки на ленты интернет-изданий — («Новотека», Яндекс.Новости) и поисковые системы.

Основным источником «непостоянной» аудитории для большинства интернет-СМИ, остаются баннерные сети. Вклад банеров в посещаемость интернет-изданий может достигать 50%. Два других заметных генератора трафика — это новостные агрегаторы и каталоги. СМИ, попавшие на первую страницу каталога Раблер Тор-100, обычно получают до 10% своего трафика от этого каталога.

Некоторые новостные ленты (например, сайты радиостанции «Эхо Москвы» и газет «Новые известия» и «Труд» получают около 35% своей аудитории со страниц только Яндекс.Новостей. В октябре 2006

года четыре миллиона посетителей службы Яндекс. Новости 20 миллионов раз переходили по ссылкам на новостные сайты. Таким образом, в среднем, каждый посетитель службы побывал на пяти новостных страницах партнерских СМИ.
Эффект умножения трафика», создаваемый агрегаторами, приводит к тому, что часть интернет-СМИ корректируют редакционную политику, чтобы получать больше трафика (в частности, разделяют одно новостное сообщение на несколько более мелких, выбирают яркие заголовки и пр.).

Еще один способ привлечения аудитории — размещение ссылок на новости издания на крупных порталах.

pic

О чем пишут и что читают в русскоязычных СМИ

Вот как распределяются темы по посещаемости по данным службы Яндекс.Новости на ноябрь 2006 года. По убыванию популярности: происшествия, спорт, культура, в мире, экономика, политика, общество, здоровье, наука, авто, hi-tech, туризм, Интернет.

Самый популярный «новостной» поисковый запрос за три месяца (август, сентябрь, октябрь) – об Анне Политковской, на втором месте – пожар в Троицком соборе,

Самые популярные темы обсуждений в блогах:

• Ливано-израильский конфликт
• Российско-грузинские отношения
• Футбол
• Убийство Политковской
• Катастрофа Ту154
• Ядерные испытания Северной Кореи

Самые популярные темы в СМИ:

• Российско-грузинские отношения
• Внутриполитические события в Украине
• Ливано-израильский конфликт
• Катастрофа Ту154

Далее в отчете приводится перечень самых часто упоминаемых персон. Естественно, это политические деятели России, Украины, Грузии и других стран.

Скачать полностью отчет в формате pdf можно по адресу
http://company.yandex.ru/articles/yandex_on_mediasphere_autumn_2006.pdf .

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте