ЛОГИСТИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
26 декабря 2006
Рубрика: События.
Автор: Сергей Чинаев.

В Ташкентском университете информационных технологий (ТУИТ), при участии фонда «Камолот», прошло очередное заседание студенческого диспут-клуба «Логистика и информационные технологии». Тема собрания – «Информационные технологии». Здесь студенты ТУИТ представили набор компьютерных технологий, которые могут быть использованы при разработке логистических проектов.

В данном деспуте также приняли участие и студенты Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта (ТИИЖТ), Ташкентского автодорожного института (ТАДИ), Государственного авиационного института и Ташкентского ахитектурно-строительного института (ТАСИ).

Вот что рассказала организатор диспут-клуба, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга ТАДИ Наталья Сергеевна Сарвирова.

Цель логистики как науки — оптимальное удовлетворение запросов потребителей. Основные функции логистики: организация перевозок продукции, складирование запасов, оптимальное размещение запасов, контроль запасов готовой продукции, погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание информационных потоков.

Основные виды логистики: закупочная, логистика распределения, информационная, сервисная, производственная, транспортная, логистика запасов.

Основные условия успешного применения логистики: наличие конкуренции, отсутствие дефицита.

Один из основных принципов логистики — экономичность. Можно добавить и рациональную прибыль. Как только логистическая фирма получает сверхприбыль, более 20% – ее клиенты уходят к фирме с меньшими запросами.

Основы логистики зародились в Древнем Риме. Римский этнос выработал методы организации совместных действий (пример логистики закупочной и распределения), в том числе расчета потребностей (пример логистики распределения, сервисной, транспортной и запасов) огромных по тем временам людских групп, в первую очередь воинских соединений. Методы эти вошли в тактику, военную науку. Впрочем, истоки можно отыскать и ранее, например, в Древней Греции. Вспомним Эзопа, баснописца. Будучи рабом, он на переходе взялся нести корзину с хлебами. Тогда как прочие рабы гнулись под поклажей, его груз легчал от привала к привалу, и к концу путешествия Эзоп выбросил пустую корзину. Чем не пример, во-первых, точного расчета потребностей, и хорошего знания маршрута, во-вторых.
Если серьезно, то до современного уровня логистика была доработана европейцами во времена становления общего рынка. Оказалось, что страны Европейского экономического сообщества (ЕЭС, теперь ЕС) производили много высококачественной, но дублирующей продукции. Логистика позволила странам ЕС выбрать наиболее приемлемые для каждой страны виды товаров и услуг. В первую очередь возможности логистики проявились в конце 80-х годов прошлого века в поразившем организаторов производства принципе «поставки на конвейер». При таком планировании производства, когда продукция поставляется не на склад, а непосредственно в сборочный цех точно к моменту сборки, складские запасы уменьшились до трети от предыдущей величины. Кроме того, уменьшились расходы на входной контроль продукции (пример логистики производственной и запасов).
К сожалению, в Узбекистане логистических компаний — продолжает Н.С.Сарвирова, — в чистом виде нет. Возможно, одна из трудностей в том, что логист должен свободно разбираться в особенностях всех видов транспорта. Этому не может обучить ни один из транспортных, тем более информационных вузов. Даже строительные вузы, где студенты знакомы почти со всеми видами транспорта, не в состоянии довести эти знания до уровня требований логистики.

В поисках разрешения этого противоречия ТИИЖТ под эгидой «Камолот» и предложил объединить усилия в студенческом диспут-клубе. Его добровольные участники в свободном общении, «дообучаясь» друг у друга, могут приобрести более полное понимание основ логистики.

Как сообщила организатор диспута в ТУИТ Венера Аркиновна Каримова, старший преподаватель кафедры информационные технологии ТУИТ, компьютерные технологии в ходе заседания диспут-клуба показаны лучшими студентами из числа проходящих по кафедре. Знания этой группы, например, Романа Зайцева, на высоком уровне, и преподавателям, что скрывать, бывает чему у них поучиться. Эта группа, кстати, и нашла диспут-клуб.

Итак, какие информационные технологии — аппаратное и программное обеспечение, могут быть использованы в логистике?

Не будем упоминать об общеупотребительных пакетах программ вроде 1С и Office, Word и Excel.

Прежде всего, отметим, что есть два уровня применения информационных технологий в транспортной логистике: стратегический (управление процессами) и прикладной (обслуживание всех стадий).

Аппаратное обеспечение, прежде всего необходимое для обслуживания информационных потоков и организации перевозок продукции — спутниковые системы связи и навигации. Для определения географического местоположения орбитальная группировка спутниковой системы на сей день должна составлять около 20 спутников. С увеличением высоты орбиты количество необходимых спутников уменьшается, но резко возрастает потребная мощность передатчиков. Основная трудность для проектирования аппаратного обеспечения — неоднородность на всех стадиях: при постановке задач; в применяемой аппаратуре; разные уровни пользователей, отсюда – неоднородные интерфейсы. Необходимы также высокоскоростные магистрали передачи данных с высокой плотностью.
При обслуживании информационных потоков не обойтись без поисковых систем. Наиболее близкий логистике пример такой «поисковой машины» – крупнейшая на сей день система поиска информации Гугол (Google). Эта «машина», интерактивная карта, обеспечивает информацией, связанной с картографической. Так сказать, универсальный атлас.

Управляющие системы, которые необходимы на многих стадиях планирования, производства и транспортирования, сегодня большей частью относятся к вычислительным системам реального времени. Одна из особенностей этих систем – обеспечение прогноза, без которого не успеть в быстроменяющейся обстановке.
В организации перевозок продукции помогут интеллектуальные системы. Один из примеров такой системы автопилот (для автомобиля, естественно), который разрабатывает компания Honda. (Следует сразу сказать, что пока его задача – уменьшить второстепенную нагрузку на водителя). Экспертные же системы необходимы для принятия управляющих решений на всех стадиях. Архитектура таких систем, например, включает в себя интерпритатор (имитатор мышления); базу знаний; семантическую сеть (инструмент поиска в базе данных: объекты (узлы) и связи (дуги) между ними); продукционную модель (т.е. систему прогнозирования, работающую в соответствии с логическими правилами).

Электронная коммерция — из прародителей логистики. Появилась в 60-х годах прошлого века благодаря Амэрикен Эйрлайнс и появлению пластиковых карточек. Возможности и преимущества электронной коммерции объясняются уникальной возможностью информационных сетей, глобальным присутствием. Уникальная особенность этого способа торговли в том, что он изначально «логистичен», ориентирован на покупателя: информация от потребителя, заказчика – информация для запуска изделия в производство. Это логистическая информация, причем в компьютерной форме. Вспомним также, что объявленная цель логистики – удовлетворение запросов потребителей.

Любой обмен сведениями по сетям требует обеспечения информационной безопасности. Один из основных принципов обеспечения безопасности производственной информации — помнить, что стоимость защиты не должна превышать стоимость информации. Наконец, там, где не могут помочь правовые и технологические способы защиты, приходится применять кадровые средства – знай, кому доверять.

Непосредственные «боевые» средства вредителей безопасности сетевой информации — это опасное содержание информации: вирусы, черви, «Троянские кони» и активные компоненты. Активные компоненты, своевольные программы, «подсовывают» в основном интернет-странички. Защита, естественно, электронная подпись, брандмауер и антивирусные программы. Специалисты выделяют антивирус Касперского.

Защитить информацию от несанкционированного доступа можно также методами шифрования и криптографии (тайнописи). Большинство пользователей используют для автоматизации этой работы программы типа PGP, поскольку некоторые из них распространяются бесплатно.

Что интересно, в качестве носителей шифрованной информации могут применяться также изображение и звук (стеганография). Такие картинки были показаны собравшимся на диспут-клубе. Вспомним: «Найдите …(сколько-то) отличий». Однако стоило сложить стереопару из исходной и зашифрованной картинок, как над плоскостью стереоизображения проступили близкие по цвету структуры, несущие информацию.

Итак, цикл заседаний диспут-клуба близится к завершению, но диспут, прошедший после перерыва, показал, что общие темы участники диспут-клуба пока не сформулировали. Возможно, требуется еще день на формулирование тем, а может и еще день на уточнение общих понятий. К этой работе и приступил координатор Рустам Якубович Абдуллаев, зав кафедрой «Организация грузовой коммерческой работы на железной дороге» ТИИЖТ. Следующее заседание, в ходе зимних каникул, итоговое, последнее в этом году, должно завершиться защитой логистических проектов.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте