Информационные технологии в бизнесе и управлении
29 декабря 2006
Рубрика: Технологии.
Автор: Эльбек Махмудов.

pic
Сегодня Узбекистан стоит на технологическом перепутье, на этот раз задача заключается не во внедрении каких-либо сервисов: Интернета или мобильной связи. Вопрос в том, сможет ли республика воплотить свои значительные инвестиции в информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в более существенный выигрыш в экономике.

В настоящее время в Узбекистане отмечается рост интереса к внедрению передовых информационных технологий. Непременным условием повышения эффективности управленческого труда является оптимальная информационная технология, обладающая гибкостью, мобильностью и адаптивностью к внешним воздействиям. Информационные технологии предполагают умение грамотно работать с информацией и вычислительной техникой.

Под информационными технологиями принято понимать человеческую деятельность, связанную с производством, реализацией и последующим обслуживанием технических средств, программного обеспечения и телекоммуникаций, то есть средств обработки, отображения, хранения, передачи и накопления информации.

Перед начинающим предпринимателем в сфере информационных технологий огромный выбор направлений деятельности. С чего начать? Займется он производством технических средств, где существует большой выбор специализаций, или разработкой программного обеспечения, или же вообще обслуживанием того или другого, либо реализацией произведенных кем-то другим программных продуктов или технических средств, а может, он возьмет на себя все это сразу. Здесь существуют и другие варианты реализации своей деятельности, но выбор направления должен быть продуманным, обоснованным и наиболее рациональным со всех точек зрения (экономической в первую очередь, так как целью деятельности является получение прибыли). Преимущество в том, что именно информационные технологии являются наиболее востребованными современным обществом, информационные технологии дают возможность оперативно и оптимальным образом управлять предприятием, устанавливать информационные коммуникации, то, без чего не обходится ни одно современное предприятие.

По мнению Ито Синичиро, вице-президента компании Sumitomo Electric Industries, «… и происшедшей революцией в информационных технологиях мировая экономика вступила в эпоху мега-конкуренции. Отныне любые преобразования и реструктуризации, на которые способны государства и промышленность, должны ускориться. Экономические системы и компании, не способные адаптироваться к мировым стандартам, просто исчезнут».

Экономическая инфраструктура: планирование и управление, производство, банки и биржи, средства массовой информации, оборонные системы, социальные и правоохранительные базы данных, здравоохранение, учебные процессы, наконец, Интернет — всюду информационные технологии.

В промышленности полностью произошло переосмысление роли информационных систем, если раньше они только автоматизировали системы учета, то сегодня уже выполняют функции стратегического управления. Системы позволяют обходиться без дорогостоящих испытаний, сокращают время создания продукции, а также ускоряют проектирование сложной продукции, делают возможным более тесное использование потенциала рабочих групп. Система электронной передачи данных позволяет более эффективно управлять предприятием, вести быструю переписку и согласование вопросов между партнерами.

Как показывают исследования, преобладающим сектором экономики становится сектор создания средств информационных технологий, обработки данных и информационных услуг. Подтверждением могут служить объемы валового оборота в различных секторах экономики. Так, мировой экспорт информационных услуг и интеллектуальной собственности равен объединенному экспорту продуктов питания и нефтепродуктов». Так что даже питание и нефтепродукты, которые принято считать стратегическими продуктами, менее востребованы, чем разработки в области высоких технологий.

Место экономики Узбекистана в глобальной конкуренции будет в значительной степени определяться ее способностью использовать информационно-коммуникационные технологии и интегрироваться в информационное общество. Определение термина «информационное общество» связывают с профессором Токийского технологического института Ю. Хаяши, под информационным обществом понимается общество, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни.

Никто не может игнорировать новые технологии, широко распространяющиеся в нашей жизни, не говоря уже о той непосредственной выгоде, которую из них могут извлекать потребители уже сегодня. Результаты видны в реальных проектах, 5 из 10 самых богатых корпораций в мире связаны с разработкой информационных технологий.

В результате развития информационных технологий и большой прибыльности проектов в отрасль можно привлечь множество фирм по разным направлениям. Таким образом, создастся ситуация совершенной конкуренции, результатом которой будет совершенствование ИТ, появятся новые отрасли, рынок предложений станет прозрачнее.

Таковы основные черты развития сегодняшнего информационного бизнеса, который уже сейчас конкурирует с промышленностью и в будущем может быть основным видом экономической деятельности.

В заключение хочется сказать, что руководителям предприятий и организаций пора понять, что страна переживает один из самых важных этапов развития. В наши дни уровень развития информационных технологий определяет не только статус страны в мировом сообществе, но и состояние всей ее экономики, качество жизни людей, национальную безопасность.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте