Что ждет узбекские интернет-СМИ? Комментарий эксперта

По просьбе Security.uz новую редакцию Закона «О средствах массовой информации» Узбекистана прокомментировал юрист Самандар Атоев.

Новая редакция закона «О средствах массовой информации» расширила понятие термина средство массовой информации, включив в него «вебсайты в общедоступных телекоммуникационных сетях».

Этим определением закон охватывает почти все сайты, которые так или иначе могут выполнять функции СМИ.

В связи с этим новшеством могут появиться сложности в функционировании такого вида вебсайтов как блоги, новостные ленты, порталы, электронные вестники, форумы и т.п.

В связи с дополнением в статью 4 закона на владельцев вебсайтов возлагается выполнение требований закона, которые предназначены изначально для традиционных СМИ. Например, у СМИ должен быть учредитель и как минимум устав редакции. А если редакции нет или учредителю вообще не нужна редакция, а он сам справляется со своим блогом или новостной лентой? Закон на это не дает ответа.

Можно ли учредить СМИ без редакции? Согласно закону – нет. Статья 14 обязывает учредителя создавать редакцию и заключать с ней договор. А как быть, если сам учредитель выполняет функции редактора, журналиста, корректора и других сотрудников? Закон не дает ответа.

В целом, основные признаки СМИ в законе не изменились, это – периодичность, массовость и постоянное название (статья 4 – форма периодического распространения массовой информации, имеющая постоянное название).

Постоянное название и массовость (хоть и не всегда) еще можно как-то привязать к блогам, а вот как определяется периодичность? Об этом законодатель четкого правила в законе не прописал.

Невозможно или сложно применить требование указать периодичность и объем (статья 20) при регистрации, например, блога как СМИ. Потому что обеспечить или соблюдать четкую периодичность и объем для блога невозможно и неэффективно.

К форумам применить закон также может быть сложно. Потому что форум не предназначен распространять массовую информацию или информация на форуме не направлена на массу. Хотя это тоже спорный момент, так как в законе не дается определения понятиям «массовая информация», «периодичность», «выход в свет», которые являются основными характеристиками СМИ.

В тексте закона (например, статьи 15, 16, 17) говорится о редакции, редакторе, придавая им серьезное значение. Из закона вытекает, что каждое СМИ должно иметь редакцию. Это указывает еще на один признак СМИ – редактированная информация, который не включен в определение СМИ в новой редакции закона.

Что является продукцией интернет-СМИ? Согласно закону это «отдельный выпуск». Но означает ли это первую страницу вебсайта, которая обновляется каждый день? Тогда это означает выпуск продукции каждый день. А если в новостной ленте обновляются только две рубрики, то означает ли это «отдельный выпуск» в смысле закона? Мы не найдем рационального ответа в законе.

Согласно статье 2 закон распространяется на создаваемые и действующие в Республике Узбекистан средства массовой информации, а также на средства массовой информации иностранных государств в части, касающейся распространения их продукции на территории страны.

Логически это означает, что не важно, где субъект находится. Главное, если зарубежное интернет-СМИ (даже из других доменных зон) распространяет продукцию на территории Узбекистана, то его действия подпадают под регулирование этого закона. В настоящей норме также невозможно определить четкую границу. Потому что вряд ли термин «распространение» или «продукция» можно применить к вебсайтам.

Также сложно применить нормы закона по аналогии в силу специфики интернет-СМИ. Законодателю следовало посвятить отдельную главу интернет-СМИ.

Закон ставит нас в ситуацию, когда в силу специфики интернет-СМИ невозможно выполнить все требования и условия закона для успешной регистрации и функционирования вебсайта как интернет-СМИ.

Orphus system