Что ждет узбекские интернет-СМИ? Комментарий эксперта
18 января 2007
Рубрика: Новости.
Автор: .

По просьбе Security.uz новую редакцию Закона «О средствах массовой информации» Узбекистана прокомментировал юрист Самандар Атоев.

Новая редакция закона «О средствах массовой информации» расширила понятие термина средство массовой информации, включив в него «вебсайты в общедоступных телекоммуникационных сетях».

Этим определением закон охватывает почти все сайты, которые так или иначе могут выполнять функции СМИ.

В связи с этим новшеством могут появиться сложности в функционировании такого вида вебсайтов как блоги, новостные ленты, порталы, электронные вестники, форумы и т.п.

В связи с дополнением в статью 4 закона на владельцев вебсайтов возлагается выполнение требований закона, которые предназначены изначально для традиционных СМИ. Например, у СМИ должен быть учредитель и как минимум устав редакции. А если редакции нет или учредителю вообще не нужна редакция, а он сам справляется со своим блогом или новостной лентой? Закон на это не дает ответа.

Можно ли учредить СМИ без редакции? Согласно закону – нет. Статья 14 обязывает учредителя создавать редакцию и заключать с ней договор. А как быть, если сам учредитель выполняет функции редактора, журналиста, корректора и других сотрудников? Закон не дает ответа.

В целом, основные признаки СМИ в законе не изменились, это – периодичность, массовость и постоянное название (статья 4 – форма периодического распространения массовой информации, имеющая постоянное название).

Постоянное название и массовость (хоть и не всегда) еще можно как-то привязать к блогам, а вот как определяется периодичность? Об этом законодатель четкого правила в законе не прописал.

Невозможно или сложно применить требование указать периодичность и объем (статья 20) при регистрации, например, блога как СМИ. Потому что обеспечить или соблюдать четкую периодичность и объем для блога невозможно и неэффективно.

К форумам применить закон также может быть сложно. Потому что форум не предназначен распространять массовую информацию или информация на форуме не направлена на массу. Хотя это тоже спорный момент, так как в законе не дается определения понятиям «массовая информация», «периодичность», «выход в свет», которые являются основными характеристиками СМИ.

В тексте закона (например, статьи 15, 16, 17) говорится о редакции, редакторе, придавая им серьезное значение. Из закона вытекает, что каждое СМИ должно иметь редакцию. Это указывает еще на один признак СМИ – редактированная информация, который не включен в определение СМИ в новой редакции закона.

Что является продукцией интернет-СМИ? Согласно закону это «отдельный выпуск». Но означает ли это первую страницу вебсайта, которая обновляется каждый день? Тогда это означает выпуск продукции каждый день. А если в новостной ленте обновляются только две рубрики, то означает ли это «отдельный выпуск» в смысле закона? Мы не найдем рационального ответа в законе.

Согласно статье 2 закон распространяется на создаваемые и действующие в Республике Узбекистан средства массовой информации, а также на средства массовой информации иностранных государств в части, касающейся распространения их продукции на территории страны.

Логически это означает, что не важно, где субъект находится. Главное, если зарубежное интернет-СМИ (даже из других доменных зон) распространяет продукцию на территории Узбекистана, то его действия подпадают под регулирование этого закона. В настоящей норме также невозможно определить четкую границу. Потому что вряд ли термин «распространение» или «продукция» можно применить к вебсайтам.

Также сложно применить нормы закона по аналогии в силу специфики интернет-СМИ. Законодателю следовало посвятить отдельную главу интернет-СМИ.

Закон ставит нас в ситуацию, когда в силу специфики интернет-СМИ невозможно выполнить все требования и условия закона для успешной регистрации и функционирования вебсайта как интернет-СМИ.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте