Мировая Сеть, действие второе

pic

Сказать, что означает символ – все равно, что объяснить, каким воздействием на человека обладает та или иная песня. Ведь каждый воспринимает одну и ту же песню по-своему.
Дэн Браун. Код да Винчи

Все, наверное, слышали о Web 2.0. В последнее время эти таинственные слова «веб два ноль» произносятся очень часто. Причем разные авторы вкладывают в это понятие зачастую совсем разный смысл. Предлагаю обзор, позволяющий в некоторой степени сориентироваться в современных тенденциях развития Интернета,.. а они в сумме и образуют этот самый Web 2.0.

Это модное название пошло после конференции по новинкам Сети «Вторая версия Веб», придумал его в 2004 году вице-президент издательского дома O’Reilly Media Дэйл Догерти. За год название стало необычайно популярным, теоретики, технологи, исследователи Интернета стали дружно искать, что же входит в понятие Web 2.0. Точного определения так и не появилось, как сказал один из авторов, это не концепция, а скорее, гравитационное поле притяжения новых взглядов, новых веяний в Сети.

Сразу надо предупредить, не надо путать Web 2.0 с понятием Internet 2, о котором проходили новости пару лет назад. Создатели Internet 2 намеревались вернуться к истокам – соединили ведущие университеты, ибо Сеть когда-то для этого и создавалась, до прихода коммерции, превратившей Сеть в балаган. Web 2.0 же, наоборот, проявляется разными штрихами именно на фоне привычных традиционных подходов к технологии и к взаимоотношению сайт-посетитель.

Массовое увлечение публицистов рассуждениями о Web 2.0 и отсутствие конкретных определений привело к тому, что это понятие стали пародировать, издеваться над фанатиками, что, возможно, пошло лишь на пользу. Ядовитые обозреватели начали шутить, что теперь нас ждет Web 2.01, потом Web 2.011 – и так и будут прирастать версии, как у некоторых программных продуктов, пока все окончательно не запутаются. Опять же уже есть прогнозы о грядущем Web 3.0 — кто-то пытается разглядеть его черты в грядущем. Еще понятие Web 2.0 сравнивают с модным когда-то словом «дотком», с которым связывается эйфория роста 97-99 годов и крах большинства проектов в 2001 году.

Попытаемся рассмотреть основные черты явления Web 2.0.

Первое заклинание, которое произносят все обозреватели Web 2.0 – «Веб как платформа». Главный идеолог Web 2.0 Тим О’Рейли предлагает сравнить двух лидеров – прошлого и нынешнего. А именно Netscape и Google.
Если Netscape был флагманом «Веба 1.0», то Google, конечно, — общепризнанный флагман «Веба 2.0». Netscape первым заявил, что компьютер – это Сеть (по пути обозвав Windows «всего лишь набором драйверов для вашего браузера»). Но — Netscape твердил о «вебе как платформе» в терминах старой софтверной парадигмы: главным продуктом компании был веб-браузер (настольное приложение), и стратегия Netscape заключалась в использовании своего доминирующего положения на рынке браузеров для продвижения дорогостоящих серверных продуктов. Контроль над стандартами отображения контента и браузерных приложений мог в теории обеспечить Netscape такое же место, какое Microsoft завоевала на рынке ПК. Автомобили когда-то рекламировали как безлошадные экипажи. Точно так же, отталкиваясь от знакомых концепций, Netscape продвигал «вебтоп» на место «десктопа», предполагая подпитывать «вебтоп» данными и приложениями от провайдеров контента (которые купят у Netscape серверы).
В итоге и веб-браузеры, и веб-серверы превратились в нечто обыденное, а акцент переместился «к вершине стека», к веб-сервисам.

Google, напротив, был веб-приложением от рождения. Это сервис, за доступ к которому прямо или косвенно платили пользователи. Ни одна из привычных ловушек старой софтверной индустрии ему была не страшна. Вместо запланированных релизов — постоянное улучшение продукта. Вместо лицензирования или продаж — просто использование. Нет нужды заботиться о портировании ПО на другие платформы — все, что нужно для запуска Google, — самый обычный ПК с запущенной открытой ОС да собственные приложения и утилиты, которых никто за пределами компании не увидит. Фактически стоимость ПО была пропорциональна масштабу и динамичности данных, с которыми оно помогало управляться.

Сервис Google это не сервер, хотя доставка сервиса обеспечивается массивом интернет-серверов, — и не браузер, хотя пользователь получает доступ к сервису именно через него. И это не прославленный поисковик, хранящий контент, позволяющий пользователю осуществлять поиск. Как и телефонный звонок, который случается не на концах телефонной линии, а в сети между ними, сервис Google осуществляется в пространстве между браузером, поисковиком и целевым сервером, на котором содержится искомое. Google — это посредник между пользователем и его/ее онлайновым опытом.

Еще одна из черт Web 2.0, точнее, фон, на котором происходит его реализация, – использование медиаконтента. Причем не просто отдельные фотографии, но полноценное применение аудио- и видеоматериалов, подкасты, альбомы, хранилища материалов. Все это стало возможно благодаря росту пропускной способности каналов и использованию технологий широкополосного доступа xDSL. Пользователи Узнета хорошо ощутили эти изменения за последние два года, когда стали доступны ADSL-соединения для физических лиц по относительно невысоким ценам. На подходе новые качественные изменения, которые дает высокая скорость доступа – фотоальбомы и фонотеки не дома, а в Сети, фильмы не скачивать, а смотреть с сервера, игры сетевые, удаленная совместная работа… сейчас даже трудно представить все плюсы высокоскоростных соединений.

Еще технологическая черта – увеличение роли баз данных. Все современные интернет-приложения завязаны на базах данных: поисковик от Google, каталог (и поисковик) от Yahoo!, склад товаров на Amazon, картотека товаров и продавцов на eBay, карты MapQuest, каталоги Napster… Компаниям эпохи «Веба 2.0» важно уметь работать с БД. Так важно, что порой мы называем новые приложения не software, а infoware. Все это подводит нас к главному вопросу: кто владеет данными?
Тут Тим О’Рейли приводит интересный пример – разные проекты берут спутниковые карты от Гугля и «навешивают» на них свою информацию. Это могут быть магазины, станции техобслуживания или места проживания посетителей сайта, как в сервисе, который мы недавно рассматривали. Недавно было объявлено о новинке – каждый желающий может сфотографировать здание и его фотографию разместить на гуглевских спутниковых картах, естественно точно привязав фотографию к координатам. Вообще в последнее время стало модно страницу «как нас найти» или «схема проезда» оформлять с помощью спутниковых карт.

Следующая особенность Web 2.0 — конец цикла разработки ПО.

Одной из главных характеристик современных интернет-приложений является то, что они распространяются в виде сервиса, а не товара. Это, в свою очередь, ведет к фундаментальным изменениям в бизнес-моделях компаний-разработчиков. Если у товара (программы) выходят новые модели (версии), то сетевые сервисы просто постоянно совершенствуются «на лету». Самый характерный пример – тот же поисковик Гугля – это не программа, которую однажды запустили, и все основные усилия уходят на поддержание базы, проверку индексов, отсечения спама и прочих атак, балансирование нагрузки и прочие хлопоты. То есть нынешние продукты – это, говоря словами Жванецкого, «не результат, а процесс». У многих продуктов новые сборки появляются чуть ли не ежедневно, почти все крупные проекты не успевают выбраться из бета-версии, так как до окончательного релиза появляются новые версии.

Чтобы уже закончить с технологическими гранями, рассмотри тезис «Софт работает поверх устройств». Под этим, вероятно, Тим О’Рейли имеет в виду кроссплатформенность, когда язык не привязан к определенной операционной системе (например, JAVA) и, конечно, возможность комфортного посещения сайта не только с десктопа/ноутбука, но и смартфона/КПК/мобильного телефона. Естественно, что эти известные требования «взяты» в Web 2.0.

Но главная технологическая особенностью Web 2.0, о которой и говорят в первую очередь при упоминании «новых сайтов» – применение комплекса технологий, известных как AJAX (произносится «Аякс»), сокращение от «асинхронный яваскрипт и XML». Суть ее в том, что пользователь производит манипуляции с предварительно загруженными со страничкой скриптами на своей локальной машине, а не обращается каждый раз к удаленному серверу. Как пример технологии можно привести тот же сервис Живых журналов – окошко добавления комментария или запрос на подтверждения удаления открываются без обновления всей загруженной страницы – это работают встроенные в страницу джава-скритпы. Еще пример от того же Гугля – многочисленные сервисные манипуляции с письмами в сервисе Gmail (отменившие, кстати, необходимость почтовых программ на компьютере) выполнены по технологии AJAX. И совсем классические примеры применения – самый популярный фотокаталог http://flickr.com/ и «Общественные закладки» Del.icio.us, не имеющие пока равных себе по популярности сервисов. В Узнете тоже есть пример использования AJAX – зайдите на «Дода-отдых» и попробуйте выбирать рецепты — увидите, что перечни предлагаемых блюд меняются без перезагрузки всей страницы.

pic

pic

О самом интересном социальном и контентном аспекте Web 2.0 чуть попозже, а теперь рассмотрим связующее технологии с контентом звено. Социальные черты Сети тесно переплетены с технологическими. Успех блогов и новостных сайтов во многом обязан RSS — самому значительному нововведению в фундаментальную архитектуру веба с тех пор, как первые хакеры поняли, что CGI можно использовать для создания веб-интерфейсов к БД. RSS позволяет не просто ссылаться на страницу, но подписываться на нее, получая оповещение каждый раз, когда страница изменяется. Скрента называет это «прирастающим вебом», другие – «живым вебом».
Динамические сайты пришли на смену статическим страничкам еще десять лет назад. Но в случае живого веба динамическими стали не страницы, а ссылки на них. Ссылаясь на веблог, вы ссылаетесь на страницу с постоянно меняющимся контентом, которая содержит пермалинки (постоянные ссылки) для каждой индивидуальной записи и напоминает о каждом изменении. И RSS-фид — это намного более цепкая привязка к сайту, чем, скажем, закладка или ссылка на конкретную страничку.
RSS также означает, что браузер перестал быть единственным средством для просмотра страницы. Хотя некоторые RSS-аггрегаторы (такие, как Bloglines) являются веб-приложениями, есть и настольные клиенты, и мобильные.

RSS сейчас начинают использовать не только для оповещений о новых записях в блоге, но и для всех видов информационных апдейтов, включая изменения курсов акций и прогнозы погоды.

Напомню, что в Узнете есть страница (именно одна страница, а не сайт) «Баня – чистая лента новостей Узнета» http://banya.uz , на которой собраны последние новости со всех интересных сайтов Узнета. Можно окинуть ее взором и выбрать, куда направиться дальше или просто прочитать новость во всплывающем окне, наведя курсор на заголовок новости. Эта страница не претендует на звание Web 2.0, но хорошо характеризует его признаки – постоянно обновляемый контент, сетевой сервис, не привязанный к конкретным продуктам и платформам.

Переходим к рассмотрению самой интересной и самой приятной черты «второго веба» — использование коллективного разума. Здесь каждый приведет самый характерный пример, это, конечно же, Всемирная энциклопедия — Википедия, создаваемая коллективным трудом всех пользователей Сети. За 2005 год русскоязычная часть Вики увеличилась в три раза, с 17000 статей до 55000. За прошлый год она удвоилась. Сейчас (на 21 января) в Википедии 129 363 статьи на русском языке и еще около 6 миллионов на 250 других языках. На узбекском — 5325 статей.

Еще пример, лежащий на поверхности – взрывное увлечение блогами, когда центр публицистики переходит от официальных изданий в колонки блоггеров с комментариями читателей. Это не постоянный сайт в привычном понимании – каждый день содержание его меняется, прирастает не только новостями но и комментариями.

И еще важная составляющая коллективного разума – это, конечно, опенсорсные (свободно распространяемые, с открытым кодом) проекты, объединяющие сотни разработчиков со всего мира. Сюда же относятся и файлообменные сети – такие, как почивший Napster и популярный BitTorrent, как и другие пионеры P2P-движения, сделавшие следующий шаг к децентрализации Интернета. Каждый клиент является и сервером, файлы разбиваются на фрагменты, которые могут быть загружены из разных источников, незаметно принуждая пользователей предоставлять друг другу каналы и данные. Чем популярнее файл, тем быстрее он может быть доставлен, так как больше пользователей обеспечивает суммарную пропускную способность и больше фрагментов целого файла доступно в Сети.

Ну вот теперь, наконец-то, переходим к важнейшей черте нового веба — коллективному контенту. Воплощение идеи о том, что контент должны создавать посетители. В общем-то и раньше возникали проекты, в которых выкладывались новости, присылаемые посетителями. Но только недавно появились интересные сервисы, удачно воплотившие идею. Самый яркий пример – «Новости 2.0» http://news2.ru/ . Знакомимся, вот что написано на самом сайте.

pic

«Новости 2.0» — является русским аналогом популярного сайта http://digg.com .
«Новости 2.0» — новостной сайт нового формата — управление сайтом осуществляется самими участниками. Мы не используем модераторов, вы сами выбираете самые интересные и актуальные темы. Самые лучшие попадают на главную страницу.
Новости сортируются по одному из критериев. Основной критерий — рейтинг новости, он зависит от даты добавления, репутации участника, который ее добавил, количества участников, одобривших новость за период (неделя, месяц, 3 месяца), количества комментариев, количества жалоб на эту новость, а также динамики этих параметров. Вы также можете указать один из дополнительных критериев для сортировки новостей — по времени, по количеству одобрений за период, по количеству комментариев.

Репутация отражает вклад участника в систему. Мнение участников с большой репутацией учитывается в первую очередь, таким образом их влияние на выдачу новостей наибольшее. Репутация автоматически повышается при добавлении новостей, комментариев, одобрении новостей и иных действиях участника. Влиять на репутацию других участников вы сможете, как только ваша собственная репутация поднимется выше 5 баллов. При репутации ниже 10 баллов аккаунт автоматически блокируется. При 50 баллах все новости и комментарии, добавленные участником, автоматически удаляются.

Как добавить новость?

Это очень просто: нажмите «Добавить новость», введите адрес страницы с новостью и короткое описание. Пожалуйста, указывайте правильную категорию для новости, в противном случае новость может быть расценена участниками как спам и удалена.
Мне не нравится новость.

«Новости 2.0» — система, основанная на личностном мнении каждого участника. Так что, если вы видите новость, которая вам не нравится, нажмите ссылку спам! Также вы можете понизить репутацию участника, который добавил эту новость.
Зачем добавлять друзей?

Добавляя друзей, вы сохраняете в свой профиль участников, которые имеют схожие с вами интересы. Впоследствии вы всегда сможете смотреть новости, которыми интересовались ваши друзья.

То есть мы получили не только сайт с интересными новостями, но и социальную сеть с рейтингами-репутацией, с тегами-интересами, по которым можно искать единомышленников, с механизмом голосования за понравившиеся новости. Самые популярные новости всплывают вверх, оттесняя менее популярные. Сайт затягивает – так просто с него не уйдете – столько захватывающих заголовков новостей.

Еще более необычным собирателем творчества масс является необычный «Хабрахабр» http://www.habrahabr.ru . Здесь вводится «Карма» и «Внутренний голос» — голосуя на страницах «Хабра» и оставляя комментарии, вы увеличиваете свою «Карму». Пусть это всего лишь обрамление ИТ-новостей, но интересные комментарии и присутствие на сайте интересных лидеров Рунета делает проект популярным и востребованным. И затягивающим, захватывающим внимание, особенно интересно облако тегов – новомодная примочка, показывающая метки тем так, что размер шрифта пропорционален популярности темы.

Еще пример коллективного разума – «Ответы» на мейл-ру http://otvet.mail.ru – задаете вопрос, и посетители начинают вам отвечать. Вопросы такие, которые нет смысла искать в поисковиках, на которые нужен именно «человеческий» ответ. Например: «Стоит ли ехать отдыхать в Крым дикарем?», «Заводить ли кошку, если в семье младенец?» и так далее. Отвечающие зарабатывают баллы, лидеры получают бонусы.

pic

Надеюсь, читатели получили хоть небольшое подспорье, чтобы сориентироваться в новых веяниях. Есть также специальный блог, посвященный Web 2.0 http://blogs.mail.ru/community/web2.0/ , в котором приводится интересный список, немного не совпадающий с тем, что мы рассмотрели.

Итак, господа. Для тех, кто не желает мусолить и вчитываться в длинющие и занудные статьи, написанные как на английском, так и на русском, а понять принципы Web2.0-приложения, то, надеюсь, нижеприведенное вам пригодится.

Чертова дюжина:

1. Главная страница вашего сайта не должна быть длиннее, чем все остальные ключевые страницы.
2. Каждая новая функция приложения должна быть проста и доступна всем.
3. Фолксономия — это дело пользователей, а не ваше. (Фолксоно́мия (англ. folksonomy, от folk — народный + taxonomy — таксономия) — неологизм, обозначающий практику совместной категоризации посредством произвольно выбираемых ключевых слов. Другими словами, это понятие относится к спонтанному сотрудничеству группы людей с целью организации информации в категории).
4. Слова — это валюта web’а. Тратьте ваше время на слова.
5. Никаких рекомендаций и требований к системе пользователя.
6. Пользователи хотят контролировать все, что с ними связано.
7. Пользователи будут вам благодарны за вспомогательные приложения, которые будут информировать их об их достижениях.
8. «Модель ссылок» — это лишь стартовая модель.
9. Иногда простой дизайн лучше…
10. «Быстрый» интерфейс — больше инноваций.
11. Большинство людей, дающих сведения о себе, требуют хорошего обслуживания.
12. Частые редизайны — это смерть.
13. Плохая доступность — гибель и убийство проекта.

Конец цитаты.

Главная задача – не опоздать, разглядеть и использовать самые перспективные черты второго веба. А все советы и рекомендации, как это часто бывает, фрагментарны и противоречивы. Зато они встречаются довольно часто под заголовками «15 советов по дизайну Web 2.0» или «10 правил для проектов Web 2.0». Вот некоторые часто встречающиеся рекомендации (из заметки на http://www.habrahabr.ru/article/2104/).
Простота. На странице должно быть как можно меньше элементов, ничего лишнего. Из двух возможных решений всегда лучше то, которое проще. В результате «очистки» страниц взгляд посетителя фокусируется на контенте. Упрощается навигация. Легче привлечь внимание пользователя к чему-то важному.
Центрированная разметка. По сравнению с дизайнерской модой прошлых лет сейчас гораздо больше сайтов располагается по центру в браузере, а не растянуты на весь экран или смещены влево. Поскольку дизайн «Веб 2.0» проще и экономичнее, то на таких сайтах всегда есть много хорошего, чистого белого пространства.
Меньше колонок. Несколько лет назад дизайн в три колонки был нормой, а частенько встречались даже четыре. Сегодня две колонки никого не удивляют, а три — общепринятый максимум.
Отдельная верхняя секция. Вверху страницы располагается горизонтальная секция, которая отделяется от всего остального контента. Конечно, в этой идее нет ничего нового, и она использовалась давно, но сейчас стала по-настоящему общепризнанной.
Цветные блоки. Кроме верхней секции, другие элементы страницы тоже могут быть явно выделены цветом. Это может быть зона навигации, зона основного контента или иные области. Проблема с яркими цветами в том, что они слишком отвлекают внимание от других элементов страницы. Так что в некоторых случаях лучше не отходить от обычного белого цвета.
Простая навигация. Меню навигации, которое отображается на каждой странице сайта, должно быть большим, понятным и простым. Что касается гиперссылок, то они должны четко отличаться от всего остального контента на странице.
Увеличенный кегль. На сайтах «Веб 2.0» размер шрифта обычно больше, чем на сайтах прошлого поколения. Это правило вытекает из принципов простоты и функционального дизайна.
Вставки большого текста. На многих сайтах встречаются заголовки, логотипы и надписи экстремально большого размера. Эти надписи обычно реализованы в виде графического элемента.
Четкий логотип. Ясный, мощный и сильный брэнд создается с помощью заметного и запоминающегося логотипа.
Кроме всех вышеперечисленных, упоминаются еще шесть дизайнерских приемов, которые встречаются не так часто: использование насыщенных цветов; гламурные поверхности (rich surfaces); градиенты; отражения; изящные пиктограммы и даже многоугольные звездочки.

В заключение несколько занятных ссылок. На сайте http://web2.0validator.com/ можно проверить любой сайт на принадлежность его к пресловутому Web 2.0. Значение это определяется числом от 0 до 52 по числу рассматриваемых параметров. Для Барбариса это 6, для сайта Infocom.uz это 5, для каталога www.uz тоже 5 баллов, можете проверить любой сайт.

pic

Сервис http://msig.info/web2.php генерирует логотип в стиле Web 2.0 по введенному названию проекта. Отличительной чертой логотипов в стиле Web 2.0 считаются легкие тона, светлый фон, наличие отражения и значка «бета», свидетельствующего о постоянном обновлении.

pic

На странице http://www.alexaholic.com/sethgodin найдете 923 проекта Web 2.0, ранжированных по критерию автора проекта. Ежедневно обновляется и рейтинг пересчитывается. Сайт на английском, проекты в основном мирового уровня, стоит взглянуть.

Кратко о Web 2.0 можно прочесть на соответствующей странице Википедии, а подробно — в классической статье самого Тима О’Рейли http://www.computerra.ru/think/234100/ .

Orphus system