К проблемам формирования экономики, основанной на знаниях
15 февраля 2007
Рубрика: События.
Автор: Наргиза Юсупова.

pic
Самую общую характеристику наступившего столетия, особенно первой его половины, можно выразить двумя словами — эпоха инноваций, глубокой трансформации всех сторон жизни общества, определяющей судьбу и облик человечества на ближайшие пару столетий — до следующей эпохи инноваций.

Поэтому неудивительно, что к данной проблеме обращаются самые широкие слои исследователей, управленцев, политиков.

Тем значимее становятся итоги международного азиатского форума, прошедшего 29 ноября — 1 декабря 2006 года в Корее (Сеул), организованного институтом Всемирного банка и школой общественной политики и управления института развития Кореи.

Цель форума (полное название: Азиатский форум по экономической политике по вопросам инновационной политики и институтов для экономики, основанной на знании) заключалась в:

• предоставлении возможности ведущим полисимейкерам азиатских стран в области экономической политики обменяться опытом и знаниями в преобразовании национальных инновационных программ и институтов
• разработке общего контекста инновационных проблем в Азии и зарождающихся возможностей для азиатских стран в условиях глобальной экономики, основанной на знаниях.

Среди участников были представители Аргентины, Великобритании, Вьетнама, Израиля, Индии, Индонезии, Казахстана, Китая, Кореи, Малайзии, Монголии, Мьянмы, России, Филиппин, Узбекистана, а также Всемирного банка.

В ходе выступлений обсуждались следующие темы:

• проблемы перехода к экономике, основанной на знаниях
• модели инновационной экономики
• механизмы и инструменты инновационной политики
• опыт успешно развивающихся стран Азии.

Каждый из участников изложил свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Остановимся лишь на характерных выступлениях.

Наиболее развернуто была представлена Корея. В частности, отмечалось следующее.
Переход к KBE (Knowledge Based Economy) — ЭОЗ (экономике, основанной на знаниях) — означает формирование более открытого общества, основным императивом которого является создание, распространение и использование знаний с целью повышения качества жизни населения. Тем не менее практические и политические имплекации перехода к ЭОЗ, буквально пронизывающие всю страну, определяются уровнем развития экономики страны, промышленного потенциала, институциональной и культурной среды.

Для Кореи суть проблемы состояла в формировании наиболее благоприятных условий для создания технологических, интеллектуальных преимуществ, промышленной базы и прочих факторов, используя как внутренний, так и внешний продуктивный опыт.

С этой целью в 1999 году была разработана стратегия формирования ЭОЗ Кореи. При этом было учтено следующее:

сильные стороны: (а) высокая мотивация и степень восприятия населением нововведений, (б) наличие современных производственных возможностей на уровне мирового класса, сбалансированной промышленной базы, надежность и прочность деловых связей местных компаний, что гарантировало стране, по крайней мере, минимально необходимый уровень индустриального развития
слабые стороны: ресурсный и институциональный пробел. (а) Ограниченность ресурсов в сравнении с лидирующими индустриальными странами в виде знаний, технологий и капитала являлась самой важной проблемой Кореи. (б) Институциональный пробел представлял собой ряд системных проблем, касающихся рыночной экономики и организационного механизма, что выражалось в необходимости более эффективного использования наличного ресурсного потенциала
возможности: (а) мультинациональные компании, усиливающие свою стратегию на северо-востоке Азии и формирующие региональную платформу для обеспечения высокоуровневой интеллектуальной деятельности; (б) последний экономический кризис предоставил шанс Корее осуществить коренные меры по реструктуризации и реформированию, позволившие сделать экономику страны более открытой и восприимчивой к новым знаниям и рыночным императивам
вызовы: (а) конкурентный прессинг со стороны экономики с дешевой рабочей силой, (б) неожиданно разразившийся финансовый кризис, истощивший процесс реформирования.

Собственно процесс создания информационного общества начался с формирования информационной инфраструктуры страны, план действий был утвержден в 1994 году и дважды доработан в 1998 и 2001 годах с учетом технологических изменений. Этот план включает три компонента: информационная инфраструктура правительства, информационная инфраструктура общества и тестовая сеть. Компонент «Информационная инфраструктура правительства» является масштабным проектом, нацеленным на создание базовых сетей, прежде всего, для правительственных структур. «Информационная инфраструктура общества» призвана обеспечить доступ широкой общественности к качественным услугам IT. «Тестовая сеть» нацелена на поощрение развития продвинутых сетевых технологий, с одной стороны, с другой — аккумулирование тестовых систем для обеспечения безопасности национальных сетей передачи данных.

В целом, стратегический план формирования ЭОЗ Кореи включает:

• формирование жесткой конкурентной среды, обеспечивающей успех наиболее сильным структурам
• переход страны к модели экономического развития, обеспечивающей гармонизацию экономики страны с внешним миром посредством либерализации мер и проактивной политики продвижения прямых иностранных инвестиций
• рост внутренней инновационной мощи, основанной на системе продвижения национальных инноваций.

Для имплементации стратегического плана был разработан трехлетний план действий по формированию ЭОЗ (KBE), преследовавший три основные цели:

• войти в число мировых IT-лидеров
• создать образовательную среду, соответствующую мировым стандартам
• поддержать развитие продвинутых прикладных исследований, таких как биоинженерия и пр.

В свою очередь, для их достижения выделены пять приоритетных направлений — информационная инфраструктура; наука и технологии; индустрия, основанная на знаниях; человеческие ресурсы; методы распространения цифровых решений, развитие которых должно осуществляться посредством реализации 18 задач. (Таблица 1).

pic

В результате уже в 2001году по сравнению с предыдущим годом темп роста IT-отрасли составил 15,7%, научно-исследовательских разработок — 16,3%, услуг образования — 19,1%, поступления в бюджет увеличились на 5,7%. В 2003 году Корея заняла 11-е место в мире по размеру ВВП.

Что касается выступлений остальных участников форума, то, в частности, эксперт из Вьетнама выделил следующие основные условия успеха инновационной политики страны:

1. Признание ВТО Вьетнама страной с рыночной экономикой.
2. Обеспечение неукоснительной и эффективной защиты всех видов интеллектуальных прав в соответствии с международными требованиями.
3. Осознание обществом роли и значимости интеллектуальной собственности.

В результате:

а) в 2005 году
• оборот промышленности software составил 500 млн. долл. США, объем экспорта — 40 млн.долл.США (в том числе только с Японией — 30 млн. долл. США с ближайшей перспективой роста в 10 раз). Прогноз на 2010 год — 1 млрд. долл. США
• доля импорта машин и оборудования в общем объеме импорта страны — 16%, тогда как в развивающихся странах — на уровне 30-40%

б) количество патентов торговых марок США с 1999 по 2003 год во Вьетнаме увеличилось с 5 до 80, тогда как: в Таиланде — с 85 до 155, Индонезии — с 22 до 45, а в Малайзии и на Филиппинах соответственно упало с 42 до 30, с 19 до 17.

Эксперт из Китая подчеркнул: в условиях роста глобализации и ускорения технологических изменений развитие становится более динамичным и сложным, чем когда-либо ранее. Вместо экономики «политизированного рынка», фокусирующейся на обеспечении баланса интересов политической власти и стабильности, необходимо новое видение процесса политической трансформации и реформирования общества.

Поэтому в качестве детерминирующего императива преобразований в Китае был провозглашен паритет политической стабильности и социального консенсуса, поскольку это — основополагающее условие, обеспечивающее поддержку макросреды, в которой реализуются реформы, преобразуя хаос нововведений, неизбежный для населения в период социальных изменений, в разновидность организационной и контролируемой политики.

Социальный консенсус — самый важный, определяющий, но очень редкий социально-политический ресурс. Пройдя через испытания культурной революции, в 80-х годах Китай резко сменил курс на интеграцию как внутреннюю, так и внешнюю. В результате в настоящее время стране, как известно, удалось сформировать инновационную и социально гармоничную модель экономики.

Резюмируя тенденции развития инноваций в мире в целом и в Азии в частности, можно сделать следующие выводы:

I. Инновационный процесс глобализируется, а собственно инновации рождаются в урбанистических центрах.

II. Корпорации занимают лидирующие позиции в инновационном процессе (в большинстве стран с высоким и средним доходом от 50 до 80% научно-технических исследований и разработок, а также подавляющее большинство патентов приходится на крупные компании). (Таблица 2).

pic

III. Успех деятельности фирм основан на их инновативности, включающей маршрутизацию инноваций, важнейшим элементом чего являются так называемые in-house research, процесс трансферта и коммерциализации.

К факторам, способствующим инновационному успеху компаний, можно отнести:

3.1. Научно-техническое ресурсное обеспечение в виде наличия эффективно функционирующих департаментов по исследованиям и развитию, IT, ISO-сертификации, инвестициям. При этом поддержка высокого уровня требований к инновациям мультиплицирует источники финансирования — время дешевых инноваций прошло.
3.2. Управленческий и организационный реинжениринг.
3.3. Networking — наличие налаженных связей с внешними исследовательскими структурами.
IV. Преобладающий объем инвестиций направляется в стимулирование и продвижение инноваций, находящихся на стыке технологий. Сами же инноваторы всегда ищут возможность диверсификации.
V. Инновации в сфере услуг так же важны, как и инновации в производственной сфере.
VI. Коммерциализация технологий становится критическим фактором на рынке технологий, тем более что бизнес-сектор начинает мыслить в терминах инновационных инвестиций. (Схема 1).

pic

VII. Роль публичных исследовательских структур должна быть направлена на формирование тесных и неразрывных связей с бизнес-сектором, особенно в части поиска и приобретения зарубежных технологий, их освоения.
VIII. Основным инициатором и реализатором формирования инновационно ориентированной экономики должно быть государство.
IX. Успех преобразований возможен при тесном и эффективном сотрудничестве всех слоев и секторов общества, предполагающим:
• концентрацию усилий государства, бизнеса и широких слоев населения
• формирование модели партнерства государства и предпринимателей, власти и бизнеса в функционировании и развитии экономики.

По результатам деятельности форума выпущен сборник тезисов под общим названием «Инновационная политика и институты экономики, основанной на знаниях» (Innovation Policies and Institutions for the Knowledge Economy) на английском языке, с которым можно ознакомиться в Интернете на сайте http://web.worldbank.org

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте