Первые итоги РИФа
7 апреля 2007
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

pic

6 апреля закончился Российский Интернет-форум. Предлагаю некоторые материалы рабочих групп и избранные интервью, интересные для нас с точки зрения сравнения с Узнетом, выявления полезных для нас особенностей. Материалы с сокращениями взяты с сайта РИФа http://2007.rif.ru/

Как добиться того, чтобы деньги, затраченные на программирование и дизайн сайтов не были выброшены на ветер? Этот вопрос обсуждался на заседания секции РИФа «Поисковая оптимизация и маркетинг поисковых машин». Бизнес поисковых систем в России продолжает расти ударными темпами. При этом они дают от 10% до 75% трафика корпоративных сайтов, утверждает глава компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. Однако неграмотно «построенный» сайт может оказаться глубоко в «подвале» поисковика.

Оптимизация сайта для поисковых систем – лучший способ добиться того, чтобы деньги, затраченные на поисковый маркетинг, не были выброшены на ветер, убежден директор по развитию корпорации RBC Денис Разваляев. Только грамотная оптимизация может вывести сайт на верхние строчки в перечне найденных ссылок. Впрочем, участники секции отметили: если год назад клиентов приходилось убеждать в необходимости такой «отделки» веб-страниц, то сейчас ситуация изменилась в корне. Владельцы сайтов готовы идти на дополнительные расходы, если это приведет к ним новых посетителей.

Завершилась секция «Блоги как бизнес». С докладами в секции выступили: Антон Носик (СУП Фабрик), Сергей Кузнецов (SKCG: Social Networks), Руслан Чачаев (Livinternet.ru).

Продавать рекламодателям нужно не показы и не анкеты, а целевых потребителей, считает Руслан Чачаев. А наиболее точную социально-демографическую информацию о потребителях поставляют блоги и социальные сети.

Компанией Livinternet, как сообщил Руслан Чачаев, разработан и в ближайшие недели будет широко запущен автоматический интерфейс планирования рекламной компании, доступный всем без какой-либо регистрации, разбитый на несколько шагов:

1.Выбор пола, возраста и географии интересующей группы пользователей
2.Выбор тематической группы профилей (Автомобилисты, Финансисты, Спортсмены и т.д.)
3.Выбор группы по интересам (группы интересов – спорт, книги, автомобили, чтение и т.д.)
4.Поведенческий таргетинг — Выбор группы поисковых запросов, выражающих интерес или лояльность пользователя к той или иной категории товаров (куплю автомобиль) или бренду (телефон nokia).
На каждом этапе конкретизации целевой группы будет вычисляться прогноз количества показов, а также стоимость каждого из размещений.

Завершилась секция «Широкополосный и беспроводной доступ в Интернет». С докладами на секции выступили: Александр Милицкий (Нэт бай Нэт Холдинг), Игорь Тарасенко (КОМКОР-ТВ), Виктор Белов (КОМСТАР-директ), Денис Ремчуков (Pratt United Teleco Holdings B.V.), Алексей Ламской (Миг-Телеком) и другие.

Все крупные операторы, по словам Алексея Ламского, очень скоро придут к тому, что введут единый тариф на базовый пакет услуг – около $25. Однако пакет будет дополнен и собственными ресурсами операторов. Это, по словам Алексея Ламского, оптимальный путь развития рынка широкополосного доступа.

Завершилась секция «Интернет-фольклор:свобода самовыражения или деградация традиции». Докладчики высказали свои точки зрения по поводу существования сетевого фольклора. С докладами в секции выступили Дарья Радченко (МПГУ), Павел Бородин (Государственный республиканский центр русского фольклора), Мария Каманкина (Российский институт искусствознания), Михаил Алексеевский (Государственный республиканский центр русского фольклора) и другие.

Широкое распространение в Рунете, по словам Михаила Алексеевского, получили такие виды интернет-фольклора как фан-фикшн (фанатская литература) и слэш-фикшн (гомосексуальный фан-фикшн). Основные «творцы» слэш-фикшна – девушки от 15 до 20 лет (90%). Ученые объясняют «девичьи» увлечения двумя причинами. Одни считают, что написание подобных рассказов девушек возбуждает, другие – в период полового созревания девушки еще не имеют большого сексуального опыта, а потому они себе его придумывают вот таким вот способом.

Интервью с Андреем Шипиловым, ведущим секции «Электронные платежи в финансовой системе государства»
Какую роль сейчас играют электронные платежи в финансовой системе России?
Они, в основном, заменяют то место, которое в западной практике занимают кредитные карты — есть голосовая авторизация, когда вы звоните по телефону и диктуете номер своей кредитной карты или присылаете его по электронной почте, — а также расчеты между частными лицами, поскольку через банк это очень сложно сделать. На Западе уже сформировались традиционные инструменты – чеки, кредитные карты, — в России же народу привычнее кэш, наличные деньги, а электронная валюта по потребительским свойствам очень близка к наличным деньгам.

Как может измениться эта ситуация в будущем? В какую сторону?
Зависит от политической обстановки в России. Пока она не будет меняться, вряд ли что-либо изменится. Изменится политическая обстановка – изменится и ситуация. Сейчас никаких предпосылок к этому нет: основным сдерживающим фактором, из-за которого государство не решается трогать систему электронных платежей, является криминал. Любая система достаточно хорошо продумана в юридическом плане, поэтому там придраться тяжело к чему-либо.

Интервью с Алексеем Андреевым, главным редактором издания Webplanet.ru
Грозит ли онлайн-СМИ реорганизация?
Возможно, СМИ грозит некоторое количество неприятных судебных коллизий, связанных с тем, что вводятся новые поправки к Судебному кодексу, ужесточающие нормы по авторскому праву. В то же время, я не думаю, что это приведет к сильной реорганизации, поскольку у нас в стране жесткость законов компенсируется их неисполнением. Очевидно, что копирайтные нормы будут «завинчиваться», и от этого в первую очередь будут страдать те сайты, что сделаны не по формальной схеме. Таким образом, солидные организации типа крупных издательских домов не будут затронуты, потому что у них все хорошо с авторскими правами, договорами и так далее, а вот новые и интересные проекты могут пострадать.

Как может измениться ситуация в связи с повсеместным распространением блогов?
Опыт показывает, что люди используют инструмент блогов в не очень хорошем направлении — блоги являются источником недостоверной информации, и они воспринимаются многими крупными «шишками» как среда для слива, для распространения «вирусов». Если посмотреть на топ «Яндекс-блогов», то видно, что в основу входят не события, где человек реально был свидетелем, а вирусного типа вещи. Я считаю, что скоро пойдет волна в сторону гибридных СМИ, где блоги будут использоваться с некоей редакцией или модерацией, и сообщество само будет выбирать тех, кто контролирует и модерирует. А так я бы не сказал, что блоги хорошо влияют на СМИ – это, скорее, некое «размывание» прессы в плане безответственности контента, чужих источников и так далее.

Интервью с Андреем Воробьевым, директором департамента по связям с общественностью компании RU-CENTER
Какие сейчас существуют способы заработка на доменах?
Во-первых, сохраняет силу традиционный киберсквоттинг, однако этот способ уже, по сути, отживает свое; сейчас появился новый способ – скупка целого пула доменных имен для заработка на рекламном трафике. Еще один способ заработка – покупка доменных имен для оптимизации сайтов: оптимизаторы зарабатывают на этом за счет того, что размещают на купленных доменах ссылки на те ресурсы, которые они оптимизируют. Появляются настоящие доменные инвесторы, и вторичный рынок доменов становится первичным.

Каковы перспективы «доменного» бизнеса?
Сложно сказать — 3 года назад мы и не предполагали, что все так развернется. Сейчас постоянно увеличивается число доменных зон, и многие уже предлагают под сектора экономики делать отдельные доменные зоны. К примеру, банки хотят сделать свою доменную зону, куда попасть со стороны будет практически невозможно; таким образом, клиенты банка получат гарантию, что они ограждены от фишинга, несанкционированного завладевания информацией. Если все пойдет по такому пути, то система доменных имен будет претерпевать серьезные изменения, связанные с развитием Интернет-бизнеса – и чем дальше, тем больше.

На заседании секции РИФа «Индустрия разработки сайтов» эксперты обнародовали список 5 самых распространенных ошибок, которые совершают сайтостроители.
В заседании секции приняли участие генеральный директор компании «Аист» Дмитрий Васильев, зам. главы «Мастерхоста» Дмитрий Васильев и директор по маркетингу компании «Ашманов и партнеры» Михаил Козлов. Именно он огласил 5 самых популярных заблуждений российских сайтостроителей.

1. Нестабильная работа сайта (вина обычно лежит на хостинг-провайдере либо сервере).
2. «Заставочная» страница. Она не несет никакой смысловой нагрузки, зато пока она грузится, пользователь вполне может передумать заходить на сайт.
3. Неиндексируемое поисковыми системами меню (выполненное с помощью флеш-анимации и т.д.).
4. Не «склеенные» друг с другом зеркала сайта.
5. Доступные для индексации служебные разделы сайта. В результате юзеры могут узнать информацию, не предназначенную для посторонних глаз.

Завершилась секция «Интернет СМИ: порядок или хаос?» Интернет не убьет газету, сеть — это очередная форма действительности, под которую нужно подстроиться и заставить на себя работать. К такому выводу пришли докладчики секции. В будущем, по мнению одного из докладчиков – главного редактора интернет-портала «Известия.Ru» Александра Леонтьева, выживут только те СМИ, которые смогут соединить в себе все медиа. Конечно, это требует больших финансовых вложений, но вполне способно себя окупить.

Об удачном взаимодействии интернет-портала DP.ru и газеты «Деловой Петербург» рассказал региональный директор DP.ru Роман Романюк. Схема работы проста – корреспондент портала отправляется на мероприятие, делает фото или видеосъемку, пишет текст и выкладывает на сайт. Заинтересовавшийся читатель покупает газету, где публикуется тот же самый текст с добавленными комментариями экспертов. Далее читатель перенаправляется на сайт, где получает возможность увидеть фоторепортаж либо видеоролик. «Таким образом одна и та же информация продается три раза», — резюмировал Роман Романюк.

Завершилась секция «Литературные сообщества: новые перспективы». Существующая модель авторского права подверглась критике. В секции приняли участие: Олег Колесников («Агентство авторских прав»), Дмитрий Кравчук («Литературный клуб»), Андрей Акопянц («Рекомендата») и Александр Сергеев («Клуб научных журналистов»).

Александр Сергеев подверг критике существующую модель авторского права в России, которая, по его мнению, не разделяет культурные продукты, направленные на развлечение, и продукты, направленные на развитие. Публика не развивается и не выбирает, а программируется отделами маркетинга. Поэтому такой успех сейчас имеет желтая пресса и низкопробные фильмы, которые несмотря на высокие сборы, имеют низкую культурную составляющую.
«Систему авторского права нужно серьезно реформировать, вознаграждение должно приходить иными путями, чем прежде», — заявил он.

На РИФ-2007 завершилась секция Сергея Давыдова, руководителя отдела медиа-исследований компании «ГФК-Русь», посвященная российским онлайн-исследованиям. В ходе секции были затронуты разнообразные аспекты исследований общественного мнения с учетом российской специфики: так, Анна Штейнгарт, представитель компании Romir/gemiusAudience отметила, что в последнее время все более актуальной становится необходимость максимально точного исследования Интернет-аудитории и ее предпочтений, поскольку заинтересованность в этом выражают не только социологи, но и рекламодатели и маркетологи.

Помимо этого, были представлены прогнозы на будущее: Ефим Галицкий (фонд «Общественное Мнение») представил сценарии роста Интернет-проникновения в России, основывающиеся на исследованиях, ведомых с 2002 года. Согласно пессимистическому прогнозу, к 2013 году процент Интернет-пользователей достигнет своего предела и застынет на уровне 34%; согласно оптимистическому прогнозу, насыщение достигнуто не будет, и этот процент будет непрерывно расти, достигнув к 2010 году 50%.

Вот наверное и все, а то слишком большой объем. Не рассмотрены итоги работы секций по защите информации, по туристическому бизнесу, по географическим разработкам, по свободному ПО и некоторым другим направлениям, смотрите их на сайте РИФа самостоятельно. Позже будут выложены доклады по всем секциям.

Предлагаю также прочесть интервью, данное организатором РИФа Джаном ХАН-МАГОМЕДОВЫМ перед открытием форума.

pic

ИТ-отрасль развивается, появляются новые конференции, форумы- РИФ разменял второй десяток и до сих пор остается востребованным мероприятием. Скажите, в чем РИФ-секрет?

РИФ меняется вместе с отраслью. Каждый РИФ отличается от другого. Мы постоянно стараемся быть в гуще событий, требований текущего состояния рынка. Многопрофильность форума не предполагает застывших одинаковых тем из года в год. Они всегда разные, иногда перекликаются с прошлыми, часто — нет. Люди уже привыкли встречаться на РИФе, у многих это стало традицией. Конечно, глубоко рассмотреть все многообразие российского

интернет-сектора невозможно. Для этого есть узкопрофильные конференции. Но посмотреть сразу на всю отрасль в целом раз в году можно только на РИФе. В этом его ценность и уникальность.
Что нового ждет в этом году участников РИФа? Появятся ли какие-то новые темы обсуждения?

Программа РИФа строится по очень демократичным принципам. Сами участники предлагают темы, берутся на организацию секций и круглых столов, приглашают интересных участников. В этом году мы продолжим практику «самовыдвижения» мероприятий, докладов и тем обсуждения наряду с традиционной формой подготовки программы. Мы расширили и сильно изменили рубрикатор тем, на основе которого строится Программа. Этот рубикатор ещё, разумеется, претерпит изменения в результате учета пожеланий участников. Как всегда мы ищем новые формы, готовим небольшие сюрпризы.

В этом году организаторы РИФа решили уделить особое внимание развитию интернета в регионах. Скажите, чем вызвано это решение и как именно будет уделяться внимание региональным проблемам? Будут ли организованы специальные секции, круглые столы?

Мы очень хотим дать больше возможностей выступить региональным участникам. Надеемся на интересные доклады от них. В прошлом году мы реализовали проект «Интернет Марафон». Было много скептиков, но результат превзошел ожидания. Это очень востребованный проект. Поэтому, естественно, региональная тематика должна занять более заметное место на РИФе.

А весной Интернет Марафон вновь начнет свое движение по России. Каким он будет, по каким городам пройдет в этот раз, кто туда поедет, и что будет рассказывать, мы и обсудим на РИФе.

В прошлом году в РИФе приняли участие почти полторы тысячи человек. Как Вы думаете, в этом году эта цифра измениться в cторону увеличения или уменьшения?

Мы дошли до точки насыщения. Обеспечить услугами, накормить ещё больше народу, пожалуй, будет невозможно. Прошлый РИФ был юбилейным, а посему понятно такое высокое количество участников. Но за количеством мы не гонимся, главное качество.

В заключение предлагаю интервью с Айнуром СИБГАТУЛЛИНЫМ, он знаком нашим узнетчикам, так как иногда участвует в обсуждениях на наших форумах. Особенно интересен нам опыт проведения Айнуром ежегодных фестивалей с учетом того, что у Татнета и Узнета много общего.

pic

Айнур, вы возглавляете оргкомитет Международного конкурса интернет-проектов «Звезды Татнета» (http://tatnet.tatar.info). Расскажите для начала непосвященным, что такое «Татнет»?

Рене Декарт, французский философ, как-то заметил: «Договоритесь о терминах, и половина человеческих споров исчезнет». В отношении Татнета нет единой точки зрения, одни считают, что Татнет это сайты о татарах, другие яростно доказывают, что это исключительно татароязычные сайты, третьи включают в это понятие все сайты, имеющие отношение к Республике Татарстан. На мой взгляд, Татнет можно свести к такой формуле: Интернет + (Татары + Татарский язык + Татарстан) = Татнет. В Положении о нашем конкурсе написано, что под Татнетом понимаются информационные ресурсы сети Интернет, созданные на государственных языках Республики Татарстан, которые удовлетворяют одному из критериев: рассказывают о Татарстане или татарском народе; предназначены для пользователей Татарстана, а также пользователей, владеющих татарским языком. Совокупность таких информационных ресурсов, по аналогии с «Рунетом», условно именуется «Татарский Интернет» или сокращенно «Татнет».

Что представляет собой «Татнет» сегодня? Каково количество сайтов, тенденции развития?
Количество сайтов «Татнета» можно подсчитать очень и очень приблизительно. Например, в каталоге Официального сервера РТ — 2187 сайтов, подходящих под эти критерии, в каталоге Mail.ru — 1310, в каталоге Яндекса — 428, в каталоге «Татарстан в сети Интернет» — 592. В каталоге Google -527 сайтов. Истина лежит где-то посредине, и я бы ориентировался на цифру около 700 сайтов. Тенденции развития «Татнета» во многом похожи на те, что наблюдаются в развитии «Рунета». С другой стороны, есть своя специфика, в чем-то близкая развитию Интернета в Казахстане, Азербайджане и Узбекистане. Растет число пользователей сети Интернет, а вслед за этим и количество информационных ресурсов. Постепенно улучшается и качество, то есть не только контент, но и дизайн, и функциональность сайтов.

Каковы, на ваш взгляд, главные события «Татнета» за последнее время?
Ну, например, появление татарского почтовика (http://xat.ru), lingvo-версии татарско-русского онлайн-словаря (suzlek.ru), татарской версии Google, Виртуальной татарской гимназии (tatar.org.ru) выхода локализации Windows на татарском языке.
Какие наиболее посещаемые сайты в «Татнете»?

Это сложно оценить. Можно ориентироваться на индекс цитирования сайта в Яндексе. Лидеры здесь СМИ, в частности Intertat.ru, Татар-информ и Официальный сервер РТ. Возвращаясь к началу нашего разговора о том, что такое Татнет, видимо, следует признать, что жестких критериев для отнесения тех или иных сайтов в этот сегмент Всемирной паутины установить невозможно — Татнет всегда будет колебаться между двумя полюсами — языково-этническим и региональным. Другой вопрос, что нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что татарский язык необходимо поддерживать и внедрять в Интернет и компьютерных технологиях вообще при поддержке соответствующих государственных органов Республики Татарстан, точно также как делают это многие другие государства, например, Франция, озабоченные сохранением и развитием языков.

Одним из вариантов преодоления проблем Татнета предлагается получение Татарстаном своего домена первого уровня ts (ti, ta или rt). По мнению идеологов борьбы за домен организация татарского национального домена Internet, является для РТ ключевой в системе мер по развитию национального сегмента информационных и телекоммуникационных технологий и формированию татарского национального виртуального пространства в сетях передачи данных.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте