Все признаки активного роста

pic
На прошлой неделе в Центральном выставочном зале Академии художеств республики наградили победителей первой национальной выставки программных продуктов Best Soft — Uzbekistan — 2007.

Итоги выставки подтверждают — появление Интернета, мобильной связи и других продуктов хай-тека создало целую нишу для нового, перспективного класса предпринимателей. Информационные технологии (ИТ) для них – идеальная среда, которая позволяет не только получать приличные дивиденды, но создавать высокотехнологичную базу модернизации всей экономики страны.

Организатором Best Soft — Uzbekistan — 2007 выступила Ассоциация предприятий и организаций информационных технологий Узбекистана (IT-ассоциация) при поддержке Узбекского агентства связи и информатизации (УзАСИ).

Как отметил UT исполнительный директор IT-ассоциации Ильхом Абдуллаев, «в сегодняшнем мире невозможно представить развитие без современного программного обеспечения. Причем это касается и различных отраслей экономики, и науки, и социально-общественного сектора, и даже культуры и искусства.
Как показала прошедшая выставка Best Soft – Uzbekistan — 2007, софтверный рынок Узбекистана имеет все перспективы для своего развития, вызывает большой и, главное, обоснованный интерес со стороны местных потребителей его продуктов, а также все больше притягивает зарубежных игроков ИТ-пространства».

По мнению участников рынка, подтверждением этому служит и тот факт, что поддержка разработки программных продуктов в республике оказывается на государственном уровне. В частности, налоговая нагрузка на предприятия этого сектора одна из самых низких в стране – пять процентов. Показательным является и динамика рынка, который только за последний год вырос почти в полтора раза, а количество компаний, оказывающих услуги в этом секторе, достигло 200 единиц.

На выставке свою продукцию представили 55 компаний, в том числе разработчики программного обеспечения различного направления и технического решения, системные интеграторы, контент-провайдеры, компании, специализирующиеся на образовательных программах, генераторы креативных решений с использованием инфотехнологий.

В рамках Best Soft – Uzbekistan — 2007 была проведена серия семинаров, конференций, во время которых представители компаний смогли наглядно продемонстрировать посетителям выставки работу своих программных продуктов, подчеркнуть возможности корректировки с учетом особенностей деятельности потенциальных клиентов.

Примечательно, что интерес участников Best Soft – Uzbekistan — 2007 не ограничился только показом своих продуктов и перспективами расширения клиентской базы. Игроки софтверного рынка, в том числе и зарубежные, сильно интересовались продукцией как потенциальных конкурентов, так и компаний, которые работают в несколько иных направлениях.

Они мотивировали это тем, что рынок не стоит на месте, и чтобы завоевать, а главное, удержать в нем свое достойное место, необходимо постоянно находить новые решения, зачастую невозможные без анализа текущей рыночной ситуации. При этом они не исключали консолидации своих усилий для решения многих задач, для реализации проектов, трудно реализуемых с позиции отдельно взятой компании.

Значение победы в Best Soft – Uzbekistan — 2007 для каждой из компаний трудно переоценить — исполнитель проекта, имеющего стратегическую важность для всего ИТ-сообщества, получит не только признание участников рынка, но и прямой доступ к новым пользователям. И речь идет не просто о еще нескольких выгодных заказах, а о том, чтобы «застолбить» участок на растущем рынке ИТ-услуг. И это особенно важно, поскольку условия для роста сектора складываются весьма благоприятные. Поэтому в обозримом будущем между разработчиками программного обеспечения (ПО) может развернуться настоящее сражение за частного клиента, в которое захотят вступить и крупнейшие западные игроки. А значит, вырастет и спрос на современные компьютерные системы для эффективного роста всей экономики.

Рынок ИКТ консолидируется

Файзулла Агзамов, начальник отдела развития производства и рынка программных продуктов Узбекского агентства связи и информатизации:

pic

— В настоящее время развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало определяющим фактором и катализатором роста национальной экономики. В Узбекистане, как и во многих странах мира, также уделяется особое значение развитию данной отрасли.

За последние годы в республике проведены работы по совершенствованию деятельности регулирующих и координирующих органов этого сектора, реализованы проекты по широкому внедрению ИКТ во все отрасли экономики, в сферы управления, науки и образования.

В целом в прошлом году динамика роста рынка ИКТ была на уровне более 30 процентов. Качество роста при этом изменяется. В частности, наблюдается бурное развитие различных отраслей экономики, в том числе в секторе малого бизнеса и частного предпринимательства, где востребованность программных продуктов будет повышаться параллельно увеличению числа хозяйствующих субъектов и развитию конкурентной среды.

В деятельности потребителей мы наблюдаем, с одной стороны, интеграционные процессы, с другой — процессы стандартизации деятельности. Появляются новые образования, активно строятся вертикально интегрированные структуры, соответственно растет спрос на автоматизацию управленческих задач. Прежде всего это задачи, связанные с ведением единого учета, построенного по единым стандартам предприятия, управления корпоративными финансами. Обозначился новый сегмент, связанный с выходом компаний на международный рынок, — появляется спрос на системы отчетности по МСФО.

Законодательные основы инфотехнологий

Абдурашид Журабаев, депутат, член Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам информации и коммуникационных технологий:

pic

— До 2002 года в Узбекистане существовало лишь 10 законодательных актов, регулирующих деятельность в сфере связи и информатизации и обеспечивающих правовую охрану интеллектуальной собственности и защиту прав потребителей информации и информационных услуг. Среди них Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», регулирующий отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием программ для ЭВМ и баз данных.

В результате реализации Программы развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на 2002-2010 годы в республике был реализован ряд проектов, позволивших достичь больших результатов в развитии информационно-коммуникационных технологий. Дальнейшее развитие этой сферы требует совершенствования и законодательной базы отрасли.

Важнейшими шагами в этом направлении стали принятые в период с 2002 по 2006 год законы «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте», «Об электронной коммерции», «Об электронных платежах», «О защите информации в автоматизированных банковских системах».
Закон «Об информатизации», являясь основополагающим законом сферы ИКТ, определил направления разработки других законодательных актов. Согласно этому закону, информация признается как собственность. Документ дал четкое определение ключевым игрокам на информационном поле — собственникам и владельцам информационных ресурсов и информационных систем.

В соответствии с Законом «Об электронной подписи» признается равноправие электронной подписи в электронном документе с личной подписью на бумажном документе. Введение этой нормы стало определяющим условием внедрения и развития электронного документооборота.

Законодательную работу в этом направлении продолжило принятие Закона «Об электронном документообороте», создав правовую основу для внедрения электронного документооборота, что в конечном итоге способствует сокращению бумажного документооборота, ускорению и повышению эффективности обмена документами. Принятый в 2004 году Закон «Об электронной коммерции» заложил правовые основы для развития электронной коммерции.

Одна из важнейших задач, стоящих перед парламентариями в этой области, — совершенствование законодательства для дальнейшего развития национальной телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей потребности экономики и населения в современных инфокоммуникационных сервисах, повышение доступности ИКТ для широких слоев населения, превращение ИКТ в движущую силу экономического роста.

Частному сектору — инновационные решения

Зульфия Ахмедшина, заместитель директора франчайзинговой компании Filosoftika (Узбекистан):

pic

— У нас достаточно молодая компания. Она работает на рынке программных продуктов республики всего год с небольшим, поэтому основной задачей участия в выставке было желание заявить о себе как об официальном партнере фирмы 1С. Среди наших пользователей программным обеспечением есть как госструктуры, например Госкомимущества Узбекистана, так и коммерческие организации с различной организационно-правовой формой ведения хозяйства и отраслевой принадлежности. Помимо этого, компания Filosoftika является участником проекта Европейского банка реконструкции и развития BAS Programme, направленного на оказание консультационных услуг субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства, чтобы они могли максимизировать свои возможности для последующего роста.

За счет расширения спектра сервисов и услуг ИТ-компании начинают наращивать свое присутствие в самом перспективном и все еще малоохваченном сегменте частного и малого бизнеса. На их долю приходится значительная часть валового внутреннего продукта страны. Поэтому в области ИТ появляется все больше перспективных технологий, которые могут сделать работу сегмента малого бизнеса значительно легче. Этот сектор чрезвычайно привлекателен для нас, а наши новые решения, в свою очередь, интересны игрокам этого рынка. Это позволит привлечь к информатизации тысячи мелких и средних предприятий, которые не имеют собственных ИТ-ресурсов. Кроме того, рост бизнеса, увеличение количества и масштабов проектов наряду с обучением персонала, о котором так много говорят, постепенно приведет к тому, что и остальным заказчикам гораздо выгоднее будет использовать профессиональные ресурсы и кадры, выращенные, что называется, внутри компании.

От пилотных проектов — к международной интеграции

Олимжон Бакиров, менеджер Программы развития ООН (ПРООН) по информационно- коммуникационным технологиям:

pic

— На рынке ПО происходит то же самое, что и в любом другом сегменте индустрии. Когда открывается какой-либо сегмент рынка и видно, что у него есть большие перспективы, в него приходит достаточно большое количество игроков. Кто-то закрепляется, кому-то это не удается. Со временем сегмент «созревает» и становится наиболее привлекательным для крупных игроков.

В Узбекистане создана достаточно крепкая законодательная база для развития информационно-коммуникационных технологий. Чтобы убедительно продемонстрировать выгоды ИКТ, ПРООН активно реализует пилотные инициативы в сфере электронного управления. Среди них создание портала государственной власти www.gov.uz, внедрение элементов электронного правительства в Сырдарьинской области, открытие первого центра регистрации электронной цифровой подписи, улучшение ИКТ-потенциала в Законодательной палате Олий Мажлиса Узбекистана, министерств иностранных дел и экономики.

Единая государственная политика информатизации также значительно влияет на развитие ИТ-хозяйства. Ориентация на построение «электронного правительства» привела к появлению новых задач в области создания единого информационного пространства органов государственной власти. Серьезным стимулом является вхождение нашей страны в мировое сообщество. Выставка Best Soft – Uzbekistan — 2007 поможет нам определить игроков софтверного рынка республики, их возможности, в том числе потенциальные. Это информация послужит для разработки новых проектов с участием этих компаний, так как ПРООН заинтересована в самом развитии ИКТ в Узбекистане, а не в покупке готовых решений извне.

Спрос растет, конкуренция обостряется

Александр Стариненко, заместитель директора Российского центра финансовых технологий (Россия):

pic

— На наш взгляд, в 2006 году узбекский ИТ-рынок в целом вырос примерно на треть. Реальность такова, что эта тенденция, скорее всего, будет сохраняться. Ваш рынок растет, конкуренция обостряется. Выставка Best Soft – Uzbekistan — 2007, на мой взгляд, показала, что рынок в Узбекистане переломил ту тенденцию, когда львиную долю в выручке ИТ-компаний занимали продажи компьютеров, серверов, систем хранения и обработки данных и программных продуктов. Для реализации бизнес-задач узбекские банки уже не хотят покупать просто ПО и просто «железо». Им необходимо объемное ИТ-решение, полноценный сервис. Предложения на рынке уже есть. Растет качество разработок местных специалистов. Работать по старинке уже не получится. Кто не сможет перестроиться и вести бизнес по-новому, тому здесь будет не просто предлагать свой продукт.

Бизнес всегда идет туда, где есть деньги, а деньги есть там, где можно создать ситуацию, когда ты лучший. В итоге все равно идешь туда, где есть нормальный спрос на твои концепции и услуги, где можно развиваться и черпать новые идеи. А сейчас это Узбекистан, в частности, здесь все на подъеме, все бурлит.

Сегодня весьма характерным показателем развитости рынка информационных технологий в республике является объем расходов на ИТ-услуги: аудит, консалтинг, аутсорсинг, системную и сетевую интеграцию, разработку и внедрение программного обеспечения и многое другое. В странах ЕС, к примеру, подобные расходы занимают порядка 60% от общего объема выручки ИТ-компаний, что говорит о скорой реакции заказчиков на появление инновационных продуктов и росте потребностей в обновлении используемых средств. Узбекский рынок в этом отношении будет стремиться к этой цифре благодаря действующим здесь преференциям и общей государственной политике, направленной на модернизацию, и мы планируем занять здесь свое достойное место, а также уделять большое внимание кадровой политике и подбору сотрудников из числа местных специалистов.

ИТ-компания должна быть универсальной

Ойбек Амилов, директор компании Erava Group (Узбекистан):

pic

— Вообще мнение, что на этом рынке можно заниматься каким-то одним направлением бизнеса, иллюзорно. Если компания действительно занимается поставкой софтверных, коммуникационных или технологических решений, а не продает персональные компьютеры, она должна быть универсальной. И если кто-то говорит: мы поставляем решения для предприятий, совершенно понятно, что они поставляют и сетевые концентраторы, и серверы, и базы данных. А вдобавок совершенно четко осознают, что они при этом должны уметь оказывать техническую и сервисную поддержку всех этих компонентов, уметь обучать пользователей.

В нормальной бизнес-среде никому не нужны отдельные технические компоненты. Клиенту не нужен сервер, который можно включить в розетку, а потом смотреть, как он работает. Ему необходимо полноценное решение, которое позволит реализовать поставленную бизнес-задачу. Хочу отметить, что на выставке Best Soft – Uzbekistan — 2007 мы хотели не только расширить нашу клиентскую базу и предложить новые виды продуктов. Не исключается также возможность налаживания сотрудничества с другими компаниями, в том числе зарубежными, так как для решения некоторых перспективных задач необходима консолидация усилий, чтобы эти решения были не только эффективными, но и масштабными.

В перспективе мы ожидаем старта крупных межведомственных проектов, в которых будет задействовано большое число участников. В первую очередь к ним можно отнести проекты внедрения систем социальной защиты, местной власти, здравоохранения и другие. В последнее время власти уделяют большое внимание подобным проектам и активно их стимулируют.

Бизнесмену не нужен «полуфабрикат»

Ильяс Кузиев, специалист по САПР представительства российской компании «Аскон» в Узбекистане:

pic

— Представительство «Аскон» в Узбекистане было открыто в 2001 году, так как руководство компании посчитало, что узбекский рынок имеет множество перспектив, которые поднимаются на порядок выше, если учесть, что развитию и внедрению IT-технологий в различные отрасли экономики большое внимание уделяет Президент Узбекистана Ислам Каримов. Сегодня такие программные решения, как управление инженерными данными, конструкторская и технологическая подготовка производства, автоматизация проектно-строительных работ, находят спрос у многих крупных узбекских предприятий.

К большинству руководителей пришло понимание необходимости и появление желания и возможности автоматизации и информатизации бизнес-процессов и производств. Владельцы современных предприятий все лучше стали понимать, что им нужны целостные адаптированные решения, а не кусок системы или коробочный «полуфабрикат», стали более требовательными к интегратору, стали все более четко осознавать, какой эффект хотят получить на выходе.

Задачи клиентов становятся все более комплексными: финансовые модули должны работать с модулями логистики, модули логистики — с модулями управления складскими остатками и взаимоотношениями с клиентами. Наблюдается переход от «лоскутных» решений к интегрированным либо к укрупнению этих «лоскутов». Группы компаний, холдинговые структуры предъявляют спрос на системы получения сводной и консолидированной отчетности. Клиенты все больше требуют ИТ как услугу, как качественный сервис по сопровождению внедренных систем в актуальном состоянии на протяжении всего жизненного цикла. Я убежден, что в будущем узбекский сегмент ИТ-услуг будет развиваться все активнее и активнее, что в конечном итоге позволит выстроить высокотехнологичную модель рынка.

Orphus system