Психология содружества 1С
25 июня 2007
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: Владимир Милохов.

pic
Автор статьи в общедоступной форме призывает физических и юридических лиц, участвующих в распространении программных продуктов фирмы «1С» в Узбекистане, объединиться в формальное содружество 1С в нашей стране в виде ассоциации с целью получения дополнительной выгоды.

Одним из огромных бесплатных ресурсов любой организации, который в настоящее время на отечественном рынке практически не используется, является изучение и использование опыта других организаций, занимающихся родственными или неродственными видами деятельности. К сожалению, отечественные предприятия пока мало используют возможности обучения на чужом опыте.

Причина, видимо, в том, что многие из них традиционно боятся раскрыть внешнему миру какую-либо внутреннюю информацию. Кроме того, стремление к совершенствованию пока не стало необходимостью — уровень конкуренции не так высок, чтобы стремиться от хорошего к лучшему.

Сам по себе опыт ничему не учит, если он не изучается с помощью теории и не адаптируется (модифицируется) для использования у себя в компании. Проще говоря, использование такого опыта является составной частью общего анализа конкурентной способности компании, позволяющей выявить различия между вами и вашими соперниками по бизнесу. Другими словами, без тщательного изучения условий, которые следует изменить, чтобы они подходили под среду и культуру компании, невозможно перенести практические методы другой организации.

Польза от изучения чужого опыта очевидна! Но какой смысл передовым фирмам раскрывать информацию о себе? Конечно, мотивы могут быть разные. Отчетность о деятельности компании, численность работающих сотрудников, базы поставщиков и клиентов, объемы поставок и продаж обычно тщательно оберегаются от посторонних глаз и ушей. В основном многие компании считают, что, чем дольше конкуренты не будут знать об их конкурентных преимуществах, тем увеличивается вероятность того, что они успеют придумать что-нибудь новое, им легче будет продолжить существование на рынке.

Однако в развитии общества сегодня наметилась ключевая закономерность, которую кратко можно выразить словами доктора Деминга: «менеджмент плодотворного сотрудничества» находится в противовесе «менеджменту на основе конфликта». Другими словами, «Сотрудничество: выиграют все» гораздо лучше, чем «Конкуренция: кто-то выиграл — кто-то проиграл». То есть бытующее убеждение, что конкуренция всегда хороша изначально, остается. Только мы добавляем к нему: если она здоровая и цивилизованная (этическая). Теоретики отношений на свободном рынке говорят, что уже в ближайшем будущем неизбежен переход от существующего общества (в котором и причиной, и результатом выигрыша кого-то обязательно будет чей-то проигрыш) к обществу, в котором не должно (и не может) быть проигравших. Совместная работа на благо компании, на благо экономики и общества в целом имеет гораздо больший потенциал, чем работа, основанная на конфликте, ранжировании и соревновании. То есть идея, заложенная в этой тенденции, соответствует принципу «Выигрываем все вместе». Руководители, вступая в неформальные отношения с партнерами и конкурентами, часто используют лучшие достижения друг друга у себя в компаниях. Как показывает опыт, непосредственное общение с коллегами дает наиболее ценные для бизнеса идеи и знания, что, как правило, приводит к внедрению новых форм управления, программных продуктов, использованию новых технологий. Полезные сведения можно также почерпнуть в интервью с бизнесменами, менеджерами различных компаний или из большой статьи (например, из этой) можно выудить всего одну, но интересную идею.

Зная других и зная себя, можно прогнозировать ситуацию и эффективно реагировать на изменения. «Думай и действуй, предугадывая своего противника или партнера», — гласит один из принципов буддийской философии.

Членство в содружестве 1С дает ощущение принадлежности к большой семье. Когда физическое или юридическое лицо начинает заниматься внедрением программного обеспечения фирмы «1С», то чувствует, что оно не одно. Начинать, особенно вновь организованным фирмам, не имея достаточных материальных возможностей, очень тяжело. Но, когда ты приходишь на семинары, организуемые инициатором содружества 1С, то можешь встретить много умных и серьезных людей, занимающихся теми же проблемами, что и ты сам, ты можешь увидеть, что люди решают их, кто-то более успешно, кто-то менее. И именно на семинарах можно почувствовать, насколько серьезны и важны вопросы нашего бизнеса, причем важны в масштабах страны.

Семинары партнеров фирмы «1С» — это не только место, где можно учиться. В наше время очень тяжело найти людей, с которыми есть о чем поговорить. Люди вокруг зачастую замкнуты, отчуждены благодаря воздействию постепенного перехода от планового хозяйствования советской экономики к экономике свободного рынка. И вдруг появляется возможность попасть в круг единомышленников и довольствоваться столь труднодостижимой роскошью человеческого общения. Приобретается ощущение, и это на самом деле так, что тебе окажут поддержку. К твоим услугам сразу предоставляется огромная база накопленного материала, можно будет всегда позвонить в ассоциацию, и тебе помогут. Особенно важно это в начале бизнеса. Когда ты один, тебе всегда не хватает денег, дома проблемы из-за того, что ты весь день пропадаешь на работе — тебе тяжело и нужна психологическая поддержка. Ассоциация с помощью «1С» даст ее!

Для клиентов немаловажным является то, что фирма, входящая в региональное содружество 1С, принадлежащая большому и хорошо зарекомендовавшему себя движению, ассоциируется у них с известной фирмой «1С». Сотрудники фирмы-партнера получают аттестацию фирмы «1С», это повышает доверие клиента к фирме, входящей в содружество. Для клиента важным ощущением является то, что он не останется один на один с незнакомой ему фирмой, поскольку он всегда может апеллировать к фирме «1С» в лице ее представителя в Узбекистане — ассоциации 1С.

Фирма — член содружества в основном получает доходы от услуг, в процессе оказания которых применяет определенный программный продукт (ПП) фирмы «1С». Доходы от продаж услуг складываются из разницы между дилерской или партнерской ценой ПП дистрибьютора 1С в регионе и между сложившейся на рынке ценой оказываемой услуги, зависящей от многих факторов, главным из которых является квалификация специалиста. Соотношение стоимости заказа на услугу и доли на оплату труда не менее важно, чем соотношение дилерской и рекомендованной розничной ценой. Попробуем оценить эффективность внедрения для типовой фирмы. В зависимости от уровня зарплат в регионе, сложившихся традиций и ситуации в конкретных формах доля зарплаты внедренцев в заказе на автоматизацию составляет 30-50 процентов, включая затраты на подоходный налог. Для небогатых регионов услуги фирмы по внедрению стоят всего 8 долл/час, что совсем немного, если исходить из практики невозможности организовать работу таким образом, что все 100% времени были оплачены. Например, время, затрачиваемое на дорогу от одного клиента к другому, на обучение, на совещания в офисе, на отчетность перед руководителем, на знакомство с текущей информацией, на поиски клиента, если популярность фирмы еще не позволяет найти объемы работ, и т.д. сделать оплачиваемыми мало реально. Как правило, доля неоплачиваемого времени лежит в пределах 30-70 процентов в зависимости от квалификации работника. Пусть оплачиваемое время специалиста составляет 80 часов. Это значит, что его работа приносит фирме 640 долл. И если он получит зарплату в размере 35% от объема заказа, то есть 224 долл. (по курсу 1260 сумов за 1 доллар — это 282240 сумов). Более 250000 сумов за интересную без вреда для здоровья и риска для жизни работу, которая позволяет сотруднику повышать свой профессиональный уровень! Это считается неплохой зарплатой в областях с «плохо чувствующей себя» экономикой, причем этот уровень зарплаты относится к начинающему специалисту, который еще не ставил перед собой задачу увеличения производительности труда, связанной с «работой над ошибками». Заказчик обычно не хочет (и совершенно законно) оплачивать работы, связанные с исправлением ошибок, допущенными внедренцем. Повышение качества работ позволяет минимизировать эти временные затраты, следовательно повысить эффективность работы, прибыльность внедренца и повысить свой и фирменный имидж.

pic

Содружество 1С в нашей стране — удачное сочетание взаимовыгодных интересов их членов, работодателей и государства. Оно выгодно и заказчику, и сотруднику, и работодателю. Заказчику оно выгодно потому, что позволяет ему быстро и профессионально решать возникающие задачи автоматизации. Сотруднику фирмы выгодно тем, что позволяет ему заниматься интересной и востребованной работой, использовать передовые компьютерные технологии, повышать свой уровень и при этом получать приличную зарплату. Для государства выгодно не только тем, что удовлетворяет потребности общества, но и увеличивает количество рабочих мест, проводит обучение, увеличивая общую грамотность общества. Для владельцев фирм дает возможность успешно вести бизнес, получить методическую, консультационную и психологическую поддержку сообщества единомышленников, оставаясь при этом хозяином своего дела, позволяет планировать дальнейшее развитие на основании четких правил игры в формировании цивилизованного рынка.

Будучи членом содружества, каждая фирма имеет возможность заниматься, совмещая внедренческий бизнес, сопутствующим бизнесом — установка и обслуживание компьютерной техники, сетевого и кассового оборудования, магазинная продажа мультимедийной продукции, продажа комплектующих, консалтинг, аудит и т.п. Такой подход позволяет оказывать комплексные услуги с большим качеством, удовлетворять более широкий спектр пожеланий заказчика.

В этой статье обсуждается — что такое фирма, входящая в состав регионального содружества 1С, каковы ее цели и возможности по реализации этих целей, для кого работает и что является результатом ее работы. Фирма содружества — самостоятельная фирма, которая заключила учредительный договор на образование ассоциации и выполняет его. Как следствие это компания, которая ориентируется (целиком или имеет выделенное подразделение) для оказания услуг по проектированию, установке, внедрению, обучению и сопровождению программных продуктов фирмы «1С». Фирма содружества является независимой фирмой от ассоциации в Узбекистане и от фирмы «1С». Для независимых фирм естественно существуют свои цели, поставленные перед фирмой ее учредителями и ее руководителями. Например, это может быть фирма, для которой участие в содружестве основной вид бизнеса, а может быть, фирма, состоящая в составе холдинга, созданная только для внутренней автоматизации компаний — членов холдинга. Поэтому цель фирмы — участника содружества можно сформулировать следующим образом: развитие бизнеса компании посредством участия в сети ассоциации 1С. Сразу скажем, что цель данной статьи помочь построить свою работу тем, для кого участие в ассоциации является основным либо одним из основных видов бизнеса.

Существуют ограничения на виды деятельности, которые запрещено использовать фирмам содружества. Это «распространять программы иных поставщиков, аналогичные по функциям «1С:Бухгалтерии» (за исключением собственных программных разработок) в случае, если член содружества взял на себя обязательство по распространению программ «1С:Бухгалтерии». Второе ограничение — нельзя устанавливать и обслуживать пиратские программы.
Ограничения возникают, исходя из следующего момента: на сегодняшний момент учетные и управленческие программы являются очень мощными и сложными системами. Качественное освоение нескольких программных средств с аналогичным функционалом требует больших затрат. Если фирма содружества занимается оказанием услуг по нескольким программам, то, скорее всего, она сможет обеспечить такое же качество обслуживания, как фирма, занимающаяся одним направлением. Поэтому некачественное обслуживание заказчиков вредит самой фирме, содружеству, репутации программных продуктов фирмы «1С».

Теперь настал момент, когда необходимо перечислить принципы работы фирм содружества.

1. Придерживаться правил и технологии ведения бизнеса фирмы «1С».
2. Работать рентабельно.
3. Работать качественно.

Содружество — это большая система со значительным количеством внутренних связей. Для того, чтобы успешно работала система и элементы этой системы, необходимо, чтобы все ее элементы функционировали по четко заданной технологии. Эта система разработана фирмой «1С» и представляется всем желающим. Она представлена в многочисленных методических пособиях, в типовых договорах, в информации, регулярно предоставляемой дистрибьютору, партнеру или дилеру, а также и пользователю. Чтобы успешно развиваться, фирме следует пользоваться опытом, который был получен и систематизирован опытными специалистами. Это позволит избежать ошибок и потерь в типовых ситуациях.

Говоря о качестве работы, невозможно не упомянуть про обучение сотрудников. Обучение может быть как по программным технологиям, так и по стилю общения, взаимоотношений с клиентами. Обучение программным технологиям позволяет повысить качество работы сотрудников, уменьшить непродуктивное время «работы над ошибками», освоить новые продукты, повысить уровень квалификации. Обучение маркетингу и общению, в частности, позволяет сотруднику более успешно строить свои отношения с клиентом, более успешно выходить из конфликтных ситуаций, не допускать возникновения таких ситуаций.

Авторизованный учебный центр фирмы «1С», учрежденный компанией «Телепорт», уделяет этому огромное внимание и уже имеет опыт обучения своих и чужих сотрудников, поэтому, находясь в составе содружества, будет оказывать эту помощь и членам содружества.

Обучение общению настолько велико, что повторять данный вид обучения необходимо снова и снова. Судите сами, если сотрудник не умеет квалифицированно общаться с клиентом, не умеет четко пройти по тому единственному пути, который ведет к успешному подписанию договора и его внедрению, то его квалификация внедренца может быть просто никому не нужной! Вся работа сотрудника состоит из разговоров — консультации по телефону, проведение презентаций, объяснение достоинств программных продуктов фирмы «1С» и своих конфигураций, разрешение конфликтных ситуаций. В такой ситуации сотрудник обязан уметь квалифицированно общаться с клиентом.

pic

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте