Тимур Вахабов: «Есть проблема – не жди, а ищи возможности её решить!»
14 июля 2007
Рубрика: Интервью.
Автор: Евгений Скляревский, Наталья Кричагина.

pic

Если говорить о тенденциях развития бизнеса в республике, сферу предоставления ИКТ-услуг мы выделяем как одну из наиболее динамично развивающихся. Не в последнюю очередь это касается Интернет-провайдинга — и компаний-провайдеров много, и конкуренция между ними жесткая. Поэтому серьезнейшим образом подошли к интервью с коммерческим директором провайдера уcлуг Internet SARKOR TELECOM Тимуром Вахабовым.

В том смысле, что в качестве тяжелой артиллерии выступал Евгений Скляревский, обозреватель журнала INFOCOM (вопросы технического характера – от него), ну а тема рекламы была раскрыта при моем непосредственном участии.

Тимур Борисович, расскажите для начала о себе — какое у Вас образование, опыт работы. Что-то еще, если считаете нужным.

Т.В.: Образование – высшее. В бизнесе с 1993 года, в 1995 — 1996г. по программе TACIS прошёл обучение и стажировку по управлению бизнесом в Италии в IFOA (Институт управления малыми и средними предприятиями). С 1996 по 2000 г. осуществлял консалтинговую деятельность в РХВО «Интерсервис» при МВЭС РУз, со специализацией в международном маркетинге и ВЭД. В этот же период времени принял участие в реализации нескольких международных проектах по реструктуризации различных отраслей экономики Узбекистана Всемирного банка (World Bank), Немецкого общества по техническому сотрудничеству (GTZ) как к онсультант по маркетингу в команде Donaev Management Consulting.

С 2000 по 2002 г. руководил деятельностью представительства компании Key3MediaGroup — Eastern Europe (Франция) по Центральной Азии, которая занималась продвижением ТВ и Интернет-контента западных производителей на восточные рынки. В это же время я получил глубокие и фундаментальные знания по маркетинговому планированию, обучаясь в проекте PRAGMA-USAID, а также по стратегическому и международному маркетингу (Итальянский институт внешней торговли). Также активно сотрудничал в консалтинговых проектах, специализирующихся на создании и продвижении брендов на FMCG рынках. Продолжилось моё сотрудничество и с компанией Donaev Management Consulting и Немецким обществом по техническому сотрудничеству (GTZ), которое выразилось в создании и проведении мной ряда авторских тренингов по Экспортному маркетингу для руководителей предприятий различных отраслей экономики нашей страны.

С 2002 г. по 2004 г. руководил операционной деятельностью СП «Pharmco Invest», дистрибьютора фармацевтического рынка, заложившего фундамент созданию первого в Центральной Азии уникального производства сухой рассыпки антибиотиков и ампулированных препаратов. Это предприятие в результате жарких дебатов и генерации идей получило название «Новофарма плюс». Я искренне благодарен людям, которые верили в меня и мои способности, доверили управление этим бизнесом. Нам вместе удалось создать и сплотить команду профессионалов, которая за короткий период времени создала компанию, занявшую лидирующие рыночные позиции, а также обеспечила успешный запуск нового уникального производства.

В это время я сам получил новый и бесценный управленческий опыт, который был обусловлен отраслевой спецификой. Затем я делился этим опытом на авторских тренингах по развитию и управлению маркетингом и продажами на фармацевтическом и FMCG рынке Узбекистана для иностранных и местных компаний.

Опыт руководства этим предприятием на практике подтвердил, что профессиональные знания в управлении бизнесом способны обеспечить успех деятельности менеджера независимо от отраслевой принадлежности. Очень ценными и полезными на данном этапе моей профессиональной карьеры стали знания и навыки по Project Management и Conflict Management, полученные в Институте синергии и финансов и Российской Экономической Академии им. Плеханова.

В 2004 г. меня пригласили на работу в Россию давние деловые партнёры, которые предложили возглавить start-up нового для меня бизнеса – транспортную компанию федерального масштаба. Спустя год, выполнив поставленные инвесторами задачи, я передал управление транспортным бизнесом своим партнёрам и вернулся в Ташкент по семейным обстоятельствам и практически сразу же взялся за развитие 2-х бизнес-проектов на рынке FMCG.

В прошлом году судьба логичным и естественным образом свела меня с компанией Sarkor Telecom, которая в тот момент находилась в состоянии прединвестиционной подготовки к сделке с Eventis Telecom. С этой компанией я сотрудничал ещё в 2000 году, Sarkor Telecom в лице Фархода Розиева уже тогда серьёзно занимался вопросом создания/приобретения и управления Интернет-контентом, а я представлял компанию, которая продвигала контент-решения по всему миру.

Уже работая в Sarkor Telecom меня пригласили пройти обучение в Узбекско-Японском центре по курсу TQM или Всеобщее Управление Качеством, которое проводил профессор Университета Waseda Юкихиро Андо. Безусловно, полученные знания уже находят своё применение в работе нашей компании. А в настоящий момент, совместно с автором этих вопросов мы в этом же центре повышаем свой уровень на курсах по углубленному маркетингу.

Всех читателей интересует вопрос о взаимоотношениях с владельцем — Eventis — навязывает ли он свою политику, свои стандарты, будет ли проводиться ребрендинг по аналогии с местными сотовыми компаниями?

Т.В.: Если зайти на сайт компании Eventis Telecom www.evtelecom.com , то узнаете, что Eventis Telecom — инвестиционная компания, специализирующаяся на реализации телекоммуникационных проектов на развивающихся рынках. Основной сферой деятельности компании является построение и управление операторами мобильной, фиксированной связи, передачи данных и доступа в сеть Интернет. У нас выстраиваются достаточно конструктивные взаимоотношения с ключевым инвестором, которые соответствуют современной практике отношений между инвесторами и управляющими бизнесом. Основной смысл их заключается в совместной выработке стратегии и целей компании, в содействии и помощи, передаче знаний и необходимой информации, обмене опытом. Согласитесь, что такое отношение невозможно называть «навязыванием».

О стандартах. По нашей стратегической ориентации на всеобщее качество мы адресуем инициативы по улучшению качества в стратегической и операционной деятельности инвестору, чтобы получить поддержку на их реализацию. Eventis Telecom имеет более объёмный и разнообразный опыт в телекоммуникационных проектах, к которому прибавляется специфический региональный опыт, поскольку инвестиционные проекты ведутся в разных странах. Поэтому внедрить можно очень многое, включая стандарты, вопрос в том, насколько адекватна наша готовность это принять на данном этапе развития и роста компании. Мне хотелось бы, чтобы процесс стандартизации был не нашей самоцелью, а органичной частью процесса создания и внедрения всеобщего управления качеством в компании Sarkor Telecom.

О ребрендинге. Я понимаю живой интерес к ребрендингу, который закрепился в умах наших потребителей и теперь напрямую ассоциируется с приходом инвестора в телекоммуникационный бизнес. Но любой ребрендинг, как маркетинговый инструмент, должен иметь свои основания и цели, которые в свою очередь исходят из анализа текущей ситуации на рынке и наличия определённых проблем-разрывов в стратегической или операционной деятельности и результатах компании, которые предположительно будут преодолены именно путём ребрендинга.

Бренд нашей компании Sarkor Telecom имеет позитивную и яркую историю, высокую узнаваемость и серьёзную долю рынка Интернет-провайдинга. В настоящий момент эти факторы полностью соответствуют целям инвесторов и компании, и поэтому мы пока не разделяем мнения о необходимости в ребрендинге с оглядкой на то, что так сделали крупнейшие операторы сотовой связи. В маркетинге стратегия подобная нашей называется портфельной, т.е. у нашего инвестора есть различные проекты с самостоятельными и отличительными брендами. Главное не то, чтобы объединить всех под один бренд, главное – сохранить то достояние бренда, его аудиторию и доверие потребителей, которые чётко ассоциируют себя с этим брендом.

  • Саркор — один из лидеров по поддержке и спонсированию разных мероприятий — это больше пиаровские ходы или желание помочь чем-то хорошим мероприятиям? Здесь об участии Саркора в социальных акциях. И – сам факт такого участия — Ваше мнение – насколько это характерно для нац.компаний в целом?
  • Я не хотел бы ограничивать эту сферу деятельности компании Sarkor Telecom словом поддержка или спонсирование. Именно эта деятельность, как правило, инициируется и генерируется изнутри компании и понимается как социальная ответственность бизнеса, как социальный маркетинг, как искреннее желание посильной помощи и участия в общественно-значимых мероприятиях и проектах, помимо основной деятельности по оказанию услуг Интернет-провайдинга. Посредством такой инициативы мы чётко обозначаем свою гражданскую позицию через активное участие и поддержку мероприятий как государственного так и локального масштаба.

  • Ваше место среди конкурентов. В условиях жесткой конкуренции между провайдерами выживет кто — сильнейший, хитрейший, или тот, кто предоставит наиболее качественные услуги по приемлемой цене?
  • Наша компания на данный момент является одним из лидирующих альтернативных Интернет-провайдеров и действительно занимает это место среди конкурентов, а их несколько десятков на этом рынке. Но я предложил бы взглянуть на этот рынок не с позиции компании, а с позиции потребителя Интернет-услуг в Узбекистане. Этот рынок находится в динамике, т.е. изменяется, поэтому понятие выигравшего и проигравшего – относительно к заданному промежутку времени. Ключевой критерий в рыночной экономике к понятию выигрыша или проигрыша – это доходы компании или доля занимаемого рынка и лояльность потребителей к бизнесу компании. Как показывает международный опыт нельзя сказать однозначно, что именно качество и справедливая цена обеспечивают успех компании, так как существует множество других факторов, которые влияют на выбор и привязанность потребителя, например технологические инновации или яркий бренд, что в итоге может обеспечить лидерство при невысоком качестве и высокой цене, но будут обеспечивать стабильно растущий уровень лояльности и доверия потребителей, которые получают не только физически осязаемый продукт, но и эмоциональное вдохновение от используемой услуги или потребления этого продукта.

  • Кого из конкурентов оцениваете как «достойных». И чья РК Вас удивила? Приятно и не очень.
  • Давайте уточним — «достойных» в чём?
    Моё внимание особенно обращают рекламные кампании, которые чётко ориентированы на целевой сегмент, независимо от того, отношусь ли я сам к этой аудитории. Подобные кампании – свидетельство определённой компетенции и профессионализма людей, отвечающих за маркетинг на предприятии. Но, как многим известно, реклама – это только один из элементов сложного комплекса маркетинга. И главные успехи и разочарования приходят тогда, когда потребитель «принял или не принял» весь этот комплекс, что компания ему предложила.

    Я часто замечаю рекламу, использующую приёмы, которые вводят в заблуждение потребителей. Такая реклама соответствует бизнесам-однодневкам и особенно неприемлема, когда речь идёт о товарах и услугах, требующих от потребителя дополнительных знаний и компетенции в потреблении. Эффект от такой рекламы очень простой: потребитель, введённый в заблуждение, делает первичную покупку, затем потребляет товар/услугу, испытывает разочарование и получает отрицательный опыт, повторную покупку делает в другой компании… На такой рекламе бренд построить невозможно, а деньги выбросить на ветер — легко!

    Рекламные кампании конкурентов мы зачастую обнаруживаем в силу профессии, но с точки зрения потребителей реклама провайдеров имеет слишком малое присутствие и заметность, исключение составляет радиоэфир. Если говорить о присутствии на ТВ, наружке и использовании BTL-акций, то этим инструментом провайдеры, за редким-редким исключением, практически не пользуются.

    Приятно удивила наружная реклама воды Baraka, новизной и креативностью. Я читал комментарии на Вашем сайте, была критика по поводу того, что в других странах уже использовалась подобная идея объёмного эффекта. Но для нашего региона это реальная новинка и свежий взгляд. Думаю, что задачу Attention эта рекламная кампания выполнила на отлично! Респект генераторам и воплотителям идеи!

  • Для Вашего бизнеса характерна т.н. вторичная покупка услуг. На кого больше ориентирована ваша реклама – на привлечение новых клиентов или удержание старых. Спрашиваю потому, что это – два различных подхода в промоушне. Прокомментируйте.
  • Совершенно верно, не просто характерна, а именно основы построения и ведения нашего бизнеса ориентируются на повторяемость продажи услуг! Если говорить именно о рекламе, то она в больше степени направлена на привлечение новых клиентов. Это было продуманное и правильное решение, после проведения очередного анализа рынка.

    На удержания существующих абонентов работает весь продуманный комплекс маркетинга, используются различные промо-инструменты, здесь очень помог мой опыт работы на рынке FMCG, поскольку это действительно и реально работающие инновации в маркетинге на рынке телеком услуг. Добавлю, что наши сотрудники очень быстро освоили эти инструменты, органично внедрили их в свою работу и с удовольствием генерируют идеи в этом направлении.

  • Кто ЦА Саркора? Разделите ее, по возможности, на фокус-группы.
  • Это является самой сокровенной тайной, мы ЦА даже не прописываем на бумаге, чтобы избежать утечки информации, на которой как на фундаменте стоит не только бренд, но и весь бизнес.

  • Сильная сторона Саркора — СТП. Но ведь это, как говорит Жванецкий, не результат, а процесс, требующий ежеминутной заботы. Расскажите, какие меры принимаются для сокращения ожидания ответа оператора и поддержания уровня знаний отвечающих? Есть ли у вас уникальные наработки в этой области?
  • Да, Евгений Семёнович точно знает о чём спросить!!! Возможно мой подробный ответ будет не столь интересен читателям, сколько полезен другим компаниям, нацеленным на качество предоставления услуг.

    С момента моего прихода в Sarkor Telecom в сентябре 2006 г. в течение 2-х месяцев мы проводили изучение этой ситуации, фиксировали и собирали различные данные о количестве звонков, их продолжительности, характере проблем и обращений абонентов и т.д. Когда процесс сбора был завершён мы проанализировали полученные данные, выделили ключевые наиболее характерные критерии и сгруппировали их по масштабам и актуальности проблем абонентов. Затем были приняты соответствующие решения, содержание которых я, согласно служебной конфиденциальности, позволю опустить. Эти решения позволили нам значительно улучшить этот процесс, а также стали основой для регулярной работы в этом направлении. Уникальность, я считаю, в том, что всем сотрудникам, участвующими в процессе непосредственного обслуживания клиентов, был проведён тренинг с объяснением тех мероприятий, которые необходимо сделать, чтобы понять, как и в каком направлении нам нужно совершенствовать эту работу.

    Это обеспечило поддержку и активность участия сотрудников на всех этапах: сбора информации, её обработки и анализа, а также в выработке адекватных решений.

    Мне очень хотелось бы и автоматизировать этот процесс, в целях сокращения времени ожидания абонента, тем более что нами найдено действительно уникальное, очень эффективное и малозатратное решение. Сейчас мы тщательно изучаем важный аспект: отношение потребителей к автоматизации процесса обработки запросов, нас беспокоит факт потери индивидуального контакта человек-человек на примере других компаний, внедривших такие услуги как call-center, и как следствие снижение доверия и лояльности к бренду. Поэтому мы хотим найти оптимальное решение, которое сохранит у абонентов возможность и ценность личного контакта со специалистом компании с одной стороны, и сократит время ожидания для получения необходимой информации, с другой.

    Что касается уровня знаний отвечающих, то особых секретов здесь нет. Работа с клиентами жёстко структурирована по функциям, этим обеспечивается более узкая специализация, которая позволяет достигать более высокого уровня компетенции и эффективности сотрудника на своём участке работы. Что касается администраторов СТП, то нами создана атмосфера открытого обмена знаниями и обучения. Предварительно отбираемый кандидат на работу в СТП имеет доступ к необходимой информации, также он закрепляется за старшими специалистами, для которых успешное «выращивание» новичка является необходимым условием для дальнейшего продвижения внутри компании, как в вертикальном, так и горизонтальном направлении.

    Мы разработали определённые критерии начальных требований для кандидатов на работу в нашу СТП. На основании этих критериев проводим строгий отбор, затем принимаем на испытательный срок несколько кандидатов, которые претендуют на заведомо меньшее количество вакансий. Так создаётся здоровая конкурентная обстановка для достойных и целеустремлённых кандидатов.

    По окончании испытательного срока мы проводим аттестацию претендентов и по итогам сдачи квалификационного экзамена принимается решение о соответствии или несоответствии претендента на должность администратора СТП.

  • В конце июня Саркор единственный из всех провайдеров опубликовал список «простоев» по вине Узбектелекома. Хотя страдали одинаково все провайдеры. Вы, конечно, не можете отвечать за всех, но интересно Ваше мнение — почему молчат остальные провайдеры — им это не интересно или они заведомо не верят в возможность решения проблем с Узбектелекомом?
  • Всё же некорректно отвечать за других провайдеров. И на самом деле пострадали потребители, абоненты, государственные организации и частные компании.

    Sarkor Telecom делает это потому, что наша стратегия – это ориентация на превосходное качество услуги. Именно это отличает наш бренд. Если мы самостоятельно не можем повысить качество на тех участках, которые находятся вне нашей компетенции, то мы считаем себя социально ответственной компанией, чтобы информировать потребителей о продвижении решений в этом направлении.

  • Известно, что больше всех клиентов ADSL-доступа у Шарка, также наступает на пятки Гольфстрим… но почему-то все рассматривают противостояние только двух конкурентов — Саркора и ТПС — как Вы это объясните?
  • Я уже отмечал, что рынок – это динамичное понятие, а не статичное. Психология человека такова, что ему интересно наблюдать за событиями, которые меняют ситуацию. Тем более что в этих компаниях существуют различные взгляды на развитие этого рынка, его потенциале и перспективах, методах ведения бизнеса. Это относится как к деятельности Sarkor Telecom, так и к ТПС.

    При взгляде со стороны существует возможность оценивать результаты тех или иных решений, которые были следствием понимания тенденций на этом рынке, адекватной оценки, выбора стратегии и, наконец, воплощения всего этого в конечный результат.

    Возможно, рынок подогрет ожиданиями смены лидера и внимание акцентируется на действиях активно конкурирующих компаний.
    Но позволю обратить Ваше внимание, что наша стратегия нацелена не на лидерство, она ориентирована на качество. Поэтому наши успехи воспринимаются нами как достижения в развитии этого рынка, удовлетворении потребителей, в росте нашей профессиональной компетенции, а не в превосходстве над конкурентами. Конкуренция – это одно из достояний рыночной экономики, постоянный источник развития, но в конкуренции, как и любой сфере деятельности, есть свои правила, нарушение которых меняет не позиции компаний на рынке, а вектор предпринимаемых действий.

    Я думаю, что многие разделят моё мнение о том, что Интернет-рынок выиграет в большей степени от роста качества этих услуг во всех аспектах, нежели от амбиций и претензий отдельных компаний на исключительное лидерство.

  • Саркор — единственный провайдер, озвучивший ширину покупаемого у Узбектелекома канала — 23 Мбит/с — все остальные провайдеры держат его в тайне — как Вы это прокомментируете? И вообще — почему бы всем провайдерам не опубликовать число абонентов, как это делают регулярно сотовые компании?
  • Один из парадигм цивилизованного рынка – это открытая прозрачная информация об основных экономических результатах деятельности компаний. Степень развития и доступности отраслевой статистики в зарубежных странах обеспечивает принятие правильных решений в бизнесе, способствует здоровой и конструктивной конкуренции и притоку инвестиций. В этом направлении могла бы проявить инициативу, например, Палата товаропроизводителей и предпринимателей, Ассоциация предприятий электронной промышленности. Хорошим примеров считаю АК «Узбектелеком», которая в соответствии с законодательством публикует данные об итогах своей деятельности. За год или за квартал? Пожалуйста! Доходы и расходы? Пожалуйста! Объём внешнего канала? Пожалуйста!

    На международной конференции по развитию широкополосной связи в Центральной Азии, которая состоялась в июне этого года в Ташкенте (Sarkor Telecom выступил официальным Интернет-провайдером мероприятия), была озвучена проблема и поднят вопрос об оптимизации маршрутизации и расширению внешнего канала с Казахтелеком, и соответственно представителем АК «Узбектелеком» была получена информация и предложения по решению этой проблемы, а значит есть основа и первый шаг для улучшения ситуации.

    Хотелось бы, чтобы понимание фундаментальных основ здоровой рыночной экономики разделялось руководителями и владельцами предприятий отрасли и было использовано совместно во благо развития экономики нашей страны.

  • Не кажется ли Вам, что Саркор недостаточно использует возможности регистратора доменного имени — нет каких-то привлекательных фишек — льгот для хостеров или другие акции — можно же много чего придумать?
  • В рекламе, как элементе продвижения товаров и услуг действительно широкое поле для креатива и оригинальности. Но основу деятельности компании всё же составляет создание самих товаров и услуг, а с этим, к моему приходу в компанию, ситуация была такова, что регистрацией доменных имён и услугами хостинга занимались попутно, т.е этим услугам не уделялось должного внимания. Приоритетом в этих услугах для нас является расширение дополнительных сервисов для наших клиентов. То есть, мы не ставим цель на широкое развитие этих услуг и расширение круга клиентов. В первую очередь, эти услуги нацелены на удобство наших нынешних клиентов. Поэтому сейчас проводятся такие изменения, которые должны повысить качество предоставления этих услуг и улучшить сервис при работе с клиентами.

  • Доходят слухи о футбольных матчах с ТПС — кто побеждает?
  • Эти неформальные футбольные игры были инициированы нашими абонентами и проводятся по схеме: клиенты Sarkor Telecom – клиенты ТПС. Было проведено несколько матчей с переменным успехом. Также на регулярной основе проводятся внутрисаркоровские матчи админы – абоненты, в которых пока мастерство админов берёт верх над энтузиазмом абонентов. Отмечу, что в прошлом году наша команда по мини-футболу впервые приняла участие в Кубке УзАСИ и добилась уникального успеха: как команда-новичок впервые пробилась в финальную часть турнира, где уступила победителю Кубка-2006

  • Неудобный для Вас вопрос — будет ли тарифный планe Xtreme с переносом трафика?
  • Для кого-то это будет неудобным ответом – Sarkor Telecom планирует внедрить нечто большее, лучшее и удобное, чем один тарифный план с переносом трафика.

  • Планируется ли файлообменная сеть для абонентов?
  • Функционирование и поддержание файлообменной сети я отнёс бы к контентной стратегии компании. На данный момент мы предоставляем хостинг такому ресурсу как file.uz, который в определённой степени обеспечивает своими сервисами наших и других клиентов. Мы также готовы рассмотреть другие инициативы и предложения от заинтересованных лиц.

  • Ночной план x-Night критиковался в форумах конкурентов — обосновано ли? Популярен ли он? Не планируете ли вы создавать более гибкие, сложные, комплексные тарифные планы?
  • Одно то, что ночной план X-Night вызвал много обсуждений, говорит о его популярности и неординарности, ведь тем самым повышается уровень осведомлённости потенциальных клиентов об этом плане. Говорить об успехе этого плана пока рано, ведь promo-кампания только началась и по законам рекламы должны пройти несколько важных этапов этой кампании. Главной ценностью для нас являются мнения абонентов, нынешних и потенциальных, которые составляют нашу целевую аудиторию. Для нас не имеет никакой практической ценности критика людей, которые пользуются, например, диалапом или полным анлимом, на каких бы форумах они не выступали – это другая аудитория в конкретно взятом случае. Их мнение нам интересно и важно тогда, когда обсуждается тарифный план или услуга, в которой они являются целевыми потребителями.

    Я уже отметил, что Sarkor Telecom планирует внедрить нечто большее, лучшее и удобное, чем один тарифный план с переносом трафика.

  • Что Вы можете пожелать представителям бизнеса? Может быть, какие-то рекомендации по бизнес-этике… Насколько вообще, на Ваш взгляд, вопрос бизнес-этики актуален здесь и сейчас?
  • Я хотел бы пожелать каждому предпринимателю заниматься бизнесом ради социально значимой, полезной и высокой цели. Мировой опыт и практика бизнеса в экономически развитых странах показывают, что общество с различной скоростью, зависящей от менталитета и культуры, отторгает бизнесы, созданные исключительно ради получения прибыли. Прибыль должна быть сопутствующим, а не главным результатом в процессе создания и получения обществом /в лице потребителей/ востребованных и значимых ценностей.

    Многие наши предприниматели, инвесторы и управленцы убеждены, что бизнес не состоится, если не будет рентабельным и не будет приносить желаемую учредителем прибыль, а социальную функцию относят исключительно на уплату налогов.

    Это никоим образом не противоречит тому, что посвящая свою жизнь высоким целям и обществу можно выстроить экономически эффективный и успешный бизнес.

  • И последний вопрос: Конкуренция сама по себе как часть бизнеса (и жизни, если в целом) – это Вас стимулирует или же наоборот, приносит проблемы?
  • Конкуренция меня стимулирует, это мой драйв и образ жизни. Без проблем, конечно, не бывает, ведь не все готовы к работе и жизни в условиях конкуренции. Это историческое наследие периода всеобщего иждивенчества и безынициативности, от этого никуда не деться и нужно просто понимать и принимать это. А вообще к восприятию проблем нужно менять своё отношение, потому что проблемы – это разрыв между желаемым и действительным, это самая точная информация о направлении необходимых действий. В этом и заключается конструктивный созидательный подход: есть проблема – не жди, а ищи возможности её решить!

    Благодарю за внимание!

  • Вам спасибо.
  • Orphus system
    Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
    В Telegram
    В Одноклассники
    ВКонтакте