Джон Чемберс-повелитель сетей. Семейный портрет в интерьере.
23 июля 2007
Рубрика: Новости CISCO.
Автор: Александр Семенов.

pic
Подзаголовок этой статьи не случаен. Джон Чемберс, председатель совета директоров и главный исполнительный директор Cisco, о своей компании отзывается так: «Мы все — одна семья. Понимаю, что звучит старомодно и претенциозно, но это именно так». В Cisco работает около 50 тысяч человек, рассредоточенных по всему миру, и эти слова Чемберса кому-то могут показаться данью формальности, но на его стороне факты: текучесть кадров в Cisco не превышает 4% в год (в среднем по CША она достигает 20% и больше), кроме того, в январе журнал «Форчун» поставил Cisco на 11-е место в списке лучших американских работодателей.

Таким образом, мировой лидер в области сетевых технологий и оборудования для Интернета снова возглавил перечень лучших работодателей из числа крупнейших IT-компаний, оставив все другие компании этой категории далеко позади. Стоит ли удивляться тому, что из семьи по имени Cisco люди уходят редко и неохотно.

Многие журналисты, работающие в самых известных мировых изданиях, после общения с Джоном Чемберсом признавались, что их потрясла страстность его высказываний о своей компании. По их словам, порой трудно понять, где кончается компания Cisco и начинается сам Чемберс. Кармина Галло, автор книги «Десять простых секретов самых великих пропагандистов бизнеса», назвала стиль публичных выступлений Джона Чемберса выдающимся. По ее словам, в зале с пятью тысячами слушателей «каждому из присутствующих кажется, что Чемберс обращается только к нему». Стиль его общения с аудиторией — мягкость, открытость, искреннее внимание к собеседнику, убедительность ответов — часто сравнивают с поведением представителей Ватикана или проповедников из южных штатов США.

В рассказе о Джоне Чемберсе мы будем использовать обширные цитаты из его концептуальной статьи, опубликованной недавно журналом «Форбс». Это даст читателям возможность, так сказать, в первоисточнике ощутить провидческий талант и глубину мысли этого удивительного человека, который принял бразды правления Cisco, когда та была мало кому известной компанией с годовым оборотом в миллиард долларов, и за двенадцать последующих лет превратил ее в признанного лидера телекоммуникационной индустрии, увеличив при этом объем продаж Cisco почти в 30 раз.

«За последние 15 лет произошел колоссальный прогресс в коммуникационных технологиях, превосходящий все, что было сделано человечеством за предыдущие пять тысяч лет. Поэтому следующие 15 лет нашей жизни станут совершенно поразительной эпохой, когда единственными ограничителями дальнейшего развития станут наше собственное воображение и желание работать. Мы уже стали очевидцами взрывного развития систем хранения и полосы пропускания, не говоря уж об экспоненциальном росте объемов информации. Через два с небольшим года мировой трафик Интернета достигнет 9 экзабайт в месяц, что эквивалентно 9 квинтиллионам напечатанных букв, которых хватило бы на 4 триллиона романов. Эта цифра вдвое превышает количество букв, которыми можно было бы записать все когда-либо произнесенные человеком слова».

Джона Чемберса отличает еще и дружелюбие, какое не часто демонстрируют менеджеры его уровня. Как-то один из фоторепортеров попросил его сделать суровое лицо «настоящего капитана индустрии». «Я не умею сердиться», — совершенно искренне отклонил его просьбу Чемберс.

Если вдуматься, то у него и впрямь нет поводов на что-то сердиться. Если двенадцать лет назад рыночная стоимость Cisco составляла лишь седьмую часть совокупной рыночной стоимости ее 12 основных конкурентов, то теперь по этому показателю Cisco опережает их более чем в два раза, прочно удерживая не только общее лидерство в сетевой индустрии, но и опережая конкурентов в таких ключевых областях, как машрутизация, коммутация, унифицированные коммуникации, информационная безопасность, беспроводные и локальные сети. Шесть лет назад Cisco занялась производством IP-телефонов, а сегодня вчерашний новичок в этой перспективнейшей области связи ежеквартально выпускает на рынок около миллиона таких устройств. Ежегодно Cisco расходует на научно-исследовательские разработки и опытно-конструкторские работы самую большую в IT-индустрии долю доходов — более 3 млрд. долларов. Финансовая мощь, помноженная на стремление быть на острие технического прогресса, позволила Cisco за время правления Чемберса приобрести более ста других компаний, включая таких гигантов, как Scientific Atlanta и Linksys.

pic

«То, что начиналось как техническая инновация, становится культурной, политической и бизнес-революцией, — пишет Чемберс в журнале «Форбс». — Биты и байты изменяют наш образ жизни, работы, учебы, развлечений. 14 лет назад в пору своего младенчества Интернет расширил наши возможности взаимодействия и коммуникаций. Сегодня мы являемся очевидцами настоящей революции, движущей силой которой является Интернет».

Осенью 2006 года компания Cisco вывела на рынок революционную технологию двусторонней видеосвязи с высоким разрешением TelePresence, которую кое-кто из западных журналистов окрестил телепортацией наяву. Слово опять Джону Чемберсу:
«Возможность глобального сотрудничества уже меняет и будет все активнее менять бизнес-модели, взаимоотношения, инновации, способы обучения. Давайте рассмотрим всего один пример — видеосвязь с высоким разрешением. Она позволяет людям, находящимся на противоположных концах Земли, сидеть за виртуальным столом напротив друг друга и общаться с полной иллюзией того, что они находятся в одном помещении. Возможность такого рода общения меняет не только модель обслуживания клиентов, но и взаимоотношения в семье и даже окружающую среду. С помощью TelePresence сотрудник отдела продаж может в 9 утра пообщаться с клиентом из Токио, в 10 утра переговорить с другим заказчиком из Франкфурта, а в час дня уладить дела еще с одним из Нью-Йорка. Завершив таким образом деловые переговоры задолго до истечения рабочего времени, он сможет провести остаток дня с домочадцами вместо того, чтобы целую неделю летать с континента на континент ради сравнительно непродолжительных контактов с упомянутыми клиентами. Помножьте количество таких перелетов на тысячи сотрудников Cisco, которые ежегодно путешествуют по всему миру, и вы получите представление о том, какую экономию средств и какое снижение ущерба для окружающей среды от сжигания авиационного топлива несет с собой TelePresence».

Cisco была основана в 1984 году супружеской парой — Леном Босаком и Сэнди Лернер. Джон Чемберс пришел работать в эту компанию в 1991 году, а четыре года спустя стал главным исполнительным директором и президентом Cisco. В следующие 5 лет компания так стремительно росла, что в 2000 году стала самой дорогостоящей в мире (ее рыночная капитализация достигла 579 млрд долл.). Лопнувший «пузырь дот-комов» больно ударил и по Cisco. Тем не менее компания выжила, а в последние пару лет квартал за кварталом бьет собственные рекорды доходов и прибыли.

«Видеотехнологии сегодня становятся основой для совместной работы сотрудников компаний, заставляя переосмыслить все, что мы делаем — от видеоэкранов до сетей, по которым передаются эти широкополосные технологии. В период с 2000 по 2004 год мы инвестировали более 500 млн. долл. в маршрутизатор следующего поколения. С его помощью можно передавать до 92 терабит в секунду — этого хватит для того, чтобы обеспечить все население земного шара (6,6 млрд. человек) возможностью одновременно говорить по телефону с помощью VoIP. Этот же «мегамаршрутизатор» может позволить миллиарду людей играть в игры через Интернет в режиме реального времени с поддержкой голосового общения и переписки через чаты. Он с равным успехом может использоваться для обучения, телемедицины и развлечений. С его помощью 15 миллионов человек могут одновременно смотреть любые спортивные соревнования по телеприемникам с высоким разрешением. Как видите, уже сегодня совершенно невероятные числа становятся реальностью».

Стремясь вернуться к временам уникального роста, Cisco активно выходит на новые рынки. Чемберс шутит, что не так давно его компания была чем-то вроде водопроводчика — в том смысле, что обеспечивала работу Интернета. Но в последние годы диапазон интернет-услуг стал резко расти, сеть становилась все более разумной, и поэтому Cisco резко расширила сферу своей деятельности, обратившись к запросам конечных пользователей. Новая ситуация фундаментально меняет бизнес-модель, по которой работает Cisco. «Мы всегда знали, что в конце концов самые разные сети: сеть бизнеса, сеть в вашем доме, мобильная сеть и сеть провайдера услуг — объединяется в единую сеть. Наши последние шаги — всего лишь логическое завершение перехода, который мы предвидели более десяти лет назад, — говорит Чемберс. — Еще один очень важный для нас момент — это выбор рынка. Если рынок не находится в состоянии перехода, то мы на него не идем».

pic

В конечном счете, цель компании Cisco — лучше всего позиционировать себя для работы в режиме «квадро-плей» — конвергенции широкополосного доступа, телевидения, телефонной связи и мобильных услуг. Кстати, именно Cisco стала первой компанией, которая в полном объеме осознала потенциал услуг на базе интернет-протокола (IP). По мнению Чемберса, сегодня это дает Cisco колоссальное преимущество. «Честно говоря, меня искренне удивляет, что никто из наших основных конкурентов не последовал за нами, хотя мы не скрывали от них наших действий, — говорит Чемберс. — Все они остались работать в отдельных сегментах рынка, фокусируясь на маршрутизаторах, шлюзах или системах безопасности».

Заметную роль в борьбе Cisco за новые рынки играет организованное три года назад подразделение технологий для развивающихся рынков (Emerging Market Technology Group). Оно разрабатывает продукты, находящиеся вне основного сетевого направления бизнеса компании. За прошедший год, кроме уже упомянутой технологии TelePresence, это подразделение выпустило устройство Digital Media System (система корпоративного видео по запросу) и приобрело компанию SyPixx, занимающуюся системами видеонаблюдения. В следующие пять лет Emerging Market Technology Group планирует выпустить 15 продуктов, которые не только принесут компании дополнительную прибыль, но и помогут существенно увеличить трафик через сети Cisco, а значит, повысят продажи сетевого оборудования. По сути дела, компания стимулирует собственный рост, инвестируя в себя.

«Количество цифровой информации, которое создается сегодня, наглядно показывает, насколько Интернет эффективен для сотрудничества и коммуникаций. Библиотеке Конгресса США понадобилось 200 лет на создание коллекции из миллионов книг, записей, фотографий, карт и манускриптов. Аналогичное количество цифровой информации сегодня создается каждые 15 минут. При этом, если задуматься, мы видим только верхушку айсберга. Yahoo уже проиндексировала многие миллиарды интернет-страниц, но еще больший объем информации спрятан от взгляда широкой общественности в корпоративных хранилищах. По некоторым оценкам, этот «скрытый Интернет» в 500 раз превышает размеры известного нам Интернета.

И это только виртуальный Интернет. Уже сегодня к Интернету подключено около 100 миллионов устройств, в своем большинстве — компьютеров. По оценкам экспертов, к 2010 году к Интернету будет подсоединено более 14 млрд. всевозможных устройств, а количество новых услуг, предоставляемых в режиме реального времени, сосчитать просто невозможно».

По мнению Чемберса, от конкурентов компанию Cisco отличает еще и метод генерации новых идей и вывода их на рынок. Собственный интернет-сайт компании под названием iZone позволяет сотрудникам предлагать новые продукты и обмениваться мнениями о таких предложениях. Таким образом реализовано уже 135 идей. Руководство компании принимает активное участие в отборе новаторских предложений и в разработке бизнес-моделей на их основе. «Мы создали в компании методологию, которая позволяет нам идти вперед со скоростью, недоступной другим, — подчеркивает Чемберс. — Пришлось потратить шесть лет на то, чтобы этот процесс работал без сбоев. Зато теперь в рамках наших программ переподготовки мы учим людей не только тому, как руководить сотрудниками, но и как работать в коллективе, чтобы решать проблемы быстрее и эффективнее».

Чемберс руководит компанией Cisco уже около 12 лет. Срок уникальный для США, где характерна активная борьба за выживание и частая смена руководства, особенно после краха рынка дот-комов. Чемберс имеет множество почетных званий: «Лучший руководитель в США», «Лучший СЕО (главный исполнительный директор) по взаимоотношениям с инвесторами», «Самый влиятельный человек в области коммуникаций». Он входит в совет директоров крупнейшей американской торговой сети Wal-Mart и уже много лет работает советником американских президентов по технологиям.

«Отличительной чертой завтрашнего доступа в Интернет будет мобильность. Люди смогут подключаться к сети из дома и с места работы, имея поистине незаметный доступ из машины, автобуса или поезда, гуляя по парку или сидя на пляже. Такая ситуация создает проблемы не только для разработчиков компьютерных решений, но и для педагогов, политиков, артистов, детей и профессионалов бизнеса. Наша задача состоит в том, чтобы донести возможности современных и будущих технологий до всех работающих в сети людей, чтобы улучшить их жизнь.

Технология — не панацея от всех бед, она никогда не сможет заменить крепкое рукопожатие или открытую улыбку. Сеть для людей только начинает свою работу, и мы должны быть готовы воспринять предлагаемые ею возможности. Сегодня все зависит только от нашего творчества и желания работать».

pic

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте