«KONSERVATORIYA RECORDS»: как и где создаётся качественный «sound»?
29 августа 2007
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

pic
Современный человек избалован техническим прогрессом и не может обойтись без его «плодов» на работе и в повседневной жизни. Интернет полон новостями о технических открытиях, которые не только удивляют, но и главное — делают нашу жизнь интереснее, удобнее, мобильнее.

Вот, например, в мае этого года в Японии поступил в продажу мини-телевизор, который крепится к дужке очков. Устройство представляет собой миниатюрный экран весом всего 27 граммов и позволяет смотреть изображения такого же качества, как на обычном телеэкране. Новинка может транслировать фильмы и клипы с портативного устройства типа iPod. (источник:www.toplist.ru).

Разве не здорово? Множество телеканалов транслируют безграничные возможности компьютерных новинок. Вполне возможно, что в недалеком будущем домашних питомцев будут заменять умные роботы, а собственная квартира будет полностью управляема человеком даже на огромном расстоянии с помощью микросхемы, встроенной в мобильный телефон (что, кстати, уже стало возможным в некоторых странах).

О том, как сказывается технический прогресс на работе современных звукорежиссеров, на каком оборудовании работают сегодня в звукозаписывающей студии «KONSERVATORIYA RECORDS» и как создается качественный «sound», мы побеседовали с ректором Государственной консерватории Узбекистана Дилорой Ахмедовной Мурадовой и заведующим кафедрой музыкальной звукорежиссуры и информатики, директором учебно-производственной студии звукозаписи «KONSERVATORIYA RECORDS» Мухиддином Насировым.

Но обо всем по порядку.

Intro

Каждый из вас наверняка знает, что консерватория — это высшее учебное заведение, где готовят профессиональных музыкантов, дирижеров, композиторов, исполнителей и т.д. Примером высокого профессионализма в музыкальном искусстве нашей страны может служить творчество выдающихся представителей музыкальной культуры Узбекистана. Композиторы Мухтар Ашрафи, Алексей Козловский, Георгий Мушель, Борис Гиенко, Хамид Рахимов, пианисты Николай Яблоновский, Рудольф Керер, исполнители на струнных и духовых инструментах Михаил Рейсон, Василий Пулатов, вокалисты Насим Хашимов, музыковеды Исхак Раджабов, Ильяс Акбаров — именно они сыграли немаловажную роль в историческом становлении консерватории Узбекистана.

Но мало кто знает, что изначально консерваториями назывались итальянские городские приюты для сирот. В таких приютах детей, помимо прочего, обучали музыке. Впервые такое заведение появилось в Неаполе в 1537 году. И только лишь в ХVIII веке консерватории сосредоточились именно на музыкальном образовании. К примеру, первая российская консерватория была открыта в Петербурге в 1862 году. Ее основателем был великий Антон Рубинштейн. А через 74 года (в 1936 году) была основана первая узбекская консерватория в Ташкенте.

pic

Государственная консерватория Узбекистана

Для справки:

Государственная консерватория Узбекистана — старейшее в Средней Азии высшее музыкальное учебное заведение. На сегодняшний день профессиональный потенциал консерватории составляет 49 профессоров, свыше 70 доцентов. 69 педагогов носят высокие почетные звания. Среди них народные артисты Узбекистана Саодат Кабулова, Тургун Алиматов, Захид Хакназаров, Исмаил Джалилов, Муножот Юлчиева, Насиба Абдуллаева, заслуженные деятели искусств Узбекистана Офелия Юсупова, Феликс Янов-Яновский, Ахмад Одилов, Тухтасин Гафурбеков, Равшан Юнусов, Дилором Амануллаева, заслуженные артисты Узбекистана Куванч Усманов, Баходир Салихов и многие другие. Их деятельность, признанная не только в нашей республике, но и в мировом музыкальном мире, приумножает славу нашей страны.

В настоящее время в Государственной консерватории Узбекистана и в Академическом лицее одаренных детей, образованном при ней, обучаются более 1200 студентов и учащихся. На шести факультетах и 22 кафедрах готовят музыкантов по следующим ступеням обучения: бакалавриат, магистратура, ассистентура-стажировка, аспирантура и факультет повышения квалификации.

(Подробная информация на официальном сайте Государственной консерватории Узбекистана — www.conservatory.uz)

pic

Мы застали ректора Государственной консерватории Узбекистана, кандидата искусствоведения, профессора Дилору Ахмедовну Мурадову вечером. Весь день она активно принимала участие в проходившем в консерватории концерте, посвященном творчеству выдающегося русского виолончелиста, дирижера Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Тем не менее полная энергии и творческого энтузиазма, Дилора Ахмедовна с удовольствием уделила нам несколько минут.

Дилора Ахмедовна на посту ректора консерватории с апреля 2005 года. Несмотря на небольшой период работы, ее по праву можно назвать вдохновителем и генератором идей и всего творческого процесса консерватории. Хотя быть руководителем престижного вуза нашей страны достаточно сложно, Дилора Ахмедовна справляется с поставленными перед ней задачами и всегда стремится к лучшему.

Деятельность учебно-производственной студии «KONSERVATORIYA RECORDS» Дилора Ахмедовна не только одобряет, но и всячески поддерживает:

— В нашей студии работают талантливые специалисты, обучается молодое поколение звукорежиссеров. Поэтому мы содействуем продвижению и развитию студии. Работа звукорежиссеров уникальна и неповторима. Это очень тонкий творческий процесс, над которым работают порой десятки людей. Профессия звукорежиссера требует глубокого понимания сущности творческого процесса.

«KONSERVATORIYA RECORDS» — учебно-производственная студия звукозаписи консерватории при кафедре музыкальной звукорежиссуры и информатики под руководством М.З. Насирова

pic

Мухиддин Насиров — доцент, заведующий кафедрой музыкальной звукорежиссуры и информатики, работает в консерватории с 1992 года. По профессии музыковед, занимался восточной (индо-пакистанской) музыкой, изучал языки, печатался в журналах. Читал лекции в консерватории по истории музыки, вел фольклорную практику. С молодости увлекался техникой, играл на клавишных инструментах, делал аранжировки. «Увидев и достойно оценив мои старания и творческие порывы, руководство консерватории поручило мне возглавлять кафедру музыкальной звукорежиссуры и информатики, — не без гордости признается Мухиддин Насиров.

Кафедра существует уже около 15 лет. Сформировал эту кафедру заслуженный работник культуры, звукорежиссер высшей категории Рихсихужа Сайфиевич Умарходжаев. По его инициативе и при поддержке нашего правительства при кафедре композиции был открыт отдел звукорежиссуры. С 2001 года отдел звукорежиссуры расширился и был переименован в кафедру музыкальной звукорежиссуры и информатики.

Профессия звукорежиссер: кто такой «sound man»? Мнение.

Для справки:

Звукорежиссер (звукооператор, тонмейстер; Tonmeister, Tonregisseur, sound man) — один из ведущих участников творческого процесса в тех видах и жанрах искусства, где используется электронно-акустическое преобразование звука.

pic

— Звукорежиссер должен уметь работать со всеми музыкальными жанрами, начиная от речи и заканчивая сложными симфоническими произведениями (оратория, кантата, опера, народный оркестр, симфонический оркестр) и т.д. Поэтому мы требуем от наших студентов уже с первого курса уметь читать партитуру, хорошо ориентироваться в жанрах, иметь представление о музыкальных произведениях мирового масштаба и поэтому берем на наш факультет студентов с музыкальным образованием.

Четыре года бакалавриатуры, два года магистратуры, и ты уже почти профессиональный звукорежиссер. С учетом нынешних возможностей обучения профессии «sound man(а)» при помощи новейшей технологии и качественной аппаратуры, которыми оснащена учебно-производственная студия звукозаписи консерватории «KONSERVATORIYA RECORDS», а также при поддержке профессиональных звукорежиссеров, работающих при студии, — и невозможное становится возможным. Главное — желание, стремление, творческая фантазия, трудолюбие и знания, без которых сейчас никуда. Это, правда, наше мнение, которое сложилось после плодотворной беседы с теми, без чьих усилий сегодня мы вряд ли наслаждались бы хорошей музыкой, качественным сведением и даже профессиональной аранжировкой.

— Мы непосредственно соприкасаемся с шоу-бизнесом, ведь многие наши студенты работают на телевидении, на радиостанциях, пишут и записывают музыку к песням многих отечественных исполнителей и даже сами поют. И этот факт не может не радовать.

Профессия звукорежиссера сравнима с профессией дирижера. Музыкальный мир настоящего не может обойтись без услуг, которые могут предложить профессиональные звукорежиссеры. Телевидение, радио, кино, театр, шоу-бизнес — везде присутствует музыка. А это значит, что во всех этих сферах должен работать звукорежиссер. Так как почти вся аудио- и видеотехника перешла на цифровой формат, работы для нас предостаточно.

Естественно, звукорежиссер должен разбираться в цифровой технологии на высшем уровне. Только в этом случае мы можем обеспечить нашим слушателям и кинозрителям качественный звук.

Наших студентов мы обучаем на самой современной аппаратуре, в чем вы сами сможете сегодня убедиться.

Технический контроль

В мире компьютерной аудио- и видеотехники, в сфере телекоммуникаций ежедневно придумываются и создаются все новые и новые шедевры. Для нашего с вами удобства производят MP3-плейеры с влагозащищенным корпусом, создают ультратонкий и гибкий OLED-дисплей с рекордным показателем глубины цвета, а для спортсменов и яхтсменов выпускают телефоны с прорезиненным корпусом. Мы, в свою очередь, стараемся не отставать от технического прогресса и используем все по максимуму.

— Я очень люблю свою работу, — делится с нами Мухиддин Насиров,- потому что она непосредственно связана с техникой и оборудованием. Могу часами работать на своем любимом компьютере. Сегодня личный компьютер — это то, без чего человек не может обойтись не только в работе, но и в повседневной жизни. Поэтому, помимо студии, я работаю и дома, причем привлекаю к этому процессу всех членов семьи. Несомненно, пользуюсь Интернетом. Это хорошая возможность узнать обо всем, что интересует меня в первую очередь в профессиональной сфере.

Технический прогресс сегодня настолько высок, что мы просто обязаны совершенствоваться, быть в курсе всего, что происходит в мире «саунда» (звука) и музыки в целом. Узнаем о технологических новинках посредством Интернета, поддерживаем контакт с преподавателями зарубежных вузов.

В 2004 году мы с нашим звукорежиссером Ботиром Юлдашевым ездили на повышение квалификации в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Это один из первых вузов, в котором начали обучать профессии звукорежиссера. Помимо этого, нашим преподавателям-звукорежиссерам дважды удалось побывать в Германии. В 2005 году Даврон Абдуллаев и Асрор Исаходжаев побывали на Международном фестивале саундтрэков в Кельне (Германия) «Soundtrack Cologne » («Саундтрэк Калоун (Кельн)»). Все это, несомненно, сказывается на качественном уровне работы отечественных звукорежиссеров. Мы повышаем свой профессионализм, обмениваемся опытом, придумываем и создаем что-то новое вместе.

Техническое оборудование студии

Микрофонная студия

В акустически обработанной микрофонной студии можно записывать в студийных условиях большие музыкальные коллективы, даже симфонические оркестры. Нынешняя студия создавалась три года. И с 2006 года «KONSERVATORIYA RECORDS» работает уже в модернизированной студии. Оформлением студии занимались сами сотрудники, дизайн тоже придумали сами.

pic

Стоит также отметить, что в 2002 году правительство Японии выделило грант для обеспечения консерватории звукоакустическим оборудованием и музыкальными инструментами. Фактически все новейшее профессиональное оборудование, предназначенное для работы со звуком, подготовки и обучения кадров, предоставлено нам по данному гранту.

pic

Пульт для связи исполнителя со звукорежиссером CURRENT/STUDIO CUE SISTEM model: SC6014

Колонки Yamaha MS400

Подарок ректора Государственной консерватории Узбекистана Дилоры Ахмедовны Мурадовой студии «KONSERVATORIYA RECORDS» — немецкий рояль AUGUST FO’RSTER

Студия звукозаписи

Электронное пианино CLAVINOVA (Yamaha)

Микшерный пульт Yamaha DM 2000. Это основной агрегат, к которому подключена вся аппаратура. Это сердце студии, потому что все операции выполняются через него. Данный пульт предоставляет большие возможности для работы со звуком.

Компьютер в студии Apple Mac G5

Обработка для голоса VoiceOne TC-HELICON

pic

Звуковые карты: интерфейс 96i и 192 (digi design), синхронизатор SYNC (digi design). В будущем мы планируем приобрести дополнительное видеооборудование. И с помощью данного синхронизатора записывать и озвучивать фильмы, делать саундтрэки.

Финалайзер t.c. electronic. Без данного агрегата сложно представить себе работу современной звукозаписывающей студии.

Микрофонный преамп Focus rite VoiceMaster Pro

Компрессор для ударных инструментов Focus rite Com Pounder

Процессор эффектов Yamaha SPX 990

Компрессор Yamaha

Система коммутации Patch Bay (коммутационная панель). Такой уникальной системы нет больше ни в одной студии в Ташкенте.

pic

Гитарный преамп Yamaha DG-1000

Рекордеры (студийные, профессиональные записывающие устройства):

CD Recorder SONY CDR-W66

Minidisk Recorder MDS-E12

DAT Recorder PCN-R500

Кассетник TASCAM 122 MK III

DIGITAL MULTITRACK Recorder D24

Цифровой «инженер звука», используемый при сведении DIGITAL MIXING ENERGINE DME 32

Колонки Yamaha MSP10STUDIO

По техническим параметрам оборудование учебно-производственной студии звукозаписи «KONSERVATORIYA RECORDS» не уступает современным мировым стандартам. Самые престижные и популярные студии звукозаписи используют в своей работе такое же оборудование. И это здорово.

Процесс работы в студии: как создается музыка, пишутся песни?

— В любой студии при записи музыкального произведения должны присутствовать музыкальный редактор, поэт, звукорежиссер и ассистент. Звукорежиссер, работая над произведением, должен очень хорошо разбираться во всех музыкальных жанрах, уметь чувствовать каждую ноту, каждый звук. В процессе работы желательно участие всех четверых, а в некоторых случаях и больше профессиональных специалистов.

Музыка должна быть «живой», а произведение записываться на одном дыхании, без перерывов. Исполнитель должен вкладывать в музыку и в слова свои душу и сердце. Тогда процесс работы становится интереснее, а итоги — плодотворнее и качественнее.

На долю звукорежиссера выпадает не только работа с «живым звуком», но и знание всевозможных технических «премудростей», с помощью которых получается качественное звучание. Запись музыки, песни — это лишь первая ступень большой и кропотливой работы.

Далее необходимо «очистить» произведение от фальши, поменять звуки при необходимости, что-то добавить, где-то убрать. Затем звукорежиссер занимается сведением музыки. Завершается процесс работы качественным мастерингом, предшествующим тиражированию готового музыкального продукта. В западных странах для мастеринга существуют отдельные студии, оснащенные специальным оборудованием. Мы тоже вскоре к этому придем, все дело во времени, а оборудования у нас хватает.

Качеством работы довольны все: и мастера, и исполнители. В студии уже побывали многие звезды отечественного шоу-бизнеса, которые стали добрыми друзьями консерватории.

Звездный БУМ в «консерве»

— Нашими услугами пользовались такие звезды эстрады, как Фарух Закиров, Абдулла Шомагурупов, Севара Назархан, Рашид Халиков, Сардор Рахимхон, и многие другие.

А недавно в нашей студии мы записали саундтрэк (музыку) к фильму «Shima» (в переводе с японского — «остров») совместно с нашим немецким коллегой. Это был очень интересный и увлекательный процесс.

Кроме того, наша студия предоставляет услуги по записи музыки различных жанров, выпуску и оформлению аудио СD-дисков, а также по созданию мультимедийных дисков. При этом важно отметить, что наша студия находится при кафедре музыкальной звукорежиссуры и информатики и является учебно-производственной студией. А это значит, что фактически 99% предоставляемых нами услуг и вся работа в целом происходит при участии наших студентов. Несмотря на это, нам доверяют. Ведь мы работаем на высококачественной аппаратуре и используем новые, усовершенствованные программы.

Проекты

— У нас очень много планов на будущее, есть несколько проектов, которые мы хотим воплотить в реальность. На сегодняшний день мало кто занимается серьезной музыкой. Я имею в виду классику, традиционную национальную музыку. Как звукорежиссеры мы должны работать со всеми жанрами: и с современной музыкой, и с классической. Мы ежемесячно пополняем фонд нашей фонотеки. Президентом нашей республики И.А. Каримовым нам была подарена «Танбурная нотация» («Танбур чизиги») макомов (маком — традиционный национальный музыкальный жанр) К. Хоразми. Один маком мы уже записали на нашей студии. Скоро намереваемся выпустить его большим тиражом. Это один из наших ближайших проектов. Кроме того, в прошлом году мы записали шесть клавирных концертов на произведения С. Баха. Их исполнял оркестр «Туркистон» под руководством Эльдара Азимова, где солировала Сайера Гафурова. Сайера была инициатором данного проекта. Во многом благодаря ее стараниям концерт удался на славу. Также к концерту нам удалось выпустить и диск, который смогли оценить почитатели высокой классики.

pic

Помимо этого, у нас есть огромное желание записывать традиционную музыку, музыку наших молодых исполнителей для музыкальных учебных заведений с целью пополнить музыкальный фонд для профессионального развития наших учащихся. Ведь мы занимаемся «оцифровкой» старинных музыкальных произведений и их частичным тиражированием для нашего учебного процесса.

В сотрудничестве с другими кафедрами консерватории хотелось бы записывать и выпускать электронные учебно-методические пособия. Этим вопросом мы занимаемся в настоящее время.

Я с уверенностью могу сказать, что в нашем деле все только прогрессирует. Мы не стоим на одном месте, постоянно совершенствуемся, придумываем что-то новое, повышаем свой профессиональный уровень. Это меня радует.

Известный российский звукорежиссер П.К. Кондрашин, спросив однажды, на каком пульте мы работаем, был приятно удивлен, услышав в ответ — DM 2000. Это большой прорыв в звукорежиссуре. На аналогичном оборудовании работают сегодня известные мастера во всем мире.

На сегодняшний день у нас три студии, профессиональный состав звукорежиссеров, в числе которых, помимо заслуженных мэтров, молодые талантливые звукорежиссеры Б. Юлдашев, А. Исаходжаев, Д. Абдуллаев, Б. Мадаминов, Х. Султанов и другие. В настоящее время мы можем качественно записать любой концерт и при этом сделать и видеосъемку. Благодаря поддержке и активному участию в различных проектах нашего ректора Дилоры Ахмедовны мы многого уже достигли и продолжаем двигаться только вперед. Ведь главное для нас — это качественный результат, которым будут довольны слушатели.

Нам остается лишь пожелать скорейшего достижения поставленных перед студией и консерваторией задач и воплощения всех творческих проектов. Мы рады были познакомиться с замечательными и интересными людьми, снова побывать в замечательном здании Государственной консерватории Узбекистана, где учатся будущие музыканты, композиторы, исполнители — все те, кто так или иначе будет связан с музыкой и шоу-бизнесом. И вполне возможно, что скоро мы расскажем вам об одном из таких людей.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте