I-Solutions, восьмой год на рынке информационных технологий, или в бизнесе самые верные — софтверные!
31 августа 2007
Рубрика: Интервью.
Автор: .

pic
Компания Intelligent Solutions отмечает 7 лет со дня рождения. Постоянные читатели журнала помнят, что в январском номере мы уже писали о компании и что на выставке «BEST SOFT UZBEKISTAN 2007» она получила приз за лучшее информационное обеспечение стенда.

На сайте журнала была заметка о том, как Intelligent Solutions встретила семилетие, о жизни коллектива — фильмах, клипах, работе и отдыхе. Используя семилетие как приятный повод, учитывая, что Intelligent Solutions — один из флагманов софтверной индустрии Узбекистана, решили познакомить читателей с компанией поближе, можно сказать, изнутри. Предлагаем вашему вниманию интервью с ведущими специалистами компании.

pic

Первый вопрос Елене Атлановой, исполнительному директору.

Скажите, пожалуйста, несколько слов о себе — читателям всегда интересна личность исполнительного директора. Где учились? Кем были «до…»? Кем мечтали стать в детстве? Есть ли время на какие-то увлечения? Знаю, что хорошо рисуете и мастерски владеете фотошопом — это по работе освоили или «для души»? Бывает ли, что по-женски плачете из-за неудач, или Вы «железная леди»?

Елена Атланова:

— Закончив факультет экономической кибернетики при ТИНХ, много лет работала в специализированном конструкторском бюро сначала в вычислительном центре, а потом перешла на управленческую работу. Рисовала с самого детства, в основном любила делать карикатуры. Если собрать все стенгазеты, которые я выпустила за всю свою жизнь, ими можно обклеить все стены нашего офиса. Фотошоп освоила наспех — хотелось делать сотрудникам нестандартные сюрпризы на день рождения.

Леди не «железная», но плакать себе не позволяю, это не в моем характере. Мечты детства, конечно, не сбылись, ну и слава Богу. Знаете, в моем детстве мечты были такие — например, поворот рек в Сахару или спасти революцию на Кубе. Увлечения плавно перекочевали в работу. Если рисовала когда-то акварелью натюрморты, теперь вывожу на дисплее только черно-белые схемы да таблицы, если ранее удавались стихи (были даже публикации в «Звезде Востока»), сейчас сочиняю в основном концепции и технические описания, сто лет назад любила играть на фортепиано — сегодня с таким же воодушевлением стучу по клавишам ноутбука. Наверное, вы скажете, что это очень скучно, но работа в компании — это весомая часть моей жизни…

Из сотен моих знакомых, вошедших в бизнес, на плаву остались единицы. Скажите честно: можно работать или сплошная борьба за выживание? Многие бизнесмены жалуются на таможенное, налоговое, городское и прочие давления — насколько эти страшилки правдивы?

Елена Атланова:

— Не скажу, что все просто. Но когда есть четкие и понятные правила ведения бизнеса и когда их соблюдаешь неукоснительно, работать удобно и комфортно. По налогам как разработчики ПО мы пользуемся льготами, что очень нас поддерживает.

Конечно, главный вопрос о том, как вашей компании удается успешно конкурировать на нашем рынке ПО, ведь он довольно насыщенный разными предложениями? Или Вы знаете волшебные слова успешного бизнеса — назовите первые три из них. И можете ли Вы назвать самых достойных конкурентов вашей компании?

pic

Азим Ташпулатов, заместитель директора по маркетингу и контрактам:

— Наша компания была организована в 2000 году. За этот период произошло становление компании — от двух десятков молодых программистов, объединенных общей идеей, до профессионального коллектива разработчиков автоматизированных систем. Сейчас в нашей компании трудится около 70 специалистов. Мы стараемся сформировать портфель заказов как минимум на два года вперед. Три года назад мы внедрили систему менеджмента качества, что очень помогло отточить основные и вспомогательные производственные процессы. Восприятие проблем наших заказчиков как собственных является некой философией компании, стремящейся в текущих проектах всегда оптимизировать поставленные задачи, исключая любые риски. Именно эти факторы и стали основным конкурентным преимуществом нашей компании. Из местных конкурентов одна из самых сильных команд это компания FIDO-biznes, хотя слово «конкурент» не слишком подходящее в этом случае, я бы, скорее, назвал эту команду соратником. Заветные для нашего коллектива три слова это: «Учиться работать, работать!».

Вы учились бизнесу? Заканчивали курсы или читали книги? Что Вам помогает выбрать верное направление, определить стратегию развития компании? Есть ли у Вас хоть какие-то данные о нашем рынке ПО — емкость, насыщенность, динамика — или Вы полагаетесь на интуицию? Ваше ПО внедряется и в других странах — как Вам удается конкурировать на международном рынке, ведь есть много, например, российских разработок в области банковских систем, документооборота и биллинга?

pic

Икром Алимов, руководитель департамента банковских технологий:

— Статистические данные по рынку ПО в основном черпаем из прессы. Информационные технологии развиваются не по дням, а по часам, поэтому приходится все время «держать нос по ветру». Компания немало вкладывает средств на повышение квалификации персонала. По управлению бизнесом учимся, не отходя «от станка». Наши менеджеры прошли тренинги «Управление проектами» по методике IBM. Однако интуитивные методы не отбрасываем, ведь интуиция — это квинтэссенция опыта. Свои системы мы внедряли в Казахстане и Таджикистане. Безусловно, российских разработок на рынке достаточно, но наши продукты по качеству не уступают, а сервис по сопровождению и консалтингу даже превосходит иностранные аналоги. Корпоративные клиенты компании ценят быстрое внедрение, внимательное обучение пользователей и экспертное обслуживание. Наши сильные стороны — это знание местных рынков и ориентация на импортозамещение в области информационных технологий, применение передовой технологии организации производства программных продуктов, полная адаптация разработок к специфике бизнес-процессов клиента, интеграция с другими системами, следование внутрифирменному стандарту ведения проектов с обязательным документированием и контролем качества.

Как Вам удается руководить большим коллективом (тем более, принято считать, что все программисты слегка «с приветом»)? Вы учились быть руководителем или это врожденный дар?

Елена Атланова:

— Исторически так сложилось, что работники нашего коллектива — от директора до уборщицы — изначально принимались на вакантные должности по конкурсу. Все мы прошли испытательный срок, каждый из нас не первый год знает и выполняет свои обязанности, правильно понимая личную ответственность. Поэтому руководить особенно и не приходится. Главная моя задача — поддерживать этот ритм работы и заниматься институционализацией выработанной долгосрочной концепции. Программисты — племя особое, умное, тонкое. В нашей компании нет силовых способов управления. Конечно, я училась в Москве по курсам «организация управления персоналом» и «управление проектами», самостоятельно изучала книги по стратегическому управлению и т.п. и даже начинала писать диссертацию, но живая работа зачастую ломала и продолжает ломать прописные истины. Только на практике мне удалось понять разницу между понятиями «обученный управленец» и «успешный управленец». Если интересно, поделюсь: обученный управленец делает вещи правильно, а успешный управленец делает правильные вещи. Вот и стараюсь делать правильные вещи.

Вы предлагаете только ПО, но оно же обычно связано «железом». Вы говорите заказчику, что он должен предварительно закупить оборудование с соответствующими характеристиками или сами участвуете в поставках? Это к тому, что сейчас очень модно говорить о «законченных решениях» — мантра такая. Вплоть до проводов и розеток. А у Вас, кажется, только ПО? Где баланс плюсов «решений» и «специализации»?

pic

Сергей Лыков, технический директор:

— Наша компания разрабатывает и поставляет законченные проектные решения для автоматизации бизнес-процессов предприятий и организаций любого профиля деятельности. Сами мы не закупаем «железо», а уж тем более не продаем. Однако рынок оборудования знаем досконально, у нас есть местные и зарубежные компании-партнеры по поставке техники и сетевому обслуживанию. Если клиенту удобнее заказать комплексное решение «два в одном» — мы выбираем поставщика оборудования по процедурам системы менеджмента качества и несем ответственность за общий проект.

А почему ваша компания работает на нашу страну, когда сплошь и рядом софтверные фирмы выбирают аутсорсинг и стараются дистанцироваться от местных задач и проблем?

pic

Гульниса Нурахунова, менеджер проектов:

— Во-первых, технологический процесс создания современного программного продукта расценивается учредителями и сотрудниками компании как некая Миссия, предполагающая объединить высококвалифицированные кадры региона, сократив, а впоследствии и сведя на нет так называемую «утечку мозгов». Во-вторых, наша компания за семь лет присутствия в регионе накопила довольно существенный стартовый капитал — успешный опыт разработки и внедрения крупных проектов, готовых к масштабному тиражированию именно в Узбекистане. У нас есть примеры многолетнего сотрудничества с такими корпоративными клиентами, как Национальная авиационная компания, ряд крупнейших в Узбекистане банков.
За спиной много успешно внедренных систем. А впереди еще больше работы, надеемся, что наша ставка на местный рынок окупится, став пропуском к реальным и устойчивым успехам коллектива.

Кто придумал название компании? Что вкладывалось в эти слова при выборе названия? Раньше, кажется, было другое? Работает ли присказка о том, что «как корабль назовешь, так он и поплывет»?

pic

Фарид Ахмеров, начальник отдела кадров:

— Первое наше имя (NCI) мы получили от учредителей компании еще в 2000 году.., а вот второе имя — Intelligent Solutions — придумывали всем коллективом, сами. Особенно тщательно выбирали логотип и девиз. Устроили конкурс, голосовали. Говорят, что раньше и люди несколько раз в жизни меняли имена — каждое новое имя отражало переменившееся к лучшему качество человека. Интеллектуальные решения — это именно то, что мы предлагаем на рынке своим клиентам. Нашими тотемами стали три слона разных весовых категорий — большой, средний и маленький, что символизирует как преемственность поколений в области IT, так и стремление охвата сегментов наших заказчиков — крупный, средний и малый бизнес. Девизом компании стали слова Кастанеды «Если хочешь что-то сделать, делай это безупречно».

Вопросы развития компании, стратегического выбора пути, приоритеты, общие схемы проектов принимаются коллегиально или авторитарно? Есть ли у Вас «внутренняя оппозиция», и если есть, то как Вы с ней работаете — конструктивно или «по-большевистски»?

Елена Атланова:

— Стратегические и проблемные вопросы мы решаем на научно-техническом совете. Нередко «верным курсором» начинаем идти только после долгих споров и обсуждений. Наша оппозиция существует, здорова и великолепно себя чувствует… Хороший способ принять оппозицию — встать на сторону оппозиции и посмотреть на проблему «оттуда» или временно «повесить ответственность за принятое решение» на плечи оппозиционера. Тогда мозги прочищаются и у тех, и у других, а в компании надолго воцаряется мир без скрытого сопротивления новшествам. Мы растем друг за другом, и это дает нам возможность управлять неуправляемым.

Вникаете ли Вы в каждую мелочь каждого проекта, вплоть до использования оператора goto, или выстроили пирамиду из менеджеров и руководителей проекта? Насколько далеки Вы от сотрудников? Может ли любой программист подойти к вашему столу и сказать: «А знаешь, какая идея пришла в мою голову…» или надо предварительно записаться у секретаря?

Елена Атланова:

— Нет демократичнее организации в городе, чем наша компания. Причин этому немало. Лично я пришла сюда с первого дня организации компании, и должность была — офис-менеджер. Приходилось заниматься всем и всеми. Поэтому тут меня знают «как облупленную» и «на козе» подъезжать не надо. И сейчас каждый сотрудник всегда может обратиться с любым вопросом. Я тоже могу, не вызывая человека к себе, соскочить с места и оперативно решить проблему. Однако панибратства у нас никогда не было. Будете смеяться, но мы приняли «Моральный кодекс компании». Проектов у нас десятки — каждым направлением управляет руководитель проектов по специальным документированным процессам и процедурам, внедренным в компании. Все менеджеры сделали карьеру внутри компании, в основном это бывшие системные аналитики или программисты, прошедшие специальную подготовку — наша гордость и ключевые люди, от которых зависит успешное внедрение сложных информационных систем, а в конечном итоге и наша стабильность.

Оказывается, незаметно перешли к вопросам о продукции. Документооборот… сколько музыки в этом слове для тех, кто понимает. Я лично имею отрицательный опыт от знакомства с проблемой — сам писал программу документооборота для небольшой организации, и почти ежедневно обнаруживались новые, неведомые ранее пути прохождения документов, зачастую не формализуемые. Все это росло и усложнялось, пока не решили, что проще отказаться от получившегося монстра. Сейчас на рынке функционирует множество систем электронного документооборота. Что кардинально нового может предложить система ЭДО, разработанная вашей компанией?

pic

Таира Салихова, менеджер проекта:

— Автоматизация документооборота, поставляемая Intelligent Solutions, претендует на «комплексный подход к автоматизации документооборота» на корпоративном уровне. В решении, реализованном нашей компанией, есть такие новшества, как организация библиотеки документов для размещения информации, полученной из сторонних источников (газеты, журналы, стандарты, сеть Internet), классификации и дальнейшего ее использования. Кроме того, организован чат внутренней переписки, предназначенный для коллективной работы над документами. Чат выступает мощным инструментом для увеличения скорости и повышения качества принимаемых решений на основе адекватного отражения реальной ситуации в управленческой модели.

Слышал, ваша компания предлагает биллинговые системы, а в настоящий момент в разработке находится новый проект для «Водоканала». Расскажите, пожалуйста, нашим читателям об этом.

pic

Соня Умеркаева, менеджер проекта:

— Требования к предполагаемой биллинговой системе специалисты треста «SUVSOZ» сформулировали на основе тщательного изучения современного местного и зарубежного опыта автоматизации крупных предприятий водоснабжения и водоотведения. Будущий биллинговый комплекс будет использоваться для проведения всего объема расчетов за предоставленные услуги в соответствии с условиями договоров и ведения учета оплат клиентами начисленных денежных сумм по выставленным платежным документам.

Внедрение проекта значительно сократит сроки проведения расчетов, исключит ошибки при составлении счетов, обеспечит оперативное представление технических, бухгалтерских и управленческих отчетов и справок, предоставит актуальные аналитические данные руководству предприятия. Ввод новой ИС в промышленную эксплуатацию позволит нашему заказчику поднять качество обслуживания, повысить оперативность и точность информации для жилищно-коммунального комплекса столицы, укрепить имидж предприятия в глазах абонентов и общественности.

Все, читателям, наверное, скучно о работе читать. Скажите лучше, как Вы считаете, Вас любят сотрудники или боятся? Проводите ли Вы всякие опросы или и так все знаете? Насколько важно для Вас знать мнение коллектива? Как Вы пополняете коллектив — по знакомству? Как отыскиваете талантливых программистов? Хорошие программисты хорошо зарабатывают — у Вас тоже? Какие есть дополнительные бонусы, кроме приятного коллектива и интересной работы?

Елена Атланова:

— Всегда чувствую, как ко мне относятся сотрудники. Меня не боятся, это уж точно! Я вот, честно сказать, боюсь. Сейчас поясню. Не секрет, что «утечка мозгов» в последние годы превратилась в огромную проблему. Квалификация нашего персонала высока, специалисты компании востребованы по всему миру. За 7 лет около 30 ведущих сотрудников уехали за границу. Наши, как мы их называем, «засланцы» теперь успешно работают на благо России, Америки, Германии, Австралии, Канады. «Утечку мозгов» не победить в рамках отдельно взятой компании, это глобальная проблема, которую необходимо решать в государственном масштабе.

Коллектив, конечно, пополняется, мы принимаем работников и, как вы говорите, по знакомству (если претендент отвечает необходимым квалификационным требованиям), но в основном — по конкурсу. Наши вакансии мы публикуем на сравнительно новом портале для подбора кадров — SuperJob (http://www.superjob.ru/). «По-звоночников» — нет и не было никогда! У нас есть свой резерв — некий «инкубатор», в котором отслеживаются молодые и подающие надежды программисты. Опыт показывает, что из такого инкубатора через пару лет вырастают способные, перспективные разработчики, на которых опять же растет спрос в солидных компаниях мирового уровня. Вот так и живем. Как в большом спорте — иностранные компании перекупают игроков. А растить новых ведущих игроков ой, как не просто. Компания делает все возможное и невозможное, чтобы нейтрализовать «утечку мозгов», обеспечить для нашего персонала достойное денежное вознаграждение, удобные условия для работы в офисе. У нас есть свои традиции, свой флаг, свой гимн. Есть команда увлеченных профессионалов, работать среди них приятно и интересно. Не все хотят уехать за «кордон» в поисках лучших условий, у многих тут и родина, и дом, и семья. Могу с уверенностью сказать, что лучше иметь первоклассного исполнителя и второклассную идею, чем первоклассную идею и второклассного исполнителя. Наш самый главный бонус — «опыт, сын ошибок трудных».

И последний вопрос, что бы Вы пожелали нашим читателям?

Елена Атланова:

— Спасибо за интерес к нашей компании.

От имени своих сослуживцев хочу пожелать читателям вашего журнала смелее смотреть в будущее и любое препятствие обращать в возможность. Куйте «железо», а софт мы разработаем и внедрим!

pic

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте