Технологии 3G: Huawei mStreaming — инновационная услуга, новые возможности и впечатления.

pic
Мобильное телевидение (mStreaming) — это многогранная инновационная услуга, которая успешно развивается во всем мире. Для того, чтобы получить наиболее полное представление о ней, давайте ответим на вопрос «Что такое мобильное телевидение?». Ведь в зависимости от того, с чьей точки зрения смотреть, можно подобрать различные для каждого участника рынка ответы, в этом и заключается многогранность этого сервиса.

Для абонента это возможность просматривать на экране мобильного устройства, подключенного к сети передачи данных:

1) Эфирные телевизионные программы.
2) Ролики (художественные и документальные фильмы, музыкальные клипы, передачи, спортивные соревнования, серии сериалов и другие виды контента), которые абонент может просмотреть по своему желанию, выбрав их из меню. Это так называемая услуга «Видео по запросу» (Video On Demand, VOD).
3) Возможость просматривать изображение, транслируемое с удаленной ВЕБ-камеры. Камера может быть установлена:
а) у вас дома и предоставлять возможность контролировать вашу собственность;
б) на транспортной развязке и демонстрировать ситуацию на дорогах (это поможет увидеть пробку своими глазами задолго до попадания в нее и соответственно сэкономить время);
в) в детском саду и показывать родителям, что делает их ребенок, с кем играет, чем его кормят, как обращаются и т.п.
г) в любом месте, где подскажет коммерческая фантазия контент-провайдера.
4) ТВ программы с возвращением по времени в нужную точку (Time Shifting). Это очень удобный сервис, который позволяет в случае пропуска любимой передачи, футбольного матча или сериала «вернуться» по времени и посмотреть контент, сохраненный на сервере с нужного вам момента.

Также для абонента это удобный способ «убить» время в процессе ожидания встречи, по дороге домой или на работу в общественном транспорте, в очереди к врачу… да где угодно! В том-то и прелесть мобильного телевидения, что оно является сервисом «мгновенной» доступности — начать просмотр можно уже через 5-7 секунд после того, как Вы возьмете телефон в руки, и, что немаловажно, сделать это можно где угодно! «Это очень здорово, когда ты можешь посмотреть телевидение в минуты отдыха», — сообщил молодой японский веб-дизайнер, который вообще не смотрел телевизор до тех пор, пока не приобрел новый телефон. «Я люблю смотреть, пока ем, потому что для этого не надо нажимать никаких кнопок».

pic

Для оператора мобильное телевидение может явиться высокоэффективным инструментом в борьбе с конкурентами, средством для увеличения постоянного снижающегося ARPU, привлечения новых абонентов и увеличения лояльности уже существующих, создания нового рынка и обеспечения занятия на нем крайне выгодных позиций (это обусловлено тем, что о создании монополии в этой области бизнеса в России говорить уже не приходится), также внедрение мобильного телевидения поможет оператору увеличить трафик, проходящий через сеть, и продвинуть свой собственный брэнд на рынке, грубо говоря, по стратегии «мы теперь не только «телефон», но еще и «телевизор»! Но для оператора существует ряд крайне тяжело решаемых вопросов: выбор поставщика программно-аппаратного решения, оценка его надежности, интеграции в свою сеть оборудования для предоставления этой услуги, решения вопроса с тарификацией (подключения к биллингу), поиска наиболее выгодной бизнес-модели, маркетинговой политики, рекламной стратегии, поиск ТВ-каналов, желающих заключить партнерские договора и начать вещание на мобильные телефоны и контент-агрегаторов, способных продвинуть эту услугу в широкие массы пользователей, предоставить новые виды контента для трансляции по запросу и сделать эту услугу более живой и востребованной пользователями. Но все эти вопросы являются решаемыми в рабочем порядке, особенно если учитывать то, какие прибыли приносит mStreaming операторам, внедрившим данную услугу у себя на сети.

Кстати, к вопросу о массовости мобильного телевидения… Для того, чтобы услуга была массовой и получила широкое распространение, необходимо обеспечивать гибкую тарификацию и предоставлять интересный контент. Под интересным подразумевается контент, который будет востребован всеми возрастными и социальными группами, соответствующий выбранной бизнес-модели и способам тарификации, то есть, если абоненты оплачивают трафик, то подключать для просмотра обычные эфирные каналы никто из здравомыслящих подписчиков не будет: зачем им нужно платить деньги за просмотр рекламы? И наоборот, если человек оплачивает абонентскую плату, в которую входит пакет эфирных каналов, за просмотр дополнительных будут доплачивать считанные единицы: зачем мне платить больше, если и так есть что посмотреть за 5-10 долларов, которые я ежемесячно выплачиваю за эту услугу? Также черезвычайно широкое распространение получат каналы, работающие на узкосегментированную целевую аудиторию: детские мультипликационные, новостные, каналы, передающие биржевые и финансовые новости, каналы, транслирующие художественные фильмы и сериалы, эротические и музыкальные клипы, короткометражные и юмористические ролики и спортивные события (например, выжимки голов из футбольных матчей) или экстремальные виды спорта. Эффективной может оказаться бизнес-модель, которую предложил директор департамента развития дополнительных услуг связи компании «МегаФон» Денис Ирз: он предложил ввести на первом этапе бесплатное мобильное телевидение, когда доступ абонентов оплачивается рекламодателем, затем в качестве второго этапа можно будет сделать стоимость фиксированной для определенного набора обычных эфирных каналов, то есть ввести абонентскую плату, которая будет включать в себя неограниченный доступ к заранее определенному количеству каналов, а затем, когда абоненты привыкнут к тому, что по телефону можно смотреть телевизор, когда сознание абонентов адаптируется к новым веяниям и достижениям техники, тогда уже можно будет подключать и развивать Premium Rate услуги с узкосегментированными каналами. Такой подход, когда абонент получает доступ к публичным телевизионным каналам бесплатно или за фиксированную абонентскую плату, особенно выгоден для всех: ТВ каналы получают дополнительную аудиторию, одновременно изменяется сознание потребителя, а оператор развивает и популяризирует новую услугу. Под развитием Premium Rate направления можно понимать, по словам Дениса Ирза, подключение специализированных каналов, трансляцию Reality Show, которые действительно становятся «Reality», так как абоненты могут в любой момент, независимо от сетки вещания ТВ канала, от возможности получить доступ к Интернету, в любой удобный для них момент, в любом удобном месте, активизировать ссылку, сохраненную в телефоне, и посмотреть, что нового происходит в его любимом шоу. Также подразумевается возможность трансляции событий как общественно-политических, так и спортивных, заказ пропущенных фильмов и сериалов (VOD), а также новостные ленты.

«Привлекательность сотрудничества с компанией Huawei заключается в том, что мы обеспечиваем комплексный подход: это означает, что мы не просто привозим, устанавливаем, подключаем и настраиваем оборудование, мы предлагаем различные бизнес-модели, удобные схемы оплаты оборудования, выгодных партнеров из числа контент-провайдеров, с которыми у нас партнерские отношения, и даем рекомендации по развитию бизнеса, ведь наше оборудование стоит в 18 компаниях по всему миру: богатый опыт позволяет давать незаменимые советы», — сообщил руководитель направления развития мобильного телевидения компании Huawei в СНГ Александр Омельченко.

Что следует отнести к целевой аудитории данной услуги? Опыт английского оператора сотовой связи О2 говорит о том, что эта услуга равновостребована всеми слоями населения: по результатам проведения тестовой эксплуатации в общей сложности 82 процента опрошенных представителей всех фокус-групп различных возрастных категорий и социального статуса выразили свою заинтересованность в мобильном телевидении, а 76% сообщили, что готовы пользоваться этой услугой в течение ближайшего года на коммерческой основе! Но не следует сбрасывать со счетов то, что О2 бесплатно раздал телефоны Nokia с поддержкой DVB-H и рассказал, как ими пользоваться, чем автоматически снял проблему с настройками. Итак, основываясь на зарубежном опыте, можно сказать, что будут затронуты все возрастные группы и социальные слои населения, но, опираясь на все тот же зарубежный опыт, можно заявить, что наибольшее проникновение будет среди мужчин от 18 до 30 лет, например в США 1,8% населения из этой группы подписалось на мобильное телевидение, предоставляемое различными операторами. Следующая по значимости группа — женщины, возрастная категория — та же. Проникновение 1,4%. В общей сложности среди этой возрастной группы наблюдается самый высокий процент проникновения — 3,2%. А если смотреть на вещи шире, то можно оперировать глобальными цифрами: в общей сложности в США абонентами мобильного телевидения являются 1,5% населения! Напомню, что по итогам переписи населения 2000 года в США проживают 280 миллионов человек (приблизительно в 2 раза больше, чем в России), и эти 1,5% составляют около 4,5 миллиона абонентов. Но и это не предел! По результатам социологических опросов, 13% населения выразили свою заинтересованность в этой услуге! То есть, по сути дела, их, эти 30 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК, можно расценивать как потенциальных абонентов.

pic

Orphus system