Стратегическое развитие предприятия.
30 октября 2007
Рубрика: Конференции, семинары и презентации.
Автор: .

pic
2 октября 2007 года в Ташкенте, в гостинице Le Grande Plaza, состоялся семинар российской компании ЗАО «АСКОН», посвященный решению проблем комплексной автоматизации производства. Участники семинара были ознакомлены с основными программными продуктами, разработчиком которых является компания. «Компас», «Вертикаль», «Лоцман» — вот основная линейка предлагаемого программного обеспечения. Предлагаемое комплексное решение позволит вывести предприятие на новый современный уровень. Но принятие данного решения требует от руководителя стратегического мышления.

Что считать «стратегией», или «стратегическим развитием предприятия»?

Выход на новые рынки, освоение новой востребованной на рынке продукции, приобретение новых активов, внедрение автоматизированных систем — это и есть стратегия. Но любая стратегия требует немалых инвестиций. Но эти суммы будут в десятки, а то и сотни раз меньше потерь, которые предприятие получает в результате недооценки своего бизнеса. Хотите, чтобы ваш бизнес хорошо оценили, а предприятие как управляемое, с которым можно вести бизнес без высоких рисков, инвестируйте в качественные преобразования в автоматизацию производства. При этом системы, о которых пойдет речь, позволят пользователям работать головой, а не руками, и их отдача (окупаемость) существенно возрастет.

Возникает вопрос: как же все-таки внедрить автоматизированную систему и потратить на это ровно столько средств и времени, сколько необходимо для вашего конкретного предприятия?

Может показаться странным, но ключ к ответу кроется в самом вопросе.

Внедрение автоматизированной системы — это ПРОЕКТ, то есть деятельность, направленная на достижение определенной цели в рамках временных и бюджетных ограничений.

Причем проект не столько технический, сколько организационный, так как предусматривает перестройку (иногда довольно значительную) бизнес-процессов и всей системы управления предприятием. От того, учтете ли вы при реализации проекта все его особенности, и зависит, будет он успешным или нет.

Инициатор проекта

Главным участником любого проекта является его инициатор — заказчик.

Часто инициатором проекта являются сотрудники функциональных отделов (главные конструкторы, главные инженеры проектов, главные технологи, производственные службы, отделы информационно-технологического обеспечения и т.д.) Но даже в случае, если инициатива исходит от руководства предприятия, как правило, функции заказчика делегируются руководством сверху вниз. Поэтому заказчиком выступает либо связка «функциональный отдел — отдел информационных технологий», либо кто-то один из них.

Такой подход не совсем правильный, так как сотрудники данных подразделений видят проблему «узко», в рамках своей предметной области. В результате такой «автоматизации» могут быть автоматизированы службы по отдельности, но не будет единой информационной системы.

Более того, внедрение автоматизированной системы должно проводиться по инициативе сверху, так как этот процесс требует изменения сложившегося порядка ведения дел, стереотипов сотрудников предприятия.

Если заинтересованность в проекте со стороны руководства отсутствует, то вероятность его успеха крайне мала.

Начало проекта

Заказчик часто склонен считать началом проекта момент заключения договора с разработчиком программного обеспечения. Заказчик зачастую не уделяет должного внимания этапу планирования проекта.

Насколько успешно будут проведены диагностика проблем предприятия и планирование проекта, настолько зависит успешное завершение всего проекта в целом.

В наших условиях диагностика проблем предприятия и планирование проекта должны проводиться заказчиком совместно с разработчиком программной продукции. Кроме собственно информационных систем, планирование проекта включает в себя управление ресурсами предприятия, моделирование бизнес-процессов, бухгалтерский учет и многое другое.

Цель проекта

Цель любой автоматизации — решение определенных проблем, поэтому их точное определение и есть отправная точка, с которой начинается автоматизация.

Пример из жизни.

С чего начинается лечение больного? С покупки лекарств? НЕТ! С диагностики.
Если врач поставит неверный диагноз, то следствием будет неправильное лечение, а точнее, отсутствие лечения.

Проведение комплексного обследования организации помогает выявить причины проблем и пути их решения. Его масштабы определяются масштабами предполагаемого проекта. Упрощает задачу проведение так называемого целевого внедрения. Для этого нужно решить ряд локальных задач. Такие проекты лучше поддаются денежной и качественной оценке, проще в реализации и позволяют распределить денежные затраты на большой отрезок времени.

Цели проекта должны быть не только четко сформулированы, но и иметь количественное выражение, например:

• увеличение объема производства
• снижение затрат на конструирование и проектирование на N%
• сокращение времени на разработку конструкторской документации и проектов на Z%
• уменьшение складских запасов материальных ресурсов на r%.

И так далее.

Стратегическое планирование

Следующий шаг — определение класса необходимой автоматизированной системы, а для этого следует сформулировать требования к ней.

Когда вы выбираете костюм, то заранее знаете его размер и стиль — деловой или спортивный, летний или демисезонный. Кроме того, рассчитываете, что этот костюм будет гармонировать с одеждой, которая у вас уже есть, и, что самое важное, он вам по карману.

При выборе автоматизированной системы и программ нужно использовать примерно тот же подход.

Автоматизация управления предприятием основывается на трех китах:

• технология бизнес-процессов
• программные средства
• технические средства.

Технология бизнес-процессов обеспечивает полноту формирования первичных данных и определяет конечные требования к организации всего производственного процесса на предприятии.

Программные средства предназначены для автоматизации производственного процесса, а технические средства являются необходимыми для работы программ.

Поэтому для того, чтобы определить требования к программе, нужно построить такую модель бизнес-процессов, которая включает в себя описание стандартов: материального, технологических процессов и документооборота.

Модель бизнес-процессов определяет требования к программе, а не наоборот. Более того, говоря о внедрении автоматизированной системы, мы говорим о внедрении нового бизнес-процесса (группы процессов), а сама автоматизированная система рассматривается как инструмент, который этот процесс поддерживает.

Важно учесть, что бизнес-процессы будут меняться по мере развития предприятия, и автоматизированная система должна быть гибкой и легко перенастраиваемой.

Экономический анализ

Любая автоматизация — это инвестиционный проект, основная цель которого — увеличение прибыльности предприятия за счет получения оперативной и достоверной информации!

Одну и ту же проблему можно решить разными средствами. Поэтому на следующем этапе необходимо определить экономическую эффективность инвестиций в построение автоматизированной системы предприятия. Автоматизированная система — это такой же инструмент, как и новая производственная линия, «сотрудники с калькуляторами», и т.д.

Автоматизированная система сама по себе не повышает прибыльности предприятия. Она может повысить эффективность и ускорить процесс обработки данных, может предоставить информацию для принятия решений. Увеличивают прибыльность эффективные решения на основе этой информации.

Использование «КОМПАСА» для конструкторской подготовки производства увеличивает производительность труда конструктора как минимум в два раза, освобождая от рутины и открывая возможность для творчества.

Основные проблемы, которые решают современные системы управления инженерными данными — такими, как наш «ЛОЦМАН», можно обозначить понятиями информационного и функционального хаоса, то есть такого состояния предприятия, когда непонятно, где и какая информация хранится, для чего она может использоваться, и кто и что делает на этом предприятии. Средства управления маршрутами документов позволяют преодолеть функциональный хаос, давая информацию о том, в каком состоянии находится обрабатываемый документ, кто ответственен за его подготовку, согласование и утверждение.

Вот мнение одного из пользователей нашей программы «ВЕРТИКАЛЬ»:

«Отсутствие единой интегрированной автоматизированной информационной системы раньше не позволяло корректировать в реальном режиме времени производственную программу, что приводило к возникновению сбоев в сборочном производстве, неритмичной работе цехов, снижению качества изготовления продукции, большому расходу материалов. Мы несли огромные издержки, сократить которые можно только с помощью IT-технологий». Использование «ВЕРТИКАЛИ» позволило:

• снижать запасы закупаемых материалов на складах
• эффективно использовать оборотные средства предприятия
• снизить незавершенное производство
• формировать исполнимую производственную программу с учетом загрузки мощностей
• совершенствовать процедуру нормирования материалов, а также трудозатрат
• формировать единый перечень используемых материалов
• более точно планировать заказы на закупку, что приведет к сокращению неликвидов.

Выбор поставщика

Очень важен выбор поставщика, компания «АСКОН» на рынке IT-технологий с 1989 года.

Основная цель работы нашей компании заключается в том, чтобы наши решения способствовали успеху вашего бизнеса.

Основные плюсы покупки нашего ПО:

• программа является тиражируемым продуктом, поэтому количество ошибок в ней минимально
• разработчики регулярно выпускают обновления версий программы, добавляют в него новые функции, которые предоставляют пользователям бесплатно или за символическую плату
• существует разветвленная сеть организаций, которые занимаются внедрением и сопровождением данной программы.

Риски

Кроме стандартных рисков, присущих всем реализуемым проектам, внедрение автоматизированной системы характеризуется своими местными особенностями:

• отсутствие четких целей проекта
• отсутствие этапов предварительного изучения и планирования
• высокая зависимость от внутренней структуры организации заказчика и от лояльности персонала в частности
• неслаженная работа участников проекта.

Все эти риски вызваны как отсутствием системного подхода к разработке таких проектов со стороны заказчика, так и несформировавшейся инфраструктурой рынка.

Свести влияние рисков к минимуму позволяет применение методов управления проектами.

Управление проектом

Управление проектом — это деятельность, направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях времени, денежных и других средств, а также качества конечных результатов проекта.

На практике чаще всего используется упрощенная схема управления проектом:

1. Предпроектное обследование.
2. Составление технического задания.
3. Проектирование.
4. Обучение.
5. Внедрение.
6. Сопровождение.

Резюме:

• обязательно осуществлять проект комплексно, при четком осознании руководством его необходимости
• необходимо правильно определять цель проекта
• обязательно наличие соответствующего технического обеспечения
• необходимо учитывать текущий уровень автоматизации на предприятии — наличие и состояние справочников, номенклатурных номеров материальных производственных запасов, описание производственных маршрутов и процессов и т.д.
• обязательна достаточная компьютерная грамотность персонала
• от своевременного овладения программным обеспечением зависят результативность и качество работы конкретного сотрудника, а значит, и его материальное благополучие, и карьерные перспективы на предприятии. Очень важно осознание персоналом того, что система будет внедрена и этот процесс необратим.

Представительство ЗАО «АСКОН»
в Республике Узбекистан
тел/факс: (371) 276 99 60
e-mail: tashkent@ascon.ru
web: Версия для печати

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте