День рождения форума

pic

Исполнился год со дня открытия форума Центра UZINFOCOM http://uForum.uz. Мы и раньше сообщали о годовщинах и юбилеях разных проектов, но тут случай особый.

За год существования этот форум во-первых, коренным образом изменил ландшафт сайтов и форумов Узнета, во-вторых, сделал открытыми, прозрачными и обсуждаемыми все аспекты жизни Узнета, в третьих, задал планку технологического обеспечения комфортного общения. И еще много полезного и интересного задумано, обсуждено и воплощено благодаря форуму.

Вообще говоря, у форума два дня рождения. Первый, отмечаемый ныне, 16 ноября, когда он открылся именно как форум Центра UZINFOCOM для обсуждения работы Центра. Тогда и адрес был другой, многие помнят, наверное, http://forum.uzinfocom.uz. И второй день рождения считается 15 марта 2007 года, когда он был преобразован в объединенную форумную площадку, объединяющую форумы различных организаций и компаний. Тогда же форум поменял имя – получил модную ныне приставку «u» и стал называться uForum. На самом же форуме было предложено найти наилучшее толкование этой приставки, остановились на слове «ubiquitous», что переводится как «всепроникающий» или «принимающий во всем участие». Сама буква совпала с фрагментом логотипа Центра (а может, так и было задумано), что удачно обыграно в иконках. Еще хотелось бы пояснить, почему именно «u» — модный префикс. Устроители августовского семинара «u-Connect 2007» отметили, что сейчас вместо приставки «е-», символизирующей» электронную составляющую технологий (е-правительство, е-банкинг, е-медицина и т.д.), все больше говорят о высокой степени проникновения данных услуг, и все чаще «е-« меняют на «u-« (ubiquitous – всепроникающий (анг.).

Второй день рождения «узаконен» решением жюри «Интернет-фестиваля национального домена .UZ», присудившее uForum’у призовое место в номинации «Открытие года».

pic

Самое главное, что uForum – это не просто сообщество и «лужайка» для общения, это и рабочий механизм для разных мероприятий. Многие идеи, прежде чем воплотиться, «обкатываются» в обсуждениях на форуме, рассматриваются с разных сторон, освещаются разными взглядами и аргументами. Например, все акции и конкурсы Центра обсуждаются, сначала пожелания и предложения, причем все толковые предложения сразу принимаются, и сами акции проистекают на страницах форума. Также, хороший пример, во время проведения Интернет-фестиваля, не только открыто обсуждался его ход, но был создан закрытый раздел для работы жюри, позволивший оперативно решать текущие вопросы.

Все-таки хочется вспомнить, с чего начиналось, например, мое «вхождение» в форум. Попав на него практически сразу после создания, я приятно удивился обсуждаемости вопросов, связанных с доменными именами. Потому что во времена монополии Томаса и в течение года после передачи регистрирования шести регистраторам практически никакой информации, кроме цены, о регистрации не было, ходили слухи и всякие догадки о том, что делается с доменными именами. И вдруг – так внезапно – все открыто и доступно, все обсуждается, обо всем можно спросить и получить нормальный ответ, не отговорку. Мало того, все предложения форумчан рассматривались и самые толковые тут же принимались к исполнению. Все это, кроме всего прочего, еще и очень интересно, причем, были такие вопросы, с которыми без юриста разобраться было невозможно. Вопросы приоритета, имен, совпадающих с чужим фирменным наименованием, имена, совпадающие с географическими названиями, однобуквенные имена, некрасиво звучащие, точнее, неблагозвучные имена, доменные имена для иностранцев – это лишь небольшая часть интереснейших обсуждений. В течение нескольких недель ситуация перевернулась на обратную – если раньше наша доменная зона была одной из самых закрытых (меня, например, знакомые из Рунета просили узнать правила регистрирования), то теперь обстановка вокруг доменного имени .uz самая открытая по сравнению с любой другой зоной. Даже если кому-то не хватит подробных диаграмм, статистики, списка последних зарегистрированных доменов (по просьбе форумчан передается на RSS) на http://cctld.uz, то всегда можно задать вопрос на форуме, обсудить его и обязательно получить обстоятельный вопрос. И по всей статистике, диаграммам, отчетам – советы и пожелания по ним в форуме приветствуются, многое из пожеланий внедрено, что-то дожидается своей очереди. И, конечно же, не замирают вечно актуальные обсуждения – продавать ли доменные имена иностранцам для последующей перепродажи? Отбирать ли имена у нарушителей с запрещенным содержанием сайтов, кто и как определяет степень «запретности», насколько силен приоритет на имена у владельцев торговых марок, давать ли месяц на занятие домена до оплаты его и так далее.

Перед собранием регистраторов для решения общих вопросов повестка собрания обсуждается, хорошие вопросы, предложенные форумчанами, включаются в повестку, по ним будет приниматься решение.

Еще интересны все вопросы, связанные с провайдерами. Крупные провайдеры имеют свои разделы, им можно задавать вопросы, но особенно интересны общие проблемы – связанные с внешним каналом, с работой Узбектелекома и ТашТТС, с точкой обмена трафиком TasIX, с внутренними ресурсами провайдеров, с юридическими аспектами отношений между абонентами и провайдерами, с этикой отношений между провайдерами. Самые интересные вопросы, навскидку – построение децентрализованной файлообменной сети в Узнете, снижение цены доступа к внутренним ресурсам Узнета, по каждому вопросу столько неожиданных и интересных мнений – форум читается как захватывающий детектив. Особенно хочется поблагодарить Алишера Умарова — начальника отдела проектирования и монтажа сетей ТашТТС. Регулярно Алишер разъясняет обстановку с телефонной связью и каналами связи в Ташкенте, отвечает на вопросы по сервисам и изменениям, что особенно важно в период перевода аналоговых АТС на цифровые и замену телефонных номеров. Хороший пример всем службам. К сожалению, так и не дождались присутствия на форуме представителей Узбектелекома, TasIX, ЦНТМИ, ГИС и ЦЭМС.

pic

Благодаря форуму стала доступной и открытой Служба реагирования на компьютерные инциденты UZ-CERT. Посетители не только могут получить консультации, но и реальную помощь – мне, например, советы с Форума специалистов Службы позволили справиться с заражением Арбуза трояном – самостоятельно бороться с такой проблемой не так уж просто. Еще важная инициатива – на форуме выкладывается и ежедневно обновляется список зараженных сайтов Узнета, посещение которых не рекомендуется. (По просьбе форумчан этот список можно транслировать в формате RSS и просматривать выбранными вами средствами.) К сожалению, владельцы зараженных сайтов частенько и не знают об опасности свих сайтов для посетителей и никаких мер не принимают. В связи с чем возникло интересное обсуждение – что делать с такими сайтами, было высказано много интересных предложений.

Один из интересных и важных разделов — Общественной образовательной сети ZiyoNET. Каждый может поучаствовать в обсуждении образовательных проблем – применении ИКТ и Интернета в обучении, создание электронной образовательной библиотеки, о преподавании информатики в школах, об учебнике информатики. Есть раздел об учителях, там воспоминания форумчан о своих учителях и обсуждение проблем учителей. Также Сеть «Зиёнет» проводит акции (конкурс на лучший школьный сайт, на лучшую работу преподавателя и так далее), они также активно обсуждаются в форуме. В работе форума принимают участие учителя и сотрудники организаций, связанных с образованием. Важность обсуждений трудно переоценить – так называемый «коллективный разум» позволяет находить оптимальные решения для непростых ситуаций.

pic

Вообще говоря, это не просто форум, а форумная площадка, предлагающая разным организациям размещать на ней свои форумы. Выгоды очевидны – защищенность от внешних атак, поддержка и копирование базы данных, обновление версий движка форума, постоянные доработки и улучшения среды общения, общие для всех форумов. В настоящее время на площадке расположены форумы Центра подготовки и поддержки молодых специалистов, «Компьютерного рынка Узбекистана» http://pc.uz, планируется наполнение созданного форума АСИ. Идея многообещающая, когда все форумы ведомств и учреждений заработают в полную силу это и будет частью вожделенного долгожданного е-правительства.

Еще необходимо сказать о присутствии вендоров – крупнейших мировых ИТ-компаний, работающие в Узбекистане. Это Microsoft, Hewlett-Packard и Fujitsu Siemens Computers. Создан также раздел Intel, но пока не заработал. А представители первых трех всегда готовы ответить на вопросы по их продукции, выкладывают «свои» фирменные новости для обсуждения. Особенно популярен раздел представительства корпорации Microsoft, ибо так уж сложилось исторически, что мы все пользуемся ее продукцией и обсуждение вопросов использования нелицензионного программного обеспечения, электронного документооборота, коммуникационных бизнес-пакетов и особенно средств разработки без представителей гиганта не имеет смысла.

Приятную комфортную обстановку создает постоянная доработка движка и компонентов (шаблонов, стилей) форума. За что особое спасибо администратору Эльдару Ишимбаеву. Почти все толковые просьбы и пожелания воплощаются, есть даже специальный раздел форума, в котором отслеживаются все изменения и дополнения. Из самых последних – можно указать в профиле ссылку на социальную сеть «Моймир» — в дополнение к иконкам Yahoo!, Skype, МойКруг, Люди Узнета, ICQ и ЖЖ. А еще недавно по многочисленным просьбам появилась возможность скрытия разделов, не интересных для зарегистрированного посетителя. Уникальная возможность поблагодарить за содержательное сообщение задействована только на uForum’e, это удобно, к этому привыкаешь, и этого уже так не хватает на других форумах. Есть, правда, давние пожелания, так и нерешенные пока из-за сложности – например, в «последних сообщениях» не видно «мои» сообщения (в других форумах видно) и малая вложенность цитирования (на других форумах 3 или 4) иногда не позволяет сориентироваться в обсуждении. Но, в целом, обстановка с точки зрения технологии и проработка мелочей настолько хороши, что, общаясь на других форумах, непроизвольно начинаешь ставить администраторам в пример uForum с просьбой сделать именно так.

Важнейшей особенностью форумной площадки является стремление администрации привлечь к работе руководителей различных учреждений и ведомств. К сожалению, этот процесс идет пока не так быстро, как хотелось бы. Первым из руководителей подал пример Заместитель Генерального директора УзАСИ Асаджон Азатбекович Ходжаев, он принял участие в разъяснении вышедшего закона о лицензировании онлайновых СМИ, в обсуждении своего ВУЗа и других темах. Общается также на форуме Шухрат Каюмов, работающий в Кабинете министров, он как раз дал предложения в обсуждении темы «Мотивация госорганов для участия на форуме». Особенно хотелось бы видеть среди участников работников хокимиатов и всех структур, связанных с ИКТ. Есть уже представители комплекса ЖКХ и их ветка всегда полна новыми сообщениями. Каждое разъяснение спорных вопросов от Хафизова Алишера, заместителя Генерального директора Узбекского республиканского агентства по авторским правам непременно «обрастает» благодарностями форумчан. Приятно видеть также сообщения IT-директора компании «МТС-Узбекистан» Азиза Рахимова и других руководителей.

Всем знаком известный вопрос сетевого общения – как лучше общаться – под собственными именами или под никами? Тут пересекаются два непримиримых подхода – часть пользователей готовы выступать только под ником, не желая «светить» свое имя. С другой стороны, для серьезного обсуждения, нацеленного на конкретный результат, необходимо знать собеседников – имя, должность и место работы. Общаясь от своего имени, участник обсуждения ответственно подходит не только в подбору аргументов, но и к форме подачи своих мыслей. Проблема оригинально решена на uForum’e – создан механизм, так называемый, OpenID, или другими словами «открытая регистрация под своим именем». Участник, желающий общаться солидно и ответственно, указывает имя, фамилию, должность, выставляет фотографию. Если участник не знаком администрации, то его OpenID должен подтвердить кто-то их утвержденной группы OpenID. Таким образом на форуме есть две группы пользователей – «опенайдишники», выступающие открыто и ответственно, и те, кто скрывается за никами. Переход «ников» в «опенайди» приветствуется и поощряется администрацией форума, в недостижимом идеале хотелось бы всех видеть под своими именами.

Все предыдущее описание приведено для того, чтобы показать мощь и удобство общения на форуме. Но этого мало, описание не передает всей трогательности и волнующей затягивающей силы общения. Как это обычно бывает в крупных сообществах, посетители, пришедшие для решения своих вопросов с доменными именами или с провайдером, остаются на форуме, заходят в другие разделы, создают новые темы. Форум постепенно перерастает задуманные рамки, появляются новые, «незапланированные» темы – о любви, о «четвертом измерении» — совершенно не относящиеся к проблемам ИКТ. С одной стороны ориентироваться в потоке сообщений все труднее. С другой стороны, форум перерос формальные рамки «айтишного» форума, и превратился в сообщество друзей (не смотря на жаркие споры) и единомышленников. Уже трижды форумчане собирались – в августе председатель редколлегии нашего журнала А. Сучков организовал у себя дома плов для форумчан, в октябре Ахадбек Далимов, представитель Microsoft, накормил сообщество пловом в чайхане на Бодомзаре, в ноябре форумчане отметили годовщину и итоги конкурса «Мисс Форум» в Боулинг Клубе.

pic

Конечно, никакое виртуальное общение не заменяет живого, на встречах с удивлением узнавали участников, знакомых лишь по никам, и, не смотря на запреты и договоренности, начинали обсуждать производственные проблемы, намечать совместные проекты. Все, конечно, с шутками, с призами, сюрпризами вперемежку с тостами.

pic

Вернемся, однако, к форуму. Нельзя не сказать и об обсуждении Национальной информационно-поисковой системы (с рейтингом, каталогом, статистикой) www.uz . Все ошибки сразу же выкладываются посетителями на форуме – и через некоторое время отчет об исправлении. Совместными предложениями и обсуждениями каталог, рейтинг и кнопочки привели в «надлежащий вид», посетители не дают разработчикам расслабиться. Это относится и к сети Зиёнет и к другим подразделениям Центра UZINFOCOM.

И еще важное замечание – все держится на директоре Центра Джалолатдине Рахимове. Именно он инициатор всех начинаний, поддерживает дельные предложения, сам создает рабочую и доброжелательную обстановку на форуме. Ему же приходится выслушивать претензии недовольных жестким модерированием, обиды наказанных за грубость – в общем, обычная судьба администратора большого сообщества креативных и амбициозных личностей. Специально для нас Джалолатдин Рахимов любезно согласился ответить на вопросы о форуме.

1. Думали ли Вы, открывая Форум, что он станет таким популярным? Таким ли он задумывался? Что из задуманного воплотилось, а что нет? Что в жизни форума стало для Вас неожиданностью?

С момента создания форумной площадки мы специально выбрали, так сказать, стратегию его развития, чтобы он действительно стал таким, какой есть. Но в части «набора» официальных представителей организаций, предприятий и государственных органов, а также их подразделов на площадке – задача не выполнена. Вы сами видите, что участникам форума не хватает «второй» стороны, оппонентов в хорошем смысле слова. Вопросов и предложений-то не мало.
В целом проект развивается как и предполагалось, то есть, мы не отходим от первоначальной цели – создание площадки (специально избегаю голой формулировки – форум) для более конструктивного общения, решения «наболевшего», общения лицом к лицу, как правило, в открытую, когда видишь (если так можно сказать) собеседника.

Не воплощенным остаются: низкий уровень присутствия представителей государственных структур (как регистрации, так и сообщений), также не появились, надеюсь — пока, их официальные подразделы. Это главные цели форумной площадки. Всем понятны выгоды от их достижения.
Если говорить о неожиданностях, то особо таковых нет. Возможно, излишняя нервозность участников в части жесткости правил, но, думаю, это временное, а с другой стороны, нормальное явление.

2. «Форумная площадка» — что это новое пока для нас явление означает? Поясните, пожалуйста, для тех, кто не знает об этом. Кто может к ней присоединиться? Все ли нынешние участники одинаково активные?

Целью проекта было создание не одного узкопрофильного форума, а инструмента для создания многих таких в едином информационном пространстве. Можно сказать, это проект хостинга форумов. При этом не просто место на дисках, а единое администрирование, обеспечение информационной безопасности силами службы UZ-CERT, наличие аудитории участников, удобный инструментарий, а в будущем еще и интеграция с другими ресурсами, что создает в конечном итоге удобства для конечного пользователя.
Присоединение к форуму всегда открыто для всех. Если же наличие большого количества разделов различной направленности начинает осложнять навигацию на форуме, то каждый пользователь по своему желанию может «отключать» для себя те разделы, которые его не интересуют. Таким образом, пользователь сам «собирает» себе тот форум, который хочет посещать.
В настоящее время, как я уже и заметил, похвастать большим количеством присоединенных разделов пока не можем. Есть в этом и наша вина – где-то не получается продвигать данную идею.

3. Насколько важен форум в работе Центра UZINFOCOM? Насколько помогает открытость – когда технические вопросы выносятся на всеобщее обсуждение? Была и польза от всеобщего обсуждения специальных технических и организационных вопросов?

Как руководитель Центра UZINFOCOM могу констатировать только положительные эффекты от данного проекта. Да, это создает дополнительную нагрузку, но в итоге мы выигрываем в повышении качества работ в первую очередь из-за хорошей обратной связи. Многих сотрудников Центра работа (общение) на форуме еще и дисциплинирует, учитывая, что они представляют там свою организацию.
А открытость обсуждения вопросов, особенно связанных с работой Центра, сложно переоценить. Мнение и предложения конструктивных пользователей позволяет быстрее и качественнее отрабатывать задачи. Мое мнение – лучше «получить шишки» при создании модели, чем при внедрении. А такой моделью и является опубликование проектов на определенной стадии. Мне нравится критика в наш адрес. Часто получается так, что наши сотрудники получают замечания не только от меня, но и от общественности. Тут уже сложно спорить.

4. Как Вам кажется – все ли сотрудники Центра разделяют Ваш оптимистичный настрой на открытость и прозрачность или они вынуждены «следовать за начальством»?

Вы правы, не все. На начальных стадиях приходиться любой проект толкать. Но со временем сотрудники начинают понимать выгоду. У нас хороший коллектив, и, как правило, понимание целей есть.

5. Не смущает ли Вас открытие огромного количества «не профильных» тем – о любви, о культуре, о четвертом измерении и т.д. – не в ущерб ли это основным технологическим разделам?

В начале это было проблемой для нас. Но сообщество не живет только «технологичными» темами. Нужно дать возможность общаться и на другие темы. Иначе можно было бы и не организовывать недавнюю игру в боулинг. Какое это имеет отношение к технологиям? Лучше мы постараемся создать все условия, чтобы была возможность поднять любую тему, и это не приводило к дискомфорту.

6. Как Вы оцените результаты попыток привлечь к работе на форуме руководителей ведомств, членов правительства, законодательных органов и работников разных госструктур? Что удалось, а что нет? Какие причины малой активности «государственных людей» на форуме?

Да, пока это проблема. Результаты оцениваю как неудовлетворительные. Хоть и с благодарностью могу отметить присутствие отдельных представителей, но хочу заметить, что им очень тяжело будет работать на форуме без поддержки своих коллег, учитывая, что участие на форуме требует времени и терпения. О причинах малой активности сложно судить. Но определенно это: наша низкая активность по информированию и разъяснению, дефицит времени у чиновников, где-то низкое использование информационных технологий в целом (компьютеры, Интернет, электронная почта). Также возможно изначальное негативное отношение к общению в Сети, в которой нормы этикета, культуры сильно занижены. Но всё меняется.

7. Как удалось за короткий срок создать вокруг Форума самое настоящее сообщество со встречами в реале? Многие подружились на форуме и начали сотрудничать. Есть ли секреты и рекомендации для других форумов?

Не хочется давать рекомендаций в данном случае. Мы сами новички. И у каждого проекта, в том числе форума, свои особенности. А встречи напросились сами собой. Здесь, думаю, погоду сделал уровень общения на форуме, когда участникам уже просто захотелось посмотреть друг на друга в реалии. Думаю, это здорово, когда Сеть не привязывает тебя только к монитору, общение не остается чисто виртуальным. Это еще одна цель форумной площадки – сделать нас ближе в реальной жизни. Общение на форуме – только проекция нашей жизни.

8. Как Вы выбираете баланс между дружелюбной, довольно свободной обстановкой на форуме и, в то же время, жестким и строгим модерированием? Какие рекомендации для других форумов и для своих модераторов?

Все как в обычной жизни. Форумная площадка открыта для любого общения, но с соблюдением элементарных правил уважения оппонента, этики общения. К сожалению, иногда вынуждены «награждать» пользователей штрафами за нарушения. Поверьте, это не доставляет удовольствия. Хочется, чтобы сообщество было самодостаточным, а потребность в модераторах – минимальной. Думаю, со временем всё урегулируется. Подавляющее большинство пользователей вполне корректно, за что еще раз и здесь выражаю им свою признательность.

9. Какие планы на будущее для Форума? Что пожелаете форумчанам?

Привлечение представителей государственных структур. Расширение круга обсуждаемых вопросов, проблем реально возникающих в жизни. Более того, развитие форумной площадки сильно зависит и от самого его сообщества. Так что, будем держать руку на пульсе.
Ну а всем форумчанам (хотя, почему-то, мне не нравится это слово) – неувядаемого интереса к жизни, большой энергии, взаимного уважения.
С уважением, ДЖ.

Спасибо за ответы, за то, что нашли время на них (я получил их в третьем часу ночи). Обратите внимание на подпись – «ДЖ», с легкой руки «ДЖ» на форуме прижилась корпоративная особенность Центра обращаться друг к другу по двухбуквенному сокращению – А. А Сучкова форумчане называют «АС», меня «ЕС» и т.д. – упрощает общение, без лишних букв и церемоний, при сохранении уважения.

С одной стороны хорошо, что есть яркие и сильные личности, на которых все держится, с другой стороны, всегда есть опасения, что когда они уйдут на повышение, все тихо остановится. Будем надеяться, что создастся механизм «непотопляемости» межфорумной площадки не зависимо от лидеров.

pic

Вернемся снова к форуму. Меня лично, например, кроме тем о доменных именах и провайдерах, очень интересуют обсуждения наших СМИ и споры вокруг авторских прав. Кто-то другой находит «любимыми» другие темы – всем есть о чем поговорить. Но рассказывать о форуме – все равно, что рассказывать, как приятно съезжать с горы на лыжах – чем слушать, лучше самому съехать. Это к тому, что форум открыт для всех, каждый востребован, условия для общения созданы.

Еще раз хочется обратиться к модерированию форума, все упреки и нервотрепка досталась уже упоминавшемуся выше Эльдару Ишимбаеву. Модерирование – сложная, неблагодарная и деликатная задача, так как надо применять штрафные санкции, выдавать предупреждения, выслушивать претензии и нарекания к действию модератора. С одной стороны это «рядовой» ежедневный ежеминутный труд по поддержанию среды общения в должном порядке, с другой стороны, компромиссы, желание «не переборщить» с наказаниями, не пропустить нарушения, не оставить безнаказанным хамство и оскорбления. Я попросил Эльдара ответить на несколько вопросов, он любезно согласился, не смотря на загрузку по работе, должность Эльдара — Ведущий специалист UZ-CERT.

1.Эльдар, как так получилось, что Вы стали администратором Форума? Предполагали ли год назад, во что это все выльется?

Год назад было принято решение открыть форум UZINFOCOM’а для освещения деятельности Центра, его подразделений, для онлайн общения, для открытого обсуждения вопросов. При открытии форума, адрес его выглядел как forum.uzinfocom.uz. 8 месяцев назад было принято решение объединить наш форум с форумом Центра поддержки и подготовки молодых программистов (ЦППМП). В тот момент и родилось новое название, так как площадка уже не была форумом именно Центра UZINFOCOM. uForum.uz стал объединенным форумом двух организаций, к которому постепенно стали примыкать и другие, что вылилось в то, что сейчас можно видеть. Во время его создания, мы даже и не думали, во что он может превратиться. А администратором форума я стал потому, что изначально мы занимались установкой, настройкой и поддержкой движка, ну и как-то само собой получилось, что к своим основным обязанностям, я получил дополнительную должность администратора uForum.uz.

2. Легко ли управлять такой лавиной, толпой ярких и амбициозных личностей? Поделитесь секретом, как Вам это удается практически без скандалов?

Все приходит с опытом, я думаю. Изначально было тяжело. Ведь каждый пользователь – это отдельная личность, со своей манерой поведения, своим мышлением. Все разные, поэтому подход нужен к каждому нестандартный. Читая посты каждого пользователя, начинаешь понимать человека, создаешь его зрительный образ, рисуешь психологический портрет. Для администратора и модератора главное – иметь объективное мнение, не скатываться во флейм и немного хладнокровия.

3. Провокационный вопрос. Если Ваш лучший друг или начальник, или любимый дядя нарушат правила Форума – получат ли они от Вас предупреждение? Не обижаются ли на Вас знакомые за твердость и принципиальность?

Честно говоря, таких случаев не было. Лучший друг или начальник знают и следуют правилам форума. Любимый дядя на форуме не присутствует :). Но, в случае нарушения правил форума, предупреждение или замечание выставлю любому. На форуме все равны — и по части получения привилегий и по части получения предупреждений. А если кто и обижался на меня за немного жесткое администрирование, то я об этом не знаю. Но в любом случае можно оспорить решение модератора в специальном разделе. Более того, существует и раздел для заблокированных пользователей, где можно подать апелляцию на выход из статуса заблокированных.

4. Публикация списков зараженных сайтов – невиданное в других доменных зонах явление. Помогает ли публикация списков обратить внимание хозяев на больные сайты? Принято какое-либо решение – что делать с зараженными сайтам, хозяева которых не реагируют на сигналы?

Однозначно, помогает. Вместе с публикацией списка зараженных сайтов, мы также отправляем личное уведомление владельцу сайта и его хостинг-провайдеру. В данный момент решение о действии над зараженным сайтом лежит целиком на хостинг-провайдере. Однако могу намекнуть, что Служба UZ-CERT разрабатывает некое решение для «проблемных» сайтов, которое, я надеюсь, мы скоро анонсируем.

5. Сейчас Ваш (наш) форум самый «навороченный» из всех виденных мною, в этом, прежде всего Ваша заслуга. Сложно ли это – разбираться в шаблонах и в коде? Не занимает ли все рабочее время? Интересно ли Вам это? Не раздражают ли придирки? (Кстати – нельзя ли, чтобы лента RSS отдавала не последние темы, а последние посты? Извините, и в интервью не удержался…)

Спасибо за комплимент по поводу «навороченности» :-). Скажем так, разбираться в коде форума мне помогают многие сотрудники Центра. Некоторые фишки форума – это не только моя заслуга, а работа целой команды. Мы стараемся удовлетворить потребности каждого пользователя, насколько это возможно. Придирки не раздражают. Меня вообще не раздражает здоровая конструктивная критика. Стараюсь сделать так, чтобы работа на форуме была удобна для пользователей в любых условиях, в любом месте, с любого устройства, при любой скорости передачи данных. Естественно, что работа с форумом не занимает у меня все рабочее время. Есть основная работа, есть дополнительная – стараюсь все успеть.

(Кстати, насчет RSS – сейчас пытаюсь решить этот вопрос, к сожалению, разработчики не предусмотрели нормальную отдачу фида, придется придумать что-то самим).

6. Что пожелаете форумчанам как админ и как активный участник обсуждений?

Пожелаю здоровых диалогов, получения ответов на свои вопросы и удовольствия от общения, уважения друг к другу, соблюдения рамок приличия. Ну и конечно же, не нарушать правил – от этого легче не только администраторам и модераторам, но и всем пользователям.

Спасибо за обстоятельные ответы, от лица всех форумчан желаю дальнейших успехов в модерировании и тюнинге форума!

pic

Для более полной картины, не одностороннего взгляда на форумную площадку, я задал вопросы некоторым участникам, предлагаю ознакомиться с ответами. Вопросы одинаковые для всех, поэтому опубликуем сначала вопросы, чтобы не повторять их, потом только ответы,.

1. Как Вы попали на uForum, почему остались, что Вас особенно в нем привлекает?
2. Помогают ли вашему бизнесу разделы вендоров?
3. В чем, по-вашему, успех и популярность форума?
4. Устраивает ли Вас модерирование или хотелось бы ужесточить или ослабить его?
5. Что пожелаете админам и всем форумчанам?

Первым ответил Джахонгир Хаитов, участвующий на форуме под ником cduz. У него претензии к модераторам, обоснованные, на его взгляд. На мой – не обоснованные, но он имеет право на свою точку зрения. Такие «неудобные» участники с одной стороны добавляют хлопот модераторам, с другой стороны, не дают им расслабляться, вынуждают более ответственно подходить к применению санкций.

1. Было несколько вопросов, связанных с регистрацией и администрированием доменов второго уровня в зоне uz. Евгений Скляревский порекомендовал uForum. Почему остался? Не задумывался даже. Я зарегистрирован практически во всех местных форумах, но не считаю себя постоянным посетителем какого бы то ни было из них.

2. Нет, не помогают. У меня деятельность не связана с информационными технологиями профессионально, скорее, пересекаюсь с ними как любой пользователь компьютеров.

3. Форум занял свою нишу в информационном пространстве. Реальной альтернативой был itforum, бывший const, но тот был более анархичным, что ли. uForum отличается жестким регулированием, которое имеет свои плюсы, но мне нисколько не импонирует.

4. Нет, не устраивает. Администрация иногда выступает с позиций фаворитизма, эмоционального неприятия чужого мнения, не совпадающего с «генеральной линией». Не блещет последовательностью в принимаемых решениях. Отдельные элементы практики регулирования форума (такие, как, к примеру, тенденция закрывать темы, которые, по мнению модераторов, исчерпали себя – ну и пусть исчерпали, вопрос может снова подняться и через месяц, и через два… На том же вышеупомянутом itforum есть обсуждения, длящиеся годами) по просьбам форумчан меняются в сторону улучшения, но эти меры не доводятся до сведения всех модераторов, и случаются рецидивы по уже обсуждавшимся вопросам. Модераторы отдельных тем, бывает, ведут себя как царьки в своих небольших владениях, зачастую слишком эмоционально. Всегда можно нахватать предупреждений за мнимые оскорбления администрации. Были случаи, когда администрация угрожала «неприятностями» за «камни» в их «огород» (испытал на себе). Но на мое мнение в этом вопросе не стоит полагаться как на беспристрастное – я сам считаю себя конфликтной личностью.

5. Администрации – успехов в их нелегком труде. Форумчанам – побольше обсуждений интересных и веселых. И всем вместе – здоровья и хорошего настроения.

pic

Слово для ответов предоставляется Ефиму Кушниру, Специалисту по корпоративным решениям представительства компании Fujitsu SIEMENS Computers GmbH в Средей Азии и на Кавказе. Обратите внимание, что отзыв Ефима о модерации противоположен отзыву cduz’a – вот ведь задача для модератора.

1. Я от знакомой узнал, что на каком-то новом форуме мой знакомый Эльдар Ф. вступил в жуткую перепалку с тогда ещё мне незнакомым Александром С. на тему компьютерных игр. Мне стало интересно, пришел, увидел сообщество, остался, пока не гонят :-)

2. Бизнесу напрямую — нет, т.к. я сюда пришел не работать и искать новых клиентов, а окунуться в атмосферу общения с культурными и тактичными людьми. Общению и настроению — да. Так как часть моей работы связана с моим настроением :-), то в итоге работе, косвенно, помогает.
Я свое присутствие на форуме расцениваю как обучение, т.к. многие оппоненты и собеседники чаще всего могут научить меня чему-либо, чем наоборот.

3. На форуме собрались высокообразованные, культурные люди. Многие — специалисты высшего класса в своей области деятельности. Мне приятно общаться в такой атмосфере, несмотря на то, что я иногда многого не понимаю :-).

4. В принципе, модерирование устраивает, но, на мой взгляд, иногда не хватает своевременной жесткости, а порой и жестокости к грубиянам и хамам. Админ не всегда успевает сказать «брек» и развести всех по углам.

5. Пожелаю здоровья, успехов в семейной и личной жизни :-)
Роста uForum до всепланетной величины, и успешного освоения космического пространства :-)

pic

На вопросы отвечает Эркин Кучкаров – менеджер по проектам ООО Sharifat.

1. Атхам Далимов заставил
2. Отчасти да, отчасти мешают
3. А есть успех и популярность?
4. Устраивает
5. Исполнения всех моих желаний :)

pic

Отвечает активист форума Илья Долгушин.

Конечно отвечу!
1. Вы послали, когда я обратился на itforum.uz с советом о доменах.
2. Однозначно — да!
3. В доброте, культурности, в большинстве случаев правильному пониманию, интересности собеседников.
4. Да, устраивает полностью.
5. Долгой жизни этого форума и всем нам!

Дядя Женя, вот за такой опрос Вам огромное спасибо!

pic

Ответы на вопросы Эльдара Фаттахова, регионального менеджера компании НР. Обратите внимание, что в ответе на самый интересный четвертый вопрос Эльдар говорит о таком важном явлении, как самомодерация.

1. «Благодаря» проекту ZiyoNet (с их сайта), так как компания HP несколько лет работает совместно с компанией Microsoft и Министерством Образования в проекте по использованию ИКТ в образовании.

2. Большой пользы я не вижу. Те аспекты, о которых хочется рассказать мне, не интересны участникам форума (сужу по наличию, а точнее — отсутствию) комментариев.

3. Успешность, по-видимому, связана с реальной востребованностью в общении. Вполне вероятно, что достаточно высокая активность форума связана также с некоторой временной переоценкой его возможностей по изменению чего-либо в нашей жизни (в том числе — в ИТ-сфере). Я не смотрю на популярность ресурса — мне это совсем не важно. Я даже не задумываюсь над таким показателем. Мне самому интересно здесь быть. В каких-то темах писать самому. В каких-то — быть только читателем (быть «наблюдателем за наблюдателем», как описывает этот процесс одна из моих одноклассниц, проживающая ныне в Штатах). Одной из важных черт форума, достойных всяческого уважения, считаю то, что достаточно большое количество участников не боятся показывать своё «истинное лицо» (Open ID).

4. Модерация, как процесс регулирования взаимоотношений на U-форуме, устраивает. Мне кажется, что

Orphus system