Применение мобильных интернет-технологий в дистанционном повышении квалификации кадров
22 ноября 2007
Рубрика: Технологии.
Автор: Абдушукур Абдуллаев, Евгения Федорова.

pic

Непрерывное повышение квалификации кадров на сегодняшний день созрел как актуальный вопрос для оперативного обновления знаний сотрудников в связи с научно-техническим прогрессом. На сегодняшний день не только организациям, но и сотрудникам организаций более приемлема форма повышения квалификации своих сотрудников непрерывно от производства. В развитых странах этот опыт активно используется во благо развития бизнеса.

Дистанционное обучение (ДО) прошло эволюцию от самого первого этапа — технологии корреспонденции до виртуального on-line-обучения. ДО позволяет людям любого возраста, независимо от их местонахождения, режима работы (образа жизни), приобрести необходимые знания и навыки, получив при этом базовое, второе, дополнительное образование или просто пройти курс повышения квалификации. Научно-технический прогресс предоставлял все новые возможности, более современные технологии для обучения. Если на заре зарождения ДО обучаемые, находясь на значительном расстоянии от преподавателя, учебного заведения, получали необходимые материалы по почте, а на консультации и экзамены приезжали в учебное заведение, то сейчас можно учиться в виртуальном университете даже за рубежом и сдать экзамены, не отходя от компьютера, подключенного к Интернету. Многие традиционные учебные заведения по всему миру, внедряя технологии ДО, выдают диплом, удостоверение или сертификат, равносильный документу, предоставляемому по окончании очного обучения. Существуют и консорциумы, объединяющие виртуальные учебные заведения мира. Желающие получить степень магистра в области информационных технологий, скажем, одного из учебных заведений Великобритании могут находиться в Сирии, а преподаватели по отдельным дисциплинам будут проводить свои лекции из Америки, Германии и т.д. Учебные программы, материалы предоставляются третьими странами.

Интернет открывает широкие возможности для получения доступа не только к информационным, но и образовательным ресурсам. В последние годы спрос на образовательные ресурсы растет и эта тенденция наблюдается по всему миру. Интернет-технологии позволяют не только общаться людям, но и качественно улучшить условия работы бизнеса. Бизнес, в свою очередь, требует постоянного повышения квалификации, что осуществимо через непрерывное образование. Непрерывное во всех значениях этого слова, то есть на протяжении всей жизни, без отрыва от основного рода деятельности, в любое время, в любом месте. Совокупность таких характеристик определяет on-line-обучение. Бесспорно, образование и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) подвержены конвергенции. Благодаря новым ИКТ развивается дистанционное обучение (ДО).

Среди богатого разнообразия технологий ДО выделим лишь направление, связанное с ИКТ (рис. 1).

pic
Рис 1. Дистанционное обучение на основе ИКТ: виды технологии

Какими преимуществами обладает ДО?
Применение мобильных технологий в организации дистанционного обучения создает ряд новых возможностей и преимуществ относительно традиционного обучения, в частности:
Учебный материал может быть доставлен адресату практически в любое время дня и в любом месте.
Теперь обучающийся за считанные секунды может получить учебный материал прямо на свой мобильник или через него на свой компьютер, выполнить задание, находясь вне офиса или дома. Учитывая все расширяющиеся функциональные возможности смартфонов и коммуникаторов, и тот факт, что они становятся неотъемлемым атрибутом современного делового человека, не трудно догадаться о широком размахе и распространении ДО в ближайшем будущем.


Проведение коллективного обсуждения отдельных заданий.

Режим конференц-связи и видеоконференций успешно может быть использован для оперативного рассмотрения и обсуждения некоторых заданий, проведения дискуссий, в том числе для коллективного тестирования.


Широкие возможности интерактивного взаимодействия.

Наличие возможности одновременной передачи и обмена текстовых, звуковых и видеоматериалов, а также сопровождение собственными комментариями создает ряд преимуществ по сравнению с предыдущими технологиями ДО.


Существенное сокращение периода обучения по учебному курсу.

Одним из важных преимуществ ДО перед традиционным является обучение в удобное для обучаемого время. Так, при ДО с использованием мобильного Интернета вариация этого удобного времени существенно расширяется, тем самым позволяет эффективно использовать пробелы между определенными по основной работе делами (на общественном транспорте, во время служебных командировок и т.д.).

Мобильный Интернет в странах СНГ стал использоваться в коммерческих масштабах с 2002 года. Это послужило очередным мощным импульсом в развитии конкурентной среды на рынке сотовой связи.

Пользоваться услугой «Мобильный Интернет», конечно, могут только владельцы сотовых телефонов, а их число в Узбекистане растет, можно сказать, в геометрической прогрессии. Если в октябре 2005 года впервые говорили о первом миллионе сотовых абонентов, к началу 2007 года их число составило 2,72 млн., а к началу октября 2007 года, то есть за 9 месяцев данный показатель вырос до 4,5 млн.

Среди причин роста абонентской базы сотовых операторов можно выделить возрастающий спрос на высокоскоростной доступ в Интернет («Мобильный Интернет») через мобильный телефон по технологии GPRS. В Узбекистане число пользователей данной услугой тоже начало развиваться.

Анализ показывает, что пользователи Интернета все больше отдают предпочтение высокоскоростному доступу на основе технологии GPRS. Вместе с тем возникает вопрос, по каким параметрам пользователи выбирают операторов? Среди ключевых параметров потребители услуг отмечают быстрый и надежный доступ в любое время и в любой точке, высокую скорость, низкие затраты.

Интернет без телефонной линии в любое время и в любом месте можно получить через подключение к услуге GPRS. Несколько слов о том, почему именно GPRS.
GPRS (General Packet Radio Service) — услуга пакетной передачи данных по радиоканалу. Данная технология применяет новый метод эффективной передачи пакетных данных по радиосетям. Пакетная коммутация GPRS работает аналогично пакетной коммутации IP, то есть данные расщепляются на пакеты и пересылаются разными путями по сети, затем снова собираются на принимающей стороне. При этом потенциальная скорость может достигать 115 Кбит/с. Однако скорость ограничивается возможностями сотовых телефонов, так как современные модели телефонов способны использовать до 2 каналов на передачу — около 14,4 Кбит/с и до 4 на прием данных — около 40 Кбит/с. Средняя скорость около 50 Кбит/с является распространенной, так как точки доступа поделены между множеством пользователей, а скорость соединения определяется общей загруженностью сети оператора. Справедливо заметить, что скорость выше, чем при dial-up-соединении, но значительно ниже выделенных линий.

Наряду с этим неоспоримое преимущество GPRS заключается в том, что оплата подключения производится исходя из количества переданной и полученной информации (трафика), а не времени. GPRS обеспечивает хорошие скорости передачи данных, постоянное соединение «всегда онлайн», устойчивость соединения, широкую поддержку приложений и сильные механизмы безопасности. Непрерывное соединение «всегда онлайн» устраняет задержки по времени, характерные для dial-up-соединения, связанные с установлением нового соединения с сетью, когда требуется передать или принять данные. Таким образом, можно сделать предположение о том, что в среднем операторы имеют одинаковые скорости и параметры надежности. Однако практика показывает, что технические параметры будут меняться в зависимости от региона.


Во сколько обходится такое обучение?

Для выхода в Интернет через GPRS, кроме сотового телефона, необходим компьютер/ноутбук или PDA (карманное устройство). Сотовый телефон, подключенный к сети оператора и поддерживающий GPRS, конечно, стоит не дешево (особенно комбинированные — телефон + компьютер). Но надежность и свободный доступ к Интернету требуют первоначальных затрат на хороший сотовый телефон, который в дальнейшем оправдает все ожидания и растущие потребности пользователя.
От стиля жизни, специфики работы, интересов и других индивидуальных особенностей пользователя во многом зависит то, для чего ему нужен Интернет и насколько интенсивно эффективно он его использует.

В настоящее время в Узбекистане несколько компаний (Uzdunrobita, Rubicon Wireless Communication под торговой маркой Perfectum Mobile, «Билайн») предоставляют высокоскоростной доступ в Интернет на основе GPRS и услугу WAP GPRS. При этом потенциальная скорость достигает 153 Кбит/с (http://www.mts.uz, http://www.cdma.uz, http://www.beeline.uz).

Естественно, возникает вопрос: «А не дорого ли такое?».
Стоимость услуг этих компаний отличается друг от друга, например: Интернет через GPRS (за 1 мб) в Uzdunrobita — 0,32 $, Perfectum Mobile — 0,05 $ — 0,10 $ (в зависимости от времени дня — соответственно в период с 23:00 до 7:00 и 7:00 до 23:00, «Билайн» — 0,30 $ с абонентской платой 0,03 $ в «Пакете трех услуг», в который входят: MMS, GPRS-Интернет и WAP-GPRS.

Первоначально кажется — такая услуга не каждому по карману. Но учитывая высокий темп развития и совершенствования технологий мобильной связи, конкуренции в оказании услуг и, конечно, снижение стоимости услуг в обратной пропорциональности, уверенно можно говорить, что в самой ближайшей перспективе услуги «Мобильного Интернета» будут доступны большинству пользователей сотовых аппаратов.

Кроме того, анализ затрат и эффективности по повышению квалификации по традиционной системе (допустим, раз в два года) и через «Мобильный Интернет» показывает следующее:
Исходные данные:
1. Традиционная система:
• продолжительность обучения — 72 часа (2 недели через 2 года) с отрывом от производства
• стоимость обучения — 200000 сумов
• командировочные расходы — 150000 сумов (среднестатистические)
• заработная плата работника за 2 недели — 60000 сумов (работник отсутствует в офисе, но заработная плата начисляется, то есть за период обучения работник компании реальной выработки не даст).

2. ДО через «Мобильный Интернет»:
• продолжительность обучения — не менее 100 часов (из расчета систематически 1 час за неделю за 2 года) без отрыва от производства
• стоимость обучения — 40000 сумов (при корпоративном обучении такая продолжительная форма обучения одного работника составляет ориентировочно 20000 сумов в год)
• расходы за «Мобильный Интернет» — 120000 сумов за 2 года (из расчета 10 мб в месяц по стоимости услуг 0,32 $ за 1 мб).

pic

Как видно из таблицы, «Мобильный Интернет» при самых эмпирических расчетах оказывается в 2,5 раза дешевле (в финансовом отношении). Но ограничиться только этим равнозначно с оценкой надводной поверхности айсберга, игнорируя подводную.
Существенный недостаток традиционной системы повышения квалификации — это обучение периодического характера с большим разрывом во времени (раз в два года или в три года, в некоторых вузах до сих пор установлен критерий — раз в пять лет). Естественно, возникает вопрос: «Ну, и что же? Какой тут недостаток?».

Оказывается, именно здесь-то и есть самый существенный недостаток, который, к сожалению, измерять в денежных единицах очень сложно, но оценить можно. Поясняем:
Известно, что весь информационный массив, который накапливался (формировался) за миллионы лет деятельности человечества, начиная с каменного века до 1900 года, удвоился где-то в 1980 годах, то есть за 80 лет. Следующее удваивание наблюдалось в 1990 годах (теперь уже за 10 лет). А сейчас через 2-2,5 года, по некоторым направлениям даже через год!

Теперь представьте себе, что работник будет изучать новшества сегодняшнего дня через два года (как, например, сегодня вам будут рассказывать о возможностях Pentium III). В условиях все больше укрепляющихся рыночных отношений такой подход повышения квалификации даже опасен и грозит потерей репутации и авторитета на рынке. То есть пора переходить от образования для жизни к образованию через всю жизнь.
Все известные и крупные компании давно перешли к дистанционному обучению (повышению квалификации) работников посредством Web-технологий. Применение дистанционного обучения посредством мобильных технологий в сочетании с Web-технологиями или отдельно от них, несомненно, способствует поддержке высокого потенциала, современных знаний и высокой информационной культуре работников, а значит, конкурентоспособности компании.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте