Формы всякие нужны, формы всякие важны…

pic

Форм-фактор (от англ. form factor) — стандарт технического изделия,
описывающий некоторую совокупность его технических параметров, например форму, размер, положение и типы разъемов, требований к вентиляции, напряжениям и прочих параметров.

Что происходит с человеком, когда он приобретает какой-либо аппарат, обеспечивающий мобильной связью? Чаще всего он автоматически, хочет того или нет, становится частью определенного сообщества. Какого? Ну, например, любителей смартфонов. И на «простые телефоны» теперь смотрит несколько свысока, признавая, однако, их право на существование, как предтечей любимых «смартов». Кто-то декларирует, что телефон должен только обеспечивать связь, так как именно для этого и был придуман. Кто-то ратует за повсеместное внедрение в телефоны mp3-плейеров, кто-то не мыслит себя без qwerty-клавиатуры, а еще есть любители «раскладушек», «слайдеров» и упрямые сторонники моноблоков… Вот о последних и хотелось бы поговорить. Сколько форм-факторов нам известно? Кто-нибудь может ответить на этот вопрос? Если говорить откровенно, то основных-то видов мобильников не так уж много. А вот вариаций на их тему — это уже насколько фантазии инженеров и дизайнеров хватит. А хватает их на много.

pic

Хотя, с другой стороны, новшества основаны на базе прежних решений и представляют собой в определенном роде модификации уже известных нам форм-факторов. Порой даже в ущерб эргономике. Или только ради нее. Потому что форм-фактор — это в первую очередь все же элемент дизайна, имиджа. Честно скажу, запатентованный Sony Ericsson форм-фактор «Flipper», по сути, не новинка — в корпусе раскладушки верхняя часть с дисплеем сделана поворотной — экран вращается внутри рамки вокруг поперечной оси. Помнится, в восьмидесятые годы подобной формой могли похвастаться различные гаджеты, к мобильникам никакого отношения не имеющие ручки, зажигалки и прочие мелочи.

Попробуем посчитать их по порядку и популярности. Моноблок, с которого все начиналось, был, есть и, судя по всему, останется классикой. Почему я так считаю, объясню. Этот форм-фактор жив на протяжении четверти века. Появилось множество новых, более модных. Но! Моноблоки-новинки фирмы-производители продолжают представлять в каждом сезоне. Значит, есть спрос. Да и на форумах-обсуждениях не меньше трети участников голосуют за этот форм-фактор. Удобно, практично. Классика, одним словом. А классика всегда в цене. Думаю, что приводить примеры моноблоков не нужно?

Сразу же, чтобы потом не возвращаться, упомяну внешнюю и встроенную антенны. Ходили слухи одно время, что внешняя антенна улучшает звук. Раньше, в восьмидесятых, начале девяностых — быть может. Сейчас… Это уже не критично. Телефоны со встроенной антенной «ловят сеть» не хуже, чем их собратья с внешним выступом.

Одним из нестандартных подходов к моноблоку выделилась, если не ошибаюсь, модель смартфона 3250, в которую был встроен вращающийся блок камеры. Музыкальный смарт Nokia 5700 в принципе повторил тему.

pic

Одним из нестандартных подходов к моноблоку выделилась, если не ошибаюсь, модель смартфона 3250, в которую был встроен вращающийся блок камеры. Музыкальный смарт Nokia 5700 в принципе повторил тему.

Также не стоит забывать вариации на тему моноблока — Nokia N-Gage, Nokia 5510,77-линейку. Финны периодически делали «ход конем», чем повергали конкурентов в шок, а покупателей в трепет. Особенно занятен практически квадратный Nokia 7600.

pic

Телефон с флипом — с откидной крышкой, закрывающей клавиатуру. Ностальжи. Первый мой аппарат был именно таким. Motorola тяжелая, громоздкая и с чудной выдвигающейся антеннкой. Флип был классический — на крышке даже не располагался микрофон, как это делается сейчас, чтобы иметь удобное расстояние между микрофоном и динамиком, даже при небольшом размере телефона. В общем-то, это тот же моноблок. Только с крышечкой для клавиатуры. Одно время телефоны в этом форм-факторе были очень популярны. Сейчас же такой вариант почти не используется. Разве что совсем в редких случаях. Как у Sony Ericsson P800 и P900, но здесь сам подход к теме несколько иной.
Телефоны с флипом, которые еще помнят и знают — Motorola m3688, из разряда более или менее свежих, 2005 года выпуска, Ericsson T10 и Sony Z5.

Кто «убил» флип? Его прямой, в общем-то наследник, вариант «раскладушка», придуманная той же фирмой Motorola. Эта компания вообще любитель инноваций, между прочим, форм-фактор-«ротатор» — тоже их детище. Но об том ниже.

Раскладушка. Имя форм-фактора произошло от английского слова clamshell (ракушка). Форм-фактор особенно любим представительницами прекрасного пола и многими считается женским. Утверждение, конечно, спорное. Достаточно вспомнить массивную Nokia N93, которая в женской руке смотрится, как серьезное орудие. Nokia 6170, кстати, тоже аппарат больше мужской, нежели женский. И по квадратным обводам, и по весу, и по размерам. Раскладушка, что следует из названия, состоит из двух частей. В верхней створке обычно располагаются дисплей (внешний и внутренний), динамики и камера. В нижней части — клавиатура, батарейный отсек и прочее.

pic

Есть, конечно, нестандартные, этакие псевдораскладушки, когда верхняя крышка закрывает дисплей, ну, а можно поступить, как сделали производители в моделях Fly S1190, Motorola A760, оставить отверстие, чтобы можно было видеть дисплей в закрытом состоянии. Занятно.

pic

Сегодня уже стало нормой наличие двух экранов. И второй экран становится все более и более функциональным. Вообще раскладушки как таковые довольно удобны. Есть минус: аппарат приходится открывать для того, чтобы ответить на звонок или набрать номер. Хотя в современных аппаратах этого форм-фактора можно, и не раздвигая гаджет, работать с проигрывателем, записной книжкой. Но работать с клавиатурой, понятно, нужно в разложенном виде. Отрицательный фактор всех раскладушек — хрупкость. Постоянная работа механических частей приводит к их износу. Ну, и обычная тема — шлейф, который имеет привычку перетираться. Жалующихся на эти проблемы в Интернете много. Но еще никто из моих знакомых — обладателей телефонов — в таком форм-факторе проблем с ним не имел.

Да, чуть не забыл: такие модели Nokia, как Е 90, 9000,9300 и иже с ними. По-хорошему, форм-фактор вписывается в «раскладушечный». Только с креном на бок. Только не забудем учесть, что для использования этих моделей в качестве телефона раскладывать их не требуется, так как цифровая клавиатура имеется на внешней части крышки. Такой, знаете, симбиоз моноблока, которым и выглядят подобные аппараты и раскладушки. Так что можно, наверное, смело выводить такие аппараты в отдельную нишу — коммуникаторов от Nokia.

pic

Говоря о раскладушках, я просто обязан сказать о RAZR. В общем-то, эта модель Motorol’ы дала толчок новому направлению развития мобильных технологий. И произошло это совсем недавно. Сверхтонкие аппараты получили столь бешеную популярность именно благодаря этой раскладушке. Удобной, эргономичной, нестандартной в плане клавиатуры из алюминия. Модель, несомненно, культовая.

pic

Хотя большинство нововведений в этом форм-факторе на счету Samsung. Эта компания ввела в строй первый внешний экран, — A300, а также цветные экраны с внешней и внутренней сторон. Ну, и не могу не вспомнить Samsung A400, который в свое время ввел в ступор не одну сотню мужчин — раскладушка в форме пудреницы. Я до сих пор с удовольствием вспоминаю свою реакцию, когда увидел супругу знакомого, говорящую по пудренице.

pic

Кстати, именно на основе раскладушек появилась возможность эксперимента с форм-фактором. Сначала сделали шарнир, чтобы верхняя часть могла поворачиваться вокруг своей оси. Первым и очевидным решением стало видоизменение шарнира, так чтобы верхнюю часть раскладушки можно было бы переворачивать. За это первыми взялись Samsung и LG. Так было удобнее снимать на фото-видеокамеру в телефоне LG T5100.

Тут желтую майку лидера прочно захватила Nokia. Сначала моделью N90, потом N92, а затем и столь популярной N93. Назвать последнюю классической раскладушкой язык не повернется, так как верхняя часть имеет несколько степеней свободы. Об удобстве работы с таким гаджетом можно говорить бесконечно. Но спрос на модель решает все вопросы.

Огромнейший плюс в подобного рода моделях, да и в простых раскладушках производитель может использовать максимальную площадь аппарата для «фаршировки» ее техническими нюансами.

Слайдер. Скользящие модели. Корпус телефона разделен на две половины вдоль — передняя часть посажена на металлические салазки и обладает способностью сдвигаться вверх относительно задней. Форм-фактор из разряда «новое — это хорошо забытое старое». Вот вам модель 7650 еще 2002 года от той же Nokia. Мало того, что один из первых смартфонов на Симбиан, так еще и слайдер. Но тут пальма первенства у неоцененного Siemens SL10. Год выпуска 1999!!!

pic

Своеобразными предтечами слайдеров можно назвать модели Nokia 8910 и «банан» 8110 (год выпуска 1996!). Обе модели относятся к флиповым, когда заслонка закрывает клавиатуру, а вот решение вопроса сделано именно скользящим. У «банана» изогнутая (привет Motorola Z8) заслонка спускалась на салазках вниз, а полностью прикрывающая нижнюю часть Nokia 8910 при нажатии на две клавиши по бокам выдавливает корпус вверх. Механически эти модели-слайдеры. Nokia 8800 по решению близка к этим аппаратам.

pic

Своеобразными предтечами слайдеров можно назвать модели Nokia 8910 и «банан» 8110 (год выпуска 1996!). Обе модели относятся к флиповым, когда заслонка закрывает клавиатуру, а вот решение вопроса сделано именно скользящим. У «банана» изогнутая (привет Motorola Z8) заслонка спускалась на салазках вниз, а полностью прикрывающая нижнюю часть Nokia 8910 при нажатии на две клавиши по бокам выдавливает корпус вверх. Механически эти модели-слайдеры. Nokia 8800 по решению близка к этим аппаратам.

Сломать слайдер, понятно, легче, чем моноблок, но сложнее, нежели раскладушку. Механическая доводка имеет иногда настолько сильную пружину, что аппарат буквально может «выпрыгнуть» из рук. Ну, и, естественно, как и все, что имеет подвижные механизмы, имеется определенный порог открытий слайдера.

Признанный лидер по слайдерам — Samsung, в свое время плотно забивший эту нишу, что не мешает, понятно, другим маркам эксплуатировать новомодный форм-фактор.

Слайдер удобнее раскладушки, особенно новые модели, например, Motorola, когда аппарат принимает изогнутую форму. Несомненно, удобнее открывать, производить набор номера и отвечать на звонки. Короче говоря, слайдер, как форм-фактор, эргономичнее раскладушки. Есть и минусы — может непроизвольно раскрыться, например, в кармане. Механические связки загрязняются не в пример быстрее, чем у раскладушки. Но это модно. Бесспорно.

Между тем коммуникаторы (за исключением упомянутых выше Nokia) также приняли на вооружение этот форм-фактор, большинство последних моделей имеет выдвижную qwerty-клавиатуру. И обладает форм-фактором слайдера.

Что еще? Форм-фактор «Rotate», он же «swivel», он же «Jack Knife», попросту ротатор. Придуман Motorol’ой. Телефон состоит из двух половинок, сдвигаются они относительно друг друга в одну из сторон в горизонтальной плоскости. То есть вбок. А потом уже наверх. Как нож-выкидушка. В общем-то, и не раскладушка, и не слайдер, хотя имеет немного и от того, и от другого. Одной рукой оперировать неудобно. Форм-фактор, скорее, молодежный, который в последнее время облюбовала Sony Ericsson, используя в нескольких моделях, например — S700, W550. Наименее эргономичная форма, но и наиболее эпатажная.

pic

Собственно, к чему этот разговор затевался? К вопросу о том, что все же завоюет рынок? Какой форм-фактор будет лидировать? Что уйдет в практическое небытие, на что делают ставку производители? На что ориентироваться пользователям гаджетов, и к чему привыкать? Так или иначе, получается своеобразный баланс сил. Массовый рынок делят три основных форм-фактора. Моноблок, классическая раскладушка и слайдер. А за ними уже идут производные от основных тем. Нельзя сказать, что делается упор на какой-то один форм-фактор. Всего по чуть-чуть, для всех слоев населения, для всех возрастов и в разных сегментах.

Что представляет собой Nokia в этом году? N76 — смартфон, выполненный в виде раскладушки, также модели 2626, 6300, 6086,6290. Последние две раскладушки. Впрочем, зачем мучиться? Смотрим сюда и сюда

Определиться в выборе форм-фактора непросто. Тут уж на что «глаз ляжет», как «ляжет в руку», в конце-концов, что успели нашептать, советуя выбирать тот или иной дизайн. Определенно можно сказать, что, глядя на телефоны и смартфоны 2006-2007 годов, тенденции стремления к какой-то определенной форме у мирового производителя нет. Так что готовиться к наступлению, скажем, слайдеров, резона нет. Любителям классических моноблоков ничего не грозит. А для любителей новшеств обязательно придумают что-нибудь новенькое.

Orphus system