Новогоднее блиц-интервью ТУИТ

pic

Ташкентский университет информационных технологий по праву считается ведущим образовательным учреждением по подготовке кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). О совершенствовании профессионального образования в этой сфере, о дальнейшем расширении и внедрении ИКТ в образовательный процесс, о деятельности и планах этого коллектива мы беседуем с ректором, доктором технических наук, профессором Садыкжоном Сабировичем Касымовым.

— Садыкжон Сабирович, в последние годы подготовка специалистов в сфере ИКТ сконцентрирована в ТУИТ и его региональных филиалах. Это с одной стороны, а с другой — как ТУИТ позиционирует себя в роли ведущего образовательного учреждения? Какова роль ТУИТ для информационного образования в республике?
— С чего начать? С нашей эксклюзивности? Уникальности? Роли коллектива? ТУИТ утвержден как высшее базовое образовательное учреждение республики по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере связи и информационных технологий, и в целях координации и определения общей стратегии совершенствования подготовки кадров в сфере ИКТ. Студенты, обучающиеся по направлению «Информатика и информационные технологии» во всех образовательных учреждениях, за исключением Национального университета Узбекистана, Ташкентского государственного экономического университета, Ташкентского исламского университета, были переведены в ТУИТ и его региональные филиалы, созданные в городах Самарканде, Фергане, Нукусе, Карши и Ургенче. В дальнейшем учебный процесс во всех направлениях образования осуществляется по единой концепции внедрения и расширения информационно-коммуникационных и инновационных технологий.

pic

Следует отметить, что в последние годы резко расширились спектры новых направлений бакалавриата и специальностей магистратуры, интенсивно развиваются процессы углубления учебной и научно-производственной интеграции, инновационной деятельности, интеграции технико-технологических и социально-экономических дисциплин, стимулирования активности одаренных студентов. Все это происходит на основе соответствия Государственных образовательных стандартов, разрабатываемых с учетом запросов общества и рынка труда, мировым тенденциям развития высшего образования.

— Как осуществляется управление воспитательным процессом?
— Перед высшей школой поставлена задача не только подготовить специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, но и воспитать в нем высоконравственную личность с устойчивой гражданской позицией, с толерантным отношением к окружающим, готовую трудиться на благо общества и государства. Во многом этому содействуют Государственные образовательные стандарты, в которых упор сделан не только на знания, умения и навыки, но и на связи с другими важнейшими характеристиками, влияющими на формирование будущего специалиста. Преподаватель-лектор должен цениться не только как сеятель знаний, но и как мудрый наставник, воспитатель, советник. И нет необходимости доказывать, что практически все учебные дисциплины, не только гуманитарные, имеют мировоззренческую направленность, охватывают различные аспекты человеческого бытия, помогают студентам сформировать отношение к окружающему миру и спроектировать свою жизнь. Иначе говоря, каждая учебная дисциплина имеет воспитательный потенциал для формирования компетентных специалистов. Естественно, что в университете функционируют все структурные единицы воспитательного характера, как и во всех образовательных учреждениях.

Мы являемся техническим университетом, и для меня как руководителя очень важным представляется аспект воспитательный, который учитывает многие элементы гуманитарной подготовки и гуманитарного образования. Мне представляется, что молодого специалиста нужно рассматривать, прежде всего, как личность, обладающую духовными, нравственными качествами. Мало наполнить его информацией, формулами, схемами, надо дать такое образование и воспитание, чтобы он получил импульс к самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию, дать заряд самодостаточности. И мы стремимся развивать его творческое начало.

pic

— В последние годы во многих вузах осуществляется целевая подготовка специалистов. В чем суть этой подготовки?
— Целевая подготовка специалистов — основа выработки профессиональных направлений, она позволяет предприятию, университету и студенту решать следующие задачи:
• готовить для данного предприятия специалистов заданного качества, установленного не только Государственными образовательными стандартами, но и дополнительными требованиями к уровню подготовки со стороны предприятия
• сокращать период адаптации молодого специалиста к условиям и содержанию профессиональной деятельности путем интегрирования части учебного процесса в текущую деятельность предприятия-заказчика
• гарантировать трудоустройство молодых специалистов после завершения обучения
• привлекать средства предприятий к развитию материально-технической базы ТУИТ
• обеспечивать гибкое реагирование вуза на потребности предприятия
• предоставлять возможности предприятиям влиять на содержание программ высшего профессионального образования, в этом огромная помощь оказывает Попечительский совет университета.

— Какова деятельность университета в сфере международных связей?
— Не стану перечислять все страны и университеты, с кем имеем меморандумы и соглашения о содружестве в рамках образовательной и научно-педагогической деятельности, скажу только, что в университете функционирует несколько центров по информационным технологиям — такие, как Узбекско-индийский имени Дж. Неру, Центр Internet Plaza агентства КАДО (Корея), Узбекско-корейский центр информационных технологий и проект «Открытое программное обеспечение Азии», Центр по подготовке женщин в области телекоммуникации и информационных технологий, центры Cisco и Unutel и т.д.

В целом деятельность ТУИТ в сфере международных связей включает следующие основные направления: обмен студентами и преподавателями в соответствии с договарами, заключенными с зарубежными вузами; участие наших ученых в совместных научных и образовательных презентациях; проведение конференций и семинаров; открытие и поддержка представительств зарубежных организаций на базе ТУИТ; организация практики для студентов.

pic

Основными методами организации сотрудничества являются:
• непрерывный обмен идеями и опытом
• взаимодействие экспертов в вопросах подготовки специалистов инновационной деятельности к современности
• выполнение совместных международных проектов
• организация и обсуждение показательных лекций
• проведение конференций, семинаров и симпозиумов по профобразованию
• создание банка данных и обеспечение студентов и сотрудников информацией о конкурсах международных организаций, различных фондов
• обеспечение консульско-визового обслуживания специалистов, пребывающих в ТУИТ
• организация и проведение совместных международных конференций и семинаров, визитов иностранных специалистов
• организация культурных и развлекательных мероприятий.

— Мы слышали, что в университете внедряется программа углубленного изучения и контроля знаний иностранного языка?
— Начиная с 2007-08 учебного года предъявляем особые требования как к преподавателям, так и к студентам. Мы считаем, что необходима взаимосвязь профессионального и языкового образования специалистов. Ключевым моментом нашей программы является обеспечение качества языкового образования как компонента профессионального образования современного специалиста. Воздействовать на качество языкового образования следует через каналы улучшения качества преподавания, соизучения родного и иностранных языков, формирования условий языковой образовательной среды университета, согласования позиций представителей языкового и профессионального образования, международного сотрудничества, организации самостоятельной работы.

Процесс обеспечения качества языкового образования должен иметь целостный и постоянный характер, как неотъемлемую часть и показатель качества профессиональной подготовки.

pic

В университете практикуется дифференцированный подход к определению категорий преподавателей и знаний студентов, а в дальнейшем обучение будет проводиться по отдельным группам.

При этом преподавателям предъявляем следующие требования:
• умение пользоваться компьютером на продвинутом уровне
• ориентация на кейс-технологии (мультимедийные издания на СD, DVD)
• умение создавать электронные средства обучения
• владение средствами Интернета и их коммуникационными услугами
• знание специфики дистанционного обучения по иностранным языкам.

Надо сказать, что эту систему только начали, пока опыта нет, о конкретных результатах говорить преждевременно, занятия в основном ведутся по английскому языку как языку межкультурных коммуникаций.

— Садыкжон Сабирович, как Вы думаете, не покажется ли кому-нибудь после прочтения этого интервью, что информатизация образовательного процесса даже в ТУИТ не соответствует требованиям сегодняшнего дня?
— Я не стал бы говорить о несоответствии, так как за последние годы в республике в этом аспекте сделано очень много, но и предстоит многое. Сегодня главная цель информатизации состоит в подготовке студентов к полноценному и эффективному использованию ИКТ в условиях информационного общества. Кроме главной цели, информатизация способствует и повышению качества образования, увеличению доступности образования, повышению экономического потенциала страны за счет роста образованности населения. Надо сказать, что информатизация образования является приоритетным направлением информатизации общества, что предполагает использование ИКТ в процессе обучения и воспитания. Информационные ресурсы становятся важнейшим видом национальных ресурсов, стало быть, необходимо широко внедрять их в учебный процесс.

— Как удовлетворяются интеллектуальные потребности студентов?
— Надо сказать, что основным средством удовлетворения интеллектуальных потребностей студентов является использование ресурсов информационно-ресурсного центра и расширение его возможностей.

С укреплением позиции информационно-компьютерной парадигмы образования все шире внедряются в учебный процесс мультимедийные классы, электронные энциклопедии, учебники и справочники.

Эффективность создания и использования электронных учебных материалов в образовательный процесс в первую очередь определяется проработанностью его методической поддержки, содержащей пакет методических рекомендаций для преподавателей и дидактических материалов для студентов. Эти работы тоже в основном реализуются начиная с 2007 года, при этом стараемся использовать универсальные технологии — такие, как HTML (язык гипертекстовой разметки) — разработка гипертекстового учебника, Java Script — разработка интерактивных веб-страниц, Flash — мультимедийной технологии, позволяющей создавать насыщенные графикой и анимацией веб-ресурсы.

— Пожалуйста, несколько слов о планах на будущее.
— В первую очередь следует совершенствовать Государственные образовательные стандарты по всем направлениям и специальностям с учетом требований завтрашнего дня, с широким внедрением инфокоммуникационных и педагогических технологий.
Думаем продолжить и расширить внедрение ИКТ при обучении иностранному языку через аудирование для усвоения лексического состава языка и его грамматической структуры.

В университете разработана концепция (программа) развития университета в целом, всех региональных филиалов в частности.

Orphus system