Социальные сети – приятная ловушка для посетителей (часть 1)
21 января 2008
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

И это пройдет…
Надпись на кольце царя Соломона

Интернет переживает очередной бум под названием «Социальные сети». Прошла эра увлечения ФИДО, потом домашними страничками, потом блогами. Сейчас все говорят только о социальных сетях. Популярность их, особенно за счет возможности искать бывших одноклассников и сотрудников, в 2007 году возросла более чем в два раза.

Согласно отчету компании Google под названием Zeitgeist 2007, в десятке самых популярных в мире сайтов семь позиций сегодня принадлежит так называемым социальным сетям. В той же десятке от 2005 года социальные сети занимали лишь две позиции, а в 2006 году – три. Публицисты, культурологи, социологи и прочие обществоведы еще полностью не переварили этот феномен и не пришли к единому мнению о причине взрывного роста именно таких сервисов. Бесконечные статьи о недостатке коммуникаций и росте интереса к своим старым друзьям не выдерживают критики, ибо не отвечают на главный вопрос – почему именно сейчас это произошло, а не 5-7 лет назад? Неужели ностальгия обострилась именно сейчас? Скорее всего нет – просто до Рунета, объединяющих всех русскочитающих, не зависимо от страны проживания, докатились давно известные на Западе сервисы. Англоязычный сегмент уже несколько втянут в этот поток. Аудитория американского портала поиска друзей и одноклассников FaceBook за последний год увеличилась вдвое и сейчас составляет 55 млн человек. Количество постоянных пользователей другого популярного сайта, MySpace, в два раза выше, и за последний год оно увеличилось на одну треть. Каждый четвертый пользователь Интернета в США имеет страницу на этом портале, а англичане регистрируют на них даже своих домашних животных. В этой статье попробуем обозреть явление со всех сторон, причем, теоретические рассуждения и публицистка будет перемежаться с обзором самых интересных, самых удачных представителей этого чудного бума.

Первое знакомство, оно же, как оказалось, самое серьезное и солидное, с социальными сетями состоялось при вступлении в так называемый «Мой круг». Этот сервис и состоит из кругов. Во-первых, личные круги каждого участника – в мой первый круг входят знакомые, которых я лично пригласил в него или они меня пригласили в свой первый круг. Знакомые моих знакомых составляют мой второй круг. Самый дальний из персональных кругов – третий. Для регистрации достаточно указать свои имя, фамилию и электронный адрес. Можно зарегистрироваться самому, а можно получить приглашение от действующего участника. У меня, например, в первом круге 132 человека, во втором – 6511 и в третьем – 77245. (Простор для размышлений – у моих друзей, входящих в первый круг получается в среднем по 50 друзей в их первых кругах… казалось бы на первый взгляд, однако все не так просто, о этом чуть позже.) В принципе можно этими сведениями и ограничиться и остаться в личных кругах. Но… отметив, например, место проживания «Ташкент», я вижу около слова Ташкент число 18940 – столько человек указали Ташкент местом проживания. Естественно, что это число работает как ссылка, кликнув по нему (или по ней) можно просмотреть списки всех ташкентцев, зарегистрировавшихся в «Моём Круге». Рассматривать их увлекательнейшее занятие – почти каждый второй хороший знакомый, не заметите, как кончится рабочий день, если на работе начали смотреть, или наступит утро – если дома. Каждого из вновь найденного знакомого, конечно же нужно позвать в свой первый круг, посмотрев его первый круг, его резюме и другие круги. Также как место проживания образуют круги и другие ваши реквизиты. Например, интересы – указал я в интересах «Математика» — она появляется с числом 1270, «Web 2.0» — с числом 1720, «Web development» — с числом 2170, «Саркор» с числом 7 (что-то во всех числах присутствую одни и те же цифры – вот так совпадение). Вы уже поняли – кликнув по числу, я получу список людей, выбравших тот же самый интерес. Кроме интересов можно выбрать «Блоги и сайты, которые я рекомендую», «Книги, которые рекомендую», «Сообщества, в которых я состою» и так далее – и с каждым из ваших рекомендаций будет появляться число людей, выбравших то же самое. Это позволяет найти всех людей, имеющих схожие интересы.

Важнейшее внимание в «Моём Круге» уделено поиску работы. Каждый участник заполняет сведения о себе настолько подробно, насколько хочет, можно указать все, что входит в стандартное резюме – места работы, навыки, дипломы, стаж, предпочтения и так далее. Еще можно отметить чекбокс «Ищу работу» — и все ваши «контактеры» сразу об этом узнают, на моей страничке, например, всегда есть список участников моего первого круга, которые ищут работу. (Буду с некоторыми из них связываться, так как есть вакансии.) Также я всегда могу посмотреть список вакансий, соответствующей моей специальности. Могу опубликовать свои вакансии и они будут видны участниками моего первого круга. Пользу такого сервиса невозможно переоценить, особенно, если подыскиваете сотрудников или ищите работу. Приличное количество моих знакомых нашли работу (или работа нашла их) именно через «Мой Круг». Также через «Мой круг» я познакомился с Еленой Косоновской, издателем из Иерусалима, жившей ранее рядом со мной на Чиланзаре. Мы обсудили несколько совместных мероприятий, результатом обсуждения стал сайт «Письма о Ташкенте», естественно, что без «Моего круга» это все не произошло бы. Это лишь один характерный штрих, которые складываются в качественно новое состояние востребованности и вовлеченности в потоки общения, интересов, новых контактов и неожиданных восстановлений старых связей. И это лишь часть возможностей, то, что я успел «освоить», кто-то пользуется другим набором сервисов, все описать невозможно. Осталось лишь добавить, что Яндекс, всегда четко реагирующий на перспективные направления, в марте прошлого года купил «Мой круг» полностью. 27 марта 2007 года об этом писали все онлайновые издания, отмечая, что в первую очередь Яндекс оценил именно сервисы по поиску работы и что Яндекс намерен всячески развивать эту крупнейшую сеть.

Говоря о поиске работы невозможно не упомянуть мирового лидера этой услуги англоязычную социальную сеть LinkedIn. Сейчас она объединяет 17 миллионов профессионалов и более 50 000 компаний. Профессионалы дают сведения о своем образовании и местах работы с должностями, сертификатами, дипломами и прочими достижениями, работодатели публикуют вакансии. Даже если вы не ищите работу стоит закинуть резюме – наверняка вас найдет очень заманчивое предложение.

Так совпало, что точно в день написания статьи руководитель компании eSector Solutions Сергей Капустин обратился на uforum’e ко всем руководителям организаций вступить в группу Central Asian Business Community.
В группу Central Asian Business Community приглашаются предприниматели, руководители отделов, менеджеры из стран Центральной Азии: Узбекистана, Казахстана, Киргизстана, Туркменистана.
Цели группы:
1. Поиск клиентов, поставщиков услуг и продукции, партнеров
2. Поиск и предложение работы
3. Обмен опытом с другими и возможность задать вопросы экспертам
4. Узнать не только имя, но и больше информации о человеке (где работал, учился, в чем специализируется, каковы его/ее интересы)
Запросить приглашение в группу можно здесь: http://www.linkedin.com/e/gis/49330/3781D24AF570
Решение о приглашении в группу будет зависеть от данных в вашем профиле на LinkedIn.

То есть, это не просто участие в одной из социальных сетей, а норма цивилизованного ведения бизнеса через представительство на LinkedIn.

В одном из учебников по маркетингу, заполонивших Сеть, был предложен такой вариант раскрутки своего товара. Использовать социальную сеть для извещения о замечательных качествах продукта. Записать в первый круг 200 человек, если каждый из них тоже заимеет 200 друзей – уже будет 40 000 человек, в третьем круге – 8 миллионов… а в пятом – 320 миллиардов – это при количестве жителей Земли около 6 миллиардов. Так ли это на самом деле? Конечно же нет. Дело в том, что у каждой пары из моего первого круга будет много общих знакомых, которые войдут в оба их круга. То есть, из планируемых 40 000 человек большинство посчитаны по нескольку раз и в реальности общее количество людей в последующих кругах будет прирастать не в геометрической прогрессии, а значительно медленнее. Принципы роста и математические особенности подобных моделей изучаются социологами и математиками, можно найти разные теории о том, например, что «сеть прирастает, в основном, периферией». Можно говорить о связанности сети как графа, о среднем диаметре сети (среднем расстоянием между двумя ячейками) и даже о фрактальной размерности сети – она уже не плоская, но еще и не объемная, застряла в промежуточном дробном измерении, впрочем ее участникам ничего такого не грозит. Наложение кругов удачно реализовано в «Моем Круге», недавно заметил эту новинку. Предлагается список под заголовком «Возможно вы знаете этих людей», начинаю смотреть – конечно знаю, особенно хорошо знаю тех, кто в начале списка. Эти люди присутствуют в первых кругах моих нескольких «первокругников» и попадают в мой второй круг по 4,5 и даже 6 раз, так как знакомые моих многих знакомых. Естественно, очень велика вероятность, что и я их знаю, просто не знал об их присутствии в сервисе и с удовольствием приглашаю в свой первый круг. Меняя при этом структуру сети – связанность, диаметр, размерность, но она и так все время находиться в движении как живой океан – связи устанавливаются все чаще, появляются новые ячейки, увеличивается плотность связей старых. Возможно, вскоре мы получим полную теорию, описывающую поведение таких объектов.

Хочется рассказать, как я неожиданно попал в своеобразную «сетевую ловушку». Рассмотрев персонажей из списка «Возможно вы знаете этих людей», я убедился, что действительно все они мне знакомы и интересны – там разработчики Узнета и многие известные деятели Рунета. Я их всех пригласил в свой первый круг – там есть возможность сделать это «оптом». И недальновидно решил, что теперь-то список «Возможно вы знаете этих людей» будет пуст – я же их пригласил. Как бы не так – он снова был полон новыми предложениями друзьями моих друзей и снова я видел, что действительно это мои знакомые, и я их пригласил. И снова список был полон друзьями, ясно, что он никогда не закончится, и лишь будет расти по мере расширения моего первого круга. А закончится «Возможно вы знаете этих людей» лишь когда все жители Земли, включая Кандолизу Райс и Диму Билана окажутся в моем первом круге. Хорошая тема для размышлений.

Следующим интересным направлением в соцсетях будем считать сервис социальных закладок. Самый популярный из них Del.icio.us (читается как «Делишес») появился в конце 2003 года. Первые социальные закладки появились еще в апреле 1996 года. Но это были примитивные закладки, сильно отличающиеся от современных, и только «Делишес» смог на несколько лет стать флагманом сервисов. Впервые попал я на него года три назад по рекомендации знакомых. Продираясь через английский интерфейс нашел как добавить закладку – сайт, на который я часто захожу. К моему удивлению он появился вместе с каким-то числом… Ну, вы уже поняли, что это за число… а я тогда удивился – что это такое? Кликнув по нему, я увидел список пользователей, выбравших этот сайт в закладки, стал смотреть их закладки, а они тоже все с числами… и так до бесконечности. Рассматривая закладки близких мне по интересам пользователей я нашел нужные мне для работы сайты, о которых раньше не знал.

И вот, прошло немного времени, бум докатился до Рунета и появился первый русскоязычный сервис «социальных закладок» BobrDobr.ru. Сервис, который дает возможность пользователям хранить и систематизировать закладки в Интернете, делиться и обмениваться закладками с друзьями и знакомыми, создавать сообщества по темам и интересам (Группы) и собирать в рамках этих сообществ ссылки вместе с другими их участниками. Таким образом, сервис несет в себе две неразрывно связанные составляющие — возможность хранения закладок в Интернете и элементы социальной сети. Вот что пишут разработчики. «Бобр — добр. Это догма. Добрый Бобр помогает людям собирать ссылки на интересные сайты, хранить их, сортировать, обмениваться ими и сохранять копии страниц. Но это еще не все. Бобр усердно учится и приобретает все новые навыки. Постепенно он будет раскрывать свои возможности друзьям — пользователям сервиса. Ведь это очень добрый Бобр.» Внизу страниц приписочка: «Твори бобро!..» Вообще «бобровая» тема эксплуатируется на всю катушку. И в дизайне, и в слоганах, и в логотипе, и в названиях вроде «Боброблог». И в оригинальных мини-кнопочках, которые модно сейчас ставить для ссылок на RSS-ленту в каждом посте бесчисленных блогов.

Закладкой называют сохраненную ссылку на интересный сайт, статью или файл в Интернете, которая хранится в браузере (Opera, Firefox или Internet Explorer) в разделе «Избранное» или «Закладки». Кстати, добавить их можно «оптом», есть такая возможность — скопировать свои закладки из браузера. Теперь они, во-первых, доступны вам из любой точки подключения к Сети, во-вторых, начинают играть свою социальную роль. Она проявляется в основной идее сервиса BobrDobr.ru — в обмене ссылками и их совместном обсуждении. У каждой ссылки появляется возможность посмотреть, кто еще ее «полюбил», зайти к единомышленнику, посмотреть его другие ссылки, обменяться комментариями. Ссылки разбиты на группы по интересам, есть группы экспертов и еще разные интересные возможности. Не стоит отказываться от такого хорошо продуманного и изящно сделанного сервиса. Вся прелесть, поясню еще раз, в том, что нам предлагаются уже выбранные кем-то, оцененные нашими знакомыми и прокомментированные ими и экспертами ссылки – это дорогого стоит. Если вы хотите, чтобы посетители вашего сайта или блога чаще вносили его страницы в закладки на BobrDobr, тогда установите один из множества вариантов кнопки «Забобрить» для сайта. Выберите удобные для вас формат и цвет, получите код кнопки и установите его у себя в блоге или на сайте. Да, это еще не все, есть «примочка» для владельцев сайтов, можно подобрать вид и цвет кнопочки. Теперь посетителю страницы достаточно нажать на эту кнопку, и он сразу оказывается на странице «Добавить закладку» на BobrDobr. Нажатием кнопки «Сохранить» ваш сайт заносится в коллекцию этого посетителя и в общую базу данных BobrDobr.ru. И посещаемость, индекс цитирования, Page Rank растут и растут. Также, как и растет «бобро» во всем мире.

Здесь же уместно напомнить и о таком же популярном сервисе закладок, как «Моё Место» http://moemesto.ru/ . Удобный функционал, приятное оформление, можно быстро «отследить» авторов схожих интересов и обсудить с ними что и как. По функциональности «Моё место» почти совпадает с «БобрДобр».

Одним из удивительных сюрпризов развития сети стал следующий парадокс. С одной стороны – обилие информации. С другой стороны – неспособность человек переварить ее в чистом виде. Часто важна не сама информация, а чье-то мнение о ней, желательно знакомых или близких по духу людей. Поэтому возрастает роль всяких социально-коммуникативных образований. Именно это желание узнать мнение других, сравнить их мнение со своим, выдвинуть аргументы, получить контраргументы, все это в дружеской комфортабельной среде, красиво оформленной и настроенной «под себя» — эдакий локальный рай для души. Классикой жанра стал сверхпопулярный коллективный блог – по нынешней терминологии http://dirty.ru . Когда его создавал осенью 2001 года известный деятель Рунета Йован Савович то такие слова еще не были известны. Этот коллективный журнал, в котором выкладывают новости и комментируют их лишь зарегистрированные пользователи все последние 6 лет известен рунетчикам под рубрикой «обязателен к посещению». На середину января 2008 года на сайте зарегистрировано 25138 человек, это при том, что регистрация не свободна, только по представлению авторитетных старых участников. Читать, правда, могут все. За день было написано 22 поста и 477 комментариев. А если подсчитать все за последние 2235 дней, то получится 46189 постов и 924017 комментариев.

В июне 2006 года Йован Савович с Денисом Крючковым, редактором «Вебпланеты», создали нечто потрясающее – Хабрахабр http://habr.ru . Ничего подобного раньше в Рунете не встречалось. Социальная сеть новостей, статей, обсуждений, рейтингов авторов. Все стильно, изящно и продумано до мелочей. Элегантный и чуть шутливый дизайн. Все эти Кармы, Хабрасила, лохматый пучок логотипа и таинственное название (возникшее, по слухам из приветствия тусовщиков на Dirty.ru) – создает атмосферу эдакого капустника. Причем, ничуть не мешает публиковать и обсуждать самые серьезные новости, в основном, конечно, из околосетевой жизни. Мелькание среди авторов и комментаторов имен популярных «монстров» Рунета (естественно, с толковыми яркими аргументами) вместе с полушутливым антуражем создает некоторую харизму… Трудно объяснить все словами, но Хабрахабр сразу же после рождения стал лидером онлайнового чтения айтишников. И как вершина признания – фразу «читал на Хабре» все понимают не переспрашивая, сразу ясно о каком «Хабре» идет речь. Это успех, это признание, это попадание в точку.

Резко поменяем тему. Если помните, в ноябре журнал публиковал отчет о презентации компанией Nokia новой концепции своей деятельности – переход от устройств к сервисам. Среди сервисов на первом месте планируются именно социальные сети, нацеленные на общение, выкладывание и обсуждение медийного контента – фото и видео, снятого мобильными телефонами. В подтверждение развития этого направления деятельности пришла недавно новость о создании телефона с поддержкой социальной сети. Быстрорастущие социальные сети привлекли внимание ведущего производителя мобильных телефонов Nokia. Компания собирается продавать телефоны с поддержкой подобных сервисов, однако рассчитывать на доходы от такого бизнеса в ближайшие годы не приходится. В 2012 году до четверти всего развлекательного контента в Интернете будут формировать социальные сети. Об этом говорится в отчете исследовательского агентства Future Laboratory, выполненного по заказу мирового лидера по производству мобильных телефонов Nokia. Данные отчета основываются на опросе 9 тыс. пользователей мобильной связи в возрасте 16–35 лет в 17 странах. Аналитик iKS-Consulting Антон Ворыхалов согласился с цифрами, названными Future Laboratory. «По количеству генерируемого контента социальные сети могут к 2012 году даже превзойти отметку в 25%, но по количеству просмотров показатель материалов социальных сетей может оказаться ниже», – рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» аналитик. Дело в том, что большинство пользователей выкладывают низкокачественный аудио- и видеоконтент, который мало кто смотрит, поясняет Ворыхалов.»

Для того, чтобы уже окончательно покончить с «чужими» социальными сетями, рассмотрим лидеров – прообразов почти всех рунетовских сервисов. Первый из них, конечно же, myspace.com. Количество его пользователей еще полгода назад перевалило за 100 миллионов. (Описание взято из сетевых источников.) На Западе этот ресурс безумно популярен, а в России MySpace пока больше известен в качестве места, где музыкальные группы могут завести свою страничку и продемонстрировать свою музыку. Сервис служит хостингом для всех видов контента — аудио, видео, изображений. Видимо, именно аудиоплееру, который появляется на странице после загрузки музыки, сайт и обязан своей репутацией музыкального ресурса.

Передвигать модули на личной странице нельзя, а необходимую информацию, которую нужно вывесить на своей страничке, нередко приходится вписывать в поля, для неё совсем не предназначенные. На странице пользователя отображается информация о нём, а внизу располагается список друзей и гостевая книга, в которой другие посетители выражают своё мнение о персоне и её странице. Записи в блоге отображаются в виде короткого сжатого списка, а подписаться на дневник можно и не занося пользователя в список друзей. Если не считать безумной и необъяснимой популярности, у MySpace почти нет достоинств. Будет ли он популярен в России? Скоро откроется его российская версия — тогда-то и узнаем.

Вторая крупнейшая сеть, как уже отмечалось, — Facebook. Новости о ней появляются почти ежедневно. Это одна из самых быстрорастущих и популярных социальных сетей. Сменив концепцию весной прошлого года, сайт стал платформой для веб-приложений, число которых неуклонно растёт. Запущенный три года назад Facebook долгое время оставался закрытой социальной сетью студентов. Чтобы стать членом сообщества требовалось не просто учиться в американском колледже или университете, но и иметь адрес электронной почты, выданный учебным заведением. Позднее создатели сервиса пошли на некоторые послабления, разрешив использовать любые email, а затем и вовсе сделали регистрацию общедоступной. Теперь многие россияне также являются пользователями Facebook. Вполне возможно, что при регистрации вы уже встретите несколько знакомых. Дело в том, что Facebook может искать по адресной книге Gmail, Yahoo!, Hotmail и импортировать контакты. Если ваши друзья занесены в адресную книжку, но не зарегистрированы в Facebook, сервис может пригласить их присоединиться. Как и в большинстве социальных сетей, основу Facebook составляют группы. Здесь можно создавать сообщества по региональному принципу (например, в коммьюнити Russia состоят более 16 тысяч человек), по организационному (свои сообщества могут быть как у целых университетов, так и отдельных классов, групп) и по интересам.

У каждой группы есть свои доски обсуждений, больше всего напоминающие старые форумы, и календарь событий. Можно планировать вечеринки, совместные походы в кино и театры и т.п. Также здесь предусмотрена возможность размещать объявление, например, об аренде квартиры. Внутри крупной сети пользователи могут создавать тематические группы. Например, в Russia появились группы москвичей, фанатов Чебурашки и т.д. У групп могут быть разные уровни доступа, так что вы можете создать закрытое сообщество.

Интересная придумка Facebook — The Wall (Стена). Суть состоит в том, что у каждого пользователя есть своя стена, на которую другие могут что-либо написать. Вы в свою очередь можете оставлять сообщения на “стенках” других людей. Такой вот способ коммуникации.

Но главное, разумеется, что обеспечило успех Facebook, – это превращение из обычной социальной сети с группами и френдами в платформу для веб-приложений. Разработчики представили программные интерфейсы, позволяющие любому желающему создать дополнение к Facebook. В настоящее время программистами разработано более 4000 (читайте по губам: четырех тысяч) веб-приложений. Среди них есть как развлекательные (игры, возможность отправить другу тот или иной виртуальный подарок), так и достаточно полезные, расширяющие возможности сервиса. Многие Web20-стартапы представили свои приложения для Facebook. Даже гиганты вроде Google не остаются в стороне. И вряд ли в ближайшее время интерес к этой теме угаснет. Дело в том, что создание Facebook-приложений становится бизнесом. В новостях рассказывали про Дениса Рахамимова, который продал приложение Favorite Peeps за 60 000 долларов. А недавно был образован венчурный фонд для финансирования создания приложений Facebook. Объем инвестиций составит 10 миллионов долларов. В общем, Facebook — это одна из наиболее интересных, перспективных социальных сетей современности, в которой стоит зарегистрироваться. Сейчас это вторая по величине социальная сеть в мире, интерес к которой проявляют корпорации уровня Microsoft. (Информация о Facebook частично заимствована с сайта http://www.soobshestva.ru , обратите внимание на адрес – сайт именно о сообществах.)

Вообще лидеров не один и не два, а намного больше. Некорректно будет не упомянуть еще одного из лидеров Friendster . Это наиболее многочисленное сообщество. Позволяет вести фотоальбомы, дневники, создавать сети друзей. Имеется возможность создания совместных файловых архивов и широковещательных сообщений в рамках сети друзей.

И переходим к всемирному любимцу, определившем планку для подобных услуг – речь о популярном фотосервисе Flickr. Этот сервис широко используется блоггерами для хранения фотографий. Но Flickr — это не просто фотохостинг. Это удобная категоризация ваших фотографий, которая облегчит вам поиск. Это описания элементов непосредственно на самой фотографии. Это объединение в группы. Это масса других возможностей. Flickr был разработан компанией Ludicorp в феврале 2004 года. Компания собиралась разработать мультипользовательскую онлайновую игру, но в результате получился сервис по работе с фотографиями Flickr. Вот как бывает! В марте 2005 года компанию и, соответственно, Flickr приобрела Yahoo!. Сервис является бесплатным, но если вы хотите большего, то, как говорится, платите. Бесплатный аккаунт разрешает загружать до 20 мегабайт фотографий в месяц. Платный позволяет загружать до 2 гигабайт ежемесячно и имеет некоторые преимущества. Категоризация фотографий происходит по принципу фолксономии, то есть теггинга. Для каждой фотографии вы задаете определенный набор тегов (ключевых слов). Это облегчит в будущем поиск нужных фотографии (как для вас, так и для других пользователей, которые ищут определенные фотографии).

Очень интересной возможностью Flickr является геотеггинг. Он позволяет «размещать» фотографии на карте мира. То есть, в зависимости от того, где были сделаны фотографии, вы выбираете их место на карте. Карта Yahoo! Maps интегрирована в Flickr. Для работы используется Ajax (как же без него в сервисах Веб 2.0?). Кстати, стоит заметить, что Ajax работает очень стабильно и используется только там, где это необходимо. Например, хотите вы посмотреть фотографии места, где давно не были. Просто вводите название города в строке «Location search» и тут же перед вами появляется карта с ярлычками, которые обозначают место съемки. Очень удобно! Помимо теггинга и геотеггинга, Flickr позволяет объединять фотографии в так называемые сеты (sets), или просто — альбомы. От обычных папок для файлов они отличаются тем, что одну и ту же фотографию можно добавлять одновременно в несколько альбомов. К каждой фотографии вы можете задавать определённые права доступа. Например, если вы не хотите, чтобы вашу фотографию видели остальные посетители и пользователи сервиса, указываете в правах доступа «Only you». Если она должна быть доступна вам, вашим «френдам» и/или семье, отмечаете это галочками. Если вы хотите, чтобы ваша фотография была доступна всем, отмечаете «Any one». В общем, всё примерно так, как это реализовано в Живом Журнале. На самом деле, Flickr напоминает Живой Журнал, только для публикации фотографий, а не записей. Те же самые «френды» (правда в Flickr помимо «friends» есть ещё и «family»), те же самые сообщества (только в Flickr они именуются пулами — pools), те же самые права доступа, то же самое «мемориз» (в Flickr — Favorites).

Очень полезной особенностью Flickr является возможность добавлять заметки прямо на фотографии. К примеру, на вашей фотографии изображено множество вещей. С помощью Flickr вы можете расположить названия, или краткое описание этих вещей прямо на фотографии. Или, например, на фотографии изображена группа людей. Благодаря этой функции вы можете подписать имена и фамилии каждого. Помимо обычного «аплоадера» существуют программы, позволяющие закачивать фотографии на ваш аккаунт — Flickr Uploader. Конечно же, программа поддерживает drag-and-drop (просто перетаскиваете фотографию мышкой и всё!). Также она позволяет менять размеры фотографии и переворачивать её. Flickr ввиду своей популярности имеет колоссальное количество дополнений. Например, из своих фотографий вы можете сделать различные календари, мотивирующие постеры, бейджики, коллажи, мозаики, конверт для дисков, на котором изображена выбранная вами фотография, марки и многое другое. Так подробно перечислены возможности сервиса с тайной надеждой, что подобный сервис появится в Узнете. Но и эти возможности – лишь маленькая часть сервиса, подробнее о нем можно прочесть в онлайновом журнале «Хостинфо» http://hostinfo.ru/articles/internet/services/921/

Возвращаемся в Рунет. Яндекс, не смотря на покупку «Моего Круга» создал и свою полноценную социальную сеть beta.ya.ru. (Сейчас он доступен и по адресу http://wow.ya.ru ). Упор в нем делается на блоги. Обладает необычным, но удобным интерфейсом, в котором постинги разделены на несколько типов: текст, ссылки, картинки, настроения и т.д. Пока он популярен, главным образом, среди активных любителей Яндекса, немалую часть которых составляют сами его сотрудники. Тем более, что попасть в него можно лишь по специальному приглашению. Пользователям LiveJournal в «Я.ру», особенно комфортно, так как присутствует привычная френдлента, а также аналог сообществ — так называемые «клубы». Удобно, что можно настроить трансляцию Живого журнала на «Я.ру», но тогда придется отслеживать комментарии и в этом сервисе тоже, что достаточно хлопотно. Особой социальности авторы «Я.ру» попытались достичь, введя рейтинговую систему. Работает она довольно просто — чем активнее пользователь, тем больше рейтинг. Впрочем, эту причуду сервиса можно и игнорировать — никакого заметного влияния на жизнь пользователей она не оказывает. Разве что над фотографиями лидеров рейтинга появляются золотые короны – такая приятная полудетская развлекаловка.

Есть возможность настроить внешний вид своей страницы, впрочем, этим сейчас никого не удивишь. Еще из плюсов – отсутствие рекламы и довольно приятное общее впечатление. Правда, я использую эту сеть «тупо» для хранения фотографий, так как понравился механизм создания альбомов и заливки фотографий. Причин сидеть на «Я.ру» часто и подолгу не могу найти, разве что просматривать знакомых участников сообщества.

Следующий герой (другого слова не найти) нашего обзора — «Мой мир» http://my.mail.ru/ от народной почты Mаil.ru. сервис построен на уже существующих на портале фотографиях, видеороликах и блогах. Безусловно, это удобный ход, ведь большинство пользователей Mail.ru уже обросли подобной информацией о себе. Соединить все это в единый сервис и при этом объединить людей дружескими отношениями — задача новой социальной сети. Создав свою страничку, кроме псевдонима, имени и фамилии можно заполнить свои данные как в стандартной социальной сети, например «ВКонтакте» (на него больше всего похожа данная сеть): дата рождения, интересы, школы, университеты, места работы и так далее. Отличительной особенностью стало то, что можно указывать рост, вес, цвет волос и глаз, что, скорее всего, является лишней информацией, при условии того, что у пользователя есть альбом с фотографиями. В таком виде это больше смахивает на сайт знакомств, а не на социальную сеть, цель которой — объединить одноклассников или друзей по интересам. Что же заставляет говорить о «Моем мире» в числе лидеров социальных сетей? В первую очередь не качество и количество сервисов, а количество пользователей. Для огромного числа посетителей понятия Интернет и мейл.ру неразделимы, часто люди кроме проверки почты даже и не знают, куда еще можно пойти в Сети и что можно найти. А тут, прямо рядом с почтой, многократно пропиаренный той же почтой, новый красивый сервис – почему бы не кликнуть мышкой? Так «Мой Мир» автоматом получил почти всех пользователей портала. Это и чувствительно – сразу же после регистрации я получил отклики от бывших одноклассников и одногруппников из разных стран – сервис работает! Из минусов – постоянно шлет письма (спам) с новостями о моих друзьях, никак не найду, можно ли отписаться от этой прелести?

Уже не раз упоминался появившийся летом 2006 года сайт «В контакте» http://vkontakte.ru, который быстро получил общественное признание и на данный момент, по некоторым данным, является самым динамично развивающимся ресурсом в Рунете. Сайт создан, прежде всего, для учащихся и выпускников российских школ и вузов и помогает им поддерживать связь между собой. Создателям «В контакте» удалось сформировать очень активную социальную сеть, которая насчитывает более 3,5 миллиона зарегистрированных участников. По данным от авторов сайта, ежедневно полтора миллиона человек просматривают на сайте около четверти миллиарда страниц. Пользователями создано огромное количество групп по интересам — почти 500 тысяч, некоторые из которых насчитывают более сотни тысяч участников. Тематика групп разнообразна — музыка, спорт, хобби, учеба, политика. В группах объединяются как старые знакомые (например, существуют группы школ, вузов, конкретных выпусков), так и незнакомые люди, у которых имеются схожие взгляды и интересы. После регистрации пользователь может начать поиск знакомых, но право просматривать профили других пользователей «В контакте» появляется лишь после заполнения 30% информации своего профиля. Сайт «В контакте» предоставляет зарегистрированным пользователям следующие возможности.

Искать других зарегистрированных пользователей сайта по имени, фамилии, дате рождения, городу проживания, школе (и году выпуска), вузу (факультету и году выпуска) и месту работы. Особенностью, отличающей «В контакте» от подобных сайтов, является то, что список городов, школ и вузов и факультетов является предустановленным. Это делает поиск более эффективным, так как исключается возможность различного варианта написания названий.
Добавлять друзей. Найденного знакомого пользователь «В контакте» может добавить в список своих друзей. Для добавления знакомый должен дать свое согласие, после чего пользователи становятся взаимными «друзьями».
Просматривать информацию о друзьях и знакомых. Если информация (или ее часть) не определена владельцем как приватная, любой пользователь «В контакте» может ее просматривать.
Обмениваться сообщениями. Пользователи могут оставлять друг другу как личные сообщения, так и открытые, для общего доступа. Сообщения могут быть текстовыми, графическими или «граффити» — нарисованными пользователями прямо на сайте.
Размещать фотографии, аудиофайлы и видеоролики. На фотографиях можно выделять присутствующих друзей и ссылаться на их профили. Также особенность «В контакте» заключается в отсутствии ограничений на количество загружаемых фотографий, аудио- и видеофайлов. Это привело к тому, что сайт стал одним из крупнейших в Рунете хранилищ аудиофайлов и видеоклипов.
Писать заметки. Раздел «Мои заметки» можно условно назвать блогом пользователя. Друзья могут оставлять свои комментарии к заметкам.
Создавать новые группы, а также просматривать список групп, в которых состоит пользователь. Внутри группы общение похоже на форум: можно создавать свои темы и добавлять комментарии. Вступив в группу, пользователь получает возможность приглашать туда других участников «В контакте».
Организовывать встречи и приглашать друзей принять в них участие. Также в разделе «Мои встречи» доступен календарь, куда занесены все принятые пользователем встречи, а также отмечены дни рождения всех его друзей.
Узнавать новости. В разделе «Мои новости» доступны все обновления профилей друзей: новые фотографии, видео, заметки, открытые темы, добавленные друзья. Также можно узнать, в какие группы вступил друг и в каких встречах он планирует принять участие.
Изменять настройки. Многие пользователи опасаются, что, оставляя информацию о себе на сайте, их личные данные становятся общедоступными. По увлечениям участника, списку его встреч и друзей, по фотографиям (в том числе по тем, на которых пользователь был отмечен другими людьми) читатель может получить подробное представление о пользователе. Для того чтобы этого избежать, создателями «В контакте» были предложены настройки, регулирующие приватность тех или иных типов данных. Для девяти типов данных (фотографии, заметки и др.) можно отдельно указывать тип лиц, которым разрешен доступ к информации. Это могут быть все пользователи, только друзья, только вуз или только владелец профиля.

К сожалению, в прессе встречаются обвинение сервиса в плагиате. Об этом пишет, например, онлайновое издание «Хостинфо» ( http://hostinfo.ru/articles/internet/services/1254/ ) Сайт «В контакте» считается похожим на известный американский сайт Facebook не только идеей (Facebook создавался как социальная сеть для студентов), но и внешним видом. «В контакте» имеет такую же структуру расположения разделов, похожие названия (The Wall в Facebook, где пользователи оставляют своим друзьям сообщения, «В контакте» называется «Стен

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте