Чем померяться в Узнете
23 января 2008
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

Популярность сайта можно определить двумя методами – количеством посещений и количеством ссылок на него. Аналогию можно найти в несетевой жизни, вес научной статьи, например, определяется не тем, сколько раз ее спрашивали в библиотеках, а количеством ссылок на нее в других статьях. Как же можно узнать относительную популярность страницы? Одним из самых популярных инструментов является гулевский «Пейдж Ранк» или правильнее Google Page Rank (PR).

Page Rank (PR)- это запатентованная технология Google, с помощью которой этот поисковик определяет, насколько популярна данная веб-страница. Как раз идея Page Rank и соответствует методу определения важности работы по цитированию, принятому в научном мире. Легенда связывает происхождение названия этого индикатора с именем одного из создателей Гугля Лерри Пейджа.

Зачем же нужен Page Rank? Если Гугль находит по результатам запроса пользователей много страниц, отвечающих запросу (ключевое слово встречается в title и в мета тегах, выполнены другие условия поиска), то одним из методов сортировки выдачи результатов служит учет Page Rank. Сейчас появились данные о том, что Page Rank не учитывается при ранжировании, но точно все тонкости алгоритма широкой публике неизвестны. В любом случае именно Page Rank остается самым популярным и самым надежным индикатором «успешности» странички. Именно страницы, так как Page Rank рассчитывается не для сайта, а для отдельной страницы.

В чем же причина его популярности? И как он рассчитывается? Теория Google гласит, что если Страница A ссылается на страницу B, то Страница А считает, что Страница B — важная страница. Текст ссылки не используется в PageRank. PageRank также влияет на важность ссылок на страницу. Если на страницу указывают много важных ссылок, то ее ссылки на другие страницы также становятся более важными.

Как считается Page Rank? В отличие от других критериев, которые Google использует при ранжировании сайта, формула расчета Page Rank известна абсолютно точно. За это мы должны быть благодарны патентному законодательству.
Формула для расчета PR относительно проста:
PR = (1-d)+d*(PR1/C1+PR2/C2+…+PRn/Cn) , где
d — коэффициент затухания (обычно равен 0,85)
n — количество входящих ссылок для страницы
PRi — Page Rank i-oq страницы, ссылающейся на данную
Сi — общее количество исходящих ссылок со страницы i

Таким образом, PR для любой страницы равен некоторой константе (0,15), плюс сумма всех Page Rank’ов от всех страниц ссылающихся на данную, деленных на количество исходящих ссылок с той страницы, умноженной на коэффициент затухания (0,85). Дотошные любители математики могут поиграть с формулой. Но и так видно, что суммарный Page Rank страницы пропорционален Page Rank’у ссылающихся страниц и обратно пропорционален общему количеству ссылок на ссылающихся страницах. То есть, вашей странице повезло, если на нее стоит ссылка со страницы, имеющий большой Page Rank и эта ссылка на странице единственная. Если же ссылок много (как, например, в каталогах), то и вес ссылки делится на все ссылки и становится очень маленьким.

На величину Page Rank влияют только две вещи: количество и качество входящих ссылок. Не влияют на величину PR ни ошибки в HTML коде страницы, ни недоступность и простои сервера, ни контент страницы, ни наличие сильных конкурентов.

И. Ашманов и А. Иванов в книге «Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах» пишут, что смысл показателя Page Rank легче всего понять, если представить, что это вероятность появления пользователя на странице. Если на страницу нет ни одной ссылки, вероятность, что на нее кто-нибудь зайдет, равна нулю. Если на страницу имеется много ссылок с других страниц, пользователи могут переходить по этим ссылкам. Чем больше количество ссылок, тем выше вероятность.

А теперь главная особенность Page Rank – его нельзя подделать или поднять искусственно. Для поднятия Page Rank надо увеличить Page Rank ссылающихся страниц, для этого надо в свою очередь, поднять Page Rank ссылающихся на те страницы других страниц и так до бесконечности. Опять же, если попросить кого-то поставить на нас ссылку, то цена ее разделится вместе с уже существующими на сайте-источнике ссылками. То есть, «нагнать» Page Rank практически невозможно или очень и очень трудно. Правда, появляются умельцы, использующие «белые» и «черные» методы оптимизации, разработчики Гугля это знают, поэтому при ранжировании сайтов в выдаче результатов запросов поисковика Page Rank практически не учитывается, или учитывается в комплексе с другими факторами.

Еще особенность. Так как Page Rank зависит от значения Page Rank ссылающихся страниц, то ясно, что при каждом пересчете его значения будут изменяться. Теоретически они будут колебаться, асимптотически приближаясь к какому-то значению. Практически же, из-за того, что появляются новые сайты с новыми ссылками, а старые исчезают, Page Rank колеблется в непредсказуемых пределах. Предпоследний раз пересчет был в июне 2007 года, последний – в начале октября 2007 года, следующий обещан в начале 2008 года. После каждого пересчета, а известие о нем пролетает искрой по Интернету, все владельцы сайтов проверяют свой Page Rank и делают выводы о его оптимизации.

pic

Как же узнать свой Page Rank? Владельцы сайтов могут получить код кнопки на странице http://www.getrank.net/ — причем, трех видов, с разным дизайном индикаторов.

Как писал уже в статье об оптимизации, узнать значение PageRank для любой веб-страницы можно с помощью Google ToolBar, который показывает значение PageRank в диапазоне от 0 до 10.

pic

Напомню, что все цифры условны, однако наглядно демонстрируют, что диапазоны PageRank, показываемые в Google ToolBar, не равнозначны друг другу. Например, поднять PageRank c 1 до 2 легко, а с 6 до 7 гораздо сложнее.

На этом описание PageRank закончу, желающие могут прочесть статьи о нем на сайте http://webarticles.neomoon.ru/ . Еще можно лишь добавить, что на странице http://www.seocompany.ca/pagerank/page-rank-update-list.html собрана информация о всех пересчетах PageRank.

Перейдем в Узнет и посмотрим что у нас с ссылочным рейтингом. В Узнете, как известно, три рейтинга сайтов – http://top.arbuz.com, http://uzraiting.com и http://www.uz. Все три рейтинга не учитывают ссылки и их вес, рейтингуют сайты только по посетителям.

Единственный сервис, считающий количество ссылок – это http://voydod.uz. На главной странице надо войти в пункт меню «Индекс цитирования», в открывшемся окошке ввести адрес нужного сайта. На открывшейся странице получите значение Индекса цитирования Узнета и заодно код кнопочки-индикатора, показывающей этот индекс и код формы поиска «Вайдодом» по сайту. На Арбузе этот поиск исправно работает около двух лет. Например, для сайта нашего журнала http://infocom.uz индекс цитирования равен 124. Он показывает, что 124 сайта Узнета имеют ссылки на наш сайт. У Барбариса этот индекс равен 48, у сайта УзАСИ – 147. И так далее – можете сами посмотреть «кто есть кто» в Узнете по этому критерию.

pic

Но это не все! Кликнув по кнопке с Индексом цитирования, вы получите полный список сайтов, ссылающихся на ваш запрошенный сайт, с указанием количества ссылающихся страниц и Индекса цитирования ссылающегося сайта. Причем, сами числа, показывающие Индекс цитирования сайтов и количество ссылок являются ссылками соответственно на подобные страницы последующих сайтов. То есть, путешествовать по таблицам можно бесконечно.

pic

На вопрос о наличии единого рейтинга сайтов Узнета по Индексу цитирования создатель уникального сервиса Игорь Бронников ответил отрицательно. Можно вывести, но это создаст большую нагрузку на сервер, так как для каждого сайта будут пересчитываться все идущие на него ссылки, что потребует привлечения вычислительных ресурсов, и, естественно, времени. У Гугля сто тысяч мощных серверов по всему свету, а у меня всего один сервер, поясняет разработчик. Конечно, масштабы охвата Гугля несопоставимы с масштабами Узнета, но, тем не менее, расчет Индекса цитирования пока не по нашим мощностям. Даже с учетом того, что Индекс считается простым учетом ссылок без учетов их весов. На вопрос о перспективах расчета Индекса цитирования с учетом весов индексов ссылающихся сайтов Бронников уклончиво отвечает, что пока задача такая не стоит.

Зато специально для этой статьи Игорь Бронников вывел список сайтов, имеющих Индекс цитирования 100 и выше. Таких сайтов 31. (Напомню, что Вайдод ищет по сайтам домена .uz и сайтам других доменных зон, добавленными авторами «в Узнет», такими как http://uzsci.net или http://fromuz.com)

pic

Рассматривание списка само по себе интересное занятие. Естественно, что лидирует сервис www.uz – его кнопочки стоят на огромном количестве страниц. То же и с сайтом http://gov.uz – каждый официальный сайт ставит на него ссылку. Сайт NBU в лидерах из-за информеров валюты, сайты веб-студий в списке из-за того, что каждый их продукт имеет ссылку на создателей. Так же и хостеры-провайдеры получают ссылки с хостящихся сайтов, сайт фестиваля с участников, блогосервисы и хостеры бесплатных сайтов тоже получают ссылки с каждого проекта. То есть, картина непростая и неоднозначная. С одной стороны посчитано все точно и достоверно, но с другой стороны, это не добровольные ссылки на интересные проекты, которые действительно имели бы высокий вес и авторитет. Скорее всего, подтверждение сложившегося рельефа Узнета по ссылкам. Что само по себе также очень интересно для исследований.

Orphus system
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте