Путь Flash’ера
20 февраля 2008
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

Flash’еры – это такой вид программистов и дизайнеров, которые делают самые необычные, удивительные и потрясающие сайты в Интернете. Например, представительство студии ”2 Advanced”(http://www.2advanced.com/), которое уже много лет напоминает своим видом интерфейс операционных систем из американских фильмов про хакеров.

pic

Рис. 1. Представительство студии ”2 Advanced” (http://www.2advanced.com/).

Или простой, изящный сервис картинок ”Art.Pad” (http://artpad.art.com/gallery/), где можно нарисовать что-нибудь своими руками и отправить ссылку другу. А он, перейдя по ссылке, будет любоваться порханием кисточки, которая будет точь-в-точь повторять все ваши движения (рис. 2):

pic

Рис. 2. Сервис картинок. Нарисовать что угодно можно здесь: http://artpad.art.com/gallery/

Компания Mail.Ru (http://cards.mail.ru/drawing.html) повторила эту идею, добавив множество инструментов, шаблонов и уроков. Теперь порадовать близких и родных, можно отправив не готовую открытку, а созданную своими руками. Совсем как в старые добрые времена, когда самодельные открытки разрисовывали кисточками и карандашами (рис. 3):

pic

Рис. 3. Сервис открыток от команды Mail.Ru. (http://cards.mail.ru/drawing.html).

Перенестись во времени на сто лет вперед, увидеть, как будет меняться башня ”Федерация” в течении этого времени – все это можно уже сейчас, на сайте http://www.federationtower.ru/ (рис. 4):

pic

Рис. 4. Полет во времени и вокруг башни на вертолете (http://www.federationtower.ru/).

Кстати, интересно прочитать, как делался этот сайт – сочетание фотомастерства, трехмерного моделирования и, конечно же, flash’a (http://www.artlebedev.ru/everything/backstage/federation-1/).

Между делом, а иногда и главным образом, флешеры делают игры. Такие аркады, как известный “Yetisports” (http://www.yetisports.org/) (рис. 5):

pic

Рис. 5. Игра ”Yetisports — Orca Slap Part 2”. Поиграть (после регистрации) и скачать ее можно здесь: (http://www.yetisports.org/).

И драки, совсем как на ”Денди” и ”Sony Play Station” , где отчаянные ниндзя сражаются между собой в игре ”3 Foot Ninja ” (http://www.miniclip.com/games/3-foot-ninja/en/) (рис. 6):

pic

Рис. 6. Игра ”3 Foot Ninja”. Поиграть можно на этом сайте: (http://www.miniclip.com/games/3-foot-ninja/en/).

Одним словом, если вы зашли на сайт, который сразил вас наповал, или увидели игру, в которую проиграли весь рабочий день – это Flash. Чтобы убедиться в этом, нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на самом прыгающем элементе и воочию увидеть надпись в контекстном меню ”About Adobe Flash Player”. А те кто делают эти сайты – это соответственно Flash – дизайнеры и Flash – программисты, причем встречаются и экземпляры ”два-в-одном”.

Что такое Flash?

Несмотря на то, что про Flash имеет представление подавляющее большинство пользователей компьютеров, обозначим основные вехи, которые изменяли Интернет, а также облегчали жизнь и творчество дизайнеров и программистов. Будем использовать в качестве отметок название самих пакетов разработки.

Macromedia Flash 5. В 2000 г. компания Macromedia выпустила пятую версию своего продукта. В него был включен язык программирования Action Script, предназначенный для добавления интерактивности, обработки данных и работы с содержимым Flash-приложений. До этого момента в интернете в основном были популярны рекламные-ролики и мультики. Серьезные программисты впервые обратили свое внимание на этот пакет разработки – и тогда многие недостатки языка компенсировались мастерством разработчиков. Первые серьезные игры начали создаваться именно в это время. Распространению платформы в рунете способствовало также появление успешных проектов, например, таких как ”Масяня” (2001).

Macromedia Flash MX (6). В 2002 году Macromedia представляет новый пакет разработки. Язык Action Script приобретает все черты объектно-ориентированного программирования, именно эта версия далее получит название 1.0. Интерфейс программы получает свой окончательный вид, который крайне незначительно будет меняться вплоть до самых последних версий. Внедрение потокового видео придало flash’у новую жизнь – появилась возможность встраивать ролики в веб-страницы. Популярность этого пакета лавинообразно растет, появляются распределенные online-игры, веб-сервисы, целиком основанные на flash. Именно тогда появляется профессия flash-программиста.

Macromedia Flash MX 2004 (7). В сентябре 2003 года выпускается новая версия пакета, работающая быстрее, с улучшенным компилятором языка и поддержкой дополнительных эффектов и расширений. Flash приходит в мир мобильных и портативных устройств – появляется возможность разрабатывать игры и приложения под определенные платформы. Язык Action Script сильно изменился – появляется более формальный синтаксис объектно-ориентированного программирования, очень похожий на Java. Эта версия получает название 2.0. Flash – программистам пришлось заново учиться –новый язык требовал принципиально новых подходов.

Macromedia Flash Professional 8. В 2005 году появляется очередная версия пакета. Добавляются новые возможности: фильтры, сглаживания, ряд видеокодеков, эмуляции портативных устройств. Язык Action Script получает несколько новых классов, но в целом почти не изменяется, оставаясь версией 2.0. Это последняя версия пакета, которая выходит под именем компании Macromedia.

Adobe Flash CS3. В 2005 году корпорация Adobe Systems приобретает компанию Macromedia и все ее разработки примерно за 3,4 млрд долларов США. В 2007 году уже корпорация Adobe представляет новую версию пакета. Добавлена интеграция с другими продуктами Adobe, разработан новый механизм работы с XML. Но самое главное – в состав пакета входит новая версия языка – Action Script 3.0. Разработчики получили действительно мощный язык, по скорости приближающийся к таким монстрам, как C++ и Java. И снова программисты должны заново учиться для эффективного применения новых черт и особенностей языка.

Инструментальные средства пакета, применяемые для создания анимации и графики, не сильно изменялись начиная с 6-й версии Flash’a. Да, изменения, конечно, вносились в каждую новую программу, но они носили в основном характер добавления новых возможностей и улучшения удобства пользования. Язык же программирования Action Script содержит три версии – 1.0, 2.0, 3.0, которые сильно различаются между собой.

С чего начать?

Так уж получилось, что с самого момента своего появления Flash представлял собой уникальное сочетание дизайнерского мастерства и программирования. Первые энтузиасты, осваивающие примерно в 2000 годах, вынуждены были сочетать в своей работе оба этих направления. Однако уже тогда стало ясно, что наилучших результатов можно добиться, если разделять работу. Другими словами, дизайнер должен заниматься оформлением (и анимацией) flash-приложений, а программист – интерактивностью. При этом дизайнер может почти не вникать в язык Action Script – ну кроме разве что простейших скриптов. Программист же должен изучить и инструментальные средства пакета, используемые дизайнером, и сам язык Action Script со всеми его версиями.

Изучить дизайнерскую часть Flash’а, начиная с еще версии MX можно по учебнику ”Flash MX” http://www.compdoc.ru/internet/flash/flash_mx/ С этого учебника анонимного автора начинало не одно поколение Flash’еров. Этого небольшого, предельно ясного материала вполне достаточно для того чтобы освоить дизайнерскую часть пакета.

Затем можно приступать к изучению Action Script 1.0. Даже если это вообще первый язык программирования, который вы начинаете изучать, все равно можно попробовать курс “Macromedia Flash MX и программирование на ActionScript” Интернет Университета Информационных Технологий:

http://www.intuit.ru/department/internet/flashmxascript/ Примеры готовых приложений, пошаговые инструкции, исключительная ясность изложения – все это отличает данный курс от прочих пособий. На сайте также совершенно бесплатно можно зарегистрироваться и попытаться сдать экзамен после прохождения курса.

Более сложные примеры, углубленное изучение синтаксиса языка, реальные примеры сайтов с мультимедийным содержимым, а также работа с аудио и видео можно найти в другом курсе ”Flash MX Studio”:
http://www.intuit.ru/department/internet/flashmxstudio/

Впрочем, если этот курс покажеться слишком сложным – не стоит отчаиваться, местами он изложен не слишком хорошо.

Освоив эти два (или три) пособия можно будет сказать, что вы хорошо разобрались с Flash MX и языком Action Script 1.0. Можно двигаться дальше, приниматься за Action Script 2.0. Одной из самых лучших книг в своем роде – это книга Дмитрия Гурского ”ActionScript 2.0: программирование во Flash MX 2004. Для профессионалов”. Купить эту книгу можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/1908059 Книга также содержит компакт-диск, на котором приводится большое число примеров.

Этот же автор написал книгу по 8-й версии Flash’a. Ее также можно приобрести через Интернет: http://www.ozon.ru/context/detail/id/2712522/

Разумеется, учебников по Flash’у очень много. Много настолько, что новичку бывает трудно сориентироваться – что читать, чтобы материал не повторялся, чтобы было понятно, чтобы описывался не инструментальная среда, с которой читатель обычно уже знаком, а именно примеры программирования, настоящие, ”живые” примеры, которые взяты из реальной практики. Возможно, вы сможете найти еще какие-либо пособия (например, самоучитель создания Flash-игр: http://flash-doc.ru/), которые будут достаточно понятными, но я отобрал наиболее ценные, учебники на свой взгляд.

Что же касается учебников по Action Script 3.0, не по пакету Adobe Flash CS3, который почти не изменился, а по самому языку… Конечно, на русском языке уже появились разнообразные учебники, пособия, самоучители, но… Столь же ясного, подробного и исчерпывающего пособия как учебник Дмитрия Гурского я пока еще не встречал.
Впрочем, освоив предыдущие книги можно попытаться разобраться по справке с новыми особенностями. С самого начала, с 6-й версии справка программы была ”читабельной”, содержала примеры кода, а также готовые приложения.

Облегчить работу поможет общение с разработчиками на форумах http://www.flasher.ru/forum/ (на русском языке) или http://www.actionscript.org/ (на английском).

Идем в учебные центры.

Возможно, что кто-то не любит разбираться самостоятельно, или не имеет столько свободного времени, или хочет общения с профессионалами, словом, решает пойти в учебный центр. Для этого с самого начала стоит для себя сформулировать задачу – что нам нужно? Освоить инструментальную часть нового пакета Adobe Flash CS3, научиться делать ролики и мультики – одним словом, все то, что входит в задачу дизайнера. Далее как следует изучить язык Action Script 1.0, 2.0, 3.0 и делать это на основе реальных приложений – должны делать те, кто решает стать программистом.

Что могут предложить нам учебные центры? В газете ”Тасвир” некоторые из учебных центров до сих пор предлагают обучение по программе Flash MX c элементами Action Script (разумеется, 1.0). Такой программы вполне будет достаточно для дизайнеров, впрочем, им также желательно знать элементы Adobe Photoshop, графические пакеты для создания gif-анимации, словом, набор стандартного веб-дизайнера. В этом плане интересное предложение “все в одном” появилось на сайте учебного центра UCD Micros: http://micros.uz/education/naprav/webreklama.php

Программистам, которые в отличие от дизайнеров, двигаются по другому направлению, необходимо изучать Action Script 1.0, 2.0, 3.0. Здесь можно посоветовать выяснять в самих учебных центрах – какие из курсов действительно предлагают изучение новых версий самого языка.

Куда идти работать?

Остались позади долгие месяцы самостоятельной подготовки, а возможно и учебы в центрах, на руках небольшое портфолио, возникает вопрос – куда пойти работать Flash’еру? На отечественных сайтах вакансий (resume.uz, uzcv.com, torg.uz) периодически встречаются объявления – нужны и дизайнеры, и программисты. Но как быть, если нет этих объявлений, а работа нужна сейчас? Попытаемся самостоятельно обратить на себя внимание студий веб-дизайна, возможно кого-то заинтересует наши знания и умения. А кто же занимается Flash-проектами? Будем разбираться с этим вопросом.

Первое, что приходит в голову – набрать flash.uz. Здесь нас ждет переход на сайт студии http://ur-studio.com/, в списке работ которой есть большое количество качественных сайтов, выполненных или целиком на Flash’e (сайт дизайнера свадебной и вечерней моды Екатерины Строевой http://stroeva.ru/) или с органичными вставками и баннерами (неофициальный сайт певицы Согдианы “http://sogdiana.org/”).

Рекламное агентство “Brand.uz” с одноименным доменным именем радует оригинальным Flash-меню на главной странице. В отдельном списке работ студии – Flash презентации, скринсейверы и самое главное – игры! “Хмельной задор” – это вариация стрелялки на пивную тему (рис. 7), а “PacBeer” аналог классического PavMan’a на ту же самую тему (рис. 8):

pic

Рис. 7. Игра “Хмельной задор” Поиграть можно здесь: http://www.beer.uz/game/552

pic

Рис. 8. Пивной “PacBeer” родственник классического “PacMan’a”. Играть здесь: http://beer.uz/game/310

Веб-студия “Erava Group” (http://erava.com) в своем портфолио также содержит немало Flash-сайтов. Одна из самых интересных Flash-разработок – рука менеджера, раскладывающая желтые листки блокнота, перед посетителем сайта, помогая ему определиться с выбором тарифного плана компании Coscom (http://www.coscom.uz/ru/navigator/) (рис. 9):

pic

Рис. 9. Тарифный навигатор компании Coscom (http://www.coscom.uz/ru/navigator/).

Компания “eSector Solutions” (http://www.esector.ru/) выделяет в своей деятельности специальное направление “Мультимедиа” (http://www.esector.ru/projects/index.php/browse/.esp.multimedia/). Здесь можно сразу увидеть все интересные проекты. Например, интерактивную карту мукомольных предприятий (http://www.esector.ru/projects/index.php/browse/.esp.multimedia/view/.227/) (рис. 10) или действительно сложный ролик для сайта loki.com (http://www.esector.ru/projects/index.php/browse/.esp.multimedia/view/.207/) (рис. 11):

pic

Рис. 10. Интерактивная карта. Описание можно посмотреть здесь: http://www.esector.ru/projects/index.php/browse/.esp.multimedia/view/.227/

pic

Рис. 11. Ролик, для которого было отрисовано побережье Бостона. Описание здесь: http://www.esector.ru/projects/index.php/browse/.esp.multimedia/view/.207/

Другие студии веб-дизайна также используют в своих работах Flash. Например, веб-студия “Mishkie Media Group” на своем сайте (http://mishkie.com/) использует оригинальную фотогалерею с динамической подгрузкой изображений. Из всего этого можно сделать вывод – на хороших Flash дизайнеров и программистов всегда будет спрос, поскольку все веб-студии рано или поздно будут увеличивать сложность своих Flash-проектов.

Современные Flash-программисты переходят на Flex.

Создание рекламных роликов, работа с Macromedia Flash MX – это уже не сегодня и даже не вчера. Это далекое архаичное прошлое. Flash изменился. На помощь ему пришел Flex – мощная платформа для создания самых сложных, распределенных веб-приложений. Настоящая асинхронная модель обмена данных с сервером, настоящий интерфейс десктопных приложений. Великолепное оформление и удобство пользования. Рассмотрим несколько примеров.

Веб-редактор Buzzword (http://www.buzzword.com/), позволяет создавать и редактировать документы Microsoft Word (рис. 12):

pic

Рис. 12. Веб-редактор Buzzword (http://www.buzzword.com/).

Это не обычный html-редактор, поддерживающий стандартные теги. Это полноценный инструмент, позволяющий использовать таблицы, форматирование текста, изображения, комментарии, специальные символы. Документы также могут быть сохранены и распечатаны.

Редактор фотографий Picnik (http://www.picnik.com/), вполне сравнимый по своим возможностям если не с самим Фотошопом, то по крайней мере с ACDSee (рис. 13):

pic

Рис. 13. Редактор изображений Picnik (http://www.picnik.com/).

Изображения могут загружаться с локального компьютера, редактироваться и снова сохраняться.

Поддерживается изменение размеров изображения, масштабирование, поворот, изменение яркости и контраста, устранение эффекта красных глаз. Дополнительные возможности, такие как добавление эффектов цветокоррекции, шаблонных рамок, примитивов и текста позволяют изменять изображение самым различным образом.

Редактор Sliderocket – бесплатная замена стандартной программе Microsoft Power Point. Просмотреть презентацию о создании презентации можно на стартовой странице сайта (http://www.sliderocket.com/productTour.html) (рис. 14):

pic

Рис. 14. Редактор Sliderocket http://www.sliderocket.com/productTour.html

После регистрации на сайте доступны все средства редактора, включающие в себя трехмерные эффекты, работу с видео и аудио материалами, оформление с помощью шаблонов. Демонстрация готовой презентации не будет ограничиваться небольшим окном браузера – даже стартовую презентацию можно просмотреть в полноэкранном режиме без скачивания и установки каких-либо проигрывателей.

Все эти приложения были созданы при помощи технологии Flex. Другие при меры (более 174 на момент написания статьи) можно просмотреть здесь (http://flex.org/showcase/) (рис. 15):

pic

Рис. 15. Приложения, сделанные при помощи Flex (http://flex.org/showcase/).

Flex – это схожая с Flash технология разработки веб-приложений, содержащих богатый интерфейс. Для описания событий, для работы с данными, используется разновидность языка XML, которая называется MXML. Flex –приложение может компилироваться в специальной среде разработки (как и Flash), а также и на сервере. В результате получается *.swf файл, который проигрывается на компьютере клиента.

Большинство современных Flash-программистов, работающих на Action Script 3.0 постепенно переключают свое внимание на Flex-разработки. По-видимому, это направление в ближайшем будущем сумеет значительно потеснить классический Flash.

Нам же остается лишь учиться и стараться не отставать от стремительного развития технологий.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте