Как сотворить сайт за 5 дней (часть 2)
26 февраля 2008
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: Алексей Бородкин.
Для этого нам надо вернуться в панель управления, войти в раздел «Контент» и найти в меню слева внизу пункт «Информ. блоки», а в нем – «Типы информ. блоков». Там находим «Каталог книг» и переназываем его в более нейтральное «Каталог»:
Полдела сделано! Теперь нам надо отправиться во вкладку «Редактировать сайт» и в нем войти в раздел «Каталог» — «Сопутствующие товары»: нам предстоит провести заключительную настройку меню.
Для этого нужно щелкнуть на кнопку «Редактировать параметры компонента (“Пункты меню”, bitrix:menu.sections)», расположенную слева сверху от полоски меню, а затем прописать URL’ы к misc_catalog (как мы это уже не раз делали).
Поздравляем: мы разобрались с каталогом!
Теперь нам надо создать раздел «О компании»; делать мы его будем на основе раздела «Контент», а посему отправляемся в «Панель управления», а далее – в раздел «Структура сайта» — «Контент».
Открываем файл «Меню типа “left”»: здесь приведены названия всех подразделов раздела «Контент», и мы сейчас должны выбрать те, которые нам точно не понадобятся.
Нам явно не потребуются «Доска объявлений» и «Каталог ресурсов» (запоминаем, что им соответствуют папки /content/board и /content/links соответственно), а потому удаляем их из меню.
Но этого недостаточно, поскольку нам надо удалить не только ссылки, но и сам раздел тоже, и для этого нам нужно отправиться в раздел «Файлы и папки». Там находим папку content и удаляем в ней папки board и links.
Сам раздел также нуждается в корректировке, поэтому открываем свойства папки «Контент» и переназываем ее в «О компании» — напомним, подобную процедуру мы уже выполняли, когда переназывали «Каталог книг»:
Это, впрочем, еще не все: нам надо отредактировать не только левое навигационное меню (заключенное в файл «Меню типа “left”»), но и верхнее – «Меню типа “top”», лежащее в папке «Декоры.ру» раздела «Структура сайта».
В этом файле мы переназываем раздел «Контент» в опять-таки «О компании»:
Смотрим, что у нас получилось, в публичном разделе: все хорошо, но число статей на одной странице можно ужать до 5 – материала на нашем сайте будет немного, и лучше его разместить покомпактнее.
С этой целью мы отправляемся в раздел «Структура сайта» — «Декоры.ру» — «О компании» — «Статьи» и открываем файл «Статьи», выбрав в выпадающем меню пункт «Редактировать как HTML»:
В уже знакомом нам окне редактирования выбираем компонент, расположенный на странице, и в нижнем окне указываем количество новостей на странице, равное 5:
Сохраняем страницу и закрываем окно, щелкнув на кнопке слева вверху.
Теперь мы займемся другим полезным делом: созданием новой страницы.
Для этого нам надо войти в папку «О компании», расположенную в папке «Декоры.ру» раздела «Структура сайта» и щелкнуть на кнопке «Новый файл», расположенной сверху.
Откроется окно редактирования страницы; здесь нам следует ввести текст и определить заголовок: допустим, это будет страница с контактными данными под названием «Как с нами связаться».
Сохраняем страницу как kontakt.php – и новая страница готова.
Теперь нам надо сделать ссылку на этот файл из главной строки меню.
С этой благой целью отправляемся в корневую папку «Декоры.ру» и редактируем «Меню типа ‘top’»: нам нужно добавить ссылку на свежесозданный файл, вписав в левое поле название нового пункта меню («Как с нами связаться»), а в правое – ссылку на файл:
Проверяем в публичном разделе: ссылка работает.
Что ж, отлично – пришло время вычистить структуру сайта от лишних элементов. Для этого мы возвращаемся в панель управления и отправляемся в раздел «Сервисы»:
Отмечаем галочками и удаляем «Каталог ресурсов» и «Доска объявлений» — они нам точно не понадобятся.
Теперь нам нужно отредактировать правую часть страницы – ту, где выводятся подсказки по ознакомительной демоверсии сайта. Естественно, в финальном варианте они нам не нужны.
Путь наш лежит к файлу index_inc.php, который находится в корневой папке раздела «Структура сайта» — «Файлы и папки». Редактируем его как HTML:
В открывшемся окне убираем текст с подсказкой про автокеширование:
После чего сохраняем страницу и выходим; ту же редактуру проводим и с index.php, избавляя его от ненужного нам текста.
Теперь нам надо позаботиться и о левой части: для этого нужно войти в папку bitrix\templates\books раздела «Файлы и папки», где хранятся все шаблоны нашего сайта.
Эта страница весьма полезна, поэтому ее стоит добавить в «закладки», кликнув на кнопку «Избранное» слева вверху и выбрав соответствующий пункт меню:
Далее начинается самое интересное – открываем файл header.php как текст и смотрим PHP-код в поисках блока авторизации, подписки и рекламы.
А, вот он! Выделяем все от
<div class=”content-block”>
<div class=”content-block-head”>Авторизация</div>
До:
</td><td class=”main-column”> (эту строчку не выделяем!)
Удаляем выделенное и отправляемся в публичный раздел: отлично, назойливой левой части больше нет:
На этом наш план на третий день выполнен; можно отдохнуть.
День 4.
Сегодня мы продолжим удаление лишнего: путь наш лежит в раздел «Настройки» — «Модули», что находится в панели управления.
Здесь мы видим список всех установленных модулей; нам явно не понадобятся модули рассылки и форума, а потому нажимаем на кнопки «Удалить» рядом с соответствующими элементами:
Теперь мы должны окончательно избавить наш каталог от элементов интернет-магазина – то есть убрать все кнопки «Купить», «Положить в корзину», а также упоминания о самой корзине.
Для этого нам надо настроить показ цены: отправляемся в раздел «Магазин» панели управления и щелкаем на пункте «Торговый каталог» — и на элементе «Типы цен».
В этом окне нужно вручную пройтись по свойствам каждого элемента (кликая, как обычно, на синих прямоугольниках); каждому типу цен присвоены группы пользователей, которые имеют право просматривать цены на данный товар и производить покупку, и мы выставляем каждому типу цен группу «[22] Панель управления» — таким образом никто, кроме администраторов, не сможет видеть кнопки интернет-магазина.
А как же мы будем показывать цены? Не волнуйтесь: с этим мы разберемся чуть позже.
Пока же мы отправляемся в старый-добрый инфоблок «Каталог», а дальше – в «Каталог декоративных товаров».
Подчищаем наш каталог, удаляя ненужные категории книжных товаров:
Отлично! Теперь вплотную займемся ценой – как вы помните, мы скрыли ее от пользователя.
Для этого мы отправляемся в свойства инфоблока «Каталог декоративных товаров» (кликнув, напомним, из главного раздела «Каталог» на синих прямоугольниках слева от его названия) и добавляем во вкладке «Свойства» новый атрибут товара – «Цена»:
Для полной картины делаем то же самое и для «Каталога сопутствующих товаров».
Теперь можно отправиться в недра нашего каталога и выставить вручную цену для нашего старинного приятеля «Горшка», вписав ее в соответствующее поле его свойств; кроме того, стоит указать и количество на складе – 10 штук, – чтобы на страницах сайта не выводилось сообщение «Нет на складе».
То же самое проделываем и для объекта «Клей» из «Каталога сопутствующих товаров»; столь хитрое – по сути, двойное — указание цены выполняет следующую роль: если в перспективе мы решим сделать на основе нашего каталога интернет-магазин, мы сможем взять их напрямую из базы данных.
Теперь надо разобраться с общим информационным наполнением нашего сайта: для этого мы отправляемся в уже знакомый нам раздел «Типы информ. блоков» и удаляем раздел «Новости», после чего удаляем пункт «Новости» из файла меню в папке «О компании» раздела «Структура сайта» — «Декоры.ру» — новости будут представлены у нас чуточку иначе.
Дальше мы направляемся в инфоблок «Статьи» и в одноименном разделе находим множество не нужных нам текстов:
Удаляем их, выделив, как обычно, галочками и щелкнув на красном кресте снизу.
Остается навести порядок в атрибутах статей: отправляемся в инфоблок «Статьи» и открываем свойства группы опять-таки «Статьи»; там нам нужно отправиться во вкладку «Свойства» и удалить все позиции, кроме «Ключевые слова» и «Автор» — для описания статьи оставшихся будет достаточно.
Добавляем новый текст в раздел «Статьи», щелкнув на кнопке «Добавить элемент»:
На первой вкладке нам нужно ввести имя автора, название статьи и ключевые слова:
На второй – заполнить информацию для анонса статьи:
Наконец, вставляем текст самой статьи:
На этом заполнение информационного блока будем считать завершенным и начнем разбираться с фотогалереей.
Сложного в этом ничего нет: сначала, как и в случае статей и товаров, удаляем имеющиеся лишние элементы из раздела «Фотогалерея», а затем создаем папку «Лучшие работы» и добавляем в нее новые фотографии, щелкнув по кнопке «Добавить элемент».
Последовательность действий нам уже известна: сначала помещаем 2 варианта фотографии – компактный и полноразмерный – в папку www\upload\, затем во вкладке «Анонс» и «Подробно» указываем полный путь до фотографий и заполняем сопутствующий текст точно так же, как и при добавлении статей:
На этом все — фотогалерея готова; на очереди – редактирование раздела FAQ, то есть. частых вопросов.
Этим мы и займемся, отправившись в инфоблок FAQ раздела «Сервисы»:
Первым делом удаляем явно лишний раздел «Настройка продукта», а дальше следуют уже привычные операции: верхний раздел мы переназываем в «О наших товарах», нижний – в «Об украшении интерьеров».
Следующий шаг – удаляем все элементы, содержащиеся в этих разделах; теперь, когда площадка расчищена, можно добавлять свои вопросы.
Делается это опять-таки чрезвычайно просто – кнопкой «добавить новый элемент» добавляются новые вопросы, а сам текст вопроса указывается в свойствах объекта в поле «Название» вкладки «Элемент», тогда как ответ – в тексте «Анонса». Вкладку «Подробно» заполнять не надо.
Таким образом добавляем несколько новых вопросов в разделы «О наших товарах» и в «Об украшении интерьеров» — и все готово.
Далее приступаем к не менее важной задаче: добавлению товаров в каталог.
Новый товар добавляется аналогично добавленному нами «Горшку» или «Клею» — и точно так же, как любая фотография или новость, а потому перечислим лишь основные действия.
В разделе «Товары» — «Каталог декоративных товаров» нужно создать папку «Декоративные вазы»; в нее мы добавляем новый элемент, в его свойствах указывая базовую цену, количество на складе и прочие атрибуты вроде названия и описания:
Нажимаем «Сохранить» — и все готово!
Точно так же добавляем товары и в другие категории, не забывая добавлять по 2 иллюстрации к каждой позиции – компактную и полноразмерную.
Теперь нам надо удалить совсем уж лишние детали: главным образом это касается главной страницы с приветственным демотестом.
Чтобы это исправить, нужно перейти во вкладку «Редактировать сайт» слева сверху и перейти на главную страницу; там нас особо интересует кнопка «Редактировать текущую страницу», расположенная сверху под вкладкой «Публичный раздел». При нажатии на нее откроется старый-добрый визуальный редактор – выделяем в его окне весь не нужный нам текст и удаляем.
Те же самые действия производим и над главной страницей раздела «Каталог», заменив весь текст на что-нибудь нейтральное, к примеру – «Приветствуем вас в каталоге «Декоры.ру»!»
Ну что ж, сайт почти готов! Осталось сделать парочку полирующих штрихов и выложить наше творение на хостинг: этим мы займемся завтра.
День 5
Первое, чем мы займемся сегодня, в заключительный день — удалим лишние элементы в разделе «Настройки» — «Модули» (там хранятся программные ядра всех модулей CMS «1С-Битрикс»).
Нам надо удалить следующие модули (для этого надо щелкнуть по кнопке «Удалить» напротив соответствующего пункта): «Блоги», «Опросы, голосования», «Подписки, рассылки» и, наконец, «Форум».
Второй наш шаг посвящен настройке правой части страницы – после удаления лишних модулей там осталось порядочно мусора, который нам абсолютно не нужен.
Для этого в разделе «Файлы и папки» нам нужно отправиться по адресу bitrix\templates\books и там найти файл footer.php; его нужно редактировать, как PHP (точно так же, как мы делали раньше).
Здесь нам надо удалить следующий мусорный кусок кода:
Третье, что нам надо сделать – войти в папку «О компании» (в разделе «Структура сайта» — «Декоры.ру») и отредактировать файл «Контент», как HTML, вписав туда пару приветственных слов:
И, наконец, на страницах сайта нам надо отредактировать полоску справа сверху (с иконками поиска, карты сайта и т.д.), чтобы иконка с письмом содержала не ссылку на страницу обратной связи, а отправляла электронное письмо на указанный нами адрес электронной почты. Для этого нам надо открыть вкладку «Редактировать сайт» (расположенную слева вверху) и щелкнуть на иконку «Редактировать область как php».
Внутри этот файл устроен весьма просто: каждая строчка кода соответствует кнопкам на панели, начиная слева направо.
Соответственно, нижнюю строчку, отвечающую за показ версии для печати, можно совсем удалить, а в строчке со словами «Обратная связь» на место ссылки надо подставить следующее:
mailto:info@decory.ru
(сюда мы вписали предполагаемый адрес электронной почты нашего каталога)
На этом главная часть работы завершена; теперь нам предстоит последнее, но крайне ответственное дело – выкладка созданного сайта на хостинг.
К счастью, создатели «Битрикса» предусмотрели несколько путей загрузки готового демосайта, и мы воспользуемся самым простым и надежным из них.
Для начала нам надо подготовить резервную копию нашего сайта; для этого нужно открыть меню «Резервное копирование» раздела «Настройки» — «Инструменты»:
В открывшемся меню нужно установить параметры архивации: указать, что архивация будет происходить по шагам, поставить длительность каждого шага – 55 секунд, указать архивацию публичной части и ядра, а также максимально допустимый размер файлов (мегабайт с небольшим, стоящий по умолчанию, вполне подойдет).
Кроме того, стоит указать на архивацию базы данных и на исключение из архива статистики (впрочем, на данном этапе последнее не имеет особого значения):
После этого можно нажимать на кнопку «архивировать» — и система приступит к созданию резервной копии. Процесс этот займет определенное время, поэтому пока можно заняться хостингом: для нормальной работы «Битрикс» требует наличия MySQL 4.0.18 или выше (подойдет Oracle 10g или выше, а также MSSQL 2000 или выше), Apache 1.3 (можно MS IIS 5.0) и PHP версии 4.1.2; к этой стороне дела стоит отнестись с должным вниманием.
Кроме того, для работы зарегистрированной демоверсии понадобится Zend Optimizer, установленный на сервере.
Мы не стали мудрствовать лукаво и воспользовались услугами компании «Мастерхост», зарегистрировав домен decory.ru и создав виртуальную площадку по тарифу «Битрикс», который специально заточен под соответствующие задачи и обладает всем необходимым набором ПО; в ином случае нам пришлось бы тратить драгоценное время на предварительную настройку сервера – эта задача решаема, но весьма нудна.
Для продолжения процедуры установки нам надо получить полный FTP-доступ к нашему сайту и запросить всю информацию о реквизитах SQL-базы данных на хостинге, что мы и делаем, воспользовавшись данными из контрольной панели «Мастерхост» (о том, какую именно информацию мы оттуда взяли, мы скажем чуть ниже).
В это время как раз закончилось создание резервной копии; ну, что ж, отлично: теперь мы можем скачать ее из окна снизу, расположенного в разделе «Резервное копирование» — там появится соответствующий файл с расширением.tar.gz.
Заодно щелкаем на ссылку «Скачать», расположенную за текстом «Для переноса архива на другую систему или для восстановления системы из архива воспользуйтесь скриптом для восстановления» снизу страницы, чтобы скачать файл restore.php; нам этот скрипт весьма пригодится.
Вот теперь можно отсылать свежесозданный архив.tar.gz и скачанный скрипт с расширением.php на сайт, воспользовавшись любым FTP-менеджером.
Этот процесс тоже занимает время.
После закачки самое время установить на оба закачанных файла права 0777 (то есть всеобщие права на запись, удаление и запуск), требуемые для нормальной распаковки резервной копии; это можно сделать опять же при помощи FTP-менеджера.
После этого можно запускать браузер и вводить там следующее:
После этого откроется простенькое окно, в котором надо будет ввести длительность шага распаковки (55 секунд) и нажать на кнопку запуска; незамедлительно начнется распаковка файлов и сайт начнет монтироваться на сайт; что ж, наш сайт почти готов!
После окончания распаковки нам осталось проделать всего 2 шага. Перво-наперво следует проверить, соответствует ли владелец распакованных файлов фактическому положению дел – все файлы на сервере должны принадлежать четко определенному пользователю, но ни в коем случае не «(?)» или «unknown». Возникнет ли необходимость менять владельца или нет в конкретно вашем случае – сказать сложно, это зависит от настроек сервера, но служба поддержки вашего хостинга в любом случае сможет вам помочь.
Наконец, последнее, что мы должны сделать – это настроить файл dbconn.php, отвечающий за привязку базы данных к нашему сайту. Расположен этот файл по следующему адресу:
www\bitrix\php_interface\dbconn.php
Изначально он имеет следующий вид:
<?
define("DBPersistent", false);
$DBType = "mysql";
$DBHost = "localhost:31006";
$DBLogin = "root";
$DBPassword = "";
$DBName = "bsm_demo";
$DBDebug = false;
$DBDebugToFile = false;
@set_time_limit(60);
@umask(0);
define("DELAY_DB_CONNECT", true);
define("CACHED_b_file", 3600);
define("CACHED_b_file_bucket_size", 10); // Максимальное число файлов таблицы b_file, сохраняемое в одном файле кеша
?>
В соответствии с информацией о SQL-базе данных «Мастерхоста» меняем следующую информацию:
$DBHost = “u#####.mysql.masterhost.ru” (соответствует адресу БД на хостинге «Мастерхоста»)
$DBLogin= “u#####” (соответствует логину БД хостинга)
$DBPassword=”########” (пароль к БД хостинга)
$DBName = «u#####» (имя базы данных; в данном случае оно совпадает с логином)
После чего можно сохранять файл dbconn.php и отправляться в браузер. Теперь, если все сделано правильно и настройки хостинга верны, по запросу http://decory.ru будет открываться сайт:
Итак, сайт работает; административная часть теперь доступна по следующему адресу: http://decory.ru/bitrix/admin — там потребуется ввести логин и пароль, и можно продолжать работу уже не на локальном компьютере, но в режиме онлайн.
Что ж, поздравляем! Вместе с вами мы создали сайт на «Битриксе» всего за 5 дней – фактически за рабочую неделю. Как видите, все не так сложно, как кажется – и мы будем рады, если этот материал поможет вам сделать свой собственный сайт, не затрачивая много времени и ненужных усилий!