IBM Tivoli — рациональная стратегия хранения

pic

Типичная инфраструктура хранения: собственная подсистема серверов, отдельные дисковые массивы, поддерживающие оперативный доступ к данным, и ленточные носители для создания архивов. Если только этим все ограничивается, то возникновение проблем — дело времени. А что нужно, помимо перечисленного? Чего ж вам боле? Боле — ясная стратегия управления хранением и функциональный инструментарий для ее реализации. Такой, как решения семейства продуктов IBM Tivoli.

Интересно на секунду задержаться на громадной стоянке столичного торгового центра и полюбопытствовать на содержимое тележек покупателей, выходящих из суперпопулярного мебельного магазина. Люди разных возрастов и социальных групп (одни грузят покупки в видавшие виды отечественные авто, другие — в сверкающие внедорожники) мечтают об одном. Купить, наконец, стеллажи/коробки/контейнеры и «положить конец этому безобразию», которое творится в коридоре/в детской/на даче. Проблема обустройства аккуратного дома не просто знакома всем, она оказалась в эпицентре потребительского бума, направлением главного удара.

pic

Два вопроса
Какое это имеет отношение к IT? Прямое, разумеется. Только в офисе проблем c хранением побольше, и они могут быть посерьезнее. Ведь помимо обустройства «аккуратного дома» на рабочем месте, нужно еще придумать, где и как хранить данные в электронной форме, объемы которых растут невиданными темпами. Надо отметить, что проблема, где хранить, сегодня решается достаточно просто. Современные аппаратные средства — дисковые массивы, оптические накопители, ленточные библиотеки — предлагают практически неограниченное пространство хранения и самые разные интерфейсы. И даже если со временем потребности в хранении радикально возрастут и имеющихся мощностей не будет хватать для комфортной работы IT-системы, объемы хранения можно просто и быстро нарастить. Дисковые системы масштабируются в достаточно широких пределах, а в случае со съемными носителями — картриджами с магнитной лентой — и вопроса-то, в общем, никакого нет. Докупил, записал, положил в шкафчик.

Куда большую головную боль представляет собой проблема, как хранить? Вопрос может быть сформулирован так: какими средствами организовать такой режим, при котором все доступные ресурсы были бы задействованы оптимальным образом. Причем понятно, что оптимальным автоматически признается тот путь, который обеспечивает существенные бизнес-преимущества. Технологические изыски, не ведущие к какой-то ясной бизнес-цели, просто не будут оценены.

Стратегический подход к хранению
С учетом объема информации, которую должны «переваривать» корпоративные предприятия, не обойтись без соответствующей системы управления хранением — набора функциональных инструментов, которые способны помочь выработать разумные правила обращения с данными и поддерживать их выполнение. Сегодня IT-поставщики предлагают великое множество продуктов для управления хранением — программные пакеты, решающие локальные задачи, а также всевозможные утилиты в комплекте поставки аппаратных средств хранения. Все эти продукты исключительно полезны, однако большинство предлагаемых вариантов не в состоянии обеспечить комплексный подход к решению проблемы. Такой подход, который предлагает семейство программных продуктов для управления хранением IBM Tivoli Storage и основной его компонент — Tivoli Storage Manager.

В отличие от многих продуктов для управления хранением данных в масштабе предприятия, которые по существу представляют собой лишь усовершенствованные системы резервного копирования и восстановления, решение IBM Tivoli Storage Manager, основанное на технологии базы данных с журналом восстановления, позволяет реализовать широкий спектр функциональных возможностей интеллектуального хранения.

Tivoli Storage Manager — автоматизация управления не базе политик
Если перевести требования бизнеса на понятный IT-специалистам язык, то идеальная организация работы с корпоративными данными должна предполагать управляемое на основе политик иерархическое хранение. Такой вариант позволяет учесть ценность данных, оправданность затрат на их хранение (чтобы в конечном итоге минимизировать расходы), а также обеспечить четкое соответствие все более строгим нормативным требованиям. Решая задачу построения такой системы, IBM Tivoli Storage Manager оставляет архитекторам корпоративной IT-системы достаточно широкое поле для маневра. В зависимости от потребностей бизнеса политики могут представлять собой простые наборы значений по умолчанию или детально конфигурируемые правила. Так, например, администратор может определять политики резервного копирования на любом уровне иерархии: для отдельных файлов, каталогов, файловых систем, томов, клиентских компьютеров или групп клиентов.

pic

По сути, участие специалиста требуется для планирования потребностей бизнеса. После этого запускается программный инструмент генерации политик, который обеспечивает реализацию правил в точном соответствии с указанными потребностями. Ну, и, разумеется, управление данными на основе сформированных политик будет осуществляться автоматически. Применение точных определений политик, помимо удобств автоматизации, позволяет свести к минимуму стоимость инфраструктуры хранения. Ведь не секрет, что универсальные методики на все случаи жизни не способствуют экономии — в этом смысле куда более эффективны решения «точно по мерке».

Как обеспечить сохранность данных?
Архитектура IBM Tivoli Storage Manager поддерживает ключевую для современной среды хранения функциональность — резервное копирование. Причем по сравнению с традиционными методиками резервного копирования и восстановления данных реализованный в Tivoli Storage Manager механизм позволяет радикально сократить сетевой трафик, минимизируя объем данных, сохраняемых на носители. IBM Tivoli Storage Manager отслеживает информацию на уровне файлов в базе данных и журнале восстановления. Технология последовательного резервного копирования на уровне файлов позволяет избежать ненужного и затратного копирования неизмененных данных, что дает возможность оптимизировать использование ресурсов хранения — требуется меньше носителей для сохранения резервных копий, и информацию на них можно объединить, так как сохраняемые данные более не дублируются. Нет нужды восстанавливать несколько версий одного и того же файла.

pic

Однако этим возможности администраторов, вооруженных Tivoli Storage Manager, не ограничиваются. Предусмотренная в расширенной версии этого пакета Disaster Recovery Manager предоставляет ряд дополнительных опций по настройке и управлению системы, а также автоматически генерирует план восстановления после аварии, включающий в себя сведения, сценарии и процедуры, необходимые для автоматизации восстановления. Таким образом, обеспечивается максимально быстрое восстановление доступа к данным. Кроме того, этот инструмент позволяет отслеживать носители, на которых хранятся данные, и управляет ими независимо от места их нахождения — в основном хранилище, за его пределами, либо в пути. Такой режим позволяет оперативно получить требуемые копии в случае аварии. Важной составляющей работы по обеспечению сохранности данных является документирование базовой стратегии восстановления и соответствующих мероприятий по восстановлению основных систем и критически важных для бизнеса компьютеров. Сделать это помогают сценарии, реализованные в Disaster Recovery Manager.

Игра в носители
Зачастую приложения для резервного копирования ограничиваются поддержкой только ленточных систем хранения, подключенных к серверу резервного копирования. Такая избирательность далеко не всегда удобна — современная инфраструктура просто обязана быть более гибкой. Tivoli Storage Manager организует ресурсы хранения принципиально иным образом. Создается виртуальное пространство хранения, которое объединяет различные носители. Это пространство хранения на сервере IBM Tivoli Storage Manager структурировано как иерархия пулов хранения, где каждый пул может включать в себя дисковые системы, ленточные и оптические накопители или автоматизированные библиотеки, подключенные непосредственно к серверу или к сети хранения данных (SAN).

Именно такая иерархия пулов хранения данных, реализованная в Tivoli Storage Manager, позволяет раскрыть весь потенциал системы управления на основе политик. Появляется возможность автоматического выбора оптимального носителя, соответствующего ценности сохраняемых данных, их актуальности и т.д. При этом и время восстановления может быть радикально сокращено: в иерархической системе хранения данные могут помещаться на более быстрые по сравнению с лентой носители. Кроме того, организация виртуального пространства хранения позволяет сократить количество отказов по причине нехватки памяти, что в традиционных средах резервного копирования случается нередко.

pic

Но даже «старая добрая» лента в Tivoli Storage Manager — это не просто лента. Обычная ситуация: в одном томе содержатся файлы, срок хранения которых истекает в разное время. Когда один набор данных оказывается «просроченным», на ленте образуется «виртуальное» пустое пространство. Это может замедлить процесс восстановления — лишнее время расходуется на перемотку пустых участков. А так как записать ленту можно только от начала до конца — это носитель с последовательным доступом, то новые данные нельзя будет разместить на участок, занятый прежде устаревшими файлами.

В Tivoli Storage Manager эта проблема решена. Технология высвобождения ленточных ресурсов позволяет оптимизировать целые ленточные тома в составе пулов хранения с последовательным доступом. Когда объем участков с устаревшими данными достигает установленной пороговой величины, Tivoli Storage Manager автоматически запускает механизм высвобождения тома. При этом актуальные файлы с этого тома переносятся в другое место, а содержимое исходного тома стирается.

pic

Вместо заключения
Возможности программных систем управления хранением, в частности IBM Tivoli Storage Manager, позволяют сделать многое. Они автоматизируют то, что прежде выполнялось вручную, помогают рачительно использовать имеющиеся в наличии ресурсы, согласовать мероприятия, связанные с хранением, в масштабе всего предприятия. Но многое — это еще не все. Ни одна система не отменит необходимости привлечения к построению корпоративной инфраструктуры стратегически мыслящих специалистов. Возвращаясь к мебельному примеру: без ясного представления о том, что хочешь получить в итоге, как все должно быть организовано, «аккуратный дом» не построить.

Orphus system