Корпоративная информацонная система оператора телекома

pic

В связи с интенсивным развитием инфокоммуникационных технологий происходят расширение и изменение бизнес-процессов операторов телекоммуникаций.

На передний план выходят вопросы повышения эффективности управления бизнесом оператора за счет применения системы операционной поддержки и системы поддержки бизнеса BSS/OSS и снижения инвестиционных рисков при реализации проектов внедрения этих систем.

Филиал ТШТТ АК «Узбектелеком» — крупнейший в республике оператор телекоммуникаций, развивает сетевую инфраструктуру на базе полномасштабной цифровизации, осуществляет внедрение технологий волоконной оптики DWDM, технологии сетей нового поколения NGN, дальнейшего расширения сети передачи данных, с организацией IP/MPLS-сети с гарантированным качеством обслуживания; предоставляет услуги IP-телефонии, организации высокоскоростного доступа в Интернет, построение защищенных частных корпоративных VPN-сетей, внедрение интеллектуальных услуг и услуг транспортирования видеоконтента. При этом используется такое естественное конкурентное преимущество оператора фиксированной связи ТШТТ, как наличие развитой кабельной инфраструктуры, в частности проводной «последней мили».

Структура и особенности бизнеса оператора ТШТТ влияют на требования к конфигурации корпоративной информационной системы предприятия. Разработка корпоративной информационной системы (КИС) филиала ведется согласно требованиям международной организации TMF (Tele Management Forum), решения которой определяются стандартами OSS/ВSS. Ключевым элементом OSS является структура eTOM (The enhanced Telecom Operations Map), являющаяся наиболее широко используемой структурной моделью бизнес-процессов в отрасли телекоммуникаций. eTOM охватывает весь диапазон бизнес-процессов, необходимых для организации эффективной деятельности оператора связи, поэтому она становится поистине «бизнес-языком» телекома. Используется стандарт TMF GB921 для описания структуры бизнес-процессов филиала ТШТТ. Основной программой TM Forum является методология New Generation Operation Systems And Software (NGOSS), которая представляет собой единственный стандартизованный путь для описания бизнес-процессов предприятия в рамках телекоммуникационной отрасли, основную картину структуры eTOM и ее использование в трансформации бизнес-процессов оператора телекоммуникаций.

Структурная модель NGOSS представляет собой четыре различные компоненты, взаимосвязанные между собой, а именно:
• анализ бизнес-процессов
• анализ и проектирование прикладных систем
• анализ и проектирование отдельных решений
• анализ соответствия других разработок принципам NGOSS.

Можно сказать, что NGOSS — это обширная и интегрированная структурная модель с соответствующими рекомендациями по ее использованию для создания эффективного комплекса систем класса BSS/OSS (Business Support System/Operations Support System) и другого программного обеспечения. Ее миссия — интеграция технических и бизнес-аспектов деятельности оператора телекоммуникаций в единую архитектуру, устранение разрозненности и «лоскутности» автоматизации, построение общей информационной инфраструктуры оператора.

Интеграция является основным условием для обеспечения плавного протекания бизнес-процессов от начала и до конца. Безусловно, необходимо, чтобы все системы операционной поддержки (OSS) и системы поддержки бизнеса (BSS) обеспечивали открытые и стандартные программные интерфейсы приложения (API) с возможностями интеграции. Поскольку компоненты OSS/BSS приобретают все более универсальный характер, операторы телекоммуникаций имеют возможность строить для себя полнофункциональную систему обеспечения бизнеса модульной структуры в соответствии со своими бизнес-процессами.

Бизнес-модель оператора телекоммуникаций филиала ТШТТ в виде схемы взаимоувязанных технологических и управляющих процессов отображает все основные объекты, правила, процессы, стратегию развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы. Информационная модель входит в бизнес-модель и описывает все основные информационные потоки на предприятии, правила обработки и маршрутизации всех элементов информационного поля, так как информационная модель — совокупность правил и алгоритмов функционирования ИС. Информационная модель включает в себя формы документов, структуру данных и т.д.

Концепция развития КИС целиком основывается на выбранном стратегическом пути развития оператора телекоммуникаций филиала ТШТТ. Корпоративная информационная система оператора телекоммуникаций — реализация сложных комплексных проектов, охватывающих все аспекты деятельности телекоммуникационного оператора от постановки бизнес-процессов до внедрения систем управления, построения и эксплуатации единой сетевой инфраструктуры.

pic

Усложнение технологических продуктов и повышение их количества в IT-парке филиала приводят к увеличению разрыва между требованиями бизнеса (модификация существующих, создание новых способов извлечения прибыли) и возможностями IT-подсистем реагировать на них. Принимается высокопроизводительное, стабильно работающее решение, уровень конфигурируемости которого соответствует стратегии развития оператора телекоммуникаций ТШТТ — это решение, полностью соответствующее современной бизнес-модели и технологической карте сетевых операций eTOM. Комплексное решение класса BSS/OSS для операторов телекоммуникаций включает в себя интегрированные компоненты для автоматизации процессов в соответствии с моделью eTOM, включая биллинг, продажу и подключение услуг, поддержку абонентов, документооборот, учет сервисов и ресурсов сети и др.

Выбор этого подхода для филиала ТШТТ обосновывается тем, что современный этап технологического развития и обострения конкурентной борьбы между операторами инфотелекоммуникаций требуют создания современной единой корпоративной информационной среды, которая бы полностью обеспечила операционную и бизнес-деятельность предприятия. Для такой комплексной автоматизации бизнес-процессов и управления сетевыми ресурсами необходима сложная система информационной инфраструктуры, которая складывается из составляющих OSS/BSS:
• эффективной интеграции различных сегментов IT в единое OSS/BSS-пространство
• интеграции разнородного активного оборудования сети с биллинговой системой филиала
• построения единого хранилища данных для оперативного и эффективного управления инвентаризацией сетевых ресурсов оператора ТШТТ
• улучшения производительности и эффективности работы сетевой инфраструктуры за счет правильной и оперативной конфигурации и распределения сетевых ресурсов
• быстрого поиска и управления неисправностями, сокращения сроков ремонтных и восстановительных работ на сети
• оперативного отслеживания исполнения заказов абонентов филиала
• повышения удовлетворенности и лояльности абонентов филиала
• обнаружения, пресечения и упреждения случаев несанкционированного доступа к ресурсам оператора
• обеспечения максимального дохода за счет оперативного мониторинга уровня качества сервиса и услуг
• эффективного управления процессами планирования и развития предоставляемых услуг
• управления производственной деятельностью
• управления финансами предприятия и др.

Все эти решения обладают интерфейсами, позволяющими максимально эффективно интегрировать продукт в существующую инфраструктуру.

Внедрение корпоративной информационной системы в полном объеме — это инвестиции оператора в новое качество, новые сервисы для абонентов.

Требования к составу системы операционного обеспечения OSS/BSS появляются на стадии позиционирования оператора телекоммуникаций, при формировании бизнес-планов, и эти требования меняются вместе с развитием оператора.

OSS/BSS призвана помогать работать различным службам оператора ТШТТ в текущей работе, обеспечивать непрерывность бизнеса — предоставление услуг инфотелекоммуникаций. Результатом разработки, внедрения и эксплуатации КИС является повышение эффективности работы персонала и сетевой инфраструктуры и как следствие — непрерывность предоставления сервисов абонентам филиала ТШТТ.

OSS/BSS полностью отвечает текущим требованиям оператора телекоммуникаций и позволяет ему развиваться в требуемых направлениях и с требуемой скоростью. Идеальная OSS/BSS должна весомо облегчать оператору задачу удовлетворения потребностей абонентов, предоставления новых сервисов, позволять эффективно организовывать и автоматизировать технологические процессы, обеспечивать и контролировать качество услуг. В системе должны использоваться только открытые стандарты, соответствующие рекомендациям TMF, ITU, OSI и других международных стандартизирующих организаций. Выполнение этого требования позволяет существенно упростить информационную модель организации, автоматизировать апробированные процессы обмена информацией, обеспечить быструю интеграцию новых приложений и систем, добиться ускорения реализации и ввода в эксплуатацию новых продуктов и услуг.

В структуре OSS/BSS реализуется возможность предоставления пользователям различных автоматизированных функций для осуществления разнообразных действий без обращения к оператору телекоммуникаций. Также предусматриваются различные аспекты обеспечения безопасности и инструменты контроля поддерживаемых системой бизнес-процессов. OSS, интегрированная в сеть оператора ТШТТ, представляет собой взаимосвязанную административно-техническую систему для эксплуатации сетевой инфраструктуры, разделенную на отдельные функциональные подсистемы, но управляемую централизованно. Классический подход к построению автоматизированной системы эксплуатации — дробление ее на две основные подсистемы: автоматизированного управления и автоматизированного обслуживания. В современную трактовку классической схемы добавляется важный компонент — подсистема учета и контроля качества.

Корпоративная информационная система оператора ТШТТ — процесс, то есть адаптивная система, обладающая способностью меняться в зависимости от конкурентной среды и изменения бизнес-процессов предприятия. Ядро системы КИС, обеспечивающее ключевые бизнес-процессы, разработано как единая платформа. Остальные компоненты взаимодействуют с ядром через открытые интерфейсы.

Перечень основных подсистем OSS/BSS:
OSS Core — ядро системы и компонент, на базе которого реализованы прикладные модули. В его задачи входит обеспечение общего функционала — реализация объектной модели с возможностью кастомизации типов объектов и атрибутов, управление правами пользователей на доступ к объектам системы, журналирование операций, реализация общих механизмов эксплуатации (workflow)
Billing — мощная биллинговая система, обеспечивающая расчет стоимости услуг, формирование и доставку счетов клиентам, учет платежей, сбор задолженности и т.д.
Billing Mediation — программное обеспечение, выполняющее функции непосредственного взаимодействия с логическими и физическими ресурсами сетевой инфраструктуры, включая сбор данных, проверку, агрегацию, предварительную тарификацию и передачу подготовленной информации в программное обеспечение биллинга
подсистемы защиты от мошенничества (Fraud Management)
• подсистемы управления конфигурациями (Configuration Management)
— контроль за инфраструктурой с целью поддержки оптимального состава используемого ПО и оборудования
средства Fault Management & Diagnostic, Performance (устранение неисправностей, диагностика и поддержка бесперебойной работы)
подсистема управления качеством обслуживания SLA/Service Assurance Managers
• подсистема управления жизненным циклом продукта/услуги связи (Product Lifecycle Management)
• подсистема Inventory
— управления продуктами, услугами и ресурсами, поддерживающая актуальную структуру физических и логических ресурсов, включая конфигурационные параметры, управление спецификациями продуктов и услуг, подсистемы учета сетевых ресурсов, документирования и планирования сети, управления профилем клиента и каталог услуг
подсистема управления заказами Order Management, позволяющая организовать обработку заказов по произвольному бизнес-сценарию от простейшего механизма до сложных процессов, включающих наряды на работы, управление процессом, тестирование услуг и ресурсов, активацию сервисов у абонентов, автоматическое отображение соответствующих операций эксплуатации и поддержки пользователей в биллинговой системе филиала ТШТТ
подсистема Service Activation, предназначенная для активации комплексных услуг — таких, как MPLS, VPN, VoIP, IPTV/VoD, подразумевающими изменение конфигураций ресурсов при изменении состояния услуги
подсистема автоматизации бизнес-процессов Service Desk, связанных с поддержкой пользователей, включая front-end — планируемый к внедрению в текущем году современный контакт-центр филиала, и back-end — систему регистрации, обработки и эскалации проблем пользователей
подсистема Revenue Insurance (страхование доходов) призвана предотвратить возможные потери доходов оператора телекоммуникаций. Степень важности разработки подсистемы страхования доходов отражена в статистике мировых аналитических компаний — при среднем размере ежегодного увеличения доходов операторов телекомов на два процента возможные потери доходов от неполного съема CDR-записей, ошибок на различных этапах технологической обработки, деятельности инсайдеров и т.д. могут составлять до пятнадцати процентов от доходов оператора.

Полномасштабное внедрение решений этого класса позволяет повысить и другие показатели эффективности бизнеса оператора ТШТТ, особенно в случае тесной интеграции с такими элементами корпоративной информационной системы, как CRM (Customer Relationship Management) — управление взаимоотношений с заказчиками, сервисной поддержки HelpDesk и т.д.

Важно отметить, что все перечисленные компоненты имеют открытый интерфейс прикладных программ API, соответствующий спецификациям стандартов взаимосвязи открытых систем OSS/J — проекта стандартизации интерфейсов OSS/BSS-систем, в рамках TMForum, и поэтому они могут использоваться в любом наборе друг с другом или вместе с компонентами других производителей, удовлетворяющими те же требования.

pic

Важные вопросы обеспечения надежности и производительности решения BSS/OSS филиала ТШТТ АК «Узбектелеком» — использование продуктов Oracle Database и Oracle Application Server, позволяющих строить на их основе отказоустойчивые и масштабируемые решения корпоративной информационной системы оператора телекоммуникаций.

Биллинговая система собственной разработки специалистов филиала является центральным связующим звеном между средствами предоставления услуг и средствами управления бизнесом оператора.

Основные моменты оценки эффективности ИС оператора телекоммуникаций ТШТТ — соответствие специфики деятельности поставленным стратегическим приоритетам, полная интеграция с сетевым оборудованием и другими смежными системами, возможность масштабирования и внесения изменений, стоимость поддержки.

Полномасштабное внедрение OSS/BSS-решения позволит улучшить финансовые и качественные показатели деятельности предприятия.

Оператор телекоммуникаций филиал ТШТТ, помимо улучшения управляемости бизнеса, планирует получить экономический эффект от внедрения систем поддержки бизнеса и эксплуатации в первую очередь за счет снижения OPEX — операционных затрат на эксплуатацию сетевой инфраструктуры и систем поддержки бизнеса.

Orphus system