Инструменты дистанционного обучения
15 апреля 2008
Рубрика: Обзоры и мнения.
Автор: .

pic

Интернет стирает грани – города и страны становятся на расстоянии вытянутой руки (до экрана), а люди проводят в сети все больше времени. Виртуальные туры, развлечения, общение, друзей и даже свою половинку можно найти в сети. В сети можно найти все.

Подобное положение дел порой начинает приводить в полный восторг – а может быть, и Кембридж с Оксфордом уже стали ближе? А что, и диплом уже можно получить, отсидев за виртуальной партой наравне со своими далекими сокурсниками? Словом, дистанционное обучение все больше занимает умы людей.

Попробуем себя в роли тех самых волшебников, что делают мультимедийные ресурсы – быть может, творить это самое дистанционное обучение можем мы сами?

Самое главное – это буквы
В далеком 2002 году стартовал проект Интернет университета информационных технологий (ИНТУИТ). Это был первый в рунете сайт, где можно было бесплатно получать образование (рис. 1).

pic

Рис. 1. Так выглядела первая рабочая версия сайта 3 июня 2002 года (http://web.archive.org/web/20020603174559/http://intuit.ru/).

Для справки. Веб-сервис http://www.archive.org/ — это уникальный архив всех сайтов, которые когда-либо существовали в сети. Посмотреть, как выглядел сайт www. moyhomyachok.uz до и после очередного редизайна, найти давно удаленные странички – здесь доступно все. К сожалению, сервис собирает лишь несколько страничек – главную и несколько страниц по ссылкам с нее.

Примечание. Здесь можно посмотреть, как выглядели все версии сайта:
http://web.archive.org/web/*/http://www.intuit.ru

Основу всего сайта тогда составляли всего… Один курс – «Введение в CSS (каскадные таблицы стилей)»! Ну, и конечно же, шаблоны под другие курсы – с оптимистической надеждой, что они появятся (http://web.archive.org/web/20020407153634/intuit.ru/all_courses.html) (рис. 2).

pic

Рис. 2. Основа сайта – всего один курс (http://web.archive.org/web/20020407153634/intuit.ru/all_courses.html).

И они появились. Сейчас на сайте доступно 208 курсов по самым различным разделам – от безопасности информационных технологий до истории и социальных вопросов (http://www.intuit.ru/courses.html) (рис. 3).

pic

Рис. 3. Все курсы современного Интернет университета информационных технологий (http://www.intuit.ru/courses.html).

ИНТУИТ сегодня – это место в сети, где можно читать авторские курсы, пробовать свои силы в сдаче экзаменов, общаться с сокурсниками и авторами, заказывать книги и DVD-диски. Большая часть услуг бесплатна – компания получает прибыль от реализации печатной продукции, размещения рекламы (немного) и предоставления специальных услуг (вроде скачать курсы в виде готового архива). Для многих посетителей этого сайта прохождение курсов действительно изменило жизнь – многие сменили работу, нашли свою профессию.

Что было вначале? Просто курс, авторский курс, который большинство посетителей скачивало в виде версии для печати. Простые черные буквы на белом фоне. Никаких анимаций, интерактивностей, красивых оберток. Возможность получить сертификат (в электронном виде – бесплатно) в случае успешной сдачи экзамена была лишь психологическим эффектом, приятным бонусом.

В 2007 году INTUIT.RU стал научно-образовательным сайтом года в конкурсе РОТОР++. Сайт проекта уверенно лидирует в тройке образовательных сайтов рунета, число уникальных посетителей в день превышает восемь тысяч. (http://top.mail.ru/Rating/Science-Universities/Today/Hosts/1.html#2).

Всего на сайте зарегистрировано (при условии, что все курсы доступны без регистрации, она нужна лишь при сдаче экзаменов) более четверти миллиона посетителей (http://www.intuit.ru/help/user_statistic.html).

Слушатели из Узбекистана, который год занимают почетное третье место (после России и Украины) в общем рейтинге, состоящем из 103 стран. ИНТУИТ у нас знают и любят.

Системы видеокурсов TeachPro
Самый эффективный (и быстрый) способ освоения новой программы или среды разработки – это когда рядом с вами сидит преподаватель, объясняет и тут же все показывает. Именно этот принцип был положен в основу мультимедийных курсов компании TeachPro. Реального преподавателя заменяет голос диктора, а слушатели могут видеть видеозапись всех выполняемых действий. Обучающие системы (всего более 160) сейчас доступны и через Интернет (http://teachpro.ru/) (рис. 4).

pic

Рис. 4. Все курсы компании TeachPro (http://teachpro.ru/).
Стоимость льготного годового доступа к сайту для школ составляет около $300. Большинство курсов доступны также и на компакт-дисках, которые можно встретить и в Ташкенте.

В чем уникальность этих обучающих систем? Дело в том, что даже самые первые курсы, появившиеся 6-7 лет назад, содержали около 20-25 часов видео, записанных на обычный диск (700Мб). Применялась уникальная технология, позволяющая разделять аудио- и видеопотоки и оптимизировать каждый из них по отдельности. Эта технология до сих пор остается ноу-хау компании TeachPro.

Сейчас все изменилось. Появилось огромное количество утилит, предназначенных для записи действий с экрана, которые уже содержат эффективные механизмы оптимизации получаемого видео. Программа Flash Video Recorder (http://www.flashvideorecorder.com/) — простейший, но удобный инструмент создания мультимедийных курсов (рис. 5).

pic

Рис. 5. Flash Video Recorder (http://www.flashvideorecorder.com/).

Все, что сейчас нужно для создания обучающих систем – это компьютер, микрофон и Flash Video Recorder. Диктор и сама программа, по которой планируется создавать пособие, необходимы по умолчанию. Если во Flash Video Recorder выбрать выходным файлом формат SWF, то средства управления роликом, такие как остановка, пауза и воспроизведение, добавятся автоматически (рис. 6).

pic

Рис. 6. Готовый ролик.

Программа поддерживает дополнительные средства оформления, такие как изменение стандартного курсора или его подсвечивание. Простота использования, удобные конверторы, встроенная оптимизация видео – все это делает программу Flash Video Recorder лучшим выбором для создания мультимедийных пособий.

Если нужна профессиональная работа с видео, включающая в себя видеомонтаж, если требуется продвинутые средства записи, с возможностью делать паузы, изменять области записи и продолжать съемку, если нужен профессиональный аудиоредактор, словом, нужен медиакомбайн, то наилучший выбор – это Camtasia Studio (http://www.techsmith.com/) (рис. 7).

pic

Рис. 7. Профессиональный редактор Camtasia Studio (http://www.techsmith.com/).

Впрочем, несмотря на продвинутые возможности, освоить этот редактор не составит труда – продуманные мастера, отличная справка и опять-таки видеотуториалы на сайте производителя позволят быстро освоить все тонкости работы.

Для справки. Цена программы Flash Video Recorder составляет $49,95 (http://www.flashvideorecorder.com/), редактора Camtasia Studio $319 (http://www.techsmith.com/purchase/default.asp).

Добавляем интерактивность
В обучающих системах TeachPro в конце каждой лекции слушателю предоставляется возможность выполнить последовательность действий, которые предназначены для закрепления материала (рис. 8).

pic

Рис. 8. Прохождение теста в обучающей системе по 3D Max.

При этом можно выбирать пункты меню, нажимать на кнопки, вводить значения в текстовые поля. Как добавить подобную функциональность?

Для начала нам нужно наделать скриншотов того приложения, для которого мы делаем обучающий курс. Снимки экрана можно делать, конечно же, и клавишей Print Screen, но… Давайте будем работать профессионально, давайте будем делать скриншоты при помощи утилиты SnagIt, входящей в пакет Corel Draw, а также новым средством «Ножницы», входящим в состав операционной системы Windows Vista. Однако личный опыт автора подсказывает, что SnagIt! – лучший инструмент для этой работы (да, сайт тот же, что и для Camtasia Studio: http://www.techsmith.com/).

Наша тестовая система будет размешаться в Интернете. Значит, с самого начала на всех скриншотах мы должны минимизировать значащую область для того, чтобы уменьшить размер ролика. Например, чтобы показать выбор кнопки «Office», можно просто сделать два скриншота (рис. 9).

pic

Рис. 9. Два кадра, два скриншота.

Два скриншота по 80 КБ каждый, итого 160 КБ. Однако можно заметить, что оба скриншота содержат одинаковые области. При помощи утилиты SnagIt делаем снимок лишь части экрана, только необходимую область (рис. 10).

pic

Рис. 10. Второй кадр получается наложением области изображения на первый кадр.

Далее во Flash’е вырезанный фрагмент налагается на предыдущий кадр. И тогда получается прежний вид, но с уменьшением 20 КБ.

Приготовив таким образом скриншоты, займемся их сборкой в один ролик. Для этой цели подойдет даже 6-я версия Flash’a (сейчас уже есть 9-я) (рис. 11).

pic

Рис. 11. Сборка интерактивного упражнения.

Для создания полного ролика, включающего в себя проверку данных, вводимых пользователем, возможность множественного выбора, перетаскивание объектов, достаточно обладать базовыми знаниями языка Action Script.

Внимательные читатели заметят, что обучающие системы TeachPro, по крайней мере, первые версии, были созданы вообще без всякого Flash’a. Разве можно воссоздать такой же замечательный курс другими средствами, без штата программистов, аниматоров и специалистов-предметников? Ответ – можно. Один автор, Черемушкин В. В., создал превосходный видеокурс по программированию на Action Script (http://www.nd.ru/prod.asp?razd=descr&prod=macromedia_flash_mx). Его оболочка по своим функциональным возможностям почти ничем не уступает профессиональному оформлению от TeachPro (рис. 12).

pic

Рис. 12. Видеокурс по программированию на Action Script (http://www.nd.ru/prod.asp?razd=descr&prod=macromedia_flash_mx).

Готовые шаблоны Adobe Flash CS3
Последние версии Flash’a содержат готовые шаблоны интерактивных тестов (рис. 13).

pic

Рис. 13. Готовые шаблоны тестов Adobe Flash CS3.

Для того, чтобы их использовать, достаточно просто заполнить текстовые блоки. Поддерживаются следующие разновидности тестов:

Правда или ложь. Пользователь может делать альтернативный выбор, отвечая на вопрос.
Множественный выбор. Предлагается несколько вопросов, причем правильных ответов может быть несколько.
Ввод ответа. Пользователь может вводить ответ в текстовое поле.
Перетаскивание и отпускание (Drag And Drop). Выводится несколько объектов, которые нужно разместить в правильном порядке, на определенных для них областях. Перетаскивание осуществляется при помощи мыши. Один из самых наглядных вариантов может применяться для проведения тестов на логику (или IQ- тестов).
Горячие области. Пользователь должен щелкать мышкой по различным областям в определенном порядке.
Горячие объекты. В отличие от предыдущего случая здесь выбираются отдельные объекты.

Совокупность готовых разновидностей может быть дополнена собственными методиками. Впрочем, предложенных вариантов вполне достаточно для того, чтобы перевести в электронную форму наиболее распространенные тесты.

Macromedia Authorware для любителей блок-схем
Когда я учился в школе, почему-то все учителя информатики, которые вели у нас занятия, обожали рисовать блок-схемы. Даже простейшая программка с выводом текста на печать обязательно сопровождалась простейшей, но схемой.

Специально для любителей блок-схем компания Macromedia разработала продукт, в котором любое создаваемое мультимедийное приложение обязательно имеет разветвленную блок-схему (рис. 14).

pic

Рис. 14. Пакет Macromedia Authorware.

Чем отличается Macromedia Authorware от того же самого Flash’a? Что в нем можно сделать такого, чего не может Flash? В официальных релизах неоднократно писалось, что Authorware – это мощный пакет для интеграции видео, аудио и графических материалов в единый комплекс, это средство разработки приложений для Интернета и локального использования. Но то же самое можно сказать и про Flash. Немного покопавшись в самой программе, можно все же выделить следующие различия:

• Authorware – это пакет, ориентированный на электронное обучение (e-learning). Его задача – максимально быстро и эффективно помочь преподавателю подготовить обучающие материалы (тесты, презентации, интерактивные приложения). Он содержит большое количество мастеров и средств, позволяющих визуализировать процесс программирования.
• Создание анимации – это далеко не первоочередная задача данного пакета. Напротив, необходимые flash-ролики лучше всего импортировать.
• Интерфейс приложений, разработанных с помощью Authorware, больше напоминает десктопный. Это придает строгость презентациям, но вместе с тем делает их более архаичными.
• Блок-схемы – это другое мышление, другой подход к разработке медиаприложений. Он может нравиться или нет, но они основа всего Authorware.

Последней версией пакета стала Macromedia Authorware 7. После продажи всех разработок компании Adobe пакет стал называться Adobe Authorware 7. В августе 2007 года Adobe объявили, что больше этот пакет разрабатываться не будет (http://www.adobe.com/products/authorware/productinfo/faq/eod/). Однако последняя версия Authorware 7 пока еще доступна для приобретения.
Для справки. Помочь осваивать программу Macromedia Authorware поможет книга Гультяева А. «Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных курсов». Приобрести ее можно здесь: http://www.ozon.ru/context/detail/id/1212984/

Macromedia Director – попытка добавить третье измерение
Macromedia Director – еще одна разработка воистину инновационной компании Macromedia. В этом пакете была сделана попытка добавить третье измерение в программу Macromedia Flash – та же самая графика, та же самая анимация, но в формате 3D (рис. 15).

pic

Рис. 15. Пакет Macromedia Director MX 2004.

Встроенный скриптовый язык программирования Lingo, поддержка трехмерных структур предоставляли возможность делать игры, интерактивные обучающие системы уже в трехмерном виде.

К сожалению, не слишком большая известность этого пакета (на фоне феноменально успешного Flash’a) также вынудила компанию Adobe прекратить разработку этого продукта. Новые версии не разрабатываются, а последний пакет Adobe Director MX 2004 (10) пока еще можно скачать с официального сайта (http://www.adobe.com/products/director/).

Для справки. Быстро научиться работать с мультимедийным пакетом Macromedia Director поможет мультимедйиный курс от TeachPro «Macromedia Director MX 2004» (http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=4140&cr=2).

Microsoft Power Point (2003-2007) – да пребудет с нами сила точки!
Тысячи бизнесменов, руководителей, экспертов и аналитиков ежедневно собираются по всему миру в конференц-залах, бизнес-холлах и переговорных, приглушают свет, включают ноутбуки, проекторы и… Запускают файлы «Presentation.pps», иногда даже «Presentation.ppt» (а потом F5) и начинают рассказывать, докладывать, объяснять. Мелькают графики, диаграммы роста, фотографии, заголовки, эмблемы, логотипы, брэнды и слоганы. Слушатели смотрят, вникают, читают, зевают (бывает и такое), а затем от души хлопают в ладоши.
Оставим мир большого бизнеса. Вернемся к обучению. Человек, а особенно ребенок (или студент, а бывают и студенты – дети), так устроен, что чем лучше сто раз услышать, лучше один раз увидеть. Что может предложить Power Point? Последняя версия пакета Microsoft Power Point 2007 содержит еще более удобные, доступные и наглядные инструменты создания презентаций (рис. 16).

pic

Рис. 16. Пакет Microsoft Power Point 2007.

Повсеместная распространенность Microsoft Office привела к тому, что современные школьники даже младших классов уверенно создают презентации. Феномен Power Point приводит к появлению новых терминов, когда мировоззрение характеризуют «мышлением в стиле PowerPont». Психологи полагают, что возможность визуального представления любой, даже некорректной информации способствует формированию «ложно-аналитического мышления» (http://www.computerra.ru/focus/320094/).

Так это или нет, но факт есть – Power Point становится все более распространенным и в нашей стране, а даже простая смена картинок способна весьма оживить любой урок. По-видимому, самым важным при создании презентаций, особенно обучающего характера, является подбор информации, а также способы ее представления.

Может ли применяться Power Point в качестве инструмента дистанционного обучения? Он может применяться в качестве средства демонстрации картинок, но для более серьезного взаимодействия с пользователем следует использовать другие решения.

Дистанционное обучение бывает разным – это может быть просто текст с возможностью сдачи экзаменов по нему, это может быть система видеокурсов, это может быть самый продвинутый интерактивный интерфейс. Однако самое главное, что следует понимать – для дистанционного обучения гораздо более важен вопрос, чему учить, чем вопрос, каким образом.

Для справки. Университет University of South Africa первым стал предлагать дистанционные курсы в 1946 году. Крупнейший британский так называемый открытый университет был основан в 1969 году. В те времена вообще не было Интернета, Macromedia Flash и даже Microsoft Power Point.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте