Интервью с генеральным директором Агентства «Узархив»
15 апреля 2008
Рубрика: Новости.
Автор: УзА, Назокат Усманова.

pic

Под руководством Президента Ислама Каримова в стране уделяется особое внимание эффективному использованию архивных документов в возрождении, сохранении национального наследия, объективном изучении истории Родины. Важным руководством к действию здесь служит принятый 15 апреля 1999 года Закон Республики Узбекистан «Об архивах».

Об этом генеральный директор Агентства «Узархив» при Кабинете Министров Республики Узбекистан Абдушукур Абдуллаев рассказал корреспонденту УзА:

— В нашей стране в годы независимости архивное дело обогатилось новым смыслом и содержанием, поднявшись на более высокий уровень. Принятие по инициативе Президента Ислама Каримова Закона «Об архивах» стало позитивным поворотом в деятельности архивов нашей страны. Национальный архивный фонд объединяет все архивные фонды, отражающие материальную и духовную жизнь нашего народа. Он состоит из государственных и негосударственных архивных фондов.

В законе в качестве полномочного органа управления архивными делами определены агентство «Узархив» и его территориальные управления. Управления непосредственно руководят деятельностью государственных архивов на определенной территории и, независимо от формы собственности, осуществляют методическое руководство над деятельностью всех архивных ведомств.

Ныне наблюдается все более возрастающая потребность населения в информации. Об этом свидетельствует и рост количества обращений в архивы. В частности, в 2005 году в государственные архивы поступило более 25 тысяч, а в 2007 году – свыше 50 тысяч обращений. Вместе с тем за последние три года в полтора раза увеличилось и число лиц, проводящих исследования на основе архивных сведений.

В соответствии с вышеназванным законом, в нашей стране граждане также могут сдать свои личные документы в государственные архивы, музеи и библиотеки для постоянного или депозитарного хранения. При этом соответствующая оплата осуществляется на основе договорного соглашения. Следует подчеркнуть, если документы, сдаваемые в государственный архив гражданином, имеют историческую, духовную, научную или культурную ценность, они оформляются в качестве личного фонда и с них не взимаются связанные с хранением платежи. А в случае сдачи чрезвычайно ценного или имеющего особую значимость документа архив может выплатить определенную сумму самому гражданину.

Каждый человек, желающий ознакомиться с каким-либо архивным документом, снять его копию или выписку, может обратиться в архив. Основные требования, предъявляемые по использованию архивных документов, установлены законом. Граждане нашей страны, а также иностранные граждане и лица без гражданства пользуются архивными документами государственного архивного фонда в установленном законом порядке. Документы негосударственных архивных фондов, в том числе архивы физических лиц, хранящиеся в качестве личной собственности, могут быть предоставлены для использования юридическими и физическими лицами с разрешения владельцев фондов.

В государственные архивы можно обратиться в письменной и устной форме. Налажено и оказание интерактивных услуг, благодаря которым не обязательно идти в архив, а сидя дома или в офисе, можно обратиться с интересующим вопросом по электронному адресу, указанному на веб-сайте нашего агентства. В настоящее время по данному виду услуг предоставляются консультации. Выписки из архивных справок и документов отправляются и по почте.

Начиная с февраля текущего года налажена отправка официальных обращений агентства с электронной цифровой подписью. Данный опыт также внедряется в территориальных управлениях архивного дела. В скором времени переписка в системе агентства будет полностью переведена на этот метод.

В соответствии с Законом «Об архивах» налажено оказание архивных услуг с выездом на места. Соответствующие специалисты государственных архивов, посещая организации и учреждения, предоставляют рекомендации по научно-технической обработке документов, составлению номенклатуры подшивок, в необходимых случаях оказывают другие отдельные услуги. С 2007 года на базе центральных государственных архивов организованы специальные учебные курсы по архивному делу и делопроизводству, повышению квалификации сотрудников. Только в течение прошлого года представители более 400 организаций были привлечены на данные учебные курсы с применением современных обучающих средств и программ.

На базе центрального государственного архива научно-технических и медицинских документов организована группа по проведению генеологических исследований. Она занимается разработкой семейных и фамильных родословных. До конца этого года намечается внедрение совершенно нового вида услуг в деятельности наших архивов – создание электронной версии документов организаций и учреждений.

В настоящее время осуществляется определенная работа по решению таких актуальных задач, как обеспечение сохранения в надлежащем состоянии и в рамках установленных требований документов Национального архивного фонда, внедрение в архивах современных информационных и архивных технологий, обеспечение сферы молодыми, талантливыми и инициативными специалистами, повышение квалификации и переподготовка кадров, дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы сферы.

Совместно с Ташкентским университетом информационных технологий разработана установка по созданию электронных копий чрезвычайно ценных документов. С ее помощью намечено оснащение трех центральных государственных архивов, государственного архива города Ташкента и области. В целях обеспечения краткосрочного повышения квалификации специалистов сферы на базе веб-сайта агентства разрабатывается система дистанционного обучения.
Архив – это зеркало истории. Следовательно, нашим долгом является обеспечение безупречного сохранения архивных документов для грядущих поколений.

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте