Предполагаемый закон «Об Интернете» для стран СНГ
22 апреля 2008
Рубрика: Интернет и сети.
Автор: .

pic

На РИФе в секции «Управление использованием интернета: положение в России и международный опыт» среди докладчиков прозвучал рассказ о разработке общего для стран СНГ закон «об Интернете». Докладчик — Хохлов Юрий Евгеньевич, председатель совета директоров Института развития информационного общества http://www.iis.ru. Предлагаю краткий пересказ его презентации, так как разработка, после одобрения всеми участниками сообщества, коснется и Узбекистана.

Проект модельного закона СНГ «Об Интернете» разработан по заданию Межпарламентской ассамблеи СНГ. Исполнитель работ — Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК). Соисполнитель работ — Институт развития информационного общества. Для работы над проектом были привлечены эксперты в различных отраслях права, ИКТ и развития информационного общества. Работы выполнялись в два этапа: сравнительный анализ законодательства стран-участниц СНГ и разработка модельного закона. Во время работы было изучено более 130 законов, регулирующих правовые отношения, возникающие при использовании Интернета, исследовалось законодательство 12 стран Содружества Независимых Государств.

Анализ показал, что страны СНГ не имеют всеобъемлющего закона «об Интернете». В ряде стран СНГ слово «Интернет» в законодательстве даже не упоминается (вопросы регулирования Интернет рассматриваются в концепциях, стратегиях, правительственных постановлениях и различных положениях)

Отсутствие законодательства имеет разные последствия:
• в некоторых странах отсутствие законодательства позволяет Интернету развиваться без вмешательства органов власти;
• в некоторых странах отсутствие законодательства, регулирующего Интернет, предоставляет свободу действий органам власти, где чиновники произвольно и противоречиво решают, что разрешено, а что запрещено.
• В некоторых странах Интернет является предметом избыточного правительственного регулирования, цель дальнейшей гармонизации законодательства в сфере Интернета будет заключаться в освобождении от этих ограничений. Для некоторых стран «регулирующий» закон позволит упорядочить правоотношения, возникающие в сфере использования Интернета
• Наиболее действенным механизмом развития Интернета является саморегулирование как способ регламентации сетевых отношений, что позволяет установить правила удовлетворяющие Интернет-сообщество и ограничить государственное вмешательство на уровне разумной достаточности

Для гармонизации законодательства каждая страна должна применительно к своей ситуации максимально использовать принципы, выраженные мировым сообществом, выраженные в следующих документах:
– Окинавская хартия глобального информационного общества, саммит G-8, июль, 2000
– Женевская Декларация принципов Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам развития информационного общества (2003)
– Женевский план действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам развития информационного общества (2003)
– Тунисское обязательство Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (2005)
– Тунисская программа для информационного общества Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (2005)
– Решения и рекомендации Глобального форума по управлению Интернетом

Модельный закон состоит из 4 глав:

• Первая глава посвящена общим положениям, сфере действия закона, основным терминам, используемым в проекте:
Указаны субъекты процессов регулирования Интернета, отражена необходимость участия всех сторон: государства, пользователей, операторов услуг Интернета.
• Вторая глава посвящена принципам регулирования правоотношений, связанных с Интернетом. Определяются основные процессы и требования к осуществлению регулирования Интернета, рассмотрены обязательства государства по развитию Интернета и обеспечению открытого и недискриминационного доступа.
• Третья глава устанавливает права и обязанности всех участников процесса регулирования, задает основные направления регулирования Интернета
В главе определяются принципы и направления международного сотрудничества в регулировании Интернета, разрешаются основные проблемные вопросы, присущие правоотношениям, связанным с Интернетом, вопросы определения места и времени совершения деяния
• Четвертая глава посвящена заключительным положениям, определяющим статус модельного закона, как рекомендательного акта

Проект модельного закона устанавливает следующие термины и определения:

Интернет – глобальная информационно-телекоммуникационная сеть, связывающая информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанном на использовании Интернет-протокола (Internet protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP).
Управление Интернетом – разработка и применение правительствами, предприятиями частного сектора и организациями гражданского общества согласованных принципов, правовых норм, организационных правил и технических процедур принятия решений, регулирующих развитие Интернета и его использование.
Доменное имя (в Интернете) — символьное обозначение, зарегистрированное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имён (Domain Name System, DNS).
Сайт (в Интернете) – совокупность информации и программного обеспечения, содержащихся в информационной системе, которая обеспечивает доступность такой информации в Интернете по определённым сетевым адресам.
Оператор услуг Интернета – лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению пользователей доступом в Интернет и (или) иными услугами, оказываемыми с использованием Интернет-технологий.
Уполномоченный орган (в области Интернета) – орган государственной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и использования Интернета.

Последствия для Российской Федерации

• Необходимость внесения в действующее законодательство ряда новых понятий, определенных в модельном законе
• Законодательное закрепление действующей ситуации в области управления Интернетом в Российской Федерации на основе партнерства основных заинтересованных сторон: государства, бизнеса и гражданского общества
• Обязательства государства по содействию развития Интернета и обеспечению доступа к нему
• Основные направления регулирования Интернета и полномочия основных заинтересованных сторон: государства, бизнеса и гражданского общества

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В Одноклассники
ВКонтакте