Информация, которая всегда под рукой
9 мая 2008
Рубрика: Статьи, присланные на конкурс.
Автор: Эльвира Сулейманова.

Сегодня сотовый телефон перестал быть атрибутом роскоши, и его можно встретить практически у каждого, благо богатый ассортимент моделей позволяет всем желающим выбрать себе аппарат если не по вкусу, то хотя бы по карману. Постепенно мобильный телефон перестает быть просто средством связи. На рынке услуг появляются новые виды цифровых товаров, в частности «мобильный контент».

Мобильная современность

Мобильный контент – это содержательное наполнение информационного ресурса, адресованное владельцам мобильных устройств. Как правило, речь идет о разнообразной цифровой информации, специальным образом адаптированной и изготовленной, с учетом технических возможностей мобильных устройств и ограничений каналов беспроводного доступа. Мобильные устройства имеют ограниченный объем доступной памяти и небольшой экран, а скорость передачи данных в беспроводных каналах создает необходимость ограничения объема разовой передачи данных до 1-4 Кб. В качестве мобильного контента в настоящее время чаще всего выступают текстовые файлы, цифровые изображения, музыкальные и видеофайлы. При разработке мобильного контента следует учитывать, что не все форматы файлов поддерживаются всеми мобильными устройствами (к примеру, формат mp3, mp4). С развитием информационных технологий мобильные устройства получают все больше возможностей (уже сегодня доступны флэш-карты объемом до 2Гб), растут скорости и надежность передачи данных в каналах беспроводного доступа, что до некоторой степени позволяет стереть грань между мобильным и цифровым контентом.

Типовая цепочка реализации мобильного контента в нашей стране выглядит следующим образом:

pic

Наиболее крупными контент-провайдерами республики являются Inform Mobil Tashkent (immo.uz) и Nikita Mobile (nikita.uz). В основном мобильный контент в Узбекистане представлен в виде развлекательных sms-викторин и различных sms-сервисов.

Однако контент-провайдер не единственный доступный источник информации, получаемой на мобильный телефон. Возможна и другая схема:

pic

Возможность доступа к сети Интернет посредством мобильных устройств открывает широкие возможности предоставления мобильного контента.

Цена вопроса

Для доступа к Интернету непосредственно с сотового телефона необходимо наличие поддержки в телефоне протокола WAP (Wireless Application Protocol – протокол беспроводного доступа к сети Интернет) и поддержка оператором сотовой связи технологии пакетной передачи данных GPRS (General Packet Radio Service) на сетях GSM (Global System for Mobile Communications) или стандарт CDMA2000 1X EV-DO (EVolution Data Only) в сетях «третьего поколения» 3G. На сегодняшний день непосредственный доступ к сети Интернет с мобильного телефона предоставляют сотовые операторы MTS (www.mts.uz), Unitel (www.beeline.uz, ТМ «Билайн») и Perfectum Mobile (www.cdma.uz). Однако уровень цен на доступ к сети Интернет по протоколу WAP остается достаточно высоким.

pic

Более низкая стоимость на услуги от Perfectum Mobile объясняется использованием более дешевой и современной технологии.

Использование мобильного Интернета позволяет объединять все преимущества многочисленных интернет-сервисов с дешевизной и мобильностью устройств сотовой связи. Возможность мобильного доступа к ресурсам сети Интернет позволяет говорить о таких новых сферах информационных технологий, как мобильная коммерция и мобильный банкинг (управление банковским счетом посредством мобильного телефона).

Грядущая WAPомания

Каждая уважающая себя компания имеет веб-представительство. Многие компании уже сегодня используют Интернет не только как средство обратного взаимодействия с пользователем и способ организации круглосуточной информационно-справочной системы, но и как инструмент организации бизнес-процессов (в частности, электронной коммерции). Однако мировые тенденции развития информационных технологий позволяют утверждать, что количество абонентов мобильной связи растет гораздо быстрее количества стационарных пользователей сети Интернет. Это легко объясняется более дешевым оборудованием доступа к сети и действительной мобильностью устройств. Так, если в ноябре 2005 года в нашей республике был зафиксирован первый миллионный абонент сотовой связи, то на 1 марта 2008 года уровень проникновения сотовой связи в Узбекистане уже составил 25,4% , а количество абонентов превысило 6874 тысячи человек. В то время как уровень проникновения сети Интернет остается порядка 12%, что составляет примерно 80 пользователей на 1000 жителей республики . А значит, в скором времени WAP-представительство станет таким же обычном делом как корпоративный сайт.

Что нам стоит сайт построить?

Развитию мобильного Интернета в нашей стране мешают не только высокий уровень цен на доступ к сети Интернет по протоколу WAP, но и недостаточная квалификация среднестатистического создателя интернет-ресурса. Первую проблему по силам решить только сотовым операторам, устанавливающим свою ценовую политику. Вторая проблема в случае традиционных веб-ресурсов решается за счет существования многочисленных CMS (Content Management System – система управления контентом), с помощью которых любой желающий, не обладая знаниями в веб-программировании, может за считанные минуты создать свой сайт, реализовав тем самым свой творческий потенциал и подарив миру новую идею (например, с помощью таких бесплатных CMS, как Drupal, Oscommerce, Joomla, WordPress или платной CMS «Битрикс»).

Разработка удобного и доступного обычному пользователю инструментария для создания WAP-сайтов, адаптированных к специфике канала беспроводной связи и особенностям устройств доступа, откроет новые возможности создания мобильных сервисов и даст толчок к развитию мобильного контента.

На сегодняшний день существует немалое количество редакторов, помогающих разрабатывать WAP-приложения на языке WML (Wireless Markup Language — «язык беспроводной разметки»).

Одним из таких редакторов является WML Edit Lite:

pic

Особенности программы:
• распространение на бесплатной основе
• простота и удобство работы
• русскоязычный и англоязычный интерфейс
• подробная справка по языку программирования WML;
• малый размер
• интуитивно понятный интерфейс
• встроенный перекодировщик.

DotWAP – маленький бесплатный редактор для создания своих сайтов без знания WML.

pic

Программа обладает встроенным WAP-эмулятором и WBMP-конвертером, а также дает возможность создавать бесплатный WAP-аккаунт на сервере Tag Tag и закачивать туда свои страницы.

Другой полностью бесплатный редактор Wap Editor Pro:

pic

К особенностям программы относятся:
• подробная справка по WML
• подсветка синтаксиса
• приятное оформление
• проверка кода на ошибки
• программа полностью бесплатна
• полностью русскоязычный интерфейс
• маленький размер
• реализован Drag-and-Drop для *.wml файлов
• простота и удобство работы
• перекодирование ANSI в UTF-8
• WAP-эмулятор (правильное отображение)
• специальные инструменты для работы с *.wml.

Количество существующих разнообразных редакторов WML-кода исчисляется десятками. Но преимущество CMS не столько в помощи написания кода, сколько в упрощении администрирования информации. Для HTML-страниц наиболее популярными являются редакторы Macromedia Dreamweaver и Homesite. Они также позволяют с легкостью создать html-структуру сайта, но для изменения контента придется снова и снова лезть в исходный код страницы. Это значительно усложняет администрирование сайта.

Многие современные CMS предлагают модули для создания WAP-версий сайта. Так как внешнее оформление полностью отделено от содержимого, чаще всего WAP-версия реализуется в виде упрощенной темы. Такие сайты строятся на основе обычной HTML-разметки и не все мобильные браузеры смогут корректно обработать страницу.

Мобильный контент – целая, еще практически не освоенная отрасль, причем не только в Узбекистане. Бурное развитие этой сферы в странах СНГ еще только начинается. Однако объем рынка дополнительных услуг мобильной связи в России уже составляет $2,75 млрд, в Украине — $500 млн , а в Казахстане — порядка $120 млн4.

Так как лидеры российского рынка MTC и «Билайн» пришли на рынок сотовой связи в Узбекистане, можно предположить скорый рост рынка мобильного контента и в нашей стране.

Автор: Сулейманова Эльвира Ринатовна, магистрант 2 курса ТУИТ

Информация о конкурсе http://infocom.uz/more.php?id=3385_0_1_0_M

1 По данным государственной комиссии по радиочастотам Республики Узбекистан
2 По данным Узбекского Агентства Связи и Информатизации
3 По отчету аналитической компании Comnews Research
4 По оценкам iKS-Consulting

pic

Orphus system
Подписывайтесь на канал infoCOM.UZ в Telegram, чтобы первыми узнавать об ИКТ новостях Узбекистана
В Telegram
В WhatsApp
В Одноклассники
ВКонтакте